Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10112

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре МПБ и ПБ ГО обязательно развертывание хозяйственных подразделений и пищеблока, а при создании их на базе ЦГБ (ЦРБ) и морга.

МПБ и ПБ ГО, при необходимости, выставляют при въезде в больницу временный распределительный пост (ВРП), в составе фельдшера и 2-3 сандружинниц, с которого больные направляются в приемно-сортирочное отделение (где оборудуется и отделение специальной обработки), либо непосредственно в лечебно-диагностические отделения больниц.

При развертывании больниц ГО на базе существующих ЛПУ следует предусмотреть, при необходимости, использование под палаты рекреаций и подсобных помещений, а, в крайнем случае, использование под больницы общественных зданий круглогодичного функционирования (школы, детские сады, клубы и т.п.) из расчета не менее 3 м² на одну койку.

В целях приема (отправки) и временного размещения пораженных и больных, эвакуируемых различными видами транспорта, на вокзалах, пристанях, аэропортах необходимо предусмотреть развертывание эвакуационных приемников (ЭП). Они включают в себя сортировочно-эвакуационное, хозяйственное отделения и перевязочную для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему (пораженному) населению. Развертывание ЭП возлагается на ведомственные медицинские службы, а при их отсутствии – на муниципальное здравоохранение.

Станция (подстанции) скорой медицинской помощи, как учреждение с входящими в его состав бригадами, работают в особый период по своему прямому предназначению, а при осуществлении эвакуации населения категорированных городов в загородную зону выполняют задачи по ее медицинскому обеспечению. После завершения этого мероприятия бригады эвакуируются в загородную зону, оставляя часть из них в категорированном городе для медицинского обеспечения персонала работающих смен предприятий.

ЦГиЭ в структуре ГОЗ включены в состав Сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) и помимо мобильных формирований санитарно-эпидемиологического профиля, создают головные и низовые лаборатории СНЛК (бактериологические, радиологические и санитарно-токсикологические).

Головные лаборатории СНЛК, как правило, создаются на базе ЦГиЭ, а низовые – на базе его филиалов, работающих на территории субъекта РФ.

Головные лаборатории являются подразделениями повышенной готовности (со сроком готовности 6-8 часов) и осуществляют:

- установление вида примененных БС (бактерий, вирусов, риккетсий, грибков, токсинов) в пробах, отобранных из объектов внешней среды, а также в материалах от больных и трупов людей (специфическая индикация);

- количественное определение токсических веществ в продуктах питания, пищевом сырье, питьевой воде, на медикаментах и медицинском имуществе в подведомственных здравоохранению объектах;

- санитарную экспертизу продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, зараженных РВ, АОХВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их для использования населением;


- сбор, обобщение и анализ информации о заражении РВ, АОХВ и БС продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды;

- санитарный надзор на обслуживаемой территории и ведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения;

- определение уровней радиоактивного загрязнения местности;

- участие в выработке рекомендаций по обеспечению режима защиты и поведения населения в очагах заражения РВ, АОХВ и БС;

- разработку нормативных документов и ведение методического руководства низовыми лабораториями;

- подготовку (переподготовку) специалистов лабораторий.

Низовые лаборатории осуществляют:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории с отбором проб из объектов внешней среды и доставкой их в головную лабораторию для специфической индикации БС;

- лабораторный контроль зараженности БС (в том числе и особо-опасными инфекциями) продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды на объектах здравоохранения;

- отбор проб продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, зараженных РВ, АОХВ, БС и доставка их в головные лаборатории для лабораторных исследований;

- определение уровней радиоактивного загрязнения местности.

Для обеспечения непрерывности и устойчивости функционирования СНЛК, главным государственным санитарным врачом субъекта РФ совместно с главным врачом ФГУЗ «ЦГиЭ» в субъекте РФ определяются дублеры головных лабораторий из числа филиалов ЦГиЭ, способных при осложнении обстановки взять на себя функции руководства службой.

Все формирования и учреждения, входящие в структуру ГОЗ, независимо от выполняемых задач обязаны иметь:

- список персонала, в том числе по структурным отделениям;

- схемы оповещения и сбора персонала в рабочее и нерабочее время;

- схему развертывания структурных подразделений;

- план эвакуации в загородную зону (для УЗ категорированных городов) и схемы маршрутов движения в загородную зону;

- схему организации связи и взаимодействия с органами управления, формированиями и учреждениями ГОЗ, расположенными в пределах ЛЭН, ведомственными медицинскими службами, другими службами ГОЧС территорий и организациями, обеспечивающими устойчивость функционирования формирований и учреждений ГОЗ при возникновении ЧС;

- функциональные обязанности для персонала всех категорий;

- инструкции, журналы регистрации и справочные материалы.

6.2. Медицинское обеспечение эвакуации населения

в системе гражданской обороны


В связи с изменениями концепции ведения войн, произошедшими в последние десятилетия, и переносом акцента с использования ядерного на высокоточное оружие и оружие, основанное на новых физических принципах, вероятность значительного разрушения жилищного фонда и массового поражения мирного населения снижается. Применение высокоточного оружия направлено, прежде всего, на промышленные и военные объекты. Однако гибель части гражданского населения при этом все же неизбежна (например, в Югославии соотношение погибших военных и гражданских лиц составило 1:15). Поэтому равноценной альтернативы эвакуации населения, проживающего как в категорированных городах, так и вблизи потенциально опасных, в плане разрушения, объектов экономики, как способа его защиты, не существует. Отсюда важная роль в процессе организации эвакуации населения в загородную зону (ЗЗ) отводится медицинскому обеспечению этих мероприятий.


Опыт локальных войн и военных конфликтов свидетельствует, что при разрушении крупных городов, за их границами возможна концентрация не только «организованного» эвакуируемого населения, но и больших по численности групп вынужденных переселенцев, прибывающих в результате стихийной миграции и не имеющих крова, продуктов питания и предметов первой необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Проживание такого контингента (в основном старики, женщины и дети) в местах временного расселения может принять долговременный характер.

Медицинское обеспечение этого контингента в начальный период предусмотрено, согласно федеральному закону «О гражданской обороне», в виде экстренных медицинских мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения и включает оказание первой медицинской помощи раненым и больным с их последующей, при необходимости, эвакуацией в ЛПУ, обеспечением медикаментами и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах временного расселения. В дальнейшем медицинское обеспечение эвакуированного населения (в том числе и беженцев) должно строиться на долговременной основе в соответствии с действующим в стране принципом медицинского обслуживания по месту жительства.

Приводим определение и сущность основных понятий, используемых при изложении настоящего раздела.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов с целью последующего размещения, проживания его в загородной зоне и организации в ней трудовой деятельности.

Рассредоточение населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в условиях особого периода.

Загородная зона – территория, в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений от воздействия современных средств боевого поражения, вне очагов радиоактивного химического или биологического поражения, за пределами зон катастрофического затопления и заблаговременно подготовленная для размещения, проживания, первоочередного жизнеобеспечения, организации трудовой деятельности эвакуируемого населения и персонала объектов социально-экономической сферы.

Эвакуация сопровождается массовым перемещением людей, что обусловливает возможность возникновения у них заболеваний, травм, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и, следовательно, необходимость всестороннего медицинского обеспечения этого мероприятия. Кроме того, большое значение должно придаваться организации эвакуации УЗ из категорированных городов и медицинскому обеспечению рассредоточиваемого персонала работающих смен предприятий, продолжающих свое функционирование в городах в военное время.


Непосредственное осуществление мероприятий по организации подготовки и проведению эвакуации населения и материальных ценностей возложено на эвакуационные органы (эвакуационные комиссии – ЭК) территорий, которые работают под руководством органов исполнительной власти различных уровней и во взаимодействии с управлениями МЧС России. В состав ЭК обязательно включается представитель здравоохранения, который организовывает проведение медицинского обеспечения эвакуируемого населения и порядок проведения эвакуации УЗ.

Медицинское обеспечение эвакуации населения:

- организуется по территориально-производственному принципу и возложено на руководителей органов управления здравоохранением (начальников ГОЗ) муниципальных образований субъекта РФ;

- включает проведение организационных, лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим или получившим в ходе эвакуации травмы, а также на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

При проведении эвакуационных мероприятий на ГОЗ возлагаются следующие задачи:

- организация медицинского обеспечения населения в процессе эвакуации и в местах его расселения;

- вывод формирований ГОЗ в ЗЗ;

- эвакуация УЗ из категорированных городов в ЗЗ;

- организация лечения нетранспортабельных больных;

- развертывание коечного фонда в ЗЗ за счет эвакуированных больниц;

- организация медицинского обеспечения рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время;

- защита персонала УЗ и больных от поражающих факторов современных средств ведения боевых действий.

Для решения указанных задач проводятся следующие мероприятия:

- развертывание и организация работы медицинских пунктов (МП) в целях оказания неотложной медицинской помощи раненым и больным из числа эвакуируемых на сборных эвакуационных пунктах (СЭП), пунктах посадки (ПП), на маршрутах эвакуации, промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ), пунктах высадки (ПВ), приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и в местах расселения населения;

- осуществление санитарно-эпидемического надзора и контроля за проведением эвакуационных мероприятий, санитарно-гигиеническим состоянием мест размещения эвакуированного населения, организацией его питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания, как в ходе эвакуации, так и в местах расселения;

- медицинское обеспечение нетранспортабельных больных, размещенных в защищенных стационарах ЛПУ категорированных городов;

- организация работы МП на объектах экономики, продолжающих свою деятельность в особый период, в целях медицинского обеспечения персонала работающих смен;


- непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, активное выявление инфекционных больных, их изоляция, лечение и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

- снабжение МП на путях эвакуации и УЗ, привлекаемых для медицинского обеспечения населения в ходе его эвакуации, необходимым медицинским имуществом;

- эвакуация медицинского персонала, членов их семей, транспортабельных больных, медицинского имущества и оборудования УЗ категорированных городов.

Успешное выполнение задач по медицинскому обеспечению эвакуационных мероприятий достигается заблаговременным четким планированием. Для его осуществления штабы ГОЧС органов управления и учреждений здравоохранения должны располагать определенными исходными данными, которые получают от территориального органа управления МЧС России. Исходные данные включают в себя:

- численность эвакуируемого населения (в том числе количество детей и детских учреждений) в целом по категорированному городу и отдельно по его административным округам;

- количество, места расположения и пропускную способность СЭП;

- маршруты и способы эвакуации населения;

- места расположения ПП и количество эвакуируемого населения в каждой автоколонне (железнодорожном составе, теплоходе и т.п.);

- дислокацию ППЭ и ПВ;

- районы расселения и численность подлежащего расселению населения.

На основании полученных сведений органы управления здравоохранением определяют потребность в различных категориях медицинского персонала, в медицинских средствах и санитарном транспорте для обслуживания населения на путях эвакуации.

Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется на СЭП, ПП, в пути следования, на ППЭ, в местах больших и малых привалов, в ПВ и в местах расселения населения. Организация медицинского обеспечения на СЭП, ПП возлагается на начальника ГОЗ категорированного города, а в пути следования, на ППЭ, ПВ, эвако-приемных пунктах и местах расселения – на начальника ГОЗ соответствующего сельского района ЗЗ.

На СЭП и ПП в специально выделенных помещениях развертываются МП, работающие круглосуточно до окончания эвакуации.

На ПП, организуемых на железнодорожных станциях, морских и речных вокзалах (пристанях), крупных аэропортах, МП оснащаются, как правило, за счет сил и средств ведомственных медицинских служб.

На медицинские пункты, создаваемые при СЭП и ПП выделяется медицинский персонал из расчета: 2 средних медицинских работника, 1 санитарка, 1 дезинфектор в смену. В отдельных случаях предусматривается выделение врача. Для доставки в ближайший медицинский стационар остро заболевших и лиц, получивших в ходе эвакуации травмы, а также престарелых граждан и детей с матерьми, МП оснащается санитарным автомобилем с врачебной (фельдшерской) бригадой (рис. 10).