Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 780
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценки кандидатуре
1. Активен
1. Пассивен
2. Трудолюбив
Более
Менее
2. Ленив
3. Решителен
подходящей
подходящей 3. Робок
4. Уравновешен
4. Беспокоен
5. Принципиален
5. Беспринципен
6. Требователен
6. Нетребователен
7. Исполнителен
7. Неисполнителен
8. Целеустремлённый (фамилия)
(фамилия)
8. Нецелеустремлённый
9. Честный
9. Бесчестный
10. Сильный
10. Слабый
Сумма баллов более подходящей
Сумма баллов менее подходящей
кандидатуре
кандидатуре
Рассмотренные методики психологического эксперимента относительно просты,
экономичны и удобны для оценки личностных качеств подчиненного. К сожалению, эти методики не стандартизированы, не имеют достаточно точного количественного выражения и поэтому в значительной мере субъективны. Это требует от руководителя глубокого понимания сути каждой методики и умения творчески ее применять,
самостоятельно вырабатывать критерии оценки и анализировать полученные данные.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.
,1989. С. 173 —174
Тестовая методика 2.6.
ОЦЕНКА СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Стиль межличностного общения отражает привычные способы взаимодействия человека с окружающими в служебное и свободное время. Для оценки испытуемому предлагают отметить количество баллов, наиболее точно соответствующее ответу на поставленные вопросы.
1. Активность в общении с коллегами:
* я почти не участвую в общении — 1;
* я общаюсь по мере необходимости — 2;
* я менее активен в общении, чем другие — 3;
* я так же активен в общении, как и другие — 4;
* я более активен в общении, чем коллеги — 5.
2. Привычный круг общения в коллективе:
* ни с кем в коллективе не общаюсь — 1;
* общаюсь только с должностными лицами — 2;
* общаюсь только с друзьями — 3;
* общаюсь с несколькими группами — 4;
* активно общаюсь с достаточно большим количеством людей — 5.
3. Потребность в общении:
* совершенно не испытываю потребности в общении — 1;
* очень редко появляется желание общаться — 2;
* хотел бы общаться с некоторыми коллегами — 3
* хотел бы общаться с группой людей — 4;
* испытываю большую потребность в общении с коллективом — 5.
5. Характеристика общение в коллективе:
* напряжённость, взаимные обвинения и конфликты — 1;
* неуважение друг к другу, грубость, оскорбления — 2;
* безразличие, равнодушие, редкие оскорбления — 3;
* взаимопомощь, доброжелательность, участие — 4;
* дружба, коллективизм, согласованность совместных действий, сплоченность — 5.
Данные опроса сопоставляются с реальным общением каждого испытуемого.
Исследуя характеристики межличностных отношений, исследователь может поставить дополнительный вопрос, отвечая на который испытуемый затронет наиболее типичные отношения, выделенные в пять групп.
1. Очень напряжённая обстановка, которую создают различные микрогруппы.
Руководитель бездействует, подчиняется неофициальным лидерам. Часто возникают конфликты.
2. Напряженная нравственная обстановка. Грубость, оскорбления, насмешки,
склочность. Руководитель пытается навести порядок недопустимыми приемами.
3. Преобладающими отношениями являются безразличие и равнодушие друг к другу. Иногда допускаются взаимные оскорбления и грубость. Существует подозрительность и взаимная неприязнь. Помощь — редкое явление, сочувствия мало.
Руководитель ведет борьбу с негативными отношениями.
4. Преобладает доброжелательность и стремление оказать помощь. Грубость —
редкое явление. Руководитель формирует взаимоуважение и доброжелательность допустимыми методами.
5. Здоровый социально-психологический климат. Дружба и сплоченность. Полное взаимопонимание. Высокий авторитет руководителя.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. —М.,
1989. С. 241 —243
Тестовая методика 2.7.
РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДЧИНЕННЫХ
Успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными. Доверие к руководителю, признание его авторитета,
хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации.
Перед руководителем, особенно только начинающим работать с данной организацией, всегда возникает необходимость объективно оценить отношения, которые складываются или сложились с подчиненными. Для этой цели руководитель может воспользоваться шкалой начальник—подчиненный (НП). Шкала НП предназначена для оперативной оценки характера отношения подчиненных к своему руководителю. Она состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).
С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в
опасались:
а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;
б) что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения;
в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хотелось.
2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы:
а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным,
и направитесь рассеяться, например, на концерт;
б) начнете лихорадочно раздумывать, нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства;
в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах или как исправить дело;
г) испытаете отчаяние, впадете в депрессию, у вас «опустятся руки».
3. Какое из ниже перечисленных качеств или черт наиболее подходит вам:
а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный,
медлительный, послушный;
б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный,
решительный;
в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный,
логичный;
4. Считаете ли вы, что большинство людей:
а) любят работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом;
в) считают работу необходимостью, не более.
5. Руководитель должен нести ответственность за:
а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);
б) отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны начальники и подчиненные).
6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем какого-либо коллектива и
должны в течение недели представить вышестоящему начальству план определенных работ. Как вы поступите?
а) составите проект плана, доложите о нём начальству и попросите поправить,
если что не так;
б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, после чего составите план,
принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения;
в) поручите составить проект плана подчинённым и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника;
г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.
7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:
а) бдительно следит, чтобы все подчинённые точно выполняли свои функции и задания;
б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом:
«Доверяй, но проверяй»;
в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет.
8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственность за свою
собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего
коллектива в целом?
а) да;
ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 28—31
Тестовая методика 2.9.
КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШИХ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ?
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и
организаторских способностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен ответить «да» или «нет». Время выполнения методики 10—15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских способностей.
1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с разными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённой кем-либо из товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию именно вашего решения?
7. Верно ли что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникают некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно бы выполнить сегодня?
13. Легко ли вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы общаться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться или побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходиться проявлять инициативу,
чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу в решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
1. Активен
1. Пассивен
2. Трудолюбив
Более
Менее
2. Ленив
3. Решителен
подходящей
подходящей 3. Робок
4. Уравновешен
4. Беспокоен
5. Принципиален
5. Беспринципен
6. Требователен
6. Нетребователен
7. Исполнителен
7. Неисполнителен
8. Целеустремлённый (фамилия)
(фамилия)
8. Нецелеустремлённый
9. Честный
9. Бесчестный
10. Сильный
10. Слабый
Сумма баллов более подходящей
Сумма баллов менее подходящей
кандидатуре
кандидатуре
Рассмотренные методики психологического эксперимента относительно просты,
экономичны и удобны для оценки личностных качеств подчиненного. К сожалению, эти методики не стандартизированы, не имеют достаточно точного количественного выражения и поэтому в значительной мере субъективны. Это требует от руководителя глубокого понимания сути каждой методики и умения творчески ее применять,
самостоятельно вырабатывать критерии оценки и анализировать полученные данные.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.
,1989. С. 173 —174
Тестовая методика 2.6.
ОЦЕНКА СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Стиль межличностного общения отражает привычные способы взаимодействия человека с окружающими в служебное и свободное время. Для оценки испытуемому предлагают отметить количество баллов, наиболее точно соответствующее ответу на поставленные вопросы.
1. Активность в общении с коллегами:
* я почти не участвую в общении — 1;
* я общаюсь по мере необходимости — 2;
* я менее активен в общении, чем другие — 3;
* я так же активен в общении, как и другие — 4;
* я более активен в общении, чем коллеги — 5.
2. Привычный круг общения в коллективе:
* ни с кем в коллективе не общаюсь — 1;
* общаюсь только с должностными лицами — 2;
* общаюсь только с друзьями — 3;
* общаюсь с несколькими группами — 4;
* активно общаюсь с достаточно большим количеством людей — 5.
3. Потребность в общении:
* совершенно не испытываю потребности в общении — 1;
* очень редко появляется желание общаться — 2;
* хотел бы общаться с некоторыми коллегами — 3
* хотел бы общаться с группой людей — 4;
* испытываю большую потребность в общении с коллективом — 5.
5. Характеристика общение в коллективе:
* напряжённость, взаимные обвинения и конфликты — 1;
* неуважение друг к другу, грубость, оскорбления — 2;
* безразличие, равнодушие, редкие оскорбления — 3;
* взаимопомощь, доброжелательность, участие — 4;
* дружба, коллективизм, согласованность совместных действий, сплоченность — 5.
Данные опроса сопоставляются с реальным общением каждого испытуемого.
Исследуя характеристики межличностных отношений, исследователь может поставить дополнительный вопрос, отвечая на который испытуемый затронет наиболее типичные отношения, выделенные в пять групп.
1. Очень напряжённая обстановка, которую создают различные микрогруппы.
Руководитель бездействует, подчиняется неофициальным лидерам. Часто возникают конфликты.
2. Напряженная нравственная обстановка. Грубость, оскорбления, насмешки,
склочность. Руководитель пытается навести порядок недопустимыми приемами.
3. Преобладающими отношениями являются безразличие и равнодушие друг к другу. Иногда допускаются взаимные оскорбления и грубость. Существует подозрительность и взаимная неприязнь. Помощь — редкое явление, сочувствия мало.
Руководитель ведет борьбу с негативными отношениями.
4. Преобладает доброжелательность и стремление оказать помощь. Грубость —
редкое явление. Руководитель формирует взаимоуважение и доброжелательность допустимыми методами.
5. Здоровый социально-психологический климат. Дружба и сплоченность. Полное взаимопонимание. Высокий авторитет руководителя.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. —М.,
1989. С. 241 —243
Тестовая методика 2.7.
РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДЧИНЕННЫХ
Успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными. Доверие к руководителю, признание его авторитета,
хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации.
Перед руководителем, особенно только начинающим работать с данной организацией, всегда возникает необходимость объективно оценить отношения, которые складываются или сложились с подчиненными. Для этой цели руководитель может воспользоваться шкалой начальник—подчиненный (НП). Шкала НП предназначена для оперативной оценки характера отношения подчиненных к своему руководителю. Она состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).
С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в
отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости:
* компетентность руководителя, его профессиональное мастерство (вопросы 1,
4, 7, 10, 13, 16, 19);
* эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту,
внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
* требовательность
и
справедливость
руководителя, его
умение
взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).
Вопросы можно задавать устно или письменно в следующей последовательности:
1. Руководитель — отличный специалист.
2. У меня хорошие взаимоотношения с руководителем.
3. Руководитель — справедливый человек.
4. Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям.
5. Руководитель — чуткий человек.
6. Слово руководителя для меня — закон.
7. Руководитель умело организует мою деятельность.
8. Я вполне доволен руководителем.
9. Руководитель достаточно требователен ко мне.
10. Руководитель всегда может дать разумный совет. И. Я полностью доверяю руководителю.
12. Оценка руководителя очень важна для меня.
13. Руководитель всегда инициативен и находчив.
14. Работать с руководителем — одно удовольствие.
15. Руководитель уделяет мне много внимания.
16. Руководитель знает мои способности и интересы.
17. Руководитель всегда понимает мое настроение.
18. Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет.
19. Руководитель зря не накажет.
20. Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами.
Каждый ответ оценивается в один балл. Для руководителя интересен не только суммарный показатель, но и показатели по каждому параметру. Чем выше итоговый показатель по шкале или по любому компоненту, тем выше совместимость испытуемого с руководителем, тем благоприятнее складываются их отношения с точки зрения испытуемого.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.,
1989. С. 248 — 249
Тестовая методика 2.8.
СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?
Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако прежде чем претендовать на высокие руководящие должности, неплохо было бы проверить, есть ли для этого подходящие предпосылки. Ну а если вы уже являетесь руководителем (пусть даже небольшого коллектива), то все равно проверьте себя: предлагаемый тест — это дополнительная возможность оценить свои возможности и склонности, повод для серьезных размышлений.
Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение того варианта ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользуясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранную вами в результате самооценки. В зависимости от полученного результата вы можете ответить на вопрос, способны ли вы стать руководителем и на сколько ярко эта способность выражена.
1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой
группой сотрудников, которые несколько старше вас по возрасту. В этом случае вы бы
* компетентность руководителя, его профессиональное мастерство (вопросы 1,
4, 7, 10, 13, 16, 19);
* эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту,
внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
* требовательность
и
справедливость
руководителя, его
умение
взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).
Вопросы можно задавать устно или письменно в следующей последовательности:
1. Руководитель — отличный специалист.
2. У меня хорошие взаимоотношения с руководителем.
3. Руководитель — справедливый человек.
4. Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям.
5. Руководитель — чуткий человек.
6. Слово руководителя для меня — закон.
7. Руководитель умело организует мою деятельность.
8. Я вполне доволен руководителем.
9. Руководитель достаточно требователен ко мне.
10. Руководитель всегда может дать разумный совет. И. Я полностью доверяю руководителю.
12. Оценка руководителя очень важна для меня.
13. Руководитель всегда инициативен и находчив.
14. Работать с руководителем — одно удовольствие.
15. Руководитель уделяет мне много внимания.
16. Руководитель знает мои способности и интересы.
17. Руководитель всегда понимает мое настроение.
18. Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет.
19. Руководитель зря не накажет.
20. Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами.
Каждый ответ оценивается в один балл. Для руководителя интересен не только суммарный показатель, но и показатели по каждому параметру. Чем выше итоговый показатель по шкале или по любому компоненту, тем выше совместимость испытуемого с руководителем, тем благоприятнее складываются их отношения с точки зрения испытуемого.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.,
1989. С. 248 — 249
Тестовая методика 2.8.
СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?
Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако прежде чем претендовать на высокие руководящие должности, неплохо было бы проверить, есть ли для этого подходящие предпосылки. Ну а если вы уже являетесь руководителем (пусть даже небольшого коллектива), то все равно проверьте себя: предлагаемый тест — это дополнительная возможность оценить свои возможности и склонности, повод для серьезных размышлений.
Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение того варианта ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользуясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранную вами в результате самооценки. В зависимости от полученного результата вы можете ответить на вопрос, способны ли вы стать руководителем и на сколько ярко эта способность выражена.
1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой
группой сотрудников, которые несколько старше вас по возрасту. В этом случае вы бы
опасались:
а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;
б) что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения;
в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хотелось.
2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы:
а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным,
и направитесь рассеяться, например, на концерт;
б) начнете лихорадочно раздумывать, нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства;
в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах или как исправить дело;
г) испытаете отчаяние, впадете в депрессию, у вас «опустятся руки».
3. Какое из ниже перечисленных качеств или черт наиболее подходит вам:
а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный,
медлительный, послушный;
б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный,
решительный;
в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный,
логичный;
4. Считаете ли вы, что большинство людей:
а) любят работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом;
в) считают работу необходимостью, не более.
5. Руководитель должен нести ответственность за:
а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);
б) отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны начальники и подчиненные).
6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем какого-либо коллектива и
должны в течение недели представить вышестоящему начальству план определенных работ. Как вы поступите?
а) составите проект плана, доложите о нём начальству и попросите поправить,
если что не так;
б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, после чего составите план,
принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения;
в) поручите составить проект плана подчинённым и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника;
г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.
7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:
а) бдительно следит, чтобы все подчинённые точно выполняли свои функции и задания;
б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом:
«Доверяй, но проверяй»;
в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет.
8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственность за свою
собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего
коллектива в целом?
а) да;
б) нет.
9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими. Как вы будете вести
себя?
а) не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не поспешите с возражениями,
а сумеете трезво взвесить все «за» и «против»;
б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества своего воззрения;
в) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно,
обидитесь и разгневаетесь;
г) промолчите, но взгляда своего не измените, поступать будете по-прежнему.
10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех?
а) поощрение;
б) наказание.
11. Хотели бы вы:
а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;
б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент;
в) вызвать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.
12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения?
а) да;
б) нет.
13. Если вы должны принять важное решение tutu дать заключение по тому или
иному ответственному вопросу, то:
а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу;
б) делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомнениями: «а не лучше ли было сделать иначе»;
в. стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
а
0
2
0
6
3
3
2
6
2
3
3
3
6
б
2
0
3
2
5
0
6
0
6 0
5
0
3
в
4
6
2
0
-
1
4
-
4
-
-
-
-
г
-
0
-
-
-
6
-
-
-
-
-
-
-
Теперь по таблице определите набранное число очков. Объективный результат вы получите лишь в том случае, если на поставленные вопросы отвечали с предельной откровенностью.
Интерпретация результатов
Если вы набрали больше 40 очков: значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей, не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.
Если вы набрали от 10 до 40 очков, то вы: могли бы руководить определенными объектами и работами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывали бы им помощь и давали разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходимость.
Если вы набрали менее 10 очков, то: скажем откровенно, что у вас мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего,
нужно обрести веру в людей и самого себя.
9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими. Как вы будете вести
себя?
а) не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не поспешите с возражениями,
а сумеете трезво взвесить все «за» и «против»;
б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества своего воззрения;
в) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно,
обидитесь и разгневаетесь;
г) промолчите, но взгляда своего не измените, поступать будете по-прежнему.
10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех?
а) поощрение;
б) наказание.
11. Хотели бы вы:
а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;
б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент;
в) вызвать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.
12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения?
а) да;
б) нет.
13. Если вы должны принять важное решение tutu дать заключение по тому или
иному ответственному вопросу, то:
а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу;
б) делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомнениями: «а не лучше ли было сделать иначе»;
в. стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
а
0
2
0
6
3
3
2
6
2
3
3
3
6
б
2
0
3
2
5
0
6
0
6 0
5
0
3
в
4
6
2
0
-
1
4
-
4
-
-
-
-
г
-
0
-
-
-
6
-
-
-
-
-
-
-
Теперь по таблице определите набранное число очков. Объективный результат вы получите лишь в том случае, если на поставленные вопросы отвечали с предельной откровенностью.
Интерпретация результатов
Если вы набрали больше 40 очков: значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей, не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.
Если вы набрали от 10 до 40 очков, то вы: могли бы руководить определенными объектами и работами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывали бы им помощь и давали разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходимость.
Если вы набрали менее 10 очков, то: скажем откровенно, что у вас мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего,
нужно обрести веру в людей и самого себя.
ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 28—31
Тестовая методика 2.9.
КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШИХ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ?
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и
организаторских способностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен ответить «да» или «нет». Время выполнения методики 10—15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских способностей.
1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с разными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённой кем-либо из товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию именно вашего решения?
7. Верно ли что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникают некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно бы выполнить сегодня?
13. Легко ли вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы общаться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться или побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходиться проявлять инициативу,
чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу в решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?