Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерес же к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения является следующее:

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

  • формирование исследовательских умений;

  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и трудности.

  • Основная  трудность в   организации проектной  деятельности -   перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если   это поиск  информации,  чтение   научной  литературы, написание рефератов.

  • Недостаточная оснащенность учащихся компьютерной техникой дома, поэтому большую часть работы приходится выполнять в школе.

  • Неустойчивая мобильная связь.


















Заключение


Метод проектов является отличным дополнением к традиционным методам обучения математики. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти, а метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

  • развивает творческие способности и самостоятельность;

  • ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

  • творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.



В ходе реализации проектов, конечно же, происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например:

  • регулятивные: умение составлять план и последовательность действий;

  • познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, со «зрителями», участниками группы;

  • личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.


Именно работа над проектом ставит ребёнка в такую ситуацию, когда ему нужно новую информацию анализировать, отбирать самую главную, перерабатывать и предъявлять окружающим. Поэтому в проектной деятельности успешно формируются информационные компетенции.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!










Список литературы


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  3. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.

  4. Константинов Н.А. и др.История педагогики: Учебник для- студентов педагогических институтов. — М\: Просвещение, 1985. — С. 354.)

  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2004

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.)

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

  8. Савенков А.И.. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.



Интернет-ресурсы:

https://pedsovet.su/publ/113-1-0-832  


https://videouroki.net/course/?file=90ee900e68fb83ec63efd62976328c27&utm_source=videouroki&utm_medium=button&utm_campaign=vdwl&utm_content=courses&utm_term=matematika
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/88

https://allyslide.com/presentation

https://do.s-ba.ru/files/articles/ Сборник2.pdf

https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/10/09/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh

https://multiurok.ru/index.php/files/proektnaia-deiatelnost-na-urokakh-matematiki-3.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki_073429.html














Приложение 1

Методические рекомендации педагогу по организации проектной деятельности

  1. Подходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся.

  2. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

  3. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

  4. Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников.

  5. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности. Обсудить с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д. Целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

  6. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

  7. Руководить проектами- это значит помогать ученикам, консультировать их, направлять.

  8. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.


Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

  2. Выполняй проект в следующем порядке:

  • Выбери с помощью родителей и учителя тему;

  • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

  • Разбей на этапы весь объем работы и процесс ее выполнения;

  • Выполни теоретическую и практическую части проекта;

  • Вноси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части;

  • Если необходимо отрази практическую часть в схемах, таблицах, графиках;

  • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

  • Защити проект;

  1. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

  2. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ресурсы Интернет.

  3. Думай о том, как твоя работа будет полезна обществу.

  4. Приобретай самостоятельно недостающие знания.

  5. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Приложение 2

Паспорт проекта

Тема проекта.

Руководитель проекта: полностью фамилия, имя, отчество.

Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту: полное название учебной дисциплины.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины, знания из которых используются при написании проекта.

Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной.

Проблема проекта: какая - либо трудность в рамках изучения данной темы. Формулируется в виде проблемного вопроса.

Объект: то, что изучаете в теме: явление или процесс.

Предмет: то, что изучаете в объекте. Обычно дублирует тему.

Цель проекта: начинается с отглагольного существительного: изучение, характеристика, сравнение и т.д.


Задачи проекта: глаголы. Обычно формулируют задачи, равные количеству пунктов плана: рассмотреть, охарактеризовать, описать и др.

Сроки и этапы работы над проектом: время работы, этапы: подготовительный, основной, заключительный. Содержание каждого этапа необходимо раскрыть.

Ресурсное обеспечение проекта: оборудование, материалы.

Аннотация проекта: краткое содержание проекта. Начинается со слов: в данном проекте рассмотрены вопросы….

Продукт проекта: результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

-письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, реферат);

-художественная творческая работа (в области литературы, русского языка, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, мультимедийной презентации, компьютерной анимации, видеоролика);

-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

-отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Приложение 3

Общий вид и структура проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.