Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.6 %, по СФО уменьшилось на 4,6 %, в том числе плательщиков, применяющих УСН, увеличилось по РФ на 12,8 %, СФО на 0,7 %, ЧР на 10,5 %; количество плательщиков ЕНВД при увеличении по РФ на 1,9 % уменьшилось по СФО на 10,8 %, ЧР на 3,1 %. Количество плательщиков ЕСХН по РФ уменьшилось по РФ на 2,7 %, ЧР на 6,9 %, по СФО на 17,0 %. Количество ИП, применяющих ПСН, увеличилось по РФ на 1/3, СФО на 5,3 %, ЧР на 55,8 %.

Среди плательщиков, применяющих СНР, доля УСН составляет более 50 %, доля «вмененщиков» составляет около 40 % и имеет тенденцию к снижению. Незначительна доля плательщиков, применяющих ЕСХН (по РФ - 1,7 %, СФО - 1,8 %, ЧР - 2,5 %) и ПСН (по РФ -

5.7 %, СФО - 2,0 %, ЧР - 1,8 %), причем доля плательщиков ЕНВД, ЕСХН уменьшается как по РФ в целом, так и по СФО и ЧР.

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. ВВП увеличился на 59,8 %, ВРП СФО - на 11,6 %, ЧР - на 8,1 %, налог на совокупный доход, уплачиваемый малым бизнесом в связи с применением СНР, соответственно на 37,0 %, 18,7 % и 20,8 %.

Доля налога на совокупный доход в ВВП (ВРП) по РФ с 0,53 % в 2016 г. уменьшилась до 0,45 или на 15,1 %, по СФО - увеличилась с 0,59 до 0,63 или на 6,8 %, по ЧР - с 0,89 до 1,0 % или на 12,3 %. В то же время доля налога на совокупный доход в общей сумме администрируемых налогов по РФ уменьшилась с 2,69 % до 2,57 % или на 4,5 %, СФО - с 3,38 до 2,74 или на 18,9 %, по ЧР - увеличилась с 6,19 % до 6,55 % или на 5,8 %. При увеличении всей суммы администрируемых налогов за указанный период по РФ на 43,2 %, СФО на 46,4 %, ЧР на 14,1 % их доля в ВВП (ВРП) по РФ уменьшилась на 10,2 %, по СФО увеличилась на 31,4 % и ЧР на 5,6 %.

Следовательно, доля специальных налоговых режимов в ВВП (ВРП) по РФ уменьшается, по СФ увеличивается на 6,8 % (в меньшем размере, чем общая сумма налогов -31,4 %), по ЧР на 12,3 % (в большей степени, чем другие налоги - на 5,6 %).

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, по РФ увеличилась на 50,5 %, в том числе с объекта «доходы» - на 49,8 %, по СФО - на 34,8 % и ЧР на 38,5 %, при этом объект «доходы» преобладает (в РФ и СФО - 74-75 %, ЧР -70 %), по СФО увеличился с 70,6 % до 80,1 % (на 13,4 %), ЧР - с 67,3 % до 77,2 % (на 14,7 %).

Величина ЕНВД уменьшилась по РФ на 10,9 %, СФО - на 20,6 %. ЧР - на 17,6 %, что повлекло уменьшение доли ЕНВД в сумме налога на совокупный доход по РФ с 21,2 % до 13,7 % (снижение на 35,4 %), СФО - с 27,6 % до 18,5 % (снижение на 33,0 %), ЧР - с 31,6 % до 21,6 % (снижение на 31,6 %). Это объясняется уменьшением суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД и УСН с объектом «доходы» налогоплательщиками, не производящими выплаты физическим лицам, на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в фиксированном размере, в полном объеме.


Доля ЕСХН в сумме налога на совокупный доход незначительна: в 2018 г. в ФБ - 3,3 %, СФО - 1,4 %, ЧР - 1,2 %. Количество выданных патентов увеличилось по РФ на 36,5 %, ЧР на 62,0 %, между тем количество ИП, применяющих ПСН, остается незначительным. Инвестиции в основной капитал увеличились во все бюджеты, однако в расчете на 1 рубль ВВП (ВРП) по РФ уменьшились с 22,5 % до 16,9 % (снижение на 24,9 %), ЧР - с 19,8 % до 18,9 % (снижение на 4,5 %), по СФО остается неизменным.

Оборот малых предприятий увеличился по РФ на 37,1 %, СФО на 34,2 %, инвестиции в малые предприятия - соответственно на 31,9 % и 25,1 %. Инвестиции в расчете на 1 рубль оборота малых предприятий по РФ с 2,06 руб. уменьшились до 2,0 руб. (снижение на 2,9 %), по СФО - с 2,09 руб. до 1,95 руб. (снижение на 6,8 %).

Следовательно, доля инвестиций в расчете на 1 рубль оборота в малый бизнес в 10 раз меньше, чем их доля в ВВП (ВРП).

Зарубежный опыт налогового стимулирования малого бизнеса

Налоги как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики могут либо способствовать, либо приостановить рост экономики страны. Налоги не только пополняют бюджеты разных уровней, но и применяются государством в качестве одного из экономических рычагов для стимулирования развития экономики.

В целях стимулирования роста малого бизнеса в развитых странах активно применяются следующие методы налогового регулирования:

1. Пониженная ставка по налогу на прибыль (подоходному налогу). Например, в Канаде для МСП установлена ставка в размере 11 % при базовой ставке налога в 28 %.

2. В отношении МСП применяются отдельные специфические льготы по налогам. Например, в Австрии и Германии существуют значительное количество малых предприятий, не имеющих статуса юридического лица, их организационно - правовой формой является частное предпринимательство, в силу этого основным налогом для них является не налог на прибыль, а подоходный налог с пониженной ставкой. При этом в Германии введен необлагаемый минимум для лиц, работающих по найму (15770 евро), для ИП (10 000 евро).

3. В отношении малого бизнеса применяются специальные налоговые режимы, при котором ИП освобождаются от уплаты некоторых налогов (в большей части НДС). Их наличие обусловлено имеющимися различиями в налоговых издержках, зависимых от масштаба предприятия. «Налоги по специальным налоговым режимам не являются основополагающими доходообразующими налогами, основная цель установления специальных налоговых режимов - стимулирование развития малого предпринимательства» [7].



4. Налоговое администрирование в упрощенном виде.

5. Упрощенный метод ведения налогового и бухгалтерского учета, представления отчетности. Так, в Японии владельцы малого бизнеса имеют право:

• уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по поддержке членов семьи;

• могут получить специальный налоговый кредит на НИОКР;

• перенести убыток на предыдущие периоды, т. е. сократить сумму уже уплаченных налогов на налоговые вычеты;

• налоговый орган имеет право самостоятельно исправлять ошибки в представленных декларациях, сообщив об этом налогоплательщику.

«Ставка налога на доходы физических лиц в отношении свободных экономических зон в Японии является самой низкой в мире, которая колеблется от 2-х до 4-х % в зависимости от региона» [8].

Система налогообложения в развитых странах развивается в направлении максимального усовершенствования, упрощения и ухода от сложных налоговых схем.

Рассматривая мировой опыт, следует отметить такую особенность поддержки малого бизнеса за рубежом, как «дифференцирование налоговых ставок для разных видов бизнеса» [9].

Заключение

Проведенные исследования позволяют делать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Россия по многим параметрам, характеризующим уровень развития малого бизнеса, отстает от развитых стран;

• сектор МСП в России преобладает в сфере торговли, оказания услуг, кооперируя с населением и малыми предприятиями;

• МСП в России распространено крайне неравномерно. Наибольшее число работников в секторе МСП наблюдается в СЗФО и УФО, меньше всех - в СКФО;

• имеются различия критериев отнесения предприятий к МСП, применяемых в России и за рубежом, что необходимо учитывать при проведении сравнения;

• в структуре МСП преобладают микропредприятия, их доля превышает 90 %;

• имеет место повсеместное уменьшение общего количества предприятий, в основном, за счет микропредприятий;

• средняя численность работников на малых предприятиях в 2018 г. составляет 28 чел, доходы - 123,5 млн руб., то есть при достижении численности до 100 чел. доходы превысят установленный лимит (150 млн руб.), в связи с чем организация утратит право на применение УСН;


• выработка на одного работника на малом предприятии выше, чем на микропредприятии, но меньше, чем на одного предпринимателя;

• численность наемных работников незначительна (0,44);

• из числа занятых в экономике в 2018 г. (72 354,4 тыс. чел.) лишь 7,9 % применяют специальные налоговые режимы;

• из зарегистрированных ИП (5 976,7 тыс. чел.) фактически осуществляют деятельность 2 630,8 тыс. чел., что составляет 44,0 %;

• из применяемых малым бизнесом специальных налоговых режимов преобладает УСН, в том числе с объектом «доходы»; система налогообложения в виде ЕНВД имеет тенденцию к уменьшению;

• низка доля СНР в ВВП (0,45 %) при доле всех налогов в ВВП 17,6 %. Это связано с несовершенством механизма расчета единого налога в связи с применением УСН с объектом «доходы» и ЕНВД, согласно которому ИП, не производящие выплаты в пользу физических лиц, при указанных режимах уменьшают сумму единого налога на 100 процентов на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в фиксированном размере, а также страховые взносы исчисляются в размере 1 процента от дохода, превышающего 300 тыс. руб. в год. Данный механизм приводит к необоснованному снижению налоговой нагрузки на ИП, не стимулирует увеличение количества наемных работников;

• доля инвестиций в расчете на 1 рубль оборота в малый бизнес более чем в 10 раз меньше, чем их доля в ВВП.

Таким образом, в секторе МСП РФ преобладают микропредприятия (со средней численностью до 2 чел.) и ИП. Микропредприятия не становятся малыми, малые не превращаются в средние.

Как показывают опросы предпринимателей, «субъекты малого бизнеса нуждаются в источниках финансирования как на стадии формирования, так и в процессе развития [10]. Черноусова К.С. выделяет следующие проблемы в кредитовании малого бизнеса: необходимость предоставления гарантий и залога, высокий уровень процентных ставок, невозможность получения долгосрочных кредитных линий и т. п.

По мнению Чотчаевой М.З., «Существующие в настоящее время специальные режимы налогообложения не позволяют в полной мере развиваться малому бизнесу, так как наращивание производственных мощностей и доходов приводит к потере права на использование льготного налогообложения. В первую очередь требуют изменений условия, в соответствии с которыми организации и предприниматели способны перейти на данные режимы» [11].


Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса

На основе проведенного исследования можно предложить следующие направления совершенствования налогообложения малого бизнеса.

1. Отменить освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС всех спецрежимников, что расширит круг контрагентов за счет привлечения плательщиков НДС, у которых с появлением возможности принятия к вычету суммы «входного» НДС появится заинтересованность в работе со спецрежимниками (сейчас они ровно на сумму «входного» НДС теряют свою прибыль).

Эта мера вызовет увеличение доходов спецрежимников, в связи с чем необходимо увеличить величину дохода, позволяющего применять УСН, со 150 млн руб. до 800 млн руб., то есть до величины дохода, при соблюдении которого предприятие относится к малым предприятиям, последнее повлечет увеличение численности работников со 100 чел. и остаточной стоимости основных средств (со 150 млн руб.), что позволит обновлять парк основных средств и расширяться малому бизнесу за счет увеличения инвестиций в основной капитал.

Положительный опыт в этом вопросе уже имеется: вменение плательщикам ЕСХН с 2019 г. обязанности платить НДС в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 №335-ФЗ.

2. В целях улучшения структуры бизнеса, в которых осуществляют деятельность субъекты МСП:

• установить дифференцированные ставки единого налога и механизм его расчета, установив более льготный режим налогообложения для тех отраслей, развитие которых необходимо простимулировать;

• отменить механизм уменьшения суммы единого налога налогоплательщиками, применяющими ЕНВД и УСН с объектом «доходы», не имеющими наемных работников, на 100 % на сумму страховых взносов, уплачиваемых ими за себя в фиксированном размере, что необоснованно снижает налоговую нагрузку при этих спецрежимах и не заинтересовывает предпринимателей в расширении своего бизнеса за счет приема наемных работников;

• отменить существующий механизм расчета суммы страховых взносов для ИП, не имеющих наемных работников, согласно которому при превышении суммы дохода сверх 300 тыс. руб. ставка взносов увеличивается лишь на 1 % (например, если доход ИП за год - 500 тыс. руб., то с суммы 200 тыс. руб. необходимо платить лишь 2 тыс. руб.);

• в целях расширения ПСН необходимо создать единый механизм, применяемый при УСН с объектом «доходы» и ЕНВД. Сейчас механизм вычета единого налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму страховых взносов, не предусмотрен, что увеличивает нагрузку при ПСН и ставит в неравные финансовые условия ИП, применяющих ПСН. Решение этого вопроса станет особенно актуальным в связи с предполагаемой отменой ЕНВД.