Файл: 1 Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции 5.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление расходами на предприятие возможно только при выполнении всех функций, характерных для управления любым объектом и реализуемых через основные элементы управления.
Элементы управления расходами промышленного предприятия:
-
планирование расходов; -
организация управления расходами; -
координация и регулирование расходов; -
стимулирование и мотивирование экономного использования средств; -
непрерывный контроль (мониторинг) расходов.
Как было выяснено ранее, анализ тоже имеет огромное значение и является важной составляющей системы управления расходами. Его, как правило, не выделяют в отдельную функцию управления, но каждая из перечисленных выше функций в большей или меньшей степени содержит различные аналитические аспекты, без которых выполнение этих функций было бы невозможным.
На основе экономического анализа разрабатываются краткосрочные и долгосрочные цели и задачи предприятия, составляются и обосновываются планы, приводятся в действие управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, и оцениваются полученные впоследствии результаты деятельности. Анализ расходов позволяет оценить степень эффективности расходования имеющихся ресурсов, выявить резервы их экономии и разработать мероприятия по оптимизации затрат на производство и реализацию товаров.
Анализ призван выявить различные факторы и оценить их влияние на себестоимость продукции. Основными из таких факторов являются:
-
тип производства; -
объем производства; -
номенклатура и ассортимент продукции; -
технический уровень производства; -
оснащенность новейшими технологиями и оборудованием; -
темпы роста производства; -
темпы роста прибыли; -
удельный вес сырья и материалов в себестоимости отдельных видов продукции; -
качество продукции; -
трудоемкость производимой продукции или отдельных её видов; -
цены на используемые в производстве ресурсы; -
регулирование формирования расходов со стороны государства; -
организация производства и управления на предприятии; -
системы поощрения работников; -
спрос и уровень рыночных цен на производимую продукцию.
Это далеко не полный перечень факторов, оказывающих то или иное воздействие (прямое или косвенное) на формирование себестоимости продукции.
Учёт и использование резервов снижения себестоимости способствует увеличению размера прибыли и повышению конкурентоспособности продукции. Для предприятия значение снижения издержек производства очень велико. Оно заключается в следующих положительных эффектах:
-
снижение издержек высвобождает дополнительные оборотные средства и ускоряет их оборачиваемость; -
снижение издержек – это главный источник увеличения прибыли и рентабельности, эта дополнительная прибыль оказывается в полном распоряжении предприятия, что, в свою очередь, дает возможности к расширенному воспроизводству, поощрению работников и стимулированию их производительности; -
снижение себестоимости продукции снижает риск банкротства, делает предприятие более устойчивым к внешнему воздействию на его положение на рынке; -
снижение издержек дает возможность расширить размах ценового регулирования, что позволяет при помощи этого параметра увеличить конкурентоспособность продукта; -
снижение себестоимости продукции (работ, услуг) в АО является хорошей предпосылкой к выплатам дивидендов участникам, а также даёт возможность подумать о повышении их ставки.
Управление расходами – это достаточно динамичный процесс, ведь экономика не может длительное время оставаться статичной. В мире в современных рыночных условиях экономики происходят постоянные изменения. И чтобы успевать подстраиваться под эти изменения финансовые аналитики должны проводить непрерывный анализ деятельности своей фирмы.
1.4 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости продукции
Оценка и учет всех затрат на производство продукции (оказание услуг, выполнения работ) – это самые важные составляющие элементы процесса управления промышленным предприятием. Так как именно они определяют уровень цен, по которым продукция отпускается со склада предприятия, этим процессам должно уделяться должное внимание. Здесь легко прослеживается причинно-следственная взаимосвязь – размер себестоимости влияет на уровень отпускной цены продукта, что в свою очередь оказывает воздействие на конкурентоспособность продукции и объем получаемой в итоге прибыли.
Как правило, размер себестоимости варьируется в пределах от 50 до 80% от всех выручки произведенной продукции. Именно анализ того, какую долю в выручке занимает полная себестоимость производства и реализации позволяет определить, насколько правильно и эффективно предприятие использует все имеющиеся в его распоряжении материальные, трудовые, производственные, информационные и другие ресурсы. Очевидно, что, чем ниже удельный вес затрат, тем больше прибыли получит предприятие. Эта обратно-пропорциональная зависимость между двумя важнейшими показателями позволяет нам судить о положительном или отрицательном эффекте работы организации.
Понятно, что любой предприниматель будет стремиться к снижению себестоимости, но тогда возникает ряд закономерных вопросов о том, как именно следует это осуществить. В экономической науке и деятельности мы постоянно сталкиваемся с такими понятиями, как «резервы» и «факторы», а также «пути» снижения себестоимости.
Термин «резерв» означает «запас» (в переводе с французского) и «сберегать» (в переводе с латинского). Эти два подхода дают возможность трактовать резервы с разных точек зрения. С одной стороны, это запасы ресурсов, позволяющих обеспечить бесперебойный производственный процесс, и в этом случае целесообразно употреблять термин «резервные фонды». С другой стороны, это возможность повышения эффективности производства (здесь резервы часто сводятся к снижению потерь при использовании ресурсов).
Таким образом, объединяя обе точки зрения, можно сделать вывод, что хозяйственные резервы следует трактовать как наиболее полное и рациональное использование потенциала предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса с целью повышения эффективности производства.
Резервы снижения себестоимости продукции представляют собой неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции. Они бывают двух видов, именно: резервы, которые зависят от деятельности фирмы, и резервы, не зависящие от нее.
Специализация и кооперация – это огромный резерв снижения себестоимости. В данном случае действует так называемый «эффект масштаба». Чем больше объем производства, тем меньше уровень затрат. Это обеспечивается распределением постоянных затрат между большим объемом производимой продукции.
Также значительным резервом является повышение производительности труда каждого рабочего. С её ростом уменьшается уровень трудовых затрат на единицу продукции. Это в свою очередь влечёт за собой уменьшение доли заработной платы в структуре затрат.
Следование строгому режиму экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности также играет важную роль в вопросе снижения себестоимости.
Довольно часто мы сталкиваемся с материалоемкими предприятиями, это значит, что даже незначительная экономия сырья, топлива и материалов в целом на предприятии (особенно крупном) окажет положительное влияние на снижение себестоимости. Этого можно достичь за счёт совершенствования технологий использования материалов, также за счет уменьшения утилизируемых отходов. Внедрение новейших методик использования возвратных отходов также даст положительный эффект для всего предприятия.
Снижение затрат на обслуживание производства и управление также уменьшает себестоимость.
Огромное значение имеют автоматизация и механизация производственных процессов, что ведет к снижению доли ручного труда в структуре затрат. Подобные достижения научно-технического прогресса помогают снизить количество вспомогательных и подсобных рабочих на предприятии.
Сокращение потерь от брака, а также любых других непроизводительных расходов – еще один значительный резерв. Поиск причин появления бракованных изделий помогает выявить виновных и по возможности ликвидировать или хотя бы снизить подобные виды затрат.
Факторы – это причины, которые обуславливают конкретный уровень затрат. Другими словами, это совокупность действий и мероприятий, которые вызывают определенную динамику себестоимости1.
Всё множество факторов, оказывающих то или иное воздействие на себестоимость продукции можно укрупненно разделить на три группы (категории), а именно:
-
Внедрение инноваций, которые повышают технический уровень производственного процесса: автоматизация, компьютеризация, механизация производства, активное использование новейших технологий, качественно новых материалов, всестороннее и постоянное улучшение самой конструкции изделия. -
Внедрение инновационных технологий в управленческую сферу, организацию труда и производства: создание автоматизированных рабочих мест руководящих работников и специалистов, осуществление контроллинга и управленческого учета, расширение зон обслуживания, внедрение научной организации труда и др. -
Разнообразные экономические факторы: активное и рациональное материальное стимулирование работников, поиск новых инвестиций, использование скорректированных (улучшенных) норм и нормативов и др.
Все факторы влияния также можно разделить и по другим признакам. Если рассматривать их по масштабам действия, то можно выделить общегосударственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.
Первые оказывают влияние за счет правительственной политики в сфере экономических отношений.
Вторые играют незначительную роль. Это может быть процесс улучшения нормативов цен на продукцию и в сфере планирования производства, а также принятия тарифных, трудовых (отраслевых) соглашений, которые регулируют конкретные виды затрат. Вопросы о кооперации и специализации предприятие решает самостоятельно. И последние факторы связаны с совершенствованием имеющихся в распоряжении предприятия материальных, технических, финансовых и трудовых ресурсов. Именно они зависят по большей части от работы организации, но также могут и не зависеть от ее деятельности.
Необходимо отметить два направления снижения себестоимости товаров. Первое основывается на снижении условно-переменных затрат. Здесь следует выделить две составляющие:
-
совершенствование использования условно-переменных затрат на материальные ресурсы; -
обеспечение и увеличения эффективности условно-переменных затрат на трудовые ресурсы.
Второе направление обеспечивается уменьшением размера условно-постоянных затрат.
Резервы снижения затрат по комплексным статьям (условно-постоянные) можно выявить, а затем обобщить, основываясь на анализе их динамики, также, используя факторный анализ для изучения каждой статьи расходов, относящихся к условно-постоянным.
Осуществляя поиск всевозможных резервов снижения затрат, аналитик должен понимать, что чрезмерное их снижение принесет больше проблем, чем пользы. Порой предприятия не могут вовремя остановиться в своём стремлении как можно больше снизить затраты, но не стоит в этом вопросе превышать все пределы. Излишнее снижение затрат может повлечь за собой также и ухудшение качества продукции, что в свою очередь скажется на спросе и в итоге на размере прибыли. Подобного исхода нельзя допускать ни в коем случае. Иначе вся предыдущая работа предприятия может оказаться бессмысленной. Поэтому все резервы и пути снижения себестоимости должны быть научно обоснованными, рациональными, эффективными и не сказываться на качестве1.
Вывод:
Исходя из исследования данной главы, были рассмотрены теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции. По результатам главы можно отметить:
-
себестоимость является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия; -
себестоимость это один из основных факторов формирования прибыли, тем самым, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.