Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тов и магистров социальной работы.

Выпускники вузов по направлению и специальности "Со­циальная работа" получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин ре­гионально-вузовского компонента, элективных курсов, фа­культативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дип­ломированный специалист должен знать не только историю, теорию и технологию социальной рабо­ты, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы со­циальной медицины, правовое обеспечение, конфликтологию, прогнозирова­ние, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, гендерологию и феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, социальную геронтологию и т. п.

Особое внимание в новых стандартах уделено практи­ческой подготовке будущих специалистов социальной рабо­ты; практика рассматривается как органическая часть обра­зования в социальной сфере. Начиная с первого курса, студент должен пройти ознакомительную, учебную, произ­водственную и преддипломную практику. Практика предусмотрена также в период специализаций и при изучении та­ких специальных дисциплин, как "Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной рабо­ты", "Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы", "Содержание и методика со­циально-медицинской работы", "Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, уч­реждений и организаций" [74].

Повышенное внимание должно быть уделено отбору бу­дущих студентов в области социальной работы и качеству аттестации их знаний в процессе и в конце обучения. В час­тности, рекомендуется междисциплинарный комплексный экзамен по направлению и специальности и защиту квалификационной работы проводить в такой форме, чтобы мож­но было оценить уровень и степень подготовленности сту­
дента к будущей профессиональной деятельности [71].

За прошедшие годы вузами России было подготовлено бо­лее 8000 бакалавров, дипломированных специалистов и маги­стров социальной работы. Опыт их подготовки и работы в раз­личных видах учреждений (в системе Минтруда, Минздрава, Минобороны, Минюста, Минобразования) нашел отражение в содержании нового поколения государственных образователь­ных стандартов. Однако пределов для совершенствования не существует, имеется много вопросов, решение которых дол­жно содействовать повышению уровня и качества образова­ния в области социальной работы. Вот некоторые из них.

Прежде всего, нужно активизировать работу по созда­нию полнокровной системы профессионального образования в области социальной работы в стране. В России развивается опережающими темпами высшее профессиональное образо­вание, но совершенно недостаточно развивается среднее профессиональное образование. Необходимо про­вести исследовательскую и научно-методическую работу по разработке конкретного содержания среднего и начального профессионального образования во взаимосвязи с высшим и послевузовским профессиональным образованием в области социальной работы.

Серьезной остается проблема с кадрами научно-педагоги­ческих работников. Ныне общепрофессиональные и специ­альные дисциплины в области социальной работы в большин­стве преподают социологи, историки, медики, педагоги, пси­хологи. Разумеется, социологи, педагоги, психологи и медики по профилю не просто близки, а если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако и им не мешает получить допол­нительную квалификацию в области социальной работы, что­бы, с одной стороны, более адекватно применять свою про­фильную подготовку, а с другой – избегать в работе абсо­лютизации этой подготовки и на этой основе не допускать сужения сущности и содержания социальной работы, кото­рая носит интегративно-комплексный характер [93].

Наиболее перспективным направлением подготовки науч­но-педагогических работников вузов является подготовка ма­гистров социальной работы. Но для организации этой подго­товки необходимо, чтобы в вузе были научные школы, доктора наук, которые активно занимаются научной и педа­гогической деятельностью в области социальной работы.



Рассмотрев систему подготовки кадров социальной работы в России, нам необходимо проанализировать богатый опыт подготовки социальных работников в Европе.
1.2 Подготовка социальных работников в Европе
В большинстве европейских стран обучение социальных работников осуществляется в системе высшего образования, в основном на последних его ступенях (курсах). Только четыре страны (Бельгия, Франция, Люксембург и Нидерлан­ды) предлагают узкоспециализированные курсы. Во всех остальных странах студенты получают общую квалификацию, которая позволяет им работать в широком спектре со­циальной практики.

Руководство данной системой об­разования, как правило, осуществляется в централизованном порядке. Наиболее централизованная форма управления существует в Ирландии и Великобритании, где Центральный комитет по образованию и обу­чению в социальной сфере четко определяет требования и содержа­ние курсов, а также степени и сертификацию. В других государствах (Австрия, Бельгия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция) управление социальным образованием передано министерст­вам образования, здравоохранения или каким-либо другим специаль­ным органам [73].

Сегодня в европейских странах насчитывается более 420 учебных заведений, обеспечивающих соци­альное образование. Причем данная цифра включает только отдельные учебные заведения, но не факульте­ты и отделения внутри каких-либо учебных заведений.

В семи странах (Дания, Финлян­дия, Греция, Исландия, Ирландия, Турция, Великобритания) социаль­ное образование финансируется исключительно государством. Для всех остальных государств характерен смешанный тип финансирования.

Тенденция к интеграции соци­ального образования с системой высшего образования и увеличив­шиеся качественные, количествен­ные и отчасти финансовые требования связанные с этим процессом, обострили характерные трудности организации и финансирования со­циального образования при частном покровительстве. В Финляндии, Ис­ландии, Ирландии, Израиле, Испа­
нии, Турции социальные работники обучаются исключительно в университетах. В Дании, Франции, Герма­нии, Италии, Швеции, Швейцарии, Великобритании их готовят как в университетах, так и в иных учеб­ных заведениях. Но только в Швей­царии и Великобритании универси­тетское образование и аспирантура уравнены в социальной сфере. В остальных странах ситуацию можно охарактеризовать как незакончен­ный переход к «академизации» дан­ного вида обучения, результат кото­рого пока не ясен. Наиболее рас­пространен тип независимого уч­реждения, предлагающего только курсы по профессиям в социальной сфере (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швейцария, Югославия) [56]. Кроме того, социальное об­разование можно получить в качест­ве дополнительной специальности на университетском или внеуниверситетском уровне.

Сравнительно небольшие учреж­дения для 100-200 студентов доволь­но типичны для получения социаль­ного образования в Австрии, Бель­гии, Дании, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Норвегии, Ис­пании, Швейцарии, Великобрита­нии. В Греции, Израиле, Португа­лии, Швеции, Турции в подобных учреждениях обучается приблизи­тельно в два раза больше студентов. Германия в этом смысле уникаль­на — во многих учреждениях или факультетах социального образова­ния там может обучаться более 500, а иногда 1000-1200 студентов [76].

Не все институты социального образования пользуются правами автономности и самоуправления при решении кадровых, академичес­ких или финансовых вопросов. На­иболее автономны в этом отноше­нии университетские курсы. В стра­нах, где подобные курсы предлага­ются учреждениями, более или ме­нее напоминающими систему выс­шего образования, академическая зависимость проявляется в большей мере (Австрия, Бельгия, Франция). Возможности для научной работы тоже отличаются от страны к стра­не. Но и здесь доминирует тенден­ция к академизации. В большинстве стран научная работа включена в официальное свидетельство о соци­альном образовании (Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Изра­иль, Ирландия, Норвегия, Швеция,
Великобритания). Тем не менее, в большинстве стран научные иссле­дования в социальной сфере нахо­дятся еще в начальной стадии раз­вития, и здесь в ближайшее время не предвидится больших сдвигов. Учебные учреждения социального образования, предлагающие аспи­рантуру и докторантуру, по-прежне­му, являются исключением для мно­гих европейских стран.

Несмотря на тесную зависимость от национальных, правовых и социальных систем, социальное образо­вание в Европе имеет некоторые общие черты, которые часто порожда­ют и одинаковые проблемы. Основы социальной науки, правовая и адми­нистративная системы преподаются везде. Таким образом, организация сферы профессиональной деятель­ности и методы социальной работы изучаются всюду. И, наконец, до­полнительные дисциплины, такие, как статистика, практические соци­альные исследования и иностран­ные языки, также входят во все учебные планы.

Характерным для социального образования являются различные вариации в продолжительности, ор­ганизации, сроках обучения и распределении. Тем не менее, как пра­вило, одна треть обучающихся социальной работе бывает трудоустрое­на. В целом стандартная программа обучения социальных работников длится 3-4 года. Помимо этого в Великобритании и Ирландии предла­гаются одно- и двухгодичные курсы для выпускников, а также диплом для лиц с неоконченным (высшим) образованием после обязательной практической работы и двухгодич­ного обучения.

Во многих странах образование социальных работников имеет давние традиции. Первые курсы по со­циальной работе были введены в Европе до Первой мировой войны в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Обучение в Бельгии, Дании, Финляндии, Ир­ландии, Израиле, Италии, Норве­гии, Португалии и Испании нача­лось в период между Первой и Вто­рой мировыми войнами [71]. Во всех странах сфера социального образо­вания значительно расширилась по­сле Второй мировой войны. Суще­ственные изменения система соци­ального образования претерпела по­сле 1970 года. Необходимость от­кликнуться на изменения в профес­сиональной практике, реформа об­щего образования стали главными мотивами реформ в системе соци­