Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 9763
Скачиваний: 2
11
рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой
редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа чле-
нов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он под-
лежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение
7 дней и обнародованию.
Подзаконные акты.
К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной
власти, акты органов муниципального самоуправления, а также
акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок дея-
тельности предприятий, учреждений, организаций.
Подзаконный акт – это акт, изданный на основе и во исполнение
закона. Этот акт не может противоречить закону, выходить за его
рамки и за рамки полномочий издающего его органа, предоставлен-
ных ему законом. Подзаконные нормативные акты направлены на
организацию исполнения закона. Всякое исполнительное действие,
в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов),
должно соответствовать закону.
Указы Президента Российской Федерации.
Нормативные Указы Президента России связаны в основном с
конкретизацией и детализацией действующих федеральных зако-
нов. Юридической базой для принятия Указов, нередко, являются
положения самой Конституции РФ. В частности, в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами Президент России
определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства (ч. 3 ст. 80). Естественно, что такое определение осу-
ществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента
России утверждается военная доктрина РФ, назначается референ-
дум в порядке, установленном федеральным конституционным за-
коном (пункт «з» ст. 83, пункт «в» ст. 84).
Нормативными являются Указы Президента России, в которых
он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует
порядок осуществления предоставленных ему Конституцией пол-
номочий, в частности, по вопросам гражданства, помилования.
Ненормативные Указы Президента России издаются по вопро-
сам применения права. Такими указами производится назначение
определенных должностных лиц, награждение орденами и медаля-
12
ми, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных
званий, предоставление политического убежища, помилование граж-
дан, решение организационно-административных вопросов и т. п.
Указ Президента Российской Федерации по действующей Кон-
ституции РФ представляет собой подзаконный акт, обладающий по-
сле федерального закона наибольшей юридической силой. Содер-
жание Указа определяется конституционным статусом Президента
Российской Федерации как главы государства.
Постановления и Распоряжения Правительства Российской
Федерации. Среди подзаконных актов видное место занимают пра-
вовые акты Правительства России, которые характеризуются тем,
что они:
а) подзаконны;
б) обязательны для исполнения на всей территории России;
в) имеют межотраслевое содержание;
г) разделяются на постановления (решения, имеющие норматив-
ный характер или применяемые по наиболее важным вопросам), и
на распоряжения (решения по оперативным и другим текущим во-
просам).
Ведомственные акты. В массиве нормативных актов велик
удельный вес ведомственных актов. Это акты федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
РФ. Подзаконность, специализация, оперативность – признаки ве-
домственных актов.
Государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и
официальному опубликованию подлежат ведомственные норма-
тивные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы
граждан или носящие межведомственный характер. Это способ-
ствует повышению качества актов.
Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и
ведомствах РФ, утвержденной Председателем Комитета по делам
архивов 06.06.1993 г. в соответствии с распоряжением Правитель-
ства РФ, определены виды ведомственных актов, порядок подготов-
ки принятия и подписания их.
Правовые акты субъектов Российской Федерации
Согласно Конституции Российская Федерация состоит из респу-
13
блик, краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.
Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край,
область, город федерального значения, автономная область, авто-
номный округ имеет свой устав и законодательство.
Республики, края, области, города федерального значения, авто-
номная область и автономные округа (субъекты РФ) осуществляют
собственное правовое регулирование, включая принятие законов и
иных нормативных правовых актов.
Все вышеназванные акты должны представлять собой системно
связанную совокупность актов, в противном случае неизбежны на-
рушения законности и хаотические изменения в нормативном мас-
сиве.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-
гут противоречить федеральным законам. При выявлении противо-
речия между федеральным законом и иным правовым актом, издан-
ным в РФ, действует федеральный закон.
Актуальность проблем национальной безопасности страны об-
условили необходимость укрепления нормативно-правовой базы по
вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации РФ (в том
числе включая мобилизационную подготовку и мобилизацию здра-
воохранения на уровнях его функционирования).
В результате в последние годы принят ряд документов, опреде-
ляющих стратегические направления работы в этой области. В част-
ности, правовыми основами мобилизационной подготовки и моби-
лизации являются:
- Конституция РФ;
- федеральные конституциональные законы: «О чрезвычайном
положении» и «О военном положении»;
- федеральные законы: «Об обороне», «О воинской обязанности
и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилиза-
ции в Российской Федерации», «О гражданской обороне», «О без-
опасности», «Трудовой кодекс Российской Федерации» и другие;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- международные договоры Российской Федерации.
14
I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от
12.12.1993 г. – Основной Закон государства, отражающий все-
сторонние аспекты деятельности граждан РФ в повседневных
и чрезвычайных условиях.
Ст. 4, п. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и
неприкосновенность своей территории.
Ст. 29, п. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбужда-
ющие социальную, расовую, национальную или религиозную не-
нависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Ст. 41, п. 1. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь.
Ст. 42. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окру-
жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз-
мещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко-
логическим правонарушением.
Ст. 56, п. 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспе-
чения безопасности граждан и защиты конституционного строя
в соответствии с федеральным конституционным законом могут
устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием
пределов и срока их действия.
Ст. 58. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружа-
ющую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ст. 67, п. 1. Территория Российской Федерации включает в себя
территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море,
и воздушное пространство над ними.
Ст. 83. Президент Российской Федерации:
- п. «ж». формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус
которого определяется федеральным законом;
- п. «з». утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Ст. 86, 87, 88. Президент Российской Федерации:
- осуществляет руководство внешней политикой России;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си-
лами Российской Федерации;
15
- в случае агрессии против России или ее непосредственной
угрозы вводит на ее территории или в отдельных ее местностях во-
енное положение, а при определенных обстоятельствах – чрезвы-
чайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
Федерации и Государственной Думе.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г.
№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Ст. 1, п. 1. Чрезвычайное положение – это вводимый на всей
территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой
режим деятельности органов исполнительной власти, организаций,
независимо от организационно-правовых форм и форм собствен-
ности, их должностных лиц, допускающий отдельные ограничения
прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без граждан-
ства, прав организаций и общественных объединений с возложение
дополнительных обязанностей.
Ст. 3. Чрезвычайное положение вводится при наличии обстоя-
тельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и
безопасности граждан или конституционному строю РФ и устране-
ние которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К ним
относятся:
б) чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социаль-
ного и экологического характера, в том числе эпидемии, возникшие
в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, сти-
хийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) челове-
ческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей
природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности населения и требующие проведения
масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Ст. 4. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента
России с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде-
рации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Феде-
рального Собрания РФ и его передаче для утверждения Советом
Федерации.
Ст. 6. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения
подлежит немедленному обнародованию по каналам радио, телеви-