Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9763

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой 

редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа чле-

нов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он под-

лежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 

7 дней и обнародованию.

Подзаконные акты.

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной 

власти,  акты  органов  муниципального  самоуправления,  а  также 

акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок дея-

тельности предприятий, учреждений, организаций.

Подзаконный акт – это акт, изданный на основе и во исполнение 

закона. Этот акт не может противоречить закону, выходить за его 

рамки и за рамки полномочий издающего его органа, предоставлен-

ных ему законом. Подзаконные нормативные акты направлены на 

организацию исполнения закона. Всякое исполнительное действие, 

в  том  числе  и  издание  правовых  актов  (инструкций,  приказов), 

должно соответствовать закону.

Указы Президента Российской Федерации.

Нормативные Указы Президента России связаны в основном с 

конкретизацией  и  детализацией  действующих  федеральных  зако-

нов. Юридической базой для принятия Указов, нередко, являются 

положения  самой  Конституции  РФ.  В  частности,  в  соответствии 

с  Конституцией  РФ  и  федеральными  законами  Президент  России 

определяет основные направления внутренней и внешней политики 

государства (ч. 3 ст. 80). Естественно, что такое определение осу-

ществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента 

России утверждается военная доктрина РФ, назначается референ-

дум в порядке, установленном федеральным конституционным за-

коном (пункт «з» ст. 83, пункт «в» ст. 84).

Нормативными являются Указы Президента России, в которых 

он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует 

порядок  осуществления  предоставленных  ему  Конституцией  пол-

номочий, в частности, по вопросам гражданства, помилования.

Ненормативные Указы Президента России издаются по вопро-

сам  применения  права.  Такими  указами  производится  назначение 

определенных должностных лиц, награждение орденами и медаля-


background image

12

ми, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных 

званий, предоставление политического убежища, помилование граж-

дан, решение организационно-административных вопросов и т. п.

Указ Президента Российской Федерации по действующей Кон-

ституции РФ представляет собой подзаконный акт, обладающий по-

сле федерального закона наибольшей юридической силой. Содер-

жание Указа определяется конституционным статусом Президента 

Российской Федерации как главы государства.

Постановления и Распоряжения Правительства Российской 

Федерации. Среди подзаконных актов видное место занимают пра-

вовые акты Правительства России, которые характеризуются тем, 

что они:

а) подзаконны;

б) обязательны для исполнения на всей территории России;

в) имеют межотраслевое содержание;

г) разделяются на постановления (решения, имеющие норматив-

ный характер или применяемые по наиболее важным вопросам), и 

на распоряжения (решения по оперативным и другим текущим во-

просам).

Ведомственные  акты.  В  массиве  нормативных  актов  велик 

удельный вес ведомственных актов. Это акты федеральных органов 

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов 

РФ. Подзаконность, специализация, оперативность – признаки ве-

домственных актов.

Государственной  регистрации  в  Министерстве  юстиции  РФ  и 

официальному  опубликованию  подлежат  ведомственные  норма-

тивные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы 

граждан  или  носящие  межведомственный  характер.  Это  способ-

ствует повышению качества актов.

Типовой  инструкцией  по  делопроизводству  в  министерствах  и 

ведомствах  РФ,  утвержденной  Председателем  Комитета  по  делам 

архивов 06.06.1993 г. в соответствии с распоряжением Правитель-

ства РФ, определены виды ведомственных актов, порядок подготов-

ки принятия и подписания их. 

Правовые акты субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из респу-


background image

13

блик, краев, областей, городов федерального значения, автономной 

области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.

Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, 

область,  город  федерального  значения,  автономная  область,  авто-

номный округ имеет свой устав и законодательство.

Республики, края, области, города федерального значения, авто-

номная область и автономные округа (субъекты РФ) осуществляют 

собственное правовое регулирование, включая принятие законов и 

иных нормативных правовых актов.

Все вышеназванные акты должны представлять собой системно 

связанную совокупность актов, в противном случае неизбежны на-

рушения законности и хаотические изменения в нормативном мас-

сиве.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-

гут противоречить федеральным законам. При выявлении противо-

речия между федеральным законом и иным правовым актом, издан-

ным в РФ, действует федеральный закон.

Актуальность проблем национальной безопасности страны об-

условили необходимость укрепления нормативно-правовой базы по 

вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации РФ (в том 

числе включая мобилизационную подготовку и мобилизацию здра-

воохранения на уровнях его функционирования).

В результате в последние годы принят ряд документов, опреде-

ляющих стратегические направления работы в этой области. В част-

ности, правовыми основами мобилизационной подготовки и моби-

лизации являются: 

- Конституция РФ;

-  федеральные  конституциональные  законы:  «О  чрезвычайном 

положении» и «О военном положении»;

- федеральные законы: «Об обороне», «О воинской обязанности 

и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилиза-

ции в Российской Федерации», «О гражданской обороне», «О без-

опасности», «Трудовой кодекс Российской Федерации» и другие;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- международные договоры Российской Федерации.


background image

14

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

КОНСТИТУЦИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  от 

12.12.1993 г. – Основной Закон государства, отражающий все-

сторонние аспекты деятельности граждан РФ в повседневных 

и чрезвычайных условиях.

Ст. 4, п. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и 

неприкосновенность своей территории.

Ст. 29, п. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбужда-

ющие  социальную,  расовую,  национальную  или  религиозную  не-

нависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, 

национального, религиозного или языкового превосходства.

Ст. 41, п. 1. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья 

и медицинскую помощь. 

Ст. 42. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окру-

жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз-

мещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко-

логическим правонарушением.

Ст. 56, п. 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспе-

чения  безопасности  граждан  и  защиты  конституционного  строя 

в  соответствии  с  федеральным  конституционным  законом  могут 

устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием 

пределов и срока их действия.

Ст. 58. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружа-

ющую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 67, п. 1. Территория Российской Федерации включает в себя 

территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, 

и воздушное пространство над ними.

Ст. 83. Президент Российской Федерации:

-  п.  «ж».  формирует  и  возглавляет  Совет  Безопасности,  статус 

которого определяется федеральным законом;

- п. «з». утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Ст. 86, 87, 88. Президент Российской Федерации:

- осуществляет руководство внешней политикой России;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си-

лами Российской Федерации;


background image

15

-  в  случае  агрессии  против  России  или  ее  непосредственной 

угрозы вводит на ее территории или в отдельных ее местностях во-

енное положение, а при определенных обстоятельствах – чрезвы-

чайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету 

Федерации и Государственной Думе.

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г.

№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Ст.  1,  п.  1.  Чрезвычайное  положение  –  это  вводимый  на  всей 

территории  РФ  или  в  ее  отдельных  местностях  особый  правовой 

режим деятельности органов исполнительной власти, организаций, 

независимо  от  организационно-правовых  форм  и  форм  собствен-

ности, их должностных лиц, допускающий отдельные ограничения 

прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без граждан-

ства, прав организаций и общественных объединений с возложение 

дополнительных обязанностей.

Ст. 3. Чрезвычайное положение вводится при наличии обстоя-

тельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и 

безопасности граждан или конституционному строю РФ и устране-

ние которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К ним 

относятся:

б) чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социаль-

ного и экологического характера, в том числе эпидемии, возникшие 

в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, сти-

хийных  и  иных  бедствий,  повлекшие  (могущие  повлечь)  челове-

ческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей 

природной среде, значительные материальные потери и нарушение 

условий  жизнедеятельности  населения  и  требующие  проведения 

масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ст.  4.  Чрезвычайное  положение  вводится  Указом  Президента 

России  с  незамедлительным  сообщением  об  этом    Совету  Феде-

рации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Феде-

рального  Собрания  РФ  и  его  передаче  для  утверждения  Советом 

Федерации.

Ст. 6. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения 

подлежит немедленному обнародованию по каналам радио, телеви-