Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тов и магистров социальной работы.
Выпускники вузов по направлению и специальности "Социальная работа" получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение, конфликтологию, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, гендерологию и феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, социальную геронтологию и т. п.
Особое внимание в новых стандартах уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в социальной сфере. Начиная с первого курса, студент должен пройти ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику. Практика предусмотрена также в период специализаций и при изучении таких специальных дисциплин, как "Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы", "Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы", "Содержание и методика социально-медицинской работы", "Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций" [74].
Повышенное внимание должно быть уделено отбору будущих студентов в области социальной работы и качеству аттестации их знаний в процессе и в конце обучения. В частности, рекомендуется междисциплинарный комплексный экзамен по направлению и специальности и защиту квалификационной работы проводить в такой форме, чтобы можно было оценить уровень и степень подготовленности сту
дента к будущей профессиональной деятельности [71].
За прошедшие годы вузами России было подготовлено более 8000 бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы. Опыт их подготовки и работы в различных видах учреждений (в системе Минтруда, Минздрава, Минобороны, Минюста, Минобразования) нашел отражение в содержании нового поколения государственных образовательных стандартов. Однако пределов для совершенствования не существует, имеется много вопросов, решение которых должно содействовать повышению уровня и качества образования в области социальной работы. Вот некоторые из них.
Прежде всего, нужно активизировать работу по созданию полнокровной системы профессионального образования в области социальной работы в стране. В России развивается опережающими темпами высшее профессиональное образование, но совершенно недостаточно развивается среднее профессиональное образование. Необходимо провести исследовательскую и научно-методическую работу по разработке конкретного содержания среднего и начального профессионального образования во взаимосвязи с высшим и послевузовским профессиональным образованием в области социальной работы.
Серьезной остается проблема с кадрами научно-педагогических работников. Ныне общепрофессиональные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи. Разумеется, социологи, педагоги, психологи и медики по профилю не просто близки, а если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако и им не мешает получить дополнительную квалификацию в области социальной работы, чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой – избегать в работе абсолютизации этой подготовки и на этой основе не допускать сужения сущности и содержания социальной работы, которая носит интегративно-комплексный характер [93].
Наиболее перспективным направлением подготовки научно-педагогических работников вузов является подготовка магистров социальной работы. Но для организации этой подготовки необходимо, чтобы в вузе были научные школы, доктора наук, которые активно занимаются научной и педагогической деятельностью в области социальной работы.
Рассмотрев систему подготовки кадров социальной работы в России, нам необходимо проанализировать богатый опыт подготовки социальных работников в Европе.
1.2 Подготовка социальных работников в Европе
В большинстве европейских стран обучение социальных работников осуществляется в системе высшего образования, в основном на последних его ступенях (курсах). Только четыре страны (Бельгия, Франция, Люксембург и Нидерланды) предлагают узкоспециализированные курсы. Во всех остальных странах студенты получают общую квалификацию, которая позволяет им работать в широком спектре социальной практики.
Руководство данной системой образования, как правило, осуществляется в централизованном порядке. Наиболее централизованная форма управления существует в Ирландии и Великобритании, где Центральный комитет по образованию и обучению в социальной сфере четко определяет требования и содержание курсов, а также степени и сертификацию. В других государствах (Австрия, Бельгия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция) управление социальным образованием передано министерствам образования, здравоохранения или каким-либо другим специальным органам [73].
Сегодня в европейских странах насчитывается более 420 учебных заведений, обеспечивающих социальное образование. Причем данная цифра включает только отдельные учебные заведения, но не факультеты и отделения внутри каких-либо учебных заведений.
В семи странах (Дания, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Турция, Великобритания) социальное образование финансируется исключительно государством. Для всех остальных государств характерен смешанный тип финансирования.
Тенденция к интеграции социального образования с системой высшего образования и увеличившиеся качественные, количественные и отчасти финансовые требования связанные с этим процессом, обострили характерные трудности организации и финансирования социального образования при частном покровительстве. В Финляндии, Исландии, Ирландии, Израиле, Испа
нии, Турции социальные работники обучаются исключительно в университетах. В Дании, Франции, Германии, Италии, Швеции, Швейцарии, Великобритании их готовят как в университетах, так и в иных учебных заведениях. Но только в Швейцарии и Великобритании университетское образование и аспирантура уравнены в социальной сфере. В остальных странах ситуацию можно охарактеризовать как незаконченный переход к «академизации» данного вида обучения, результат которого пока не ясен. Наиболее распространен тип независимого учреждения, предлагающего только курсы по профессиям в социальной сфере (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швейцария, Югославия) [56]. Кроме того, социальное образование можно получить в качестве дополнительной специальности на университетском или внеуниверситетском уровне.
Сравнительно небольшие учреждения для 100-200 студентов довольно типичны для получения социального образования в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Норвегии, Испании, Швейцарии, Великобритании. В Греции, Израиле, Португалии, Швеции, Турции в подобных учреждениях обучается приблизительно в два раза больше студентов. Германия в этом смысле уникальна — во многих учреждениях или факультетах социального образования там может обучаться более 500, а иногда 1000-1200 студентов [76].
Не все институты социального образования пользуются правами автономности и самоуправления при решении кадровых, академических или финансовых вопросов. Наиболее автономны в этом отношении университетские курсы. В странах, где подобные курсы предлагаются учреждениями, более или менее напоминающими систему высшего образования, академическая зависимость проявляется в большей мере (Австрия, Бельгия, Франция). Возможности для научной работы тоже отличаются от страны к стране. Но и здесь доминирует тенденция к академизации. В большинстве стран научная работа включена в официальное свидетельство о социальном образовании (Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Израиль, Ирландия, Норвегия, Швеция,
Великобритания). Тем не менее, в большинстве стран научные исследования в социальной сфере находятся еще в начальной стадии развития, и здесь в ближайшее время не предвидится больших сдвигов. Учебные учреждения социального образования, предлагающие аспирантуру и докторантуру, по-прежнему, являются исключением для многих европейских стран.
Несмотря на тесную зависимость от национальных, правовых и социальных систем, социальное образование в Европе имеет некоторые общие черты, которые часто порождают и одинаковые проблемы. Основы социальной науки, правовая и административная системы преподаются везде. Таким образом, организация сферы профессиональной деятельности и методы социальной работы изучаются всюду. И, наконец, дополнительные дисциплины, такие, как статистика, практические социальные исследования и иностранные языки, также входят во все учебные планы.
Характерным для социального образования являются различные вариации в продолжительности, организации, сроках обучения и распределении. Тем не менее, как правило, одна треть обучающихся социальной работе бывает трудоустроена. В целом стандартная программа обучения социальных работников длится 3-4 года. Помимо этого в Великобритании и Ирландии предлагаются одно- и двухгодичные курсы для выпускников, а также диплом для лиц с неоконченным (высшим) образованием после обязательной практической работы и двухгодичного обучения.
Во многих странах образование социальных работников имеет давние традиции. Первые курсы по социальной работе были введены в Европе до Первой мировой войны в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Обучение в Бельгии, Дании, Финляндии, Ирландии, Израиле, Италии, Норвегии, Португалии и Испании началось в период между Первой и Второй мировыми войнами [71]. Во всех странах сфера социального образования значительно расширилась после Второй мировой войны. Существенные изменения система социального образования претерпела после 1970 года. Необходимость откликнуться на изменения в профессиональной практике, реформа общего образования стали главными мотивами реформ в системе соци
Выпускники вузов по направлению и специальности "Социальная работа" получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение, конфликтологию, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, гендерологию и феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, социальную геронтологию и т. п.
Особое внимание в новых стандартах уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в социальной сфере. Начиная с первого курса, студент должен пройти ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику. Практика предусмотрена также в период специализаций и при изучении таких специальных дисциплин, как "Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы", "Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы", "Содержание и методика социально-медицинской работы", "Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций" [74].
Повышенное внимание должно быть уделено отбору будущих студентов в области социальной работы и качеству аттестации их знаний в процессе и в конце обучения. В частности, рекомендуется междисциплинарный комплексный экзамен по направлению и специальности и защиту квалификационной работы проводить в такой форме, чтобы можно было оценить уровень и степень подготовленности сту
дента к будущей профессиональной деятельности [71].
За прошедшие годы вузами России было подготовлено более 8000 бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы. Опыт их подготовки и работы в различных видах учреждений (в системе Минтруда, Минздрава, Минобороны, Минюста, Минобразования) нашел отражение в содержании нового поколения государственных образовательных стандартов. Однако пределов для совершенствования не существует, имеется много вопросов, решение которых должно содействовать повышению уровня и качества образования в области социальной работы. Вот некоторые из них.
Прежде всего, нужно активизировать работу по созданию полнокровной системы профессионального образования в области социальной работы в стране. В России развивается опережающими темпами высшее профессиональное образование, но совершенно недостаточно развивается среднее профессиональное образование. Необходимо провести исследовательскую и научно-методическую работу по разработке конкретного содержания среднего и начального профессионального образования во взаимосвязи с высшим и послевузовским профессиональным образованием в области социальной работы.
Серьезной остается проблема с кадрами научно-педагогических работников. Ныне общепрофессиональные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи. Разумеется, социологи, педагоги, психологи и медики по профилю не просто близки, а если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако и им не мешает получить дополнительную квалификацию в области социальной работы, чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой – избегать в работе абсолютизации этой подготовки и на этой основе не допускать сужения сущности и содержания социальной работы, которая носит интегративно-комплексный характер [93].
Наиболее перспективным направлением подготовки научно-педагогических работников вузов является подготовка магистров социальной работы. Но для организации этой подготовки необходимо, чтобы в вузе были научные школы, доктора наук, которые активно занимаются научной и педагогической деятельностью в области социальной работы.
Рассмотрев систему подготовки кадров социальной работы в России, нам необходимо проанализировать богатый опыт подготовки социальных работников в Европе.
1.2 Подготовка социальных работников в Европе
В большинстве европейских стран обучение социальных работников осуществляется в системе высшего образования, в основном на последних его ступенях (курсах). Только четыре страны (Бельгия, Франция, Люксембург и Нидерланды) предлагают узкоспециализированные курсы. Во всех остальных странах студенты получают общую квалификацию, которая позволяет им работать в широком спектре социальной практики.
Руководство данной системой образования, как правило, осуществляется в централизованном порядке. Наиболее централизованная форма управления существует в Ирландии и Великобритании, где Центральный комитет по образованию и обучению в социальной сфере четко определяет требования и содержание курсов, а также степени и сертификацию. В других государствах (Австрия, Бельгия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция) управление социальным образованием передано министерствам образования, здравоохранения или каким-либо другим специальным органам [73].
Сегодня в европейских странах насчитывается более 420 учебных заведений, обеспечивающих социальное образование. Причем данная цифра включает только отдельные учебные заведения, но не факультеты и отделения внутри каких-либо учебных заведений.
В семи странах (Дания, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Турция, Великобритания) социальное образование финансируется исключительно государством. Для всех остальных государств характерен смешанный тип финансирования.
Тенденция к интеграции социального образования с системой высшего образования и увеличившиеся качественные, количественные и отчасти финансовые требования связанные с этим процессом, обострили характерные трудности организации и финансирования социального образования при частном покровительстве. В Финляндии, Исландии, Ирландии, Израиле, Испа
нии, Турции социальные работники обучаются исключительно в университетах. В Дании, Франции, Германии, Италии, Швеции, Швейцарии, Великобритании их готовят как в университетах, так и в иных учебных заведениях. Но только в Швейцарии и Великобритании университетское образование и аспирантура уравнены в социальной сфере. В остальных странах ситуацию можно охарактеризовать как незаконченный переход к «академизации» данного вида обучения, результат которого пока не ясен. Наиболее распространен тип независимого учреждения, предлагающего только курсы по профессиям в социальной сфере (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швейцария, Югославия) [56]. Кроме того, социальное образование можно получить в качестве дополнительной специальности на университетском или внеуниверситетском уровне.
Сравнительно небольшие учреждения для 100-200 студентов довольно типичны для получения социального образования в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Норвегии, Испании, Швейцарии, Великобритании. В Греции, Израиле, Португалии, Швеции, Турции в подобных учреждениях обучается приблизительно в два раза больше студентов. Германия в этом смысле уникальна — во многих учреждениях или факультетах социального образования там может обучаться более 500, а иногда 1000-1200 студентов [76].
Не все институты социального образования пользуются правами автономности и самоуправления при решении кадровых, академических или финансовых вопросов. Наиболее автономны в этом отношении университетские курсы. В странах, где подобные курсы предлагаются учреждениями, более или менее напоминающими систему высшего образования, академическая зависимость проявляется в большей мере (Австрия, Бельгия, Франция). Возможности для научной работы тоже отличаются от страны к стране. Но и здесь доминирует тенденция к академизации. В большинстве стран научная работа включена в официальное свидетельство о социальном образовании (Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Израиль, Ирландия, Норвегия, Швеция,
Великобритания). Тем не менее, в большинстве стран научные исследования в социальной сфере находятся еще в начальной стадии развития, и здесь в ближайшее время не предвидится больших сдвигов. Учебные учреждения социального образования, предлагающие аспирантуру и докторантуру, по-прежнему, являются исключением для многих европейских стран.
Несмотря на тесную зависимость от национальных, правовых и социальных систем, социальное образование в Европе имеет некоторые общие черты, которые часто порождают и одинаковые проблемы. Основы социальной науки, правовая и административная системы преподаются везде. Таким образом, организация сферы профессиональной деятельности и методы социальной работы изучаются всюду. И, наконец, дополнительные дисциплины, такие, как статистика, практические социальные исследования и иностранные языки, также входят во все учебные планы.
Характерным для социального образования являются различные вариации в продолжительности, организации, сроках обучения и распределении. Тем не менее, как правило, одна треть обучающихся социальной работе бывает трудоустроена. В целом стандартная программа обучения социальных работников длится 3-4 года. Помимо этого в Великобритании и Ирландии предлагаются одно- и двухгодичные курсы для выпускников, а также диплом для лиц с неоконченным (высшим) образованием после обязательной практической работы и двухгодичного обучения.
Во многих странах образование социальных работников имеет давние традиции. Первые курсы по социальной работе были введены в Европе до Первой мировой войны в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Обучение в Бельгии, Дании, Финляндии, Ирландии, Израиле, Италии, Норвегии, Португалии и Испании началось в период между Первой и Второй мировыми войнами [71]. Во всех странах сфера социального образования значительно расширилась после Второй мировой войны. Существенные изменения система социального образования претерпела после 1970 года. Необходимость откликнуться на изменения в профессиональной практике, реформа общего образования стали главными мотивами реформ в системе соци