Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 763

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Полезно предварительно проверить
целесообразность каждого совещания,
пусть даже они были запланированы
заранее. Если будет установлено, что в
проведения
нет
необходимости,
совещание должно быть отменено
2. Если в самом начале совещания
выясните», что участники не готовы к
нему
из-за
непредоставленных
своевременно материалов или по какой-
либо другой причине, его нужно
перенести
3. Предпочтительнее
проводить
совещания часто, но с короткой
повесткой дня, чем редко, но с большим
количеством вопросов
4. Первым пунктом в повестку дня
лучше включить вопрос, решение
которого достигается проще всего
5. Целесообразно
с
письменным
приглашением
на
совещание,
содержащим повестку дня, дать список
его участников
6. В приглашении, кроме времени
начала заседания, надо указать и
точный час его окончания.
7. Предпочтительнее
проводить
заседания в середине рабочего дня
8. Заранее определенные места для
участников заседания создают на нем
деловую атмосферу
9. В
случае
если
два
прямых
заместителя
руководителя
без
предупреждения
не
явились
на
совещание, оно по истечении пяти
минут после назначенного времени
должно быть перенесено на другой день
10. Председательствующий
на
совещании должен во вступительном
слове напомнить регламент, даже если
он известен всем
11. Когда в совещании участвуют
руководители различных рангов, при
обсуждении спорных вопросов слово
сначала предоставляется подчиненным,
а вслед за этим их непосредственным
руководителям
Оцените результаты согласно таблице.
Если полученный результат выше 30 очков, это значит, что вы умеете отлично организовать подготовку и проведение совещания.
При результате от 26 до 30 очков вам следует проконтролировать свои действия при подготовке и проведении совещаний и вы сами обнаружите и устраните имеющиеся
просчеты.
Результат между 20 и 25 очками уже тревожен. Если вы попали в этот диапазон,
вам нужно очень серьезно задуматься и согласиться с тем, что вы нуждаетесь в пополнении необходимых знаний и умений в этом направлении.
Результат менее 20 очков должен заставить вас предпринять конкретные меры,
например окончить какие-либо краткосрочные курсы по научной организации труда.

вопроса
Очки
Почти всегда Часто
Иногда
Почти
никогда
1.
3
2
1
0
2.
2
3
2
1
3.
3
2
1
0
4.
3
2
1
0
5.
1
2
3
1
6.
2
3
2
1
7.
2
3
1
0
8.
3
2
1
0
9.
1
2
3
2
10.
3
2
1
0
11.
1
2
1
0
ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 394 395
Тестовая методика 6.4.
ВАШ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
Прочитайте внимательно каждое из нижеприведенных суждений и оцените,
насколько оно верно по отношению к вам и вашей работе. Над оценкой долго не задумывайтесь. В тесте не может быть правильных или неправильных ответов. Результаты теста помогут вам взглянуть на себя и свою работу «со стороны».
Оценки могут быть четырех видов:
1) совершенно справедливо;
2) пожалуй, справедливо;
3) не совсем так;
4) совершенно не так.
Содержание суждений
Совершен
но верно
Пожалуй,
верно
Не
совсем
верно
Совершенно
неверно
Группа 1 ■ Когда у меня полно неотложной работы, я часто откладываю новые бумаги в сторону ■ Когда я не слишком загружен прочими делами, я обрабатываю большую часть бумаг сам ■ Я сам разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится


Группа 2 ■ Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я
поручаю подчиненному подготовить за себя важный документ ■ Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные ■ Я обращаюсь за помощью к другим только тогда, когда возможность служебных неприятностей становится весьма реальной
Группа 3 ■ Меня раздражает,
что приходится тратить время на бумажную рутину, и когда я занят, бумаги отодвигаю в сторону ■ Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумажку, адресованную мне ■
Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей работы и мое положение в организации
Группа 4 ■
Когда я
сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хватает времени, чтобы зафиксировать ее в документах ■ Лишь мысль о возможных неприятностях может заставить меня дописать служебный доклад ■ Пока у меня есть более важные дела, я откладываю рутинную документацию в сторону
Этим ответам соответствуют четыре колонки, расположенные с правой стороны данного блока (соответствуют указанным вариантам ответов— 1, 2, 3, 4). Свою оценку суждения отметьте в соответствующей колонке.
Обработка результатов тестирования
Подсчитайте набранные вами очки:
за каждый ответ «совершенно верно» полагается 3 очка, за каждый ответ
«пожалуй, верно» — 2 очка, за каждый ответ «не совсем верно» — I очко, за каждый ответ
«совершенно неверно» — 0 очков. Суммировать очки нужно по четырем группам ответов.
Если по первой группе вы набрали 7 и более очков, то вы, скорее всего,
«суперисполнитель», а потому склонны делать сами большую, чем необходимо, долю бумажной работы, недогружая своих подчиненных (интерпретацию терминов
«суперисполнитель», «распасовщик», «волокитчик» и «антибюрократ» смотри в главе 6).
Если вы к тому же набрали немало очков (5 и более) по четвертой группе, значит, вам присущи еще и черты «волокитчика». Это значит, что ваша репутация и карьера — под угрозой. Правда, кое-кому из высшего начальства нравится ваша постоянная занятость, но ярлык «истого служаки» отнюдь не гарантирует продвижения по службе и уважения
коллег и подчиненных.
Если по второй группе вы набрали 7 и более очков, то вы, скорее всего,
«распасовщик». Конечно, делегирование обязанностей — одно из важнейших правил современной науки управления. Оно может значительно облегчить вам работу,
естественно, если делегировать правильно. Между тем многие подобные руководители,
увлекаясь делегированием, забывают о необходимости постоянно учить и контролировать тех, кому они передают те или иные задания. Это нередко ставит под удар их самих. Ведь в конечном счете за все несет ответственность руководитель. Конечно, ошибаясь и ушибаясь, вы постепенно овладеете искусством делегирования, но лучше сократить болезненный путь, проштудировав литературу по вопросам управления.
Если по третьей группе вы набрали 7 и более очков, значит, вам присущи черты
«антибюрократа» и вы склонны игнорировать важность бумажной работы. Такие привычки могут дорого обойтись, если в вашей организации объем бумажной работы велик и ей придается большое значение. Поэтому вам стоит либо пересмотреть свое отношение к «бумажкам», либо поискать себе место в организации, где бумажной работы меньше.
Наконец, если по четвертой группе вы набрали 3 очка и менее, то вы относитесь к бумажной работе слишком истово, забывая, что есть дела более важные, требующие вашего личного присутствия. Если же вы набрали по этой группе 7 и более очков,
значит, в вас, наоборот, слишком много «волокитчика» и вы обречены постоянно выслушивать упреки начальства за задержку различных документов. Выручить вас могут лишь более дифференцированный подход к входящей документации и более широкое использование делегирования.
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   42

Если количество очков, набранное вами по всем четырем группам вопросов,
примерно одинаково и колеблется в границах 3—5, то это можно считать свидетельством разумного отношения к бумажной работе и отсутствия у вас ярко выраженных черт «бумажных неудачников».
ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 385 397
СЛУЖЕБНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЙ
Старший — младшему Равный — равному Младший старшему
Приказывает,
предписывает
Сообщает, извещает,
ставит в известность
Докладывает, ходатайствует
Требует, предлагает
Просит распоряжения,
совета
Просит ходатайства,
разрешения
Разрешает, утверждает
(документ или предложение)
Соглашается, не возражает
Просит разрешения
Требует к себе, вызывает Просит прибыть,
приглашает прибыть
Просит прибыть, просит разрешения прибыть самому
Препровождает,
посылает (документы,
материалы)
Направляет
(документы,
материалы)
Выполняет с последующим докладом, представляет
(документы, материалы)
АГРАШЕНКОВ А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты.
— М, 1997. С. 83

Практикум к главе 7
Тестовая методика 7.1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
В основе этой методики лежит специфический вид опроса, в котором участвуют все члены того или иного подразделения. Каждому из них дается опросный лист,
содержащий 74 суждения. Номера суждений, имеющих отношение к исследуемому коллективу, обводятся в опросном листе. Причем все опрашиваемые предупреждаются,
что обводить суждения можно лишь в том случае, когда зафиксированная в суждении форма поведения соответствует всем или большинству членов коллектива.
Список суждений
1. Свои слова всегда подтверждают делом.
2. Осуждают проявления индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
5. Всегда оказывают помощь друг другу.
6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.
7. Знают задачи, стоящие перед коллективом.
8. Требовательны друг к другу.
9. Все вопросы решают сообща.
10. Единодушны в оценке стоящих перед коллективом проблем.
11. Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы с членами коллектива.
13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
14. Знают итоги работы коллектива.
15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.
17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
18. Занимаются на досуге одним и тем же.
19. Защищают друг друга.
20. Всегда считаются с интересами друг друга.
21. Заменяют друг друга в работе.
22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
23. Работают с полной отдачей сил.
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.
26. Помогают друг другу.
27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
29. Знают правила поведения в коллективе.
30. Никогда и ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое дело на полпути.
32. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.
33. Одинаково оценивают успехи коллектива.
34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.
35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.
37. Знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Верят в свой коллектив.

40. Одинаково оценивают неудачи коллектива.
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают основные приемы и методы работы.
45. Всегда и во всем правы.
46. Общественные отношения ставят выше личных.
47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.
48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.
51. Берут на себя руководство, если требуется.
52. Знают работу товарищей.
53. По-хозяйски относятся к общественному добру.
54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.
55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.
56. Уважают друг друга.
57. Тесно сотрудничают с членами другого кол-ва
58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.
59. Знают черты характера друг друга.
60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.
63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
65. Радуются успехам членов другого коллектива.
66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
67. Знают привычки и склонности друг друга.
68. Активно участвуют в общественной работе.
69. Заботятся об успехах коллектива.
70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.
73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.
74. Знают, как обстоят дела друг у друга.
Суждения характеризуют наиболее важные поведение и отношения, которые должны присутствовать в идеальном коллективе. В целом они задают эталон идеального коллектива, в котором все участники проявляют сверхнормативную активность.
Процедура опроса может проводиться и по-иному. Исследователь зачитывает все суждения по очереди, а каждый участник опроса проставляет на чистом листке бумаги номера тех суждений, которые, по его мнению, соответствуют всем или большинству коллектива.
После проведения опроса данные собираются и обрабатываются исследователем.
Все суждения, кроме контрольных 15, 30, 45, 60, показывают степень развития наиболее важных семи характеристик развития коллектива, а, следовательно, и социально- психологического климата в нем. Эти характеристики таковы:
* ответственность (1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68);
* коллективизм (2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69);
* сплоченность (3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70);
* контактность (4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71);
* открытость (5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72);

* организованность (6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73);
* информированность (7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74).
Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно"демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:
0 баллов 9 баллов 8
баллов идеальный
7 баллов 6 баллов оптимальный
5 баллов 4 балла средний
3 балла 2 балла низкий
1 балл очень низкий
|1|2|3|4|5|б|7|
Тестовая методика 7.2.
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Методика используется для оценки психологической атмосферы в организации. В
основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики.
Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в организации, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная) баллов.
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в организации. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Пример заполненного бланка методики.
Уважаемый товарищ!
В предлагаемом бланке приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей организации. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашей организации.
1 2 3 4 5 6 7 8
Дружелюбие
*
Враждебность
Согласие
*
Несогласие
Удовлетворенность

Неудовлетворенность
Продуктивность
*
Непродуктивность
Теплота
*
Холодность
Сотрудничество
*
Несогласованность
Взаимоподдержка
*
Недоброжелательность
Увлеченность
*
Равнодушие
Занимательность
*
Скука
Успешность
*
Безуспешность
Тестовая методика 7.3.
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)

Психологический климат первичного подразделения организации понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов этого подразделения к подразделению и организации как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в подразделении. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий
«нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструировании вопросов,
направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий
«желание — нежелание работать в данном подразделении», «желание — нежелание общаться с членами подразделения в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов подразделения». Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5—10 минут.
Тестовый материал
Инструкция: «Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо внимательно прочитать варианты ответа, выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению, а затем поставить знак «+»
против выбранного вами ответа.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы
больше всего согласны:
* большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди;
* в нашем коллективе есть всякие люди;
* большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили
близко друг от друга:
* нет, конечно;
* скорее нет, чем да;
* не знаю, не задумывался над этим;
* скорее да, чем нет;
* да, конечно.
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
— деловых качеств большинства членов коллектива
* да; пожалуй, да;
не знаю, не задумывался над этим;
пожалуй, нет;
нет;
— личных качеств большинства членов коллектива
* да; пожалуй, да;
не знаю, не задумывался над этим;
пожалуй, нет;
нет.
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. Против какой цифры располагалась бы оценка вашего коллектива, данная вами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего
коллектива, то как бы вы к этому отнеслись:
* это бы меня вполне устроило;
* не знаю, не задумывался над этим;
* это бы меня совершенно не устроило.

6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов
вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
* нет, не смог бы;
* не могу сказать, не задумывался над этим;
* да, смог бы.
7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот,
атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. Против какой цифры располагалась бы оценка вашего коллектива, данная вами:
Х
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-
либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива:
* да, конечно;
* скорее да, чем нет;
* затрудняюсь ответить;
* скорее нет, чем да;
* нет, конечно».
Обработка результатов. Анализ данных, полученных при использовании методики, стандартизован и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами (на опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5 и 8 — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем третий вопрос содержит два вопроса). Ответ на каждый вопрос принимает только одну из возможных форм: +1; — 1; 0. Следовательно,
для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
* положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);
* отрицательная оценка, содержащая три ответа — отрицательные, а любым другим знаком);
* неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны,
а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в следующую таблицу, в каждой клетке которой должен стоять один из трех знаков: +; —; 0:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОЦЕНКИ
ОТДЕЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ
ОТНОШЕНИЯ
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
Участники опроса
Эмоциональный компонент
Когнитивный компонент
Поведенческий компонент
1.
2.
3.
n где 2 (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, 2 (-)
количество отрицательных ответов, n — число членов коллектива, принявших участие в
исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от —1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой,
классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от —1
до +1) делится на три равные части: от —1 до —0,33; от —0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными,
во второй — противоречивыми, неопределенными, в третий — положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре,
описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
* полностью положительное;
* положительное;
* полностью отрицательное;
* отрицательное;
* противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА 7.4.
ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА (ЦОЕ)
ОРГАНИЗАЦИИ
Сплоченность как ценностно-ориентационное единство — это характеристика системы внутриколлективных связей, показывающая степень совпадения оценок,
установок, позиций работников по отношению к объектам (людям, задачам, идеям,
событиям), наиболее значимым для них. Поэтому при изучении сплоченности организации руководитель должен учитывать ценностные ориентации работников.
Рассмотрим методику оценки степени ЦОЕ организации в сфере досуга, хотя предложенная методика применима и при выяснении ЦОЕ в других сферах деятельности.
Оценка ЦОЕ организации проводится в два этапа. Первый этап. Работникам предлагается написать на листке десять любых ценностей из области досуга (например,
телевизор, экскурсии, видеофильмы, чтение книг и т.д.). Затем, собрав эти листки,
исследователь составляет список пятнадцати наиболее часто встречающихся в них ценностей в алфавитном порядке.
Второй этап проводится спустя несколько дней. Исследователь пишет на доске или диктует список с пятнадцатью названными ценностями и просит каждого работника выбрать из этих пятнадцати и написать на отдельном листе те пять, которые наиболее важны для него лично.
Затем, собрав листы, исследователь приступает к обработке полученного материала. Выборы ценностей, сделанные работниками, разносятся по списку с пятнадцатью наименованиями. Подсчитывается, сколько раз выбрана та или иная ценность. Потом высчитывается коэффициент ЦОЕ подразделения по формуле:
%
100 2
1
×
-
=
Н
П
П
ЦОЕ
где П1 — сумма выборов, отданных пяти самым популярным ценностям в группе;
П2- сумма выборов, отданных пяти наименее популярным ценностям в группе;
Н — число всех выборов, сделанных группой (количество участвующих в опросе,
умноженное на пять).
Если коэффициент ЦОЕ равен или больше 50 %, то данная организация может классифицироваться как коллектив с высоким уровнем сплоченности в исследуемой сфере
деятельности.
Если коэффициент находится в интервале от 30 до 50 %, то организацию можно классифицировать как группу со средним уровнем сплоченности. Если коэффициент меньше 30 %, то в организации низкий уровень сплоченности.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА 7.5.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ РОЛЕЙ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Внимательно прочитайте приведенные утверждения и напротив каждого дайте свой ответ: если данное утверждение соответствует вашим деловым качествам, то поставьте два очка; если соответствует лишь частично, то поставьте одно очко; если данное утверждение для вас нехарактерно, то ничего не ставьте.
1. Я делаю оригинальные предложения.
2. Я нахожу промахи и оплошности, которые другим не удается заметить.
3. У меня есть способность организовывать людей.
4. Я выдвигаю идеи, которые могут иметь более широкое применение, чем в непосредственно решаемой задаче.
5. Мое продуманное суждение потребует времени, но оно обычно довольно точно.
6. Я люблю оказывать сильное влияние на решения коллектива.
7. На меня можно положиться, чтобы можно было увидеть работу выполненной.
8. Я могу работать с людьми, которые имеют большое разнообразие личностных качеств и мировоззрений.
9. Я часто замечаю, что мое воображение рассеивается при совместной работе в коллективе.
10. Я могу работать с любыми людьми, если только они могут внести нечто стоящее в коллективную работу.
11. Множество разнообразных контактов с другими людьми важно для моего стиля работы.
12. Мои чувства редко мешают моим суждениям.
13. Я пытаюсь выразить свои взгляды в ходе собраний коллектива.
14. Сталкиваясь с трудностями, я борюсь, чтобы выполнить работу качественно и достичь целей.
15. Я умею хорошо детализировать.
16. Я заинтересован в том, чтобы помогать своим товарищам в их проблемах.
17. Я критически анализирую идеи других людей, как их достоинства, так и недостатки.
18. Я часто замечаю у себя новые подходы к давней проблеме.
19. Я могу координировать и продуктивно использовать способности и таланты своих товарищей.
20. Я заинтересован в завершении и совершенствовании всех своих начинаний.
21. Я получаю особое удовольствие от изучения идей и технических приемов,
которые являются для меня новыми.
22. Мне трудно полностью отдаться работе, цели которой не определены четко и ясно.
23. Я не очень заинтересован в лучшем познании людей.
24. Мне кажется, что иногда стоит рискнуть и навлечь на себя некоторую временную непопулярность, чтобы преуспеть в распространении своих взглядов в коллективе.
25. У меня творческий подход к решению проблем.
26. Я больше заинтересован в практическом осуществлении имеющихся идей,
нежели в выдвижении новых.
27. Мне кажется, что мои личные умения способствуют достижению согласия в
коллективе.
28. Обычно я могу найти аргумент, чтобы отклонить неразумные предложения.
29. Я знаю, чьи специальные знания и умения особенно нужны для решения стоящих перед коллективом проблем.
30. Я больше исполнитель, чем инициатор.
31. Я чувствую себя в своей стихии, когда работа требует высокой степени концентрации и внимания.
32. Я охотно подчеркиваю собственную точку зрения на собраниях коллектива.
33. Я хорошо уживаюсь с другими людьми и упорно работаю ради коллектива.
34. В большинстве ситуаций я имею независимый и новаторский взгляд.
35. Я сохраняю устойчивый систематический подход, каким бы ни было давление.
36. У меня довольно напористый характер, но я реагирую на нужды других людей.
37. Я счастлив быть лидером в ситуациях, требующих действия.
38. Я внимательно исследую последние идеи в их развитии.
39. Я люблю тщательно взвешивать и оценивать все предложения своих товарищей, прежде чем сделать выбор.
40. Быть занятым решением деловой проблемы доставляет мне истинное удовольствие.
41. Я могу определить, как идеи и технические приемы могут быть использованы в новых ситуациях.
42. Я сильно реагирую, когда собрание, похоже, теряет из виду главную цель.
43. Мне доставляет удовольствие сопоставлять различные точки зрения.
44. Я всегда готов поддерживать хорошие предложения.
45. У меня развито естественное чувство срочности при выполнении любой работы.
46. Я придаю особое значение следованию интересным идеям (или людям).
47. Я предпочитаю тщательно анализировать возникающие проблемы.
48. Мне кажется, у меня есть талант планирования конкретных шагов решения проблемы.
49. Я думаю, что могу рекламировать и популяризировать идеи, которые интересуют меня.
50. Я могу увидеть систему (модель) там, где другие обычно видят несвязанные предметы.
51. Я готов волевым путем огласить мою личную точку зрения, если это необходимо.
52. Я вижу все стороны проблемы и предлагаю решения, приемлемые для всех.
53. Я внимательно слежу за участками, где может потребоваться моя помощь.
54. Я люблю выявлять критические различия между альтернативами.
55. Я работаю наилучшим образом, когда цели и задачи ясно определены.
56. Обычно я внимательно слежу за участками, где могут возникнуть трудности.
А теперь подсчитайте очки по приведенным ниже группам утверждений.
Количественная выраженность очков показывает вашу потенциальную возможность исполнять ту или иную социальную роль при совместной работе в коллективе.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42


Номера упражнений
3, 10, 19, 27, 36, 43, 52
6, 13, 24, 32, 37, 42, 51
1, 9, 18, 25, 34, 41, 50 5, 12, 17, 28, 39, 47, 54
7, 14, 22, 26, 35, 48, 55
4, И, 21, 29, 38, 46, 49
8, 16, 23, 30, 33, 44, 53
2, 15, 20, 31, 40, 45, 56
Социальная роль

«лидер»
«реализатор» «генератор идей» «объективный критик» «организатор или начальник штаба» «снабженец» «душа коллектива» «отделочник или контролер»
ВЕЧЕР Л.С. Секреты делового общения. — Минск, 1996. С. 176—180

Практикум к главе 8
Тестовая методика 8.1.
ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ ВЫ К КОНФЛИКТАМ?
У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. О
том, что вы сами в соответствующих условиях можете содействовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это поможет вам правильно определить поведение и скорректировать его. Из предлагаемых ответов на вопросы выберите подходящий вариант.
/. Как вы реагируете на критику?
а) как правило, критика меня глубоко уязвляет;
б) критику обычно принимаю глубоко к сердцу;
в) пытаюсь учесть, если критика справедлива;
г) на критику обычно не обращаю внимания.
2. Верите ли вы людям?
а) придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить;
б) людям почти не верю, я в них обманулся;
в) я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;
г) обычно я доверяю всем людям без разбора.
3. Вы умеете бороться за свою точку зрения?
а) я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;
б) отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
в) скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;
г) предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.
4. Вы предпочитаете руководить или подчиняться?
а) в любом деле люблю руководить сам;
б) люблю как руководить, так и быть руководимым;
в) охотно работаю под чьим-либо руководством;
г) как правило, предпочитаю работать под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.
5. Если вас кто-то обидел ...
а) стараюсь отплатить тем же;
б) боюсь мстить из-за дальнейших последствий;
в) считаю месть лишним, ненужным усилием;
г) если меня кто-то обидел — обиду быстро забываю.
6. Вас попытались обойти в очереди ...
а) способен такого человека вышвырнуть вон;
б) ругаюсь, но если только ругаются другие;
в) молчу, хотя возмущен;
г) предпочитаю отступить, в ссору не вникаю.
7. Просто ли вас «выбить из колеи»?
а) я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам;
б) я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины;
в) расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам;
г) меня мало что расстраивает.
8. Вы «лед» или «пламя»?
а) я горяч и вспыльчив;
б) не очень вспыльчив;
в) скорее спокоен, чем вспыльчив;
г) я вполне спокойный человек.
9. Легко ли вам говорить правду?

а) я всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза;
б) бывает, что я могу сказать все, что думаю;
в) говорю обдуманно лишь после размышления;
г) я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.
В зависимости от варианта ответа поставьте за а) — 1 балл, за б) — 2, за в) — 3, за г) — 4 балла. Суммируйте результаты.
От 9 до 19 баллов. Вы человек тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, вы, не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая как разгораются страсти вокруг вас. Иногда о вас люди говорят. «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но прислушайтесь к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях». Признайтесь себе честно, так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость?
От 20 до 25 баллов. Эта сумма позволяет считать вас человеком уживчивым,
общительным, покладистым, способным противостоять обострениям отношений в группе,
коллективе.
От 26 до 34 баллов. Вы едва ли являетесь источником конфликта. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку не интересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону невольно делает вас косвенным виновником конфликтных ситуаций.
ВИШНЯКОВА Н.Ф. Конфликтология. — Минск, 2000. С, 214 216
Т
ЕСТОВАЯ МЕТОДИКА
8.2.
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?
Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, «давят на корню» любое проявление критики. Одни считают,
что она помогает делу, другие — что мешает. Одни умеют применять критику, другие —
нет. Однако, хотим мы того или нет, критика присуща всякому социальному организму,
каким является любой коллектив, и современный руководитель не может считаться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и трудностями этого явления.
Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность,
надеемся, что он поможет вам в деловом общении. Отметьте в каждом вопросе наиболее приемлемый для вас вариант ответа.
/. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных
лиц шли коллективов?
а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;
б) критика часто осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;
в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто.
2. Как вы относитесь к публичной критике?
а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;
б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем публично, на людях;
в) предлагаю «кулуарную критику», т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.
3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?
а) да, конечно;
б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;
в) можно, но крайне осторожно.