Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многообразие проектов

Проекты могут быть классифицированы по следующим типологическим признакам:

1. По доминирующей деятельности участников

1) Исследовательские проекты 

Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.

Этапы работы над проектом

Выбор темы.

  1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

  2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

  3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

  1. Какой результат предполагается получить?

  2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта —Что рассматривается?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

  1. Как рассматривать объект?

  2. Какие отношения ему присущи?

  3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.


При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Выбор методов исследования.

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования:

  • Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния).

  • Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

  • Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

  • Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях ).

  • Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

  • Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Разработка плана проекта и его реализация.

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.


Написание исследовательского проекта.

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

  • подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

  • точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

  • объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

  • ясность — умение писать доступно и доходчиво;

  • краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Оформление исследовательского проекта.

Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Форма продукта проектной деятельности

  • Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования. 

  • Анализ данных социологического опроса. 

  • Публикация в СМИ. 

  • Web-сайт. 

  • Атлас, карта. 

  • Справочник и др. 

Возможная форма презентации

  • Демонстрация видеофильма; 

  • Защита на ученом совете; 

  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

  • Научная конференция и пр.


2)Творческие проекты

Целью проектов данного типа является получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рубрик газеты и др.

 Проект, направленный на создание какого-то творческого продукта - проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);


  • Договаривается с группой или учителем о жанре,

  • Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

  • Стремится получить творческий продукт,

  • Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Форма продукта проектной деятельности

  • Костюм; 

  • Модель; 

  • Музыкальное сочинение; 

  • Сборник сочинений, стихов, рисунков; 

  • Видеофильм; 

  • Выставка; 

  • Праздник; 

  • Игра; 

  • Коллекция.

Возможная форма презентации 

  • Деловая игра; 

  • Инсценировка реального или вымышленного события; 

  • Реклама; 

  • Соревнования; 

  • Спектакль; 

  • Театрализация; 

  • Телепередача; 

  • Экскурсия и др.



  1. Ролевые и игровые проекты. 

Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?

 Форма продукта проектной деятельности

  • Видеофильм; 

  • Экскурсия; 

  • Коллекция; 

  • Мультимедийный продукт; 

  • Постановка

  • Web-сайт и др.

Возможная форма презентации 

  • Деловая игра; 

  • Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

  • Реклама; 

  • Телепередача и пр.



  1. Информационные проекты. 

Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ, Интернет и др. 
Работа над информационным проектом

Первый этап – это выбор темы - идеи. 

Как правило, эта идея связана с теми проблемами, которые рассматривались в процессе изучения курса. Выбор темы имеет очень большое значение для успешного завершения проектного исследования. Правильно выбрать тему – значит обеспечить наполовину успех работы. Тема проектной работы – это то главное, о чем говорится в работе. Тема должна соответствовать потребностям аудиторных групп, на которые рассчитан проект, она должна быть актуальной, обусловленной также объективными потребностями. Тема должна быть достаточно конкретна, чтобы обучающийся мог ее практически сориентировать. 


Второй этап – подбор литературы и источников по теме информационного проекта. 

Этот этап можно назвать библиографическим. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и текстов, которые помогут вам создать информационный проект.

Третий этап – планирование работы над информационным проектом. 

Обучающийся составляет план-проспект информационного проекта, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект – это уже черновое оглавление проектной работы с реферативным раскрытием ее содержания. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурной схемы информационного проекта. Этот этап является промежуточной формой контроля и предполагает сдачу письменного варианта паспорта информационного проекта. 

Четвертый этап – проведение исследования проекта и работа над текстом информационного проекта. Здесь обучающийся анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.

Такие проекты, так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, содержащей: 

  • актуальность проекта и его цель; 

  • объект изучения и предмет информационного поиска; 

  • перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования); 

  • обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); 

  • результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); 

  • презентацию в виде публикации; 

  • обсуждение (на конференции, в сети); 

  • внешняя оценка.

Форма продукта проектной деятельности

  • Видеофильм; 

  • Газета, журнал; 

  • Экскурсия; 

  • Коллекция; 

  • Мультимедийный продукт; 

  • Прогноз; 

  • Справочник;

  • Web-сайт и др.

Возможная форма презентации 

  • Деловая игра; 

  • Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

  • Научная конференция; 

  • Научный доклад; 

  • Реклама; 

  • Телепередача и пр.



  1. Практико-ориентированные (прикладные) проекты.