Файл: 1 Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Добавление коммерческих расходов к себестоимости продукции, т. расходов, связанных с продажей продукта, определяет полную (коммерческую) себестоимость продукции. В развитых странах торговые издержки иногда также называют складскими издержками.

Себестоимость по центрам затрат. Эта себестоимость формируется отдельными структурными подразделениями предприятия (цехами, участками, бригадами, заводами), а ее деятельность связана со всем технологическим циклом производства продукции и является центром затрат, управляемым ответственным лицом, которое несет ответственность только за расходы финансового подразделения. Эта себестоимость включает расходы, связанные с деятельностью центра затрат, и является предпосылкой для внутренних расчетов.

Базовые затраты используются для определения цены предложения производителя. Они могут быть рассчитаны либо на основе всех затрат, либо на основе прямых переменных затрат, в зависимости от метода ценообразования, используемого компанией в данный момент для конкретного продукта1.

Также необходимо назвать не только виды, но и формы, которые может принимать каждый вид производственных затрат. С этой точки зрения производственные затраты можно разделить на три вида: плановая себестоимость, отчетная себестоимость и нормативная себестоимость.

  1. Плановая себестоимость отражает максимально допустимые затраты и включает только те затраты, которые необходимы предприятию при определенном технологическом уровне и организации производства. Поскольку в основе плановой себестоимости лежит средняя предельно допустимая норма потребления различных видов ресурсов, плановая себестоимость по сути является предельно допустимой величиной, и любое отклонение от нее в сторону увеличения нежелательно для любого предприятия. Целевые затраты определяют работу предприятия в течение определенного планового периода. Обычно они рассчитываются на год и делятся на кварталы.

2) Отчетные (фактические) производственные затраты отражают фактические затраты на производство и реализацию продукции и характеризуют степень выполнения плана на отчетный период. Превышение отчетных затрат над плановыми наблюдается при ухудшении показателей деятельности компании. Такие отклонения могут быть вызваны, прежде всего, причинами, обусловленными неудовлетворительной работой предприятия, такими как потери от простоев
, брака, недостатка материальных ценностей и т.д.

Также отклонения от плановой величины отчетных производственных затрат могут быть вызваны причинами, которые напрямую не зависят от деятельности предприятия. К таким причинам относятся изменения рыночных цен на сырье, материалы, тарифы на электроэнергию, нормы амортизации, нормы отчислений во внебюджетные фонды и т.д.

  1. нормативная себестоимость. В отличие от плановых, нормативные себестоимости рассчитываются на основе действующих норм расхода материальных и трудовых ресурсов, количества раз изменения этих норм и нормативов в год. Они могут быть выше плановой себестоимости в начале года или ниже в конце года1.

Существует следующая классификация затрат на производство и реализацию продукции:

1. По элементам затрат:

  • материальные затраты;

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);

  • амортизация основных фондов;

  • прочие затраты.

2. По калькуляционным статьям затрат:

  • сырье и материалы;

  • возвратные отходы (вычитаются);

  • покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий;

  • топливо и энергия на технологические цели;

  • основная заработная плата производственных рабочих;

  • дополнительная заработная плата производственных рабочих;

  • отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);

  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

  • общепроизводственные расходы;

  • общехозяйственные расходы;

  • потери от брака;

  • прочие производственные расходы;

  • коммерческие расходы.

3. По способу отнесения на себестоимость:

  • прямые;

  • косвенные.

4. по степени зависимости от изменения объема производства;

  • переменные;

  • постоянные.

5. По функциональной роли в процессе производства:

  • основные;

  • накладные.

6. По степени однородности:

  • простые (элементные);

  • сложные (комплексные)

7. По месту возникновения:

  • затраты на уровне цеха;

  • затраты на уровне предприятия;

  • с учетом затрат по реализации.

8. По целесообразности (степени эффективности):

  • производительные;

  • непроизводительные.

9. По возможности охвата планом:

  • планируемые;

  • непланируемые.

10. По периодичности возникновения:

  • текущие;

  • единовременные.


Экономический анализ и описание структурного состава себестоимости продукции на конкретном предприятии – это первостепенные задачи финансовых аналитиков. Структура себестоимости – это удельный вес отдельных элементов или статей затрат в общей их сумме. Если рассматривать предприятия и отрасли промышленности с точки зрения их структурного состава, то мы можем выделить следующие их виды:

  • материалоемкие – в себестоимости материалы и сырье имеют наибольший удельный вес;

  • энергоемкие – в себестоимости энергетические затраты превышают все остальные;

  • трудоемкие – в себестоимости наибольший удельный вес приходится на зарплату работникам;

  • фондоемкие – в себестоимости наибольшая доля принадлежит затратам на амортизацию основных фондов1.



    1. Нормативно-правовое регулирование формирования себестоимости продукции


Учет затрат и формирование себестоимости – это таки аспекты хозяйственной деятельности предприятия, которые должны регулироваться и регламентироваться различными нормами, правилами, стандартами, положениями, законами и другими нормативно-правовыми актами. Данный подход к себестоимости является необходимостью, которая заключается в следующем:

  • во-первых, это необходимо для проведения полного комплексного экономического анализа (это значит, что анализируемая информация и аналитические показатели должны быть универсальными, т.е. любой компетентный специалист сможет легко и просто получить данные о деятельности предприятия, представленные в надлежащем и понятном виде);

  • во-вторых, необходимы разные нормы и подходы к учету состава затрат (разные цели учета требуют различных способов их достижения – налоговые службы, органы статистики или аудиторские компании будут преследовать в своей деятельности отличающиеся друг от друга цели).

Для того, чтобы правильно и точно учесть все затраты (причем сделать это соответственно поставленной цели), необходимо сформировать подходящую нормативно-правовую базу. Эта база должна стимулировать целесообразное использование имеющихся ресурсов, не допускать безосновательного повышения затрат (на себестоимость). Всё это в конечном итоге должно привести к положительному влиянию на отдельно взятое предприятие.

Понятие «себестоимость» можно встретить во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации. Но важно для себя разграничивать как минимум два основных аспекта себестоимости.


Первым является экономический – данный аспект носит комплексный анализ, значит, его можно найти в любых нормативных актах, которые непосредственно или опосредованно затрагивают понятие «себестоимость».

Второй аспект – налоговый. С этой позиции нас больше будут интересовать нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения и налоговую систему нашей страны.

К настоящему времени в Российской Федерации уже сформировалась определенная система регулирования бухгалтерского финансового учета. Она состоит из четырёх уровней. Каждый из них по-своему оказывает влияние на учёт затрат и определение себестоимости.

На первом уровне такими регуляторами выступают следующие НПА:

  • гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая;

  • налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая (включая 25-ю главу)1;

  • федеральный закон «О бухгалтерском учёте»;

  • федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства»;

  • положение о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ.

На втором уровне располагается Система национальных бухгалтерских стандартов – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

На третьем уровне регуляторами выступают разного рода методические указания и рекомендации (в основном Министерства финансов), которые учитывают отраслевую специфику организаций.

На четвертом уровне – рабочие документы и указания, разработанные внутри предприятия (основное из них – Положение об учетной политике организации).

Основной НА по вопросу состава затрат, который действует в настоящее время – ПБУ 10/99 «Расходы организации» [5].

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации для исчисления налога на прибыль организаций используют следующую классификацию затрат:

  1. Материальные затраты включают расходы на:

  • сырье и материалы (за минусом возвратных отходов по цене возможного использования или реализации);

  • покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

  • вспомогательные материалы;

  • топливо и энергию для технологических или хозяйственных нужд;

  • производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, которые не связаны с основной деятельностью.

Оценка перечисленных ресурсов вычисляется по цене приобретения за минусом возвратных налогов (акциз, НДС).


  1. Затраты на оплату труда состоят из расходов на оплату труда промышленно-производственного персонала, сюда же включают премии и другие выплаты.

  2. Отчисления на социальные нужды состоят из отчислений в государственные внебюджетные фонды ФСС, ФОМС и ПФР.

  3. Амортизация ОФ – равные сумме амортизационных отчислений затраты на полное восстановление ОПФ.

  4. Прочие, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат: налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство, арендная плата, оплата работ по сертификации продукции.

Российские предприниматели вправе по своему усмотрению выбирать периоды плана, способы и формы планирования себестоимости и затрат, ее составляющих. Но, несмотря на это, предприятия всегда определяют себестоимость в двух вариантах:

  1. Для достижения целей бухгалтерского учёта: в с/с включают все фактически произведенные и документально подтвержденные затраты (этот вариант дает возможность установить реальную с/с продукции и достоверный объем прибыли и рентабельности организации).

  2. Для достижения целей налогообложения: (согласно требованиям НК РФ) фактическая с/с уточняется с учетом утвержденных норм, лимитов и нормативов, установленным государством на отдельные лимитируемые статьи затрат, такие как расходы на командировки, горюче-смазочные материалы, представительские расходы и т.п.

1.3 Анализ себестоимости как элемент управления производством


Основным средством достижения наибольшего положительного эффекта от деятельности предприятия является управление. Управление затратами производства – пожалуй, самая важная задача руководства организации. Но чтобы правильно ими управлять, не достаточно просто видеть цифры. Для построения правильной политики поведения компании на рынке необходимо провести полный (комплексный) анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно анализ лежит в основе принятия всех важных управленческих решений. Только благодаря точному, своевременному и компетентному анализу, можно добиться максимальных результатов, используя при этом минимальное количество ресурсов.

Любая деятельность, любое действие и любой шаг должны начинаться с предварительного анализа информационной базы, всей доступной для изучения бухгалтерской, финансовой и другой отчётности. Следовательно, анализ затрат в себестоимости продукции является неотъемлемой частью (важнейшим элементом) процесса управления производством.