Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9772

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

дения и незамедлительному опубликованию.

Ст. 9, п. 1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого 

на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а в ее отдель-

ных местностях – 60 суток.

Ст. 13. В случае введения чрезвычайного положения предусмо-

трены следующие меры и временные ограничения:

- временное отселение жителей в безопасные районы с предо-

ставлением им стационарных или временных жилых помещений;

-  введение  карантина,  проведение  санитарно-противоэпидеми-

ческих и других мероприятий;

- привлечение государственного материального резерва, мобили-

зация людских ресурсов, изменение режима их работы, переориен-

тация на производство необходимой продукции и иные изменения;

-  отстранение  от  работы  руководителей  организаций  в  связи  с 

ненадлежащим исполнением ими обязанностей;

- в исключительных случаях – мобилизация трудоспособного на-

селения и привлечение транспортных средств граждан для проведе-

ния аварийно-спасательных работ.

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г.

№ 1-ФКЗ «О военном положении»

Ст. 1. Военное положение – особый правовой режим, вводимый 

Президентом  России  на  всей  территории  или  в  отдельных  мест-

ностях в случае агрессии против РФ или при ее непосредственной 

угрозе.

Целью военного положения является создание условий для от-

ражения или предотвращения агрессии против Российской Федера-

ции.

В период действия военного положения для обеспечения оборо-

ны и безопасности государства могут ограничиваться права и сво-

боды граждан, деятельность организаций и права их должностных 

лиц, а также на всех них могут возлагаться дополнительные обязан-

ности. Объявляется общая или частичная мобилизация, если они не 

были объявлены ранее.

Ст. 2. Актами агрессии против Российской Федерации являются:

- вторжение или нападение вооруженных сил иностранного го-


background image

17

сударства на территорию РФ, применение против РФ любого вида 

оружия;

-  блокада  портов  или  берегов  РФ  вооруженными  силами  ино-

странных государств;

-  засылка  иностранным  государством  вооруженных  банд  или 

наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной 

силы против РФ.

Ст. 4. Военное положение вводится указом Президента РФ, ко-

торый утверждается Советом Федерации и которым определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения воен-

ного положения;

- дата и время начала действия военного положения;

- границы территории, на которой вводится военное положе-

ние.

Ст. 5. Режим военного положения включает комплекс экономи-

ческих, политических, административных, военных и иных мер, на-

правленных на создание условий для отражения или предотвраще-

ния агрессии против РФ.

Ст. 9. Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские форми-

рования, привлекаемые для обеспечения режима военного положе-

ния, выполняют следующие задачи:

- поддерживают особый режим въезда на территорию, на кото-

рой введено военное положение, и выезда из нее, а также ограниче-

ние свободы передвижения по ней;

- участвуют в спасении и эвакуации населения, проведении ава-

рийно-спасательных работ;

-  осуществляют  охрану  военных,  важных  государственных  и 

специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность насе-

ления, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объ-

ектов энергетики и других потенциально-опасных объектов;

- пресекают деятельность незаконных вооруженных формирова-

ний, террористическую и диверсионную деятельность;

- обеспечивают охрану общественного порядка и общественную 

безопасность;

-  осуществляют  иные  меры  по  обеспечению  режима  военного 

положения.


background image

18

Ст. 21. Отмена военного положения производится указом Пре-

зидента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основа-

нием для его введения. 

Федеральный закон от 31.05.1996 г.

№ 61-ФЗ «Об обороне» определяет:

- основы и организацию обороны Российской Федерации;

- полномочия и функции органов государственной власти всех 

уровней, их должностных лиц;

- права и обязанности граждан России в области обороны;

- силы и средства, привлекаемые для обороны страны;

- ответственность за нарушение законодательства России в обла-

сти обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны страны.

Оборона – система политических, экономических, военных, со-

циальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной за-

щите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Фе-

дерации. К обороне привлекаются и другие войска: пограничные во-

йска ФСБ, внутренние войска МВД и войска гражданской обороны.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлека-

ются:

- Служба внешней разведки;

- федеральная служба безопасности;

- федеральный орган специальной связи и информации;

- федеральная служба государственной охраны;

-  инженерно-технические  и  дорожно-строительные  воинские 

формирования при федеральных органах исполнительной власти;

- федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки 

органов государственной власти;

- специальные формирования, создаваемые на военное время.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граж-

дан РФ и военно-транспортная обязанность органов исполнитель-

ной власти всех уровней и организаций независимо от форм соб-

ственности, а также собственников транспортных средств.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, 

направленной против России, для вооруженной защиты целостно-


background image

19

сти и неприкосновенности территории России, а также для выпол-

нения задач в соответствии с международными договорами РФ.

Конституцией РФ определено, что защита Отечества являет-

ся долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, 

который несет военную службу в соответствии с федеральным за-

коном. В случае, если его убеждениям или вероисповеданию про-

тиворечит  несение  военной  службы  он  имеет  право  на  замену  ее 

альтернативной гражданской службой, что также определено Кон-

ституцией Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены 

федеральным законом только в той мере, в которой это необходи-

мо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, 

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо-

роны страны и безопасности государства.

Верховным  Главнокомандующим  является  Президент  Россий-

ской Федерации, который в области обороны:

- определяет основные направления военной политики;

- утверждает военную доктрину; 

-  осуществляет  руководство  Вооруженными  Силами,  другими 

войсками и воинскими формированиями;

- в случаях агрессии или ее угрозы против РФ, возникновения 

вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет об-

щую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в 

ее отдельных местностях военное положение, отдает приказ Воору-

женным Силам РФ о ведении военных действий;

- исполняет полномочия в области обеспечения режима военного 

положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральными кон-

ституционными законами;

- принимает решение о привлечении Вооруженных Сил (ВС) РФ, 

других войск и воинских формирований к выполнению задач с ис-

пользованием вооружения не по их предназначению;

- утверждает:

а) концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других 

войск и воинских формирований;

б) мобилизационный план ВС РФ и планы перевода (мобилиза-

ционные планы) на работу в условиях военного времени;


background image

20

в)  планы  создания  запасов  материальных  ценностей  государ-

ственного и мобилизационного резервов;

г) федеральную государственную программу оперативного обо-

рудования территории страны в целях обороны;

д) федеральные государственные программы вооружения и раз-

вития оборонного промышленного комплекса;

е) программы ядерных и других специальных испытаний и санк-

ционирует проведение указанных испытаний;

ж) единый перечень воинских должностей, подлежащих замеще-

нию высшими офицерами в ВС РФ, в других войсках и воинских 

формированиях;  общее  количество  воинских  должностей,  подле-

жащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в ВС РФ, 

других войсках и воинских формированиях;

з) структуру, состав ВС РФ, других войск и воинских формирова-

ний до объединения включительно, а также штатную численность 

военнослужащих ВС РФ, других войск и воинских формирований;

 - присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужа-

щих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены 

воинские  звания  высших  офицеров,  освобождает  их  от  воинских 

должностей и увольняет их с военной службы;

-  принимает  решение  о  дислокации  и  передислокации  ВС  РФ, 

других войск, воинских формирований от соединения и выше.

Федеральное  Собрание  (Совет  Федерации  и  Государственная 

Дума)  принимает  законы  в  области  обороны,  рассматривает  рас-

ходы на оборону, утверждает указы Президента России о введении 

военного и/или чрезвычайного положения на территории РФ или в 

отдельных ее местностях и решает вопрос о возможности использо-

вания ВС РФ за ее пределами.

Граждане Российской Федерации в области обороны:

- исполняют воинскую обязанность согласно федеральному за-

кону;

- принимают участие в мероприятиях по гражданской и террито-

риальной обороне;

- могут создавать организации и общественные объединения, со-

действующие укреплению обороны;

- предоставляют в военное время для нужд обороны по требо-