Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ального образования.

Сегодня социальное образование в Европе не является типичной областью обучения, куда стремится попасть подавляющее число моло­дежи после окончания школы. В не­которых странах эта тенденция уси­лена существующим механизмом, который устанавливает минималь­ные возрастные рамки и необходи­мость опыта работы для поступле­ния. Во многих странах, требуются дополнительные подтверждения, что студент соответствует выбран­ной профессии. Абитуриенты часто проходят собеседования, психологи­ческие тесты или сдают вступитель­ные экзамены.

Ежегодный прием на курсы со­циальной работы достигает в Европе приблизительно 26000 человек. Женщины составляют примерно 2/3 всех студентов. Школы в Нидерлан­дах и Турции являют собой исклю­чение, так как там обучается при­мерно равное количество женщин и мужчин. С другой стороны, в Фин­ляндии, Франции, Греции, Исландии, Италии, Португалии и Испа­нии женщины составляют 90% и бо­лее обучающихся [67]. Даже если сделать скидку на неточность данных, то широкие расхождения в соотноше­нии студентов, получающих соци­альное образование, к общему насе­лению по странам налицо. Герма­ния – единственная крупная страна среди тех, которые имеют одного студента, получающего социальное образование, на меньше чем 10000 жителей. В большинстве европей­ских стран на 1 студента приходится от 15 до 30 тысяч человек [76].

Преподавательский состав, осу­ществляющий процесс обучения социальных работников, как правило, включает научных работников, уче­ных общественных наук и практику­ющих профессионалов. Ввиду того, что во многих странах социальная работа не получила (или долго не получала) научного признания, су­ществует любопытное явление – социальные работники, преподаю­щие на курсах, котируются ниже, чем представители других научных дисциплин.

История становления социальной работы показывает связь между социальной работой как профессией и социальными движениями того или иного периода времени. Как мы уже отмечали, в Австрии, Франции, Германии, Великобритании, Швеции,
Швейцарии современная социаль­ная работа начала свою историю до Первой мировой войны. В этих и других странах социальная работа в основном – если не всегда – жен­ская профессия. Основательницы социальной работы считают эту профессию не только рычагом в ме­ханизме социальных реформ, но и инструментом эмансипации жен­щин.

Большую роль в развитии соци­альной работы в Европе сыграла церковь. В Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Ни­дерландах, Норвегии и Швеции – не говоря уже о странах «романской католической церкви», как Италия, Португалия, Испания – католичес­кие и протестантские организации принимали активное участие в ос­новании социальных образователь­ных заведений. Во многих случаях церкви и сейчас принимают участие в их деятельности.

Основание Международной ассо­циации школ социальной работы в Париже в 1928-1929 гг. под руковод­ством Алисы Саломон стало важной вехой в становлении социальной ра­боты в Европе [56]. Международное сотрудничество помогло преодолеть препятствия, порожденные ультра­национализмом, фашизмом и наци­ональным социализмом в период между войнами и особенно после Второй мировой войны.

Военный, экономический и иде­ологический кризис в 1945 году в Ев­ропе сказался и на социальной рабо­те. Образовавшийся вакуум быстро заполнился американским влиянием. Американские идеи и эксперты сыг­рали ведущую роль в возрождении социальной работы и социального образования в европейских странах в послевоенный период.

Первое послевоенное поколение преподавателей по социальной ра­боте в Европе большей частью полу­чило образование в Америке. Этим, возможно, объясняется тот факт, что методологическое триединство ин­дивидуальной, групповой и общест­венной работы имело канонический статус в Европе, в то время как в са­мой Америке уже подвергалось же­сткой критике. В последние годы определенные тенденции указывают на «европеизацию» методов социальной работы. Фокус в Европе пе­реместился по направлению к ново­му, более всестороннему методу «общественной работы», который соединяет в себе элементы всех трех «классических» методов.

Большое влияние на социальное образование оказывают реформы в социальной области, а также дея­тельность практикующих социаль­ных служб разной направленности.

Поэтому кризис социального ре­формирования, который ощущается сегодня во многих европейских странах, уже принес качественные и количественные изменения в сферу социального образования. В Бель­гии, Дании, Германии и Великобри­тании происходит сокращение рас­ходов на социальные нужды [69]. В этой ситуации социальной работе прихо­дится обороняться: критика ее рас­тет, а проблемы, с которыми она сталкивается, не уходят.

Европейская социальная работа разрывается между стремлением к научности и требованиям повседнев­ной жизни. Эта тенденция, уходящая корнями глубоко в историю профес­сии, нашла отражение в сложном существовании социально-научной дисциплины с одной стороны и специфической формой профессиональ­ной деятельности – с другой. Похо­же, ни одна европейская страна не нашла удовлетворительного решения проблемы. Баланс между научной и практической направленностью подвергается всевозможным воздействи­ям в разных странах. Все страны отдают дань предпочтения практичес­кой стороне вопроса, устанавливая обязательное прохождение практики с включением в преподавательский состав практикующих социальных работников. К тому же, большинство стран движется по направлению к отбору учебных дисциплин исходя из требований практики. Некоторые попытки в этом отношении подают большие надежды.


Во Франции в настоящее время существует более полутора сотен школ социальной работы, большинство из которых содержится частным образом. Данные школы охватывают студентов в количестве от 15 тыс. до 30 тыс. студентов.

При Министерстве социальных дел и национальной солидарности существует подразделение социальной работы, которое, подобно американскому Совету по вопросам обучения социальной работе, осуществляет надзор над школами социальной работы [72].

Преподавательский состав школ социальной работы, дабы не отрываться от практики примерно 25% своего рабочего времени тратят на социально-педагогическую деятельность и деятельность в области социальной работы.

В ряде школ некоторые предметы преподаются профессорами из университетов, тем самым осуществляется сотрудничество между профессиональными школами и высшими учебными заведениями.

Различные курсы школ социальной работы отличаются своим содержанием и продолжительностью. Общим для всех них является деление курса на теоретическую и практическую части. Для женщин-домработниц период профессионального обучения длится 8 месяцев. Для дошкольных социальных педагогов и персонала детского сада – 2 года. А для помощников социальной службы, семейных консультантов, социальных аниматоров и специальных экспертов обучения – 3 года [21].

Учебные программы включают в себя изучение следующих 6 основных предметов: теория и практика социальной службы (центральный интегрирующий курс), структура институтов социальной работы, социальная экономика, социальная среда, отношения между людьми и здоровье, гигиена и медико-социальная защита населения.

По завершению курса студенты сдают экзамены на получение государственного диплома. Такие экзамены включают в себя единый для всей Франции письменный тест, устный доклад по социальной проблеме, выбранной во время практики, и краткое изложение и защиту письменного сообщения. По окончании студенты получают диплом ассистента социальной службы.

Кроме того, в 7 университетах страны выдаётся второй диплом социального работника, который соответствует диплому аспиранта.

В Великобритании социальной работе обучают как в университетах, так и в других высших учебных заведений, особенно, в политехнических институтах; а также в колледжах. Для получения диплома бакалавра студенты учатся 3-4 года. В университетах существуют не только разные сроки обучения, но и разные учебные программы, условия поступления и документы об окончании, то есть университеты и другие учебные заведения имеют четко выраженную автономию в отношении обучения социальной работой. Определенная унификация учебных программ обеспечивается Центральным советом по обучению социальной работе, который
состоит из представителей систем образования, занятости и профессиональных групп и ассоциаций. Он был создан по решению парламента и финансируется из государственного бюджета. Совет периодически рассматривает и одобряет учебные программы и дает возможность студентам, успешно завершившим учебу, получить сертификат профессионального социального работника, который действителен на всей территории страны.

В дополнении к деятельности Центрального совета в Великобритании существует также Объединенный университетский совет по вопросам деятельности социальной и государственной администрации.

Особенностью многих английских школ социальной работы – постоянное стремление к совершенствованию форм и методов обучения. Например, в университете Эдинбурга для обучения на факультете социальной администрации принимают лиц, уже имеющих дипломы по психологии, социологии и социальной администрации; срок обучения – 1 год. Помимо теории, студенты уделяют много времени практике в государственных и частных социальных учреждениях. Окончившие университет специалисты работают в местной администрации, реабилитационных центрах, психиатрических больницах и других учреждениях.

Также хочется отметить, что еще одной особенностью английской подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы являются размеры курса, что связано с размерами самого высшего учебного заведения, многие из которых принимают не более 25 студентов в год. Хотя есть и более крупные школы и факультеты социальной работы – в Бристоле (Англия), Кардиффе (Уэльс), Лестере (Англия), Ноттингеме (Англия) [57].

Одним из недостатков и своеобразной особенностью системы подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы в Великобритании (особенно в отличие от системы такой подготовки в США) является слишком (на наш взгляд неоправданно) короткий срок обучения, нередко ограничивающийся 1 годом и даже менее. Хотя в ряде учебных заведений предусмотрены и двухгодичные курсы.

Несомненным плюсом функционирования такой системы подготовки является жёсткий отбор кандидатов. Если в США такой отбор осуществляется через собеседование и тестирование, в ходе которого проверяются базовые знания будущего студента, то в Великобритании методика отбора на курсы социальной работы очень жёсткая. Её цель проверить не только академические (базовые) знания кандидата, но и его личностную пригодность для социальной и социально-педагогической деятельности. Обычно от кандидата требуется заполнить объёмное по содержанию заявление с кратким мини-сочинением на тему «Почему я хочу стать социальным работником». На втором этапе отбора предполагается интенсивное собеседование с местным социальным работником. Также в ряде случаев предполагаются групповые дискуссии. Несмотря на столь жёсткую процедуру отбора, конкурс на данную специальность не снижается.