Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вероятно, этот список можно дополнить, а в целом обучающийся приобретает опыт проектной деятельности, опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемую часть структуры содержания образования.

Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления проектных записей, графиков, таблиц и др.

5, 10, 15

Оценка защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10

Ответы на вопросы учителя

5, 10


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Проекты на уроках математики
Использование проектной технологии на уроках математики, позволяет наполнять современное математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получают на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий, но и для решения практических задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Отношение школьников к выполнению заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.


Готовясь к защите своего проекта, школьники должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Практически каждый учитель столкнулся с проблемой - как эффективно организовать исследовательскую и проектную деятельность? Каковы пути, механизмы решения этой проблемы? Один из возможных вариантов- это организация исследовательской и проектной деятельности школьников непосредственно на уроке. Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, интеллектуального развития и профессионального самоопределения. Естественно, исследовательская и проектная деятельность не может носить массовый характер и про­водится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.


Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм   действий:

  • Выбор темы проекта.

  • Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.

  • Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.

  • Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).

  • Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).

  • Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.

  • Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.

  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.

Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.


Проектная деятельность учащихся 5-6 классов носит интегрированный межпредметный характер, что позволяет объединить учащихся имеющих разные склонности в работе над математической проблемой. Эти небольшие проекты, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.

Также предлагаю учащимся творческие мини- проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, ребусы, газета, журнал и др.
Проекты, применяемые на практике

  1. Информационно-исследовательский проект «Опрос общественного мнения».


№ п/п

Этап работы

Что делать

Срок выполнения

1

Мотивация исследовательской деятельности

Почему ты хочешь выполнить исследовательскую работу? Какую цель ты преследуешь?

1 день

2

Формулирование проблемы

Сформулируй проблему, выбери тему исследования.

Примеры тем:

«какому виду спорта отдают предпочтение учащиеся школы», «статистические данные о времени, затраченном на выполнение домашней работы учащимися школы», т.д.

1 день

3

Сбор, систематизация и анализ фактического материала

Методы сбора информации.

Составление анкеты.

Выбор аудитории для анкетирования, проведение анкетирования

1 день

4

Выдвижение гипотез

Какой результат ты планируешь получить?

1 день

5

Проверка гипотез

Обработка анкет

1 день

6

Доказательство или опровержение гипотез

Построение таблицы, диаграммы по данным анкетирования. Формулировка выводов. Оформление презентации

2 дня





  1. Информационный проект «Удивительное число или почему нельзя делить на нуль!»

Проблема проекта: почему нельзя делить на нуль?

Объект: число нуль

Предмет: действия с нулем

Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.

Цель проекта: выяснить, почему нельзя делить на нуль

Задачи проекта:

  • Узнать, как правильно говорить: НУЛЬ или НОЛЬ.

  • Выяснить историю возникновения нуля.

  • Рассмотреть свойства нуля.

  • Доказать, почему нельзя делить на нуль.



  1. Исследовательский проект «Минус на минус будет плюс….. Почему?»

Проблема проекта: почему «минус на минус дает плюс»?

Объект: отрицательные числа

Предмет: умножение (деление) отрицательных чисел

Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.

Цель проекта: выяснить, почему «минус умножить (разделить) на минус будет плюс».

Задачи проекта:

  • Выяснить историю возникновения отрицательных чисел.

  • Рассмотреть свойства действий с отрицательными числами.

  • Доказать, почему «минус умножить на минус будет плюс».



  1. Творческий проект «Правильные многогранники»

Проблема проекта: как велик мир многогранников вокруг нас?

Объект: правильныемногогранники.

Предмет: значение и применение этих фигур

Методы исследования: поиск, сбор и обработка информации по теме; наблюдение; практическая работа.

Цель проекта: расширение круга знаний о правильных многогранниках, изучение практического применения в окружающем мире.

Задачи проекта:

  • изучить литературные источники по данной теме;

  • изготовить коллекцию правильных многогранников.

  • найти примеры правильных многогранников в окружающей природе и в бытовой среде;

  • доказать, что формы правильных многогранников применимы в быту.