Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 777

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Предполагаете ли, что вам не составит особого труда внести оживление в незнакомую группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правильно ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенными и спокойными, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость в общении с незнакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»
Коммуникативные {+) Да - 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37; склонности (-) Нет —
3,7,11,15,19,23,27,31,35,39.
Организаторские (+)
Да— 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38;
склонности (-) Нет - 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40.
Тестовая методика 2.10.
КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ С ДЕЛЕГИРОВАНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ?
Данная методика предназначена для диагностирования умений делегировать полномочия. Методика содержит 16 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен ответить «да» или «нет».
1. Продолжаете ли вы работать после окончания рабочего дня? Берете ли работу на дом?
2. Трудитесь ли вы дольше чем ваши сотрудники?
3. Часто ли вы выполняете за других работу, с которой те вполне могли бы справиться сами?
4. Удается ли вам найти в случае нужды подчиненного или коллегу, который помог бы вам?
5. Знает ли ваш коллега, подчинённый (или ваш шеф) ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить вас, если вы оставите свою работу?
6. Хватает ли вам времени на планирование ваших задач и деятельности?
7. Бывает ли «завален» ваш письменный стол когда вы возвращаетесь из командировки?
8. Занимаетесь ли вы делами и проблемами из той сферы деятельности, которая была закреплена за вами до последнего повышения по службе?
9. Часто ли вы бываете вынуждены откладывать важные задачи, чтобы выполнять другие?
10. Часто ли вам приходится «поспешать», чтобы соблюсти важные сроки?
11. Расходуете ли вы время на рутинную работу, которую могли бы сделать другие?
12. Сами ли вы диктуете большую часть своих памятных записок,
корреспонденции и отчетов?
13. Часто ли к вам обращаются по поводу задач, не выполненных вашими

подчиненными?
14. Хватает ли вам времени на общественную и представительскую деятельность?
15. Стремитесь ли вы к тому, чтобы всюду быть в курсе дел и иметь информацию обо всем?
16. Стоит ли вам больших усилий придерживаться списка приоритетных дел?
Подсчитайте теперь, сколько раз вы ответили утвердительно:
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   42

0—3 ответа «да»: вы делегируете полномочия отлично;
4—7 ответов «да»: у вас ещё есть резервы для улучшения делегирования;
8 и более ответов «да»: похоже, что делегирование представляет для вас серьёзную проблему. Решению этой проблемы вы должны уделить первостепенное внимание.
Тестовая методика 2.11.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Вам предлагается набор из 40 профессионально-деловых и личностных качеств. Из этого набора выберите качества, присущие вам (то есть достаточно устойчиво проявляющиеся в особенностях вашего поведения и деятельности), затем подчеркните их.
При выборе качеств постарайтесь быть максимально честными.
Адаптивность
Активность
Гибкость мышления и деятельности
Готовность к разумному риску
Дисциплинированность
Инициативность
Коллективизм
Коммуникабельность
Надежность
Настойчивость
Объективность
Обязательность
Организованность
Ответственность
Открытость
Прагматичность
Принципиальность
Решительность
Самокритичность
Самолюбие
Самообладание
Самостоятельность
Системность в работе
Смелость
Справедливость
Стремление к самосовершенствованию
Стремление к успеху
Стрессоустойчивость
Тактичность
Твердость
Творчество
Требовательность
Уверенность в себе

Управленческая компетентность
Умение делегировать свои полномочия
Умение организовать деятельность
Умение увидеть главное
Целеустремленность
Честность
Эрудированность
Обработка результатов: подсчитайте количество выделенных вами качеств и разделите это число на число качеств в предлагаемом списке, то есть на 40. Полученный результат теоретически может находиться в пределах от 0 до 1. Оцените уровень своей самооценки в соответствии с предлагаемым ключом:
Если число находится в пределах от 0,35 до 0,65, то это свидетельствует о наличии оптимальной самооценки. Если число находится в пределах от 0,20 до 0,34, то это свидетельствует об умеренно заниженной самооценке. Если число находится в пределах от 0,66 до 0,80, то это свидетельствует об умеренно завышенной самооценке. Если полученное число меньше 0,20 или больше 0,80, то это свидетельствует о наличии соответственно неадекватно заниженной или неадекватно завышенной самооценки.
Тестовая методика 2.12.
ОЦЕНКА ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
Эта тестовая методика позволяет дать аналитическую оценку уровню некоторых личных качеств, необходимых руководителю. Тест включает 40 утверждений различной направленности, свое отношение к которым следует выразить, используя следующие варианты ответов:
* полностью согласен — 2 балла;
* частично согласен — 1 балл;
* не согласен — 0 баллов.
Каждый из вариантов ответов, таким образом, оценивается в баллах по трехбалльной шкале. С помощью теста определяются:
* уровень социальной нравственности;
* уровень духовной зрелости;
* уровень эмоциональной зрелости;
* уровень социального интеллекта;
* уровень группового лидерства.
Определите свое отношение к следующим утверждениям:
1. Законы следует безоговорочно соблюдать.
2. Интересы коллектива выше личных.
3. Трудовые коллективы сейчас не обладают правом решать, что для них приемлемо и важно.
4. Выборы руководителей лишены смысла, поскольку, в основном, выбирают не тех, кого следует.
5. Следует препятствовать развитию неформальных движений в молодежной среде.
6. Государству необходим строжайший режим экономии во всех сферах, в том числе и в сфере образования.
7. Работа частных предпринимателей — дело нечистое, неприемлемое для порядочных людей.
8. В политике очень трудно составить собственное мнение.
9. Лучше стараться все делать самому.
10. Не люблю, чтобы мне приказывали.
11. Критиковать можно в том случае, если можешь предложить лучший вариант.
12. Не следует чувствовать личной ответственности за решения своего руководства.


13. Я не могу делать того, что противоречит моим принципам.
14. Не следует выплачивать пособия по безработице, так как они не побуждают к труду.
15. Каждый должен идти своим путем и в ответственные моменты полагаться лишь на самого себя.
16. Следует всегда поддерживать и выполнять решения своего руководителя.
17. Современная политика — дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы.
18. Людям нужно кому-то подчиняться.
19. Я сторонник жесткого руководства, поскольку так легче воплощать в жизнь свои идеи.
20. Очевидные сомнения руководителя ослабляют коллектив.
21. Я всегда принимаю правильные решения.
22. Дети прежде всего должны уметь приспосабливаться.
23. Во имя интересов коллектива можно иногда пренебречь благополучием отдельных людей.
24. Предпочитаю, чтобы мне всегда и во всем указывали, что я должен делать.
25. Дети не должны критиковать поступки педагогов.
26. Мне не нравится вседозволенность в чем бы то ни было.
27. В некоторых людях я сразу усматриваю лицемерие и коварство.
28. Возражать кому-либо — значит создавать себе дополнительные трудности.
29. Никогда не нужно говорить о том, о чем не имеешь понятия.
30. Меня раздражает глупость других.
31. Я не люблю нести ответственность за кого-либо.
32. Я всегда приспосабливаюсь к окружающим.
33. С людьми, к которым не испытываешь симпатии, не обязательно вести себя вежливо.
34. Тунеядцев лучше всего изолировать от общества.
35. Учебное заведение должно прививать учащимся послушание.
36. Мне порой доставляет удовольствие сделать кому-нибудь неприятность.
37. Из принципа никому не даю в долг.
38. Мне порой трудно выразить свое мнение или мысль.
39. Мнение начальника всегда более весомо, чем мнение подчиненного.
40. Приятельские отношения между руководителем и подчиненными наносят вред воспитанию.
Обработка результатов. Результат теста определяется следующим образом.
Подсчитайте сумму баллов по пунктам 1 — 20. Это уровень вашей социальной нравственности.
Подсчитайте сумму баллов по пунктам 21 — 30. Это уровень вашей духовной зрелости.
Подсчитайте сумму баллов по пунктам 31 — 40. Это уровень вашей эмоциональной зрелости.
Сложите две последние величины (это будет сумма баллов по пунктам 21 — 40).
Это уровень вашего социального интеллекта.
Подсчитайте общую сумму баллов по пунктам 1 — 40. Она представляет собой интегральную оценку, отражающую ваш потенциал как лидера в больших коллективах и группах людей.
Таким образом, у вас получилось пять величин, отражающих:
* уровень социальной нравственности;.
* уровень духовной зрелости;
* уровень эмоциональной зрелости;
* уровень социального интеллекта;


* уровень группового лидерства.
Дифференцированная оценка теста производится по следующей схеме.
1. Уровень социальной нравственности (сумма баллов по пунктам 1 — 20): 0 — 6
— низкий; 7 — 10 — средний; 11 — 15 — самый высокий; 16 — 21 — очень высокий; 22
— 26 — высокий; 27 — 30 — средний; 31 — 34 — ниже среднего; 35 — 40 — низкий.
2. Уровень духовной зрелости (сумма баллов по пунктам 21 - 30):
0 — 2 — низкий;
3 — 4 — средний;
5 — 7 — самый высокий;
8 — 10 — очень высокий; 11 — 13 — высокий;
14 — 15 — средний;
16 — 17 — ниже среднего; 18 — 20 — низкий.
3. Уровень эмоциональной зрелости (сумма баллов по пунктам 31 — 40):
0 — 1 — самый высокий;
2 — 4 — очень высокий; 5 — 8 — высокий;
9 — 12 — средний;
13 — 16 — ниже среднего;
17 — 20 — низкий.
4. Уровень социального интеллекта (сумма баллов по пунктам 21 — 40):
0 — 2 — средний;
3 — 4 — высокий;
5 — 8 — самый высокий; 9 — 14 — очень высокий;
15 — 21 — высокий; 22 — 27 — средний;
28 — 33 — ниже среднего; 34 — 40 — низкий.
Интегральная оценка качеств, отражающая уровень лидерства (сумма баллов по пунктам 1 — 40):
71 — 80 баллов. Вы относитесь к людям, которые обычно не вызывают симпатии у окружающих. Вы мало в чем разбираетесь, редко имеете собственное мнение,
подчиняетесь строгому приказу. Вы, как правило, не чувствуете угрызений совести.
Может, вам следует сплотить вокруг себя людей, похожих по характеру,
единомышленников.
61 — 70 баллов. Вы один из тех, кто не все видит или слышит. Вам вовсе не хочется меняться, лучший путь — пусть все останется по-прежнему. Экспериментов не признаете и в принципе боитесь риска. Вы справедливы, но из-за преобладающего в вас консервативного начала многие ваши действия воспринимаются как несправедливые. Вам следовало бы больше интересоваться реалиями жизни и проблемами окружающих вас людей. Это принесло бы пользу и вам, и коллективу.
46 — 60 баллов. Вы — типичный «середняк». В ваших интересах нет устойчивых приоритетов. Все, что выходит за рамки стандарта, оцениваете критически и с оговорками. Обладаете интуицией и совестью, умеете четко формулировать и высказывать свое мнение. Вам неприятны пристальное внимание со стороны других или принуждение. С другой стороны, вы всегда стремитесь договориться. Научившись отделять главное от второстепенного, вы вполне можете стать лидером.
15 — 45 баллов. Вы явный демократ, в полной мере обладающий чувством ответственности. Ваша нравственность и социальные интересы четко выражены. Вы стараетесь поддерживать новые начинания, ибо убеждены, что новое всегда более прогрессивно и никакой сложившийся порядок не может быть окончательным. Весьма немногое принимаете безоговорочно, ибо вы неизменно критичны и отрицаете поспешность в принятии решений. Страстно защищаете свои идеи и трудно идете на компромисс. К сожалению, вы представляете меньшинство, но вы именно из тех людей,
которые обладают качествами лидера.
0—14 баллов. Ваша ненадежность слишком очевидна. Если вам что-либо не