Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 11165
Скачиваний: 12
- оценивает полученные данные в интересах ГОЗ и определяет объем работ, направление главных усилий деятельности, необходимое количество сил и средств для оказания различных видов медицинской помощи пострадавшим и их наиболее целесообразное использование, места развертывания этапов медицинской эвакуации и маршруты эвакуации.
Затем на основе поступающих распоряжений:
- отдаются указания о подготовке к предстоящим действиям;
- организуется ведение медицинской разведки, в ходе которой:
а) выявляются места нахождения пораженных, устанавливается их количество и состояние, намечаются пути выноса, вывода и вывоза пораженных к местам развертывания ОПМ или сохранившимся ЛПУ;
б) определяются объемы работ и потребное количество сил и средств ГОЗ для оказания медицинской помощи раненым и пораженным;
в) уточняется санитарно-эпидемиологическая обстановка в очагах поражения и на маршрутах эвакуации;
г) проводятся другие мероприятия в зависимости от сложившейся обстановки;
- организуется ведение радиационной, химической и биологической разведки в местах размещения УЗ;
- готовятся данные начальнику ГОЗ для принятия решения и последующего его доклада начальнику ГО территории;
- разрабатывается и доводится до подчиненных приказ начальника ГОЗ на организацию медицинского обеспечения населения.
При внезапном боевом воздействии основу группировки сил и средств ГОЗ в очагах массовых потерь составят силы и средства ГОЗ сельской местности и городов, которые не подверглись боевому воздействию. За счет этих сил и средств будут развертываться и дополнительные койки. Штаб ГОЧС территориального здравоохранения в этих условиях осуществляет маневр медицинскими силами и средствами, направленный на выполнение задач по медицинскому обеспечению раненых и больных в условиях резкого дефицита кадровых и материальных ресурсов здравоохранения.
В случае выхода из строя основного состава штаба, функции управления ГОЗ принимает на себя штаб-дублер.
7. ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Концепция национальной безопасности РФ отмечает, что на современном этапе развития человечества в мире возрастают уровень и масштабы угроз в военной, экономической и социальной сферах. Несмотря на то, что Россия проводит постоянную и целенаправленную работу по недопущению возникновения войн и вооруженных конфликтов, отдавая предпочтение политическим и дипломатическим методам в разрешении проблемных вопросов, угроза их возникновения не снимается с повестки дня. В связи с этим, медицинский персонал обязан быть знаком с основами мобилизационной подготовки и порядком проведения мобилизации в здравоохранении.
Мобилизационная подготовка здравоохранения (МПЗ) является составной частью мобилизационной подготовки экономики государства и включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по подготовке органов управления и учреждений здравоохранения к действиям по предназначению в период мобилизации и в военное время.
Общее руководство МПЗ осуществляет Министр здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), повседневное – возложено на одного из его заместителей, а методическое руководство, решение координационных вопросов и контроль за качеством проведения мобилизационной мероприятий осуществляет отдел мобилизационной подготовки и мобилизации отрасли Минздравсоцразвития России.
В субъектах РФ непосредственная ответственность за МПЗ и выполнение возложенного мобилизационного задания несут руководители субъектового, муниципального и объектового здравоохранения, а для организации выполнения работ по мобилизационной подготовке, исходя из объемов и характера мобилизационного задания, при них создаются мобилизационные подразделения или назначаются специалисты, ответственные за данное направление деятельности.
Правовыми основами мобилизационной подготовки являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и другие нормативные правовые акты Правительства России, принятые во исполнение федеральных законов.
Принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
- централизованное руководство;
- заблаговременность, плановость и контроль;
- комплексность и взаимосогласованность.
Основной целью МПЗ является создание в мирное время медицинского потенциала, адекватного военным потребностям страны.
МПЗ включает в себя:
- разработку нормативных правовых и методических документов по мобилизационной подготовке и мобилизации отрасли;
- разработку мобилизационных планов здравоохранения, их изучение и проведение практических мероприятий по отработке плановых мероприятий;
- организацию ведения воинского учета персонала здравоохранения;
- отмобилизование специальных формирований здравоохранения и развертывание в многопрофильных больницах ГО оперативных коек для использования в целях Вооруженных Сил РФ (ВС РФ);
- доразвертывание учреждений службы крови до штатов военного времени; создание, сохранение и наращивание их мобилизационных мощностей в целях выполнения установленного мобилизационного задания;
- организацию накопления, хранения и освежения медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и оборудования мобилизационного резерва;
- организацию взаимодействия субъектового (муниципального, объектового) здравоохранения с органами военного командования, мобилизационными управлениями (отделами) территориальных образований и ведомственной сетью здравоохранения по качественному выполнению возложенного мобилизационного задания;
- повышение квалификации руководящего состава и персонала органов управления и учреждений здравоохранения по мобилизационной подготовке;
- выполнение научных исследований по вопросам совершенствования мобилизационной готовности здравоохранения.
7.1. Организация ведения воинского учета
персонала здравоохранения
Для учета и анализа, имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов в органах управлениях и учреждениях здравоохранения организуется и ведется воинский учет граждан, являющийся одной из составных частей мобилизационной подготовки и мобилизации. Его правовой основой являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719, которым утверждено Положение о воинском учете, определяющее порядок организации воинского учета и бронирования граждан РФ.
Воинский учет – это государственная система регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.
Основной целью воинского учета в здравоохранении является обеспечение в мирное время полного и качественного комплектования призывными людскими ресурсами медицинских формирований и учреждений ВС РФ, других войск, а также комплектование органов управления и учреждений гражданского здравоохранения для качественного выполнения задач по предназначению в период мобилизации и в военное время путем:
- заблаговременного предназначения граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ), в состав воинских и специальных медицинских учреждений и формирований ВС РФ;
- бронирования необходимого количества руководителей и специалистов из числа ГПЗ, работающих в системе гражданского здравоохранения.
Основными задачами воинского учета являются:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;
- документальное оформление сведений о гражданах, состоящих на воинском учете;
- осуществление анализа количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке ГПЗ в целях обеспечения перевода ВС РФ, других войск, воинских и специальных формирований, а также органов управления и учреждений гражданского здравоохранения с мирного на военное время и последующего комплектования личным составом на требуемом уровне.
Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, которое разрабатывает показатели оценки деятельности предприятий и учреждений по осуществлению воинского учета. Методическую помощь по ведению воинского учета в УЗ оказывают мобилизационные органы государственной и муниципальной власти, мобилизационные подразделения Минздравсоцразвития России и органов управления здравоохранением субъектов РФ совместно с военными комиссариатами территорий.
В УЗ вопросы ведения воинского учета и реализация практической работы в этом направлении возложены на специалиста по воинскому учету. Штатное число специалистов, осуществляющих воинский учет в учреждениях, определяется исходя из следующих норм:
- один специалист, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 ГПЗ;
- один штатный специалист – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 ГПЗ;
- два штатных специалиста – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 ГПЗ. На каждые последующие 3000 военнообязанных, состоящих на воинском учете, дополнительно вводится должность еще одного штатного специалиста. В этом случае, при наличии двух и более штатных специалистов, осуществляющих воинский учет, в учреждениях здравоохранения создается самостоятельное военно-учетное подразделение.
Воинскому учету в военных комиссариатах подлежат:
1. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники).
2. Граждане мужского пола, пребывающие в запасе (обязанности ГПЗ по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации изложены в приложении 6):
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования и окончившие эти образовательные учреждения;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на нее или не призванные на военную службу до достижения ими возраста 27 лет по каким-либо другим причинам;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу.
3. Работающие граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности, согласно приложению 11.
Все ГПЗ, в зависимости от воинских званий, возраста и пола, подразделяются на три разряда (табл. 17).
Таблица 17.
Распределение граждан, пребывающих в запасе, по разрядам
Состав запаса (воинские звания) |
Возраст ГПЗ |
||
первый разряд |
второй разряд |
третий разряд |
|
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы |
до 35 лет |
до 45 лет |
до 50 лет |
Младшие офицеры (лейтенанты, ст. лейтенанты, капитаны, капитан-лейтенанты) |
до 45 лет |
до 50 лет |
до 55 лет |
Старшие офицеры (майоры, капитаны 3 ранга; подполковники, капитаны 2 ранга) |
до 50 лет |
до 55 лет |
до 60 лет |
Полковники, капитаны 1 ранга |
до 55 лет |
до 60 лет |
- |
Высшие офицеры (генералы, адмиралы) |
до 60 лет |
до 65 лет |
- |
Примечание:
1. Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:
- имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до 50 лет;
- не имеющие воинских званий офицеров – до 45 лет.
2. ГПЗ, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные, в установленном порядке, не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:
- проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности России.
Воинский учет ГПЗ осуществляется по личной карточке (форма Т-2), которая заводится на каждого работника УЗ и в которой раздел 2 содержит сведения о воинском учете (приложение 14). Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки работника, являются:
- для ГПЗ – военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета;
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Хранение личных карточек осуществляется в сейфе УЗ, где они располагаются строго в алфавитном порядке в отдельной картотеке, распределенной на группы:
- первая – личные карточки ГПЗ из числа врачей;
- вторая – личные карточки ГПЗ из числа среднего медперсонала;
- третья – личные карточки ГПЗ из числа других специалистов УЗ.
Личные карточки лиц, исключенных с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, хранятся в общей картотеке.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не подлежат бронированию (имеют мобилизационные предписания, либо состоят в свободных ресурсах военкомата), а на специальном – которые в установленном порядке забронированы на период мобилизации и на военное время. Свободные ресурсы военкомата – это ГПЗ, не имеющие мобилизационных предписаний и не забронированные.
ГПЗ, состоящие на общем воинском учете, подразделяются на две группы:
1. ГПЗ, которые в соответствии с «Перечнями № 24 и 29 должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе …» (далее – Перечень должностей и профессий) не имеют права на бронирование.
2. ГПЗ, которые имеют мобилизационные предписания для призыва на период мобилизации и в военное время в ВС РФ, другие войска, воинские и специальные формирования.
Мобилизационное предписание (МП) – документ, выдаваемый военным комиссариатом гражданам, пребывающим в запасе ВС РФ, и состоящим на общем воинском учёте, которые на период мобилизации и военного времени приписаны в команды ВС РФ, других войск и специальные формирования здравоохранения (СФЗ) для выполнения задач по предназначению. Этот документ определяет порядок действий ГПЗ при объявлении мобилизации и в военное время.