Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ального образования.
Сегодня социальное образование в Европе не является типичной областью обучения, куда стремится попасть подавляющее число молодежи после окончания школы. В некоторых странах эта тенденция усилена существующим механизмом, который устанавливает минимальные возрастные рамки и необходимость опыта работы для поступления. Во многих странах, требуются дополнительные подтверждения, что студент соответствует выбранной профессии. Абитуриенты часто проходят собеседования, психологические тесты или сдают вступительные экзамены.
Ежегодный прием на курсы социальной работы достигает в Европе приблизительно 26000 человек. Женщины составляют примерно 2/3 всех студентов. Школы в Нидерландах и Турции являют собой исключение, так как там обучается примерно равное количество женщин и мужчин. С другой стороны, в Финляндии, Франции, Греции, Исландии, Италии, Португалии и Испании женщины составляют 90% и более обучающихся [67]. Даже если сделать скидку на неточность данных, то широкие расхождения в соотношении студентов, получающих социальное образование, к общему населению по странам налицо. Германия – единственная крупная страна среди тех, которые имеют одного студента, получающего социальное образование, на меньше чем 10000 жителей. В большинстве европейских стран на 1 студента приходится от 15 до 30 тысяч человек [76].
Преподавательский состав, осуществляющий процесс обучения социальных работников, как правило, включает научных работников, ученых общественных наук и практикующих профессионалов. Ввиду того, что во многих странах социальная работа не получила (или долго не получала) научного признания, существует любопытное явление – социальные работники, преподающие на курсах, котируются ниже, чем представители других научных дисциплин.
История становления социальной работы показывает связь между социальной работой как профессией и социальными движениями того или иного периода времени. Как мы уже отмечали, в Австрии, Франции, Германии, Великобритании, Швеции,
Швейцарии современная социальная работа начала свою историю до Первой мировой войны. В этих и других странах социальная работа в основном – если не всегда – женская профессия. Основательницы социальной работы считают эту профессию не только рычагом в механизме социальных реформ, но и инструментом эмансипации женщин.
Большую роль в развитии социальной работы в Европе сыграла церковь. В Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландах, Норвегии и Швеции – не говоря уже о странах «романской католической церкви», как Италия, Португалия, Испания – католические и протестантские организации принимали активное участие в основании социальных образовательных заведений. Во многих случаях церкви и сейчас принимают участие в их деятельности.
Основание Международной ассоциации школ социальной работы в Париже в 1928-1929 гг. под руководством Алисы Саломон стало важной вехой в становлении социальной работы в Европе [56]. Международное сотрудничество помогло преодолеть препятствия, порожденные ультранационализмом, фашизмом и национальным социализмом в период между войнами и особенно после Второй мировой войны.
Военный, экономический и идеологический кризис в 1945 году в Европе сказался и на социальной работе. Образовавшийся вакуум быстро заполнился американским влиянием. Американские идеи и эксперты сыграли ведущую роль в возрождении социальной работы и социального образования в европейских странах в послевоенный период.
Первое послевоенное поколение преподавателей по социальной работе в Европе большей частью получило образование в Америке. Этим, возможно, объясняется тот факт, что методологическое триединство индивидуальной, групповой и общественной работы имело канонический статус в Европе, в то время как в самой Америке уже подвергалось жесткой критике. В последние годы определенные тенденции указывают на «европеизацию» методов социальной работы. Фокус в Европе переместился по направлению к новому, более всестороннему методу «общественной работы», который соединяет в себе элементы всех трех «классических» методов.
Большое влияние на социальное образование оказывают реформы в социальной области, а также деятельность практикующих социальных служб разной направленности.
Поэтому кризис социального реформирования, который ощущается сегодня во многих европейских странах, уже принес качественные и количественные изменения в сферу социального образования. В Бельгии, Дании, Германии и Великобритании происходит сокращение расходов на социальные нужды [69]. В этой ситуации социальной работе приходится обороняться: критика ее растет, а проблемы, с которыми она сталкивается, не уходят.
Европейская социальная работа разрывается между стремлением к научности и требованиям повседневной жизни. Эта тенденция, уходящая корнями глубоко в историю профессии, нашла отражение в сложном существовании социально-научной дисциплины с одной стороны и специфической формой профессиональной деятельности – с другой. Похоже, ни одна европейская страна не нашла удовлетворительного решения проблемы. Баланс между научной и практической направленностью подвергается всевозможным воздействиям в разных странах. Все страны отдают дань предпочтения практической стороне вопроса, устанавливая обязательное прохождение практики с включением в преподавательский состав практикующих социальных работников. К тому же, большинство стран движется по направлению к отбору учебных дисциплин исходя из требований практики. Некоторые попытки в этом отношении подают большие надежды.
Во Франции в настоящее время существует более полутора сотен школ социальной работы, большинство из которых содержится частным образом. Данные школы охватывают студентов в количестве от 15 тыс. до 30 тыс. студентов.
При Министерстве социальных дел и национальной солидарности существует подразделение социальной работы, которое, подобно американскому Совету по вопросам обучения социальной работе, осуществляет надзор над школами социальной работы [72].
Преподавательский состав школ социальной работы, дабы не отрываться от практики примерно 25% своего рабочего времени тратят на социально-педагогическую деятельность и деятельность в области социальной работы.
В ряде школ некоторые предметы преподаются профессорами из университетов, тем самым осуществляется сотрудничество между профессиональными школами и высшими учебными заведениями.
Различные курсы школ социальной работы отличаются своим содержанием и продолжительностью. Общим для всех них является деление курса на теоретическую и практическую части. Для женщин-домработниц период профессионального обучения длится 8 месяцев. Для дошкольных социальных педагогов и персонала детского сада – 2 года. А для помощников социальной службы, семейных консультантов, социальных аниматоров и специальных экспертов обучения – 3 года [21].
Учебные программы включают в себя изучение следующих 6 основных предметов: теория и практика социальной службы (центральный интегрирующий курс), структура институтов социальной работы, социальная экономика, социальная среда, отношения между людьми и здоровье, гигиена и медико-социальная защита населения.
По завершению курса студенты сдают экзамены на получение государственного диплома. Такие экзамены включают в себя единый для всей Франции письменный тест, устный доклад по социальной проблеме, выбранной во время практики, и краткое изложение и защиту письменного сообщения. По окончании студенты получают диплом ассистента социальной службы.
Кроме того, в 7 университетах страны выдаётся второй диплом социального работника, который соответствует диплому аспиранта.
В Великобритании социальной работе обучают как в университетах, так и в других высших учебных заведений, особенно, в политехнических институтах; а также в колледжах. Для получения диплома бакалавра студенты учатся 3-4 года. В университетах существуют не только разные сроки обучения, но и разные учебные программы, условия поступления и документы об окончании, то есть университеты и другие учебные заведения имеют четко выраженную автономию в отношении обучения социальной работой. Определенная унификация учебных программ обеспечивается Центральным советом по обучению социальной работе, который
состоит из представителей систем образования, занятости и профессиональных групп и ассоциаций. Он был создан по решению парламента и финансируется из государственного бюджета. Совет периодически рассматривает и одобряет учебные программы и дает возможность студентам, успешно завершившим учебу, получить сертификат профессионального социального работника, который действителен на всей территории страны.
В дополнении к деятельности Центрального совета в Великобритании существует также Объединенный университетский совет по вопросам деятельности социальной и государственной администрации.
Особенностью многих английских школ социальной работы – постоянное стремление к совершенствованию форм и методов обучения. Например, в университете Эдинбурга для обучения на факультете социальной администрации принимают лиц, уже имеющих дипломы по психологии, социологии и социальной администрации; срок обучения – 1 год. Помимо теории, студенты уделяют много времени практике в государственных и частных социальных учреждениях. Окончившие университет специалисты работают в местной администрации, реабилитационных центрах, психиатрических больницах и других учреждениях.
Также хочется отметить, что еще одной особенностью английской подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы являются размеры курса, что связано с размерами самого высшего учебного заведения, многие из которых принимают не более 25 студентов в год. Хотя есть и более крупные школы и факультеты социальной работы – в Бристоле (Англия), Кардиффе (Уэльс), Лестере (Англия), Ноттингеме (Англия) [57].
Одним из недостатков и своеобразной особенностью системы подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы в Великобритании (особенно в отличие от системы такой подготовки в США) является слишком (на наш взгляд неоправданно) короткий срок обучения, нередко ограничивающийся 1 годом и даже менее. Хотя в ряде учебных заведений предусмотрены и двухгодичные курсы.
Несомненным плюсом функционирования такой системы подготовки является жёсткий отбор кандидатов. Если в США такой отбор осуществляется через собеседование и тестирование, в ходе которого проверяются базовые знания будущего студента, то в Великобритании методика отбора на курсы социальной работы очень жёсткая. Её цель проверить не только академические (базовые) знания кандидата, но и его личностную пригодность для социальной и социально-педагогической деятельности. Обычно от кандидата требуется заполнить объёмное по содержанию заявление с кратким мини-сочинением на тему «Почему я хочу стать социальным работником». На втором этапе отбора предполагается интенсивное собеседование с местным социальным работником. Также в ряде случаев предполагаются групповые дискуссии. Несмотря на столь жёсткую процедуру отбора, конкурс на данную специальность не снижается.
Сегодня социальное образование в Европе не является типичной областью обучения, куда стремится попасть подавляющее число молодежи после окончания школы. В некоторых странах эта тенденция усилена существующим механизмом, который устанавливает минимальные возрастные рамки и необходимость опыта работы для поступления. Во многих странах, требуются дополнительные подтверждения, что студент соответствует выбранной профессии. Абитуриенты часто проходят собеседования, психологические тесты или сдают вступительные экзамены.
Ежегодный прием на курсы социальной работы достигает в Европе приблизительно 26000 человек. Женщины составляют примерно 2/3 всех студентов. Школы в Нидерландах и Турции являют собой исключение, так как там обучается примерно равное количество женщин и мужчин. С другой стороны, в Финляндии, Франции, Греции, Исландии, Италии, Португалии и Испании женщины составляют 90% и более обучающихся [67]. Даже если сделать скидку на неточность данных, то широкие расхождения в соотношении студентов, получающих социальное образование, к общему населению по странам налицо. Германия – единственная крупная страна среди тех, которые имеют одного студента, получающего социальное образование, на меньше чем 10000 жителей. В большинстве европейских стран на 1 студента приходится от 15 до 30 тысяч человек [76].
Преподавательский состав, осуществляющий процесс обучения социальных работников, как правило, включает научных работников, ученых общественных наук и практикующих профессионалов. Ввиду того, что во многих странах социальная работа не получила (или долго не получала) научного признания, существует любопытное явление – социальные работники, преподающие на курсах, котируются ниже, чем представители других научных дисциплин.
История становления социальной работы показывает связь между социальной работой как профессией и социальными движениями того или иного периода времени. Как мы уже отмечали, в Австрии, Франции, Германии, Великобритании, Швеции,
Швейцарии современная социальная работа начала свою историю до Первой мировой войны. В этих и других странах социальная работа в основном – если не всегда – женская профессия. Основательницы социальной работы считают эту профессию не только рычагом в механизме социальных реформ, но и инструментом эмансипации женщин.
Большую роль в развитии социальной работы в Европе сыграла церковь. В Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландах, Норвегии и Швеции – не говоря уже о странах «романской католической церкви», как Италия, Португалия, Испания – католические и протестантские организации принимали активное участие в основании социальных образовательных заведений. Во многих случаях церкви и сейчас принимают участие в их деятельности.
Основание Международной ассоциации школ социальной работы в Париже в 1928-1929 гг. под руководством Алисы Саломон стало важной вехой в становлении социальной работы в Европе [56]. Международное сотрудничество помогло преодолеть препятствия, порожденные ультранационализмом, фашизмом и национальным социализмом в период между войнами и особенно после Второй мировой войны.
Военный, экономический и идеологический кризис в 1945 году в Европе сказался и на социальной работе. Образовавшийся вакуум быстро заполнился американским влиянием. Американские идеи и эксперты сыграли ведущую роль в возрождении социальной работы и социального образования в европейских странах в послевоенный период.
Первое послевоенное поколение преподавателей по социальной работе в Европе большей частью получило образование в Америке. Этим, возможно, объясняется тот факт, что методологическое триединство индивидуальной, групповой и общественной работы имело канонический статус в Европе, в то время как в самой Америке уже подвергалось жесткой критике. В последние годы определенные тенденции указывают на «европеизацию» методов социальной работы. Фокус в Европе переместился по направлению к новому, более всестороннему методу «общественной работы», который соединяет в себе элементы всех трех «классических» методов.
Большое влияние на социальное образование оказывают реформы в социальной области, а также деятельность практикующих социальных служб разной направленности.
Поэтому кризис социального реформирования, который ощущается сегодня во многих европейских странах, уже принес качественные и количественные изменения в сферу социального образования. В Бельгии, Дании, Германии и Великобритании происходит сокращение расходов на социальные нужды [69]. В этой ситуации социальной работе приходится обороняться: критика ее растет, а проблемы, с которыми она сталкивается, не уходят.
Европейская социальная работа разрывается между стремлением к научности и требованиям повседневной жизни. Эта тенденция, уходящая корнями глубоко в историю профессии, нашла отражение в сложном существовании социально-научной дисциплины с одной стороны и специфической формой профессиональной деятельности – с другой. Похоже, ни одна европейская страна не нашла удовлетворительного решения проблемы. Баланс между научной и практической направленностью подвергается всевозможным воздействиям в разных странах. Все страны отдают дань предпочтения практической стороне вопроса, устанавливая обязательное прохождение практики с включением в преподавательский состав практикующих социальных работников. К тому же, большинство стран движется по направлению к отбору учебных дисциплин исходя из требований практики. Некоторые попытки в этом отношении подают большие надежды.
Во Франции в настоящее время существует более полутора сотен школ социальной работы, большинство из которых содержится частным образом. Данные школы охватывают студентов в количестве от 15 тыс. до 30 тыс. студентов.
При Министерстве социальных дел и национальной солидарности существует подразделение социальной работы, которое, подобно американскому Совету по вопросам обучения социальной работе, осуществляет надзор над школами социальной работы [72].
Преподавательский состав школ социальной работы, дабы не отрываться от практики примерно 25% своего рабочего времени тратят на социально-педагогическую деятельность и деятельность в области социальной работы.
В ряде школ некоторые предметы преподаются профессорами из университетов, тем самым осуществляется сотрудничество между профессиональными школами и высшими учебными заведениями.
Различные курсы школ социальной работы отличаются своим содержанием и продолжительностью. Общим для всех них является деление курса на теоретическую и практическую части. Для женщин-домработниц период профессионального обучения длится 8 месяцев. Для дошкольных социальных педагогов и персонала детского сада – 2 года. А для помощников социальной службы, семейных консультантов, социальных аниматоров и специальных экспертов обучения – 3 года [21].
Учебные программы включают в себя изучение следующих 6 основных предметов: теория и практика социальной службы (центральный интегрирующий курс), структура институтов социальной работы, социальная экономика, социальная среда, отношения между людьми и здоровье, гигиена и медико-социальная защита населения.
По завершению курса студенты сдают экзамены на получение государственного диплома. Такие экзамены включают в себя единый для всей Франции письменный тест, устный доклад по социальной проблеме, выбранной во время практики, и краткое изложение и защиту письменного сообщения. По окончании студенты получают диплом ассистента социальной службы.
Кроме того, в 7 университетах страны выдаётся второй диплом социального работника, который соответствует диплому аспиранта.
В Великобритании социальной работе обучают как в университетах, так и в других высших учебных заведений, особенно, в политехнических институтах; а также в колледжах. Для получения диплома бакалавра студенты учатся 3-4 года. В университетах существуют не только разные сроки обучения, но и разные учебные программы, условия поступления и документы об окончании, то есть университеты и другие учебные заведения имеют четко выраженную автономию в отношении обучения социальной работой. Определенная унификация учебных программ обеспечивается Центральным советом по обучению социальной работе, который
состоит из представителей систем образования, занятости и профессиональных групп и ассоциаций. Он был создан по решению парламента и финансируется из государственного бюджета. Совет периодически рассматривает и одобряет учебные программы и дает возможность студентам, успешно завершившим учебу, получить сертификат профессионального социального работника, который действителен на всей территории страны.
В дополнении к деятельности Центрального совета в Великобритании существует также Объединенный университетский совет по вопросам деятельности социальной и государственной администрации.
Особенностью многих английских школ социальной работы – постоянное стремление к совершенствованию форм и методов обучения. Например, в университете Эдинбурга для обучения на факультете социальной администрации принимают лиц, уже имеющих дипломы по психологии, социологии и социальной администрации; срок обучения – 1 год. Помимо теории, студенты уделяют много времени практике в государственных и частных социальных учреждениях. Окончившие университет специалисты работают в местной администрации, реабилитационных центрах, психиатрических больницах и других учреждениях.
Также хочется отметить, что еще одной особенностью английской подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы являются размеры курса, что связано с размерами самого высшего учебного заведения, многие из которых принимают не более 25 студентов в год. Хотя есть и более крупные школы и факультеты социальной работы – в Бристоле (Англия), Кардиффе (Уэльс), Лестере (Англия), Ноттингеме (Англия) [57].
Одним из недостатков и своеобразной особенностью системы подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы в Великобритании (особенно в отличие от системы такой подготовки в США) является слишком (на наш взгляд неоправданно) короткий срок обучения, нередко ограничивающийся 1 годом и даже менее. Хотя в ряде учебных заведений предусмотрены и двухгодичные курсы.
Несомненным плюсом функционирования такой системы подготовки является жёсткий отбор кандидатов. Если в США такой отбор осуществляется через собеседование и тестирование, в ходе которого проверяются базовые знания будущего студента, то в Великобритании методика отбора на курсы социальной работы очень жёсткая. Её цель проверить не только академические (базовые) знания кандидата, но и его личностную пригодность для социальной и социально-педагогической деятельности. Обычно от кандидата требуется заполнить объёмное по содержанию заявление с кратким мини-сочинением на тему «Почему я хочу стать социальным работником». На втором этапе отбора предполагается интенсивное собеседование с местным социальным работником. Также в ряде случаев предполагаются групповые дискуссии. Несмотря на столь жёсткую процедуру отбора, конкурс на данную специальность не снижается.