Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования холдинговых компаний
1.2. Пути создания холдинговых компаний
Глава 2. Финансовая модель международной холдинговой компании
2.1. Особенности управления финансами международного холдинга
2.2. Финансовая структура международнго холдинга
2.3. Инструменты финансового менеджмента в холдинге
Глава 3. Проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения
Глава 3. Проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения
Холдинговая модель организации бизнеса в любой стране, несомненно, имеет определенное преимущество по сравнению с любыми другими формами. На современном этапе развития российской экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых предприятий (структур, объединений).
В связи с отсутствием в России правовой базы, полностью или частично регламентирующей деятельность холдингов, изучение законодательства других стран мира представляется перспективным. Но следует иметь в виду, что оно тоже имеет недостатки, а прямое заимствование и копирование не всегда возможно.
Так, в праве Великобритании существует точное и четкое определение понятия «холдинг». В данной стране предпринимаются реальные шаги к обеспечению надлежащего регулирования холдинговых отношений.
Что касается исторической родины классических холдинговых объединений и структур – это США, то здесь, в силу специфики государственного устройства, отсутствует одинаковое для всех штатов страны законодательство, определяющее правовое положение корпораций. Поэтому предпринимательские объединения регистрируются и функционируют в основном в штатах с льготным налоговым режимом. Холдинги торгово-промышленных компаний относятся к корпорациям общего типа, а холдинги финансовых предприятий – к финансовым компаниям. Из первых полностью урегулирована работа холдингов электро- и газоснабжающих организаций, где существует правило – корпорация, имеющая более 10 процентов акций с правом голоса в другой компании, подлежит регистрации холдинговая [22, с. 42].
В некоторых европейских странах отсутствуют специальные законодательные акты, касающиеся регулированию деятельности холдингов. В Англии, Германии, Франции, Ирландии, Бразилии правовое обеспечение деятельности объединений осуществляется при помощи законодательства, регулирующего организационно-правовые формы участников таких объединений, в Германии законодательное регулирование холдингов осуществляется Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Следует учесть, в России правовое регулирование холдингов в отдельных отраслях имеет некоторые особенности. Например, банковская сфера, которая более развита, в части установления критериев банковского холдинга, оно может служить основой для дальнейшего законотворчества.
Основой для создания специальных правил о банковских холдингах стали нормы общего законодательства – пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [1, ст. 1]; пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2, ст. 1], где указаны особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ в сфере банковской деятельности, которые определяются федеральным законом.
В России внутри холдинга отсутствует конкуренция, которая поддерживает качество производимой продукции и (или) оказываемых услуг; поддерживаются нерентабельные предприятия, снижает экономическую эффективность полностью.
В Великобритании существуют особенности регулирования взаимоотношений внутри холдингов – запрет перекрестного участия в холдинге, в соответствии с которым дочерняя компания не может являться участником главной. Такая передача акций - недействительна [27, с. 48]. Следует в российском законодательстве рассмотреть возможность установления ограничений на «перекрестное владение акциями». Данный запрет достаточно эффективен для целей развития холдингов.
У холдинговых структур (объединений) по сравнению с другими формами организаций наименее выгодный режим налогообложения. Преодоление «границы юридического лица» влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, следовательно, может устанавливаться баланс доходов и расходов. Также в РФ не применяется характерный, как в США, принцип унитарного налогообложения. В России холдинги имеют, по сути, «двойное налогообложение». Или, например, в Испании действует законодательство, которое предусматривает применение другого налогового режима к холдинговым объединениям. Режим носит название – «компания по владению иностранными ценными бумагами». Суть режима в том, что при выполнении определенных условий компания освобождается от налога на получаемые ею дивиденды и на доходы от реализации активов, а также от налога на исходящие дивиденды [16, с. 39, 57]. Получается, что испанский холдинг приобретает свойство налоговой прозрачности, и устраняются негативные эффекты двойного налогообложения.
Российское законодательство в данной области сейчас носит отчасти фрагментарный характер и намного отстает от требований правоприменительной практики. Некоторые нормативные (правовые) документы непоследовательны, противоречивы, а также не имеют единого понятийного аппарата и характеризуются отсутствием адекватной и корректной юридической техники [17, с. 64].
На сегодняшний день можно выделить некоторые острые проблемные моменты в сфере правового положения холдинга в России, такие как:
- отсутствие законодательно установленной и закрепленной дефиниции «холдинг»;
- отсутствие взаимодействия органов управления головного предприятия и дочерних юридических лиц;
- отсутствие режима консолидированного налогообложения участников холдинга.
Применительно к законодательству России необходимо рассмотреть возможность нормативно-правового закрепления следующих норм:
• для решения первой проблемы необходимо изложить определение «холдинг» в новой редакции: «Холдинг – форма предпринимательского объединения, которая представляет собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей деятельности подчиняются холдинговой компании, т. е. головной организации холдинга»;
• для решения второй проблемы предлагается дополнить нормы права следующим: «По требованию ревизионной комиссии (ревизора) головной компании холдинга участники всего холдингового объединения обязаны представить в установленные ревизором сроки документы о своей финансово-хозяйственной деятельности»;
• для разрешения третьей проблемы была уже предпринята попытка закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консолидированной группой налогоплательщиков, так, в Проекте ФЗ № 99049555-2 «О холдингах» [4, ст. 10]. Существующий Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» [3, ст. 2] не учитывает холдинги в качестве субъекта, который применяет положения указанного закона [19, с. 59].
Таким образом, первой ступенью закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консолидированной группой налогоплательщиков может быть внесение в указанный Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» следующих изменений в части включения в пункт 9 в часть 1 статьи 2 в редакции: «…на холдинги, действующие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Проанализировав зарубежное законодательство в области регулирования деятельности холдинговых структур и объединений, можно сделать вывод о целесообразности определения обстоятельств, в силу наступления которых могут возникать холдинговые отношения, а также определить момент их возникновения. Надо четко и точно закрепить в налоговом законодательстве «унитарного принципа», согласно которому в целях налогообложения доходов формально самостоятельные организации рассматриваются в качестве единой целой структуры (системы). Также нужно развить возможность формирования договорного холдинга (право головной компании выполнять руководство дочерними компаниями; право определять решения дочерних обществ путем дачи им обязательных указаний, требовать и контролировать их выполнения) [20, с. 172].
Холдинговые объединения (структуры) ассоциируются с извлечением высокой (маржинальной) прибыли. Законодательство должно сформировать институт холдинга, чтобы такая модель была универсальна для ее применения во всех отраслях экономики – как для крупных, так и для малых форм, а также с другой стороны, были найдены решения таких проблем функционирования как налогообложение, взаимодействие органов управления, ответственность и др. [22, с. 44].
По мнению автора, решение перечисленных правовых задач поможет структурировать российское законодательство, наметить пути прогрессивного и правильного развития. Практика создания холдингов идет со значительным опережением законотворческой деятельности, и это «бросает» на холдинги тень недоверия.
Выводы по Главе 3
В заключение можно констатировать, что в России сложилась такая ситуация, когда холдинги нельзя уже ни игнорировать, ни рассматривать их поверхностно. Необходимо полноценно, системно и комплексно рассмотреть проблемы деятельности холдингов, так как указанные проблемы не являются исчерпывающими. Их список пополняется с каждым годом скорого развития холдинговых объединений. Для того, чтобы будущее законодательство о холдинговых объединениях имело практическое значение и реальное применение, его нормы должны адекватно отразить природу, сущность, механизм управления и финансовые модели холдинга, иначе получим неработающий закон, либо закон, направленный на искоренение холдингов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно сказать, что цель исследования в данной работе достигнута. В процессе работы были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты формирования холдинговых компаний; исследованы типы холдингов и раскрыты пути создания холдинговых компаний; изучена финансовая модель международной холдинговой компании; выявлены особенности управления финансами международного холдинга; рассмотрена финансовая структура международного холдинга и инструменты финансового менеджмента в холдинге; выявлены проблемы правового регулирования холдингов в России, пути решения.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании. Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей – управляющей компании и дочерних предприятий).
Вследствие этого первостепенным значением механизма управления холдинговой компанией обладает модель финансового управления, направленная на стратегию формирования стоимости компании. Непосредственно финансовое управление можно считать наукой, определяющей методы и технологию управления финансами крупных холдингов, акционерных компаний, направленной на рост капитализации компании на национальном уровне и на международных рынках.
Модели финансового управления в холдингах основываются на функциях, которые выполняются на стратегическом и оперативном уровнях управления. К функциям управления стратегического уровня можно отнести установление корпоративной стратегии, определение задач тактического характера, выработка финансовой политики холдинговой компании в целом, определение стратегических целей, выработка совместной ценовой политики, выработка дивидендной политики, определение налоговой политики, система ключевых показателей, оценка эффективности деятельности холдинга в целом. На оперативном уровне осуществляется формирование оперативной финансовой стратегии, определение единого стандарта учета и отчетности, управление расчетами с дебиторами, обеспечение погашения обязательств перед кредиторами, внутренний аудит, бюджетное управление, формирование свободного денежного потока, выработка системы показателей оценки деятельности и оценка финансовых результатов.
В современной практике, требующей значительной концентрации капитала и наряду с этим уменьшения рисков, для объединения компаний все чаще используются многопрофильные (смешанные, диверсифицированные) холдинги. Такой тип организации бизнеса позволяет инвесторам вкладывать капитал таким образом, чтобы диверсифицировать портфель инвестиций с целью минимизации рисков. Таким образом, под многопрофильным понимается холдинг, внутри которого сосредоточены несколько видов бизнеса, принадлежащих к разным отраслям (стратегическая цель –диверсификация бизнеса). С этой точки зрения, ключевым моментом выступает необходимость создания такой системы финансового менеджмента, которая сможет дать руководству холдинга исчерпывающую информацию о финансах в каждом сегменте бизнеса, координировать денежные потоки между компаниями холдинга с учетом их специфики и потребности в финансировании, контролировать расходы каждой бизнес-единицы и выполнять стратегическое планирование.
В России холдинги распространенное явление, как и в других странах. Однако законодательством четко не определяются полномочия и права холдинговых компаний, единого закона в России так и не приняли. От того, насколько четко в будущем законе будут прописаны основные положения, в конечном счете, зависит эффективность деятельности холдингов.