Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 9772
Скачиваний: 2
16
дения и незамедлительному опубликованию.
Ст. 9, п. 1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого
на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а в ее отдель-
ных местностях – 60 суток.
Ст. 13. В случае введения чрезвычайного положения предусмо-
трены следующие меры и временные ограничения:
- временное отселение жителей в безопасные районы с предо-
ставлением им стационарных или временных жилых помещений;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидеми-
ческих и других мероприятий;
- привлечение государственного материального резерва, мобили-
зация людских ресурсов, изменение режима их работы, переориен-
тация на производство необходимой продукции и иные изменения;
- отстранение от работы руководителей организаций в связи с
ненадлежащим исполнением ими обязанностей;
- в исключительных случаях – мобилизация трудоспособного на-
селения и привлечение транспортных средств граждан для проведе-
ния аварийно-спасательных работ.
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г.
№ 1-ФКЗ «О военном положении»
Ст. 1. Военное положение – особый правовой режим, вводимый
Президентом России на всей территории или в отдельных мест-
ностях в случае агрессии против РФ или при ее непосредственной
угрозе.
Целью военного положения является создание условий для от-
ражения или предотвращения агрессии против Российской Федера-
ции.
В период действия военного положения для обеспечения оборо-
ны и безопасности государства могут ограничиваться права и сво-
боды граждан, деятельность организаций и права их должностных
лиц, а также на всех них могут возлагаться дополнительные обязан-
ности. Объявляется общая или частичная мобилизация, если они не
были объявлены ранее.
Ст. 2. Актами агрессии против Российской Федерации являются:
- вторжение или нападение вооруженных сил иностранного го-
17
сударства на территорию РФ, применение против РФ любого вида
оружия;
- блокада портов или берегов РФ вооруженными силами ино-
странных государств;
- засылка иностранным государством вооруженных банд или
наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной
силы против РФ.
Ст. 4. Военное положение вводится указом Президента РФ, ко-
торый утверждается Советом Федерации и которым определяются:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения воен-
ного положения;
- дата и время начала действия военного положения;
- границы территории, на которой вводится военное положе-
ние.
Ст. 5. Режим военного положения включает комплекс экономи-
ческих, политических, административных, военных и иных мер, на-
правленных на создание условий для отражения или предотвраще-
ния агрессии против РФ.
Ст. 9. Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские форми-
рования, привлекаемые для обеспечения режима военного положе-
ния, выполняют следующие задачи:
- поддерживают особый режим въезда на территорию, на кото-
рой введено военное положение, и выезда из нее, а также ограниче-
ние свободы передвижения по ней;
- участвуют в спасении и эвакуации населения, проведении ава-
рийно-спасательных работ;
- осуществляют охрану военных, важных государственных и
специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность насе-
ления, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объ-
ектов энергетики и других потенциально-опасных объектов;
- пресекают деятельность незаконных вооруженных формирова-
ний, террористическую и диверсионную деятельность;
- обеспечивают охрану общественного порядка и общественную
безопасность;
- осуществляют иные меры по обеспечению режима военного
положения.
18
Ст. 21. Отмена военного положения производится указом Пре-
зидента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основа-
нием для его введения.
Федеральный закон от 31.05.1996 г.
№ 61-ФЗ «Об обороне» определяет:
- основы и организацию обороны Российской Федерации;
- полномочия и функции органов государственной власти всех
уровней, их должностных лиц;
- права и обязанности граждан России в области обороны;
- силы и средства, привлекаемые для обороны страны;
- ответственность за нарушение законодательства России в обла-
сти обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны страны.
Оборона – система политических, экономических, военных, со-
циальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной за-
щите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Фе-
дерации. К обороне привлекаются и другие войска: пограничные во-
йска ФСБ, внутренние войска МВД и войска гражданской обороны.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлека-
ются:
- Служба внешней разведки;
- федеральная служба безопасности;
- федеральный орган специальной связи и информации;
- федеральная служба государственной охраны;
- инженерно-технические и дорожно-строительные воинские
формирования при федеральных органах исполнительной власти;
- федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки
органов государственной власти;
- специальные формирования, создаваемые на военное время.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граж-
дан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнитель-
ной власти всех уровней и организаций независимо от форм соб-
ственности, а также собственников транспортных средств.
Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии,
направленной против России, для вооруженной защиты целостно-
19
сти и неприкосновенности территории России, а также для выпол-
нения задач в соответствии с международными договорами РФ.
Конституцией РФ определено, что защита Отечества являет-
ся долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации,
который несет военную службу в соответствии с федеральным за-
коном. В случае, если его убеждениям или вероисповеданию про-
тиворечит несение военной службы он имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой, что также определено Кон-
ституцией Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в которой это необходи-
мо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо-
роны страны и безопасности государства.
Верховным Главнокомандующим является Президент Россий-
ской Федерации, который в области обороны:
- определяет основные направления военной политики;
- утверждает военную доктрину;
- осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими
войсками и воинскими формированиями;
- в случаях агрессии или ее угрозы против РФ, возникновения
вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет об-
щую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в
ее отдельных местностях военное положение, отдает приказ Воору-
женным Силам РФ о ведении военных действий;
- исполняет полномочия в области обеспечения режима военного
положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральными кон-
ституционными законами;
- принимает решение о привлечении Вооруженных Сил (ВС) РФ,
других войск и воинских формирований к выполнению задач с ис-
пользованием вооружения не по их предназначению;
- утверждает:
а) концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других
войск и воинских формирований;
б) мобилизационный план ВС РФ и планы перевода (мобилиза-
ционные планы) на работу в условиях военного времени;
20
в) планы создания запасов материальных ценностей государ-
ственного и мобилизационного резервов;
г) федеральную государственную программу оперативного обо-
рудования территории страны в целях обороны;
д) федеральные государственные программы вооружения и раз-
вития оборонного промышленного комплекса;
е) программы ядерных и других специальных испытаний и санк-
ционирует проведение указанных испытаний;
ж) единый перечень воинских должностей, подлежащих замеще-
нию высшими офицерами в ВС РФ, в других войсках и воинских
формированиях; общее количество воинских должностей, подле-
жащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в ВС РФ,
других войсках и воинских формированиях;
з) структуру, состав ВС РФ, других войск и воинских формирова-
ний до объединения включительно, а также штатную численность
военнослужащих ВС РФ, других войск и воинских формирований;
- присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужа-
щих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены
воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских
должностей и увольняет их с военной службы;
- принимает решение о дислокации и передислокации ВС РФ,
других войск, воинских формирований от соединения и выше.
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума) принимает законы в области обороны, рассматривает рас-
ходы на оборону, утверждает указы Президента России о введении
военного и/или чрезвычайного положения на территории РФ или в
отдельных ее местностях и решает вопрос о возможности использо-
вания ВС РФ за ее пределами.
Граждане Российской Федерации в области обороны:
- исполняют воинскую обязанность согласно федеральному за-
кону;
- принимают участие в мероприятиях по гражданской и террито-
риальной обороне;
- могут создавать организации и общественные объединения, со-
действующие укреплению обороны;
- предоставляют в военное время для нужд обороны по требо-