Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вероятно, этот список можно дополнить, а в целом обучающийся приобретает опыт проектной деятельности, опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемую часть структуры содержания образования.
Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов | Критерии оценки | Баллы |
Оценка работы | Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | 5, 10, 20 |
Объём разработок и количество предлагаемых решений | 5, 10, 20 | |
Практическая ценность | 5, 10 | |
Уровень самостоятельности участников | 10, 20 | |
Качество оформления проектных записей, графиков, таблиц и др. | 5, 10, 15 | |
Оценка защиты | Качество доклада | 5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | 5, 10, 20 | |
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | 5, 10 | |
Ответы на вопросы учителя | 5, 10 |
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Проекты на уроках математики
Использование проектной технологии на уроках математики, позволяет наполнять современное математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получают на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий, но и для решения практических задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Отношение школьников к выполнению заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Готовясь к защите своего проекта, школьники должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Практически каждый учитель столкнулся с проблемой - как эффективно организовать исследовательскую и проектную деятельность? Каковы пути, механизмы решения этой проблемы? Один из возможных вариантов- это организация исследовательской и проектной деятельности школьников непосредственно на уроке. Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, интеллектуального развития и профессионального самоопределения. Естественно, исследовательская и проектная деятельность не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
-
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт; -
реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам; -
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения; -
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
-
Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. -
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. -
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:
-
Выбор темы проекта. -
Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы. -
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий. -
Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию). -
Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат). -
Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой. -
Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе. -
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.
Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Проектная деятельность учащихся 5-6 классов носит интегрированный межпредметный характер, что позволяет объединить учащихся имеющих разные склонности в работе над математической проблемой. Эти небольшие проекты, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.
Также предлагаю учащимся творческие мини- проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, ребусы, газета, журнал и др.
Проекты, применяемые на практике
-
Информационно-исследовательский проект «Опрос общественного мнения».
№ п/п | Этап работы | Что делать | Срок выполнения |
1 | Мотивация исследовательской деятельности | Почему ты хочешь выполнить исследовательскую работу? Какую цель ты преследуешь? | 1 день |
2 | Формулирование проблемы | Сформулируй проблему, выбери тему исследования. Примеры тем: «какому виду спорта отдают предпочтение учащиеся школы», «статистические данные о времени, затраченном на выполнение домашней работы учащимися школы», т.д. | 1 день |
3 | Сбор, систематизация и анализ фактического материала | Методы сбора информации. Составление анкеты. Выбор аудитории для анкетирования, проведение анкетирования | 1 день |
4 | Выдвижение гипотез | Какой результат ты планируешь получить? | 1 день |
5 | Проверка гипотез | Обработка анкет | 1 день |
6 | Доказательство или опровержение гипотез | Построение таблицы, диаграммы по данным анкетирования. Формулировка выводов. Оформление презентации | 2 дня |
-
Информационный проект «Удивительное число или почему нельзя делить на нуль!»
Проблема проекта: почему нельзя делить на нуль?
Объект: число нуль
Предмет: действия с нулем
Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.
Цель проекта: выяснить, почему нельзя делить на нуль
Задачи проекта:
-
Узнать, как правильно говорить: НУЛЬ или НОЛЬ. -
Выяснить историю возникновения нуля. -
Рассмотреть свойства нуля. -
Доказать, почему нельзя делить на нуль.
-
Исследовательский проект «Минус на минус будет плюс….. Почему?»
Проблема проекта: почему «минус на минус дает плюс»?
Объект: отрицательные числа
Предмет: умножение (деление) отрицательных чисел
Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.
Цель проекта: выяснить, почему «минус умножить (разделить) на минус будет плюс».
Задачи проекта:
-
Выяснить историю возникновения отрицательных чисел. -
Рассмотреть свойства действий с отрицательными числами. -
Доказать, почему «минус умножить на минус будет плюс».
-
Творческий проект «Правильные многогранники»
Проблема проекта: как велик мир многогранников вокруг нас?
Объект: правильныемногогранники.
Предмет: значение и применение этих фигур
Методы исследования: поиск, сбор и обработка информации по теме; наблюдение; практическая работа.
Цель проекта: расширение круга знаний о правильных многогранниках, изучение практического применения в окружающем мире.
Задачи проекта:
-
изучить литературные источники по данной теме; -
изготовить коллекцию правильных многогранников. -
найти примеры правильных многогранников в окружающей природе и в бытовой среде; -
доказать, что формы правильных многогранников применимы в быту.