Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 11146
Скачиваний: 12
Рассматривая терроризм как явление, следует отметить ту ситуацию, при которой больница по разным причинам (криминогенным, политическим и военным) может оказаться захваченной террористами или вооруженными бандформированиями. В этих случаях медицинский персонал должен быть подготовлен к таким инцидентам заранее, знать и уметь применять на практике рекомендации по поведению заложников. В частности, общими правилами в этих случаях являются:
- находясь внутри помещения, старайтесь расположиться возле капитальных стен здания ближе к окнам и выходам;
- не выделяйтесь своим поведением и внешним видом: не кричите, не требуйте ничего у террористов, не делайте резких движений;
- выполняйте все команды террористов, совершайте только разрешенные ими действия и не смотрите на них в упор;
- психологический настрой должен быть на спасение и понимание того, что помощь придет обязательно;
- при начале активных действий (штурм здания, самолета, вагона и т.п.) необходимо лечь на пол и закрыть голову руками;
- при явной угрозе гибели следует предпринять все возможное для спасения (бегство, прыжок из окна, нанесение поражающего повреждения террористу, завладение его оружием и т.п.).
В ряде случаев, ЛПУ могут оказаться в ЧС, связанных с угрозой взрыва, что обусловливает необходимость проведения экстренной эвакуация больных, персонала и имущества ЛПУ. Тактика действий персонала ЛПУ при возникновении таких ЧС изложена в разделе 3.10. настоящего руководства.
5.9. Структура травм, повреждений и заболеваний у пострадавших
в чрезвычайных ситуациях различного характера
Анализ травматических повреждений нарушений здоровья у пострадавших в различных ЧС позволил разработать “Медико-тактическую классификацию травм, нарушений здоровья и их последствий у пострадавших в чрезвычайных ситуациях”, представленную в табл. 16. Эта классификация включает в себя 9 позиций и 56 видов (в том числе и подвидов) травм и нарушений здоровья, распределение их по механизму воздействия, характеру возникновения, скорости развития, степени тяжести и количеству пострадавших, привлечению сил и средств СМК для ликвидации последствий, исходу и влиянию травм на трудоспособность пострадавших.
Таблица 16
Медико-тактическая классификация травм, нарушений здоровья
и их последствий у пострадавших в чрезвычайных ситуациях
Позиция |
Виды и характер травмы, нарушения здоровья, последствия |
1. По виду травм, нарушению здоровья |
1.1. Механические травмы 1.2.Термические травмы 1.3. Радиационные травмы 1.4. Химические травмы 1.5. Сочетанные травмы 1.6. Комбинированные травмы 1.7. Бактериальные заболевания 1.8. Психоневрологические нарушения 1.9. Соматические нарушения 1.10. Социальные травмы, вследствие социально-политических, социально-экономических и социально-нравственных инцидентов |
2. По механизму воздействия |
2.1. Механические травмы: - растяжения, ушибы, контузии, переломы (закрытые, открытые); - ранения (непроникающие, проникающие); - сотрясения головного мозга, тяжелые черепно-мозговые травмы (закрытые, открытые); - ушибы и разрывы спинного мозга; - синдром длительного раздавливания, шок, отрывы частей тела, разрывы внутренних органов; - повреждения органа зрения и ЛОР-органов. 2.2. Термические травмы: - тепловые усталость, дерматит, обморок, истощение, перегревание (гипертермия), ожоги; - ознобление; холодовой нейроваскулит, переохлаждение (гипотермия), отморожение. 2.3. Радиационные травмы: - лучевая реакция, местные лучевые поражения (дерматит, ожоги, катаракта, эпиляция); - лучевая болезнь (острая и хроническая); - тератогенное действие (выкидыши, смерть новорожденного, умственная отсталость); - в отдаленном периоде – лейкозы, опухоли, генные мутации, хромосомные аберрации. 2.4. Химические травмы: - поражения АОХВ различных токсикологических групп; - групповые (массовые) отравления окисью углерода, выхлопными газами, метаном и другими ОХВ, а также алкоголем и его суррогатами, медикаментами; - в отдаленном периоде – субатрофические изменения дыхательных путей, пищеварительного тракта, гепато- и нефротоксический синдром, дерматиты, генные мутации, тератогенное действие. 2.5. Сочетанные травмы (поражение одним повреждающим фактором различных анатомических областей тела человека): - ушиб грудной клетки и перелом бедра; - торакоабдоминальное ранение; - отморожение кистей рук и стоп; - ожог лица, живота и бедер; - множественные ранения - другие сочетания. 2.6. Комбинированные травмы (поражения разными повреждающими (поражающими) факторами одной или нескольких анатомических областей тела человека). Прогностически они крайне неблагоприятны и требуют участия в лечении специалистов различного профиля. Примерами являются: - травма + ожог + радиационное воздействие; - травма + отморожение; - травма + поражение АОХВ; - травма + соматические + психические нарушения; - другие комбинации. 2.7. Бактериальные заболевания: - вспышечные инфекционные заболевания – пищевые токсикоинфекции (ОКИ, дизентерия, сальмонеллез, псевдотуберкулез и др.); - вирусные инфекции (корь, гепатит, менингит и др.); - особо опасные инфекции (холера, туляремия, сибирская язва и др.). 2.8. Психоневрологические нарушения: - стрессовые и реактивные состояния, ситуационные реакции; - неврастении и неврозы; - психопатии и психозы; - посттравматический стрессовый синдром. 2.9. Соматические нарушения: - отклонения в деятельности кардиореспираторной, пищеварительной, мочевыделительной систем и гуморальной регуляции; - изменения в кроветворении и в органах чувств; - гиповитаминозы, генетические и другие изменения. 2.10. Социальные: - травмы и поражения вследствие террористических актов; - травмы и заболевания вследствие геноцида, этнических чисток и насильственного обнищания населения, пребывания в лагерях смерти и т.п. - травмы и поражения вследствие участия в несанкционированных митингах, шествиях, забастовках и при столкновениях на основе расовой, религиозной, национальной неприязни и т. п. |
3. По характеру возникновения |
3.1. Техногенные 3.2. Биолого-социальные 3.3. Социально-бытовые 3.4. Социально-политические (социально-экономические) 3.5. Социально-нравственные 3.6. Природные 3.7. Экологические 3.8. Террористические |
4. По скорости развития травм, течения заболеваний и их последствий |
4.1. Острые травмы (заболевания). 4.2. Подострые заболевания (нарушения). 4.3. Хронические (вялотекущие) заболевания. 4.4. Рецидивирующие заболевания. 4.5. Отдаленные последствия, осложнения. |
5. По степени тяжести травм, заболеваний и виду лечения |
5.1. Легкие – требующие медицинской помощи на месте ЧС и/или последующего амбулаторного лечения. 5.2. Средней тяжести – требующие амбулаторного или стационарного лечения. 5.3. Тяжелые – требующие стационарного лечения. 5.4. Крайне тяжелые – требующие активных реанимационных мероприятий и стационарного лечения. 5.5. Не совместимые с жизнью – требующие медицинского сопровождения. |
6. По количеству пострадавших |
6.1. Локальные (объектовые) – от 4 до 10 человек. 6.2. Местные (муниципальные) – от 4 до 25 человек. 6.3. Субъектовые (территориальные) – от 25 до 250 чел. 6.4. Региональные (окружные) – от 250 до 500 человек. 6.5. Федеральные – более 500 человек. 6.6. Трансграничные – более 3-5 тыс. человек. |
7. По привлече-нию сил и средств СМК |
7.1. Не требующие привлечения дополнительных сил и средств СМК извне. 7.2. Требующие привлечения дополнительных сил и средств СМК субъектового уровня. 7.3. Требующие привлечения сил и средств СМК федерального уровня. 7.4. Требующие привлечения сил и средств СМК других государств. |
8. По исходу |
8.1. С полным выздоровлением. 8.2. С частичным выздоровлением. 8.3. Приведшие к инвалидности. 8.4. Вызвавшие летальный исход. |
9. По влиянию на трудоспособность пострадавших |
9.1. Не повлиявшие на трудоспособность пострадавшего. 9.2. Повлекшие утрату трудоспособности пострадавшего на срок до 4-х месяцев. 9.3. Ограничившие трудоспособность пострадавшего и требующие перевода его на более легкий труд. 9.4. Повлекшие утрату трудоспособности пострадавшего на срок более 4-месяцев и требующие перевода его на инвалидность. |
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Анализ людских потерь в войнах ХХ века показывает, что наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войну – 48% от общего числа людских потерь.
Это обстоятельство обусловило необходимость создания системы защиты населения на случай войны. Такая система была создана в октябре 1932 г. в виде местной противовоздушной обороны (МПВО), в состав которой входила медико-санитарная служба. В связи с появлением ракетно-ядерного оружия и расширением задач по защите населения в июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба – в медицинскую службу ГО (МСГО).
Но по мере совершенствования средств вооруженной борьбы потери гражданского населения возрастали. Это подтверждают войны в Корее, Вьетнаме, Чечне (1994-1996г.г.) и агрессия Грузии в Южной Осетии (2008 г.), в которых такие потери составляли от 84 до 95-97%..
В конце ХХ века произошел решительный поворот к разработке новых форм и способов ведения вооруженной борьбы. В связи с этим в концепции современных войн решающая роль отводится высокоточному оружию и оружию, основанному на новых физических принципах. Применение такого оружия направлено на разрушение промышленных и военных объектов, что, в определенной степени, снижает потери среди гражданского населения. В то же время, как показывает опыт войны в Югославии, где это оружие применялось, соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.
С учетом указанных обстоятельств, в современных условиях важная роль в системе национальной безопасности отводится мероприятиям ГО, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение социально-экономического потенциала страны и сохранение жизни и здоровья гражданского населения в военное время (в особый период). Медицинское обеспечение населения, пострадавшего в ходе военных действий или вследствие этих действий, возложено на ГО в сфере здравоохранения (ГОЗ). Оно включает в себя проведение комплекса организационных, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, осуществление мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений ГОЗ, а также проведение мероприятий по медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств боевого воздействия.
6.1. Задачи, структура и основы работы
гражданской обороны в сфере здравоохранения
Основными задачами ГО в сфере здравоохранения являются:
1. Оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему в ходе военных действий или вследствие этих действий населению с целью быстрейшего возвращения его к труду, максимального снижения у него инвалидности и летальности.
2. Проведение полного комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах массовых поражений, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а при их развитии – на локализацию, ликвидацию и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Организация снабжения формирований и учреждений ГОЗ медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом.
4. Проведение комплексных мероприятий по защите больных и персонала ГОЗ от воздействия поражающих факторов современного боевого оружия и всевозможных катастроф в военное время.
5. Обеспечение систематической и планомерной подготовки медицинского персонала к выполнению своих обязанностей в особый период.
6. Обучение населения приемам и способам оказания первой помощи пострадавшим, а также правилам их адекватного поведения в особый период.
7. Проведение учета и отчетности, осуществление аналитической деятельности.
Организационно в структуру ГОЗ входят: руководство, органы управления, силы и средства.
Руководство представлено начальниками ГОЗ:
- в Российской Федерации – Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- в субъекте РФ – руководителем органа управления здравоохранением субъекта РФ;
- в городах областного подчинения – руководителями органов управления здравоохранением администрации муниципальных образований или главными врачами центральных городских больниц (ЦГБ);
- в сельских районах – заведующими отделами (управлениями) здравоохранения администрации муниципальных образований или главными врачами центральных районных больниц (ЦРБ);
- в учреждениях здравоохранения (УЗ) и на объектах экономики – соответственно, руководителями УЗ и заведующими здравпунктами (медпунктами) объектов экономики.
Органы управления ГОЗ представлены штабами ГОЧС. Они создаются при соответствующих начальниках ГОЗ, должны находиться в постоянной готовности к решению возложенных задач и обязаны:
- разрабатывать и корректировать План медицинского обеспечения населения территорий на военное время, а в УЗ – План ГО;
- осуществлять специальную подготовку медицинского персонала и медицинскую подготовку населения к действиям в особый период;
- создавать формирования и учреждения ГОЗ в соответствии с планом-заданием и поддерживать их в постоянной готовности;
- создавать, хранить и освежать оперативно-тактический резерв медицинского имущества, объемы которого определяются планом-заданием;
- организовывать взаимодействие с ведомственными медицинскими службами и другими службами ГО территорий;
- создавать надежную систему управления, оповещения и связи;
- разрабатывать вопросы медицинского обеспечения эвакуации и рассредоточения населения;
- отрабатывать вопросы перевода здравоохранения на работу в условиях особого периода;
- совершенствовать организацию и тактику действий сил и средств ГОЗ;
- формировать и совершенствовать систему безопасности функционирования УЗ, в целом, формирований и учреждений ГОЗ, в частности, в условиях особого периода.
Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами ГОЗ в особый период, контроля выполнения мероприятий при переводе на работу в различные степени готовности ГО и обеспечения надежного взаимодействия с другими структурами ГО при штабах ГОЧС создаются оперативные группы, на которые возложены следующие задачи:
1. Установление связи и взаимодействия с:
- Министерством здравоохранения и социального развития РФ, агентствами, входящими в его структуру, федеральными и ведомственными УЗ;
- органами исполнительной власти субъектов РФ и их муниципальных образований;
- руководителями УЗ, дислоцированных на территории;
- МЧС России, его Главным управлением по субъекту РФ, управлениями (отделами) МЧС в муниципальных образованиях;
- оперативными службами, учреждениями и предприятиями в зоне ответственности.
2. Организация подготовки защитных сооружений в ЛПУ для укрытия персонала и больных.
3. Разработка проектов решений штаба ГОЧС УЗ о состоянии готовности учреждения к выполнению возложенного задания на особый период, обеспечении созданных формирований и учреждений ГОЗ медицинским имуществом и оборудованием, продовольствием и иными средствами для их устойчивой работы в особый период по предназначению и созданию надлежащего санитарно-эпидемиологического благополучия.
Органы управления здравоохранением страны, субъектов РФ и городов, отнесенных к категориям по ГО, составляющие основу штаба ГОЧС в особый период, выполняют свои задачи на загородном запасном пункте управления (ЗПУ). В одном из муниципальных образований загородной зоны субъекта РФ создается и отрабатывается дублер штаба ГОЧС, который берет на себя функции органа управления здравоохранением при выходе основного штаба из строя или при потере связи с ним.
Силы ГОЗ представлены создаваемыми формированиями и учреждениями для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ходе военных действий или вследствие этих действий, и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах массовых потерь. Комплектуются формирования и учреждения ГОЗ за счет граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и состоящих на специальном воинском учете, и граждан, не состоящих на воинском учете. Учитываются при комплектовании сил ГОЗ и ГПЗ, состоящие на общем воинском учете, входящие в структуру свободных ресурсов.
В случае необходимости и дефиците сил ГОЗ к оказанию медицинской помощи пораженному населению могут привлекаться все кадровые ресурсы УЗ, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе и не включенные в состав ГОЗ (пенсионеры, медицинский персонал, работающий в других отраслях экономики).
Средства ГОЗ – это медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное имущество и оборудование, санитарный и иной транспорт. Комплектование формирований и учреждений ГОЗ медицинским имуществом и оборудованием осуществляется за счет:
- текущего снабжения, то есть имущества повседневного обеспечения УЗ в мирное время;
- имущества мобилизационного резерва, содержащегося на складах медицинских центров (МЦ) «Резерв» и получаемого на основании задания по развертыванию формирований и учреждений ГОЗ, дополнительных специализированных больничных коек, развертывания коек для лечения раненых и пораженных от оружия массового поражения по предъявлению доверенностей, заверенных руководителем органа управления здравоохранением субъекта РФ;
- медицинского имущества оперативно-тактического резерва, создаваемого УЗ согласно плану на случай возникновения ЧС мирного времени.
В основу создания, комплектования и обучения сил и средств ГОЗ положены следующие основные принципы:
1. Территориально-производственный – органы управления, формирования и учреждения ГОЗ создаются на базе существующих в мирное время территориальных органов управления и учреждений здравоохранения с максимальным использованием людских и материальных ресурсов.
2. Универсализма подготовки – органы управления, формирования и учреждения ГОЗ готовятся к реальной работе во всех возможных очагах массового поражения (ядерном, химическом, биологическом, механическом, термическом, комбинированном и др.).
3. Функционального предназначения – формирования и учреждения ГОЗ предназначаются для оказания определенного вида и свойственного ему объема медицинской помощи раненым и больным из числа гражданского населения, пострадавшего в ходе военных действий или вследствие этих действий.
Основные принципы организации оказания медицинской помощи пораженным и больным в системе ГО представлены на рис. 9:
Основные принципы
организации
медицинской помощи
в системе
гражданской обороны
Создание
формирований и учреждений ГОЗ на базе
УЗ мирного времени Двухэтапное
оказание медицинской помощи и лечение
раненых и пораженных
Привлечение
сил и средств ведомственных УЗ к
медицинскому обеспечению раненых и
пораженных
Осуществление
медицинской сортировки раненым и
пораженным на каждом этапе медицинской
эвакуации
Маневр
силами и средствами ГОЗ Приближение
медицинской помощи к пораженным
Рис. 9. Основные принципы организации медицинской помощи в системе гражданской обороны
Формирования ГО, создаваемые в интересах здравоохранения подразделяются на 3 группы:
1. Объектовые формирования, создаются в учреждениях и организациях немедицинского профиля и предназначаются для оказания первой медицинской помощи (ПМП) и проведения простейших санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. К ним относятся санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД), отряды санитарных дружин (ОСД). В их состав не включаются лица, имеющие медицинское образование, а также студенты старших курсов высших и средних медицинских образовательных учреждений.