Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.

Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта): гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза). 

Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку. 

Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей нашего села, то это позволит нам …… 

Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. 

Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д. 

Содержание задач

  • Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов). 

  • Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира. 

  • Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем 

  • Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели. 

  • Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы. 


Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы: 

  • изучить литературу по теме и выяснить… 

  • определить категории … 

  • ознакомиться с методами … 

  • создать модель (методику) … 

  • провести серию опытов … 

  • апробировать модель (методику) … 

  • разработать рекомендации … 

  • сформулировать … 

  • предложить способы решения … и др. 

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! 
(например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.) 
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: 

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); 

  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; 

  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; 

  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др. 



Этап

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Выдвижение идеи проекта

Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта

Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем

Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели

2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….)

Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта составление плана действия

Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи

Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

3.Выполнение проекта (сроки ….)

Осуществление действий по сбору необходимой информации

Выполняют работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал

Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)

4.Завершение проекта (сроки ….)

Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта

Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект

Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….)

Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой

Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление

Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления

6. Представление отчета и его оценка (сроки ….)

Определение ценности выполненного проекта

Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта

Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом




Оформление проекта



Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обес­печения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководи­тель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проект­ной папке(портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяже­нии работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальней­шем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосроч­ных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для про­екта, выполняемого в ходе проектной недели - ежедневные. В таких пла­нах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной груп­пы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);

  3. промежуточные отчеты группы;

  4. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходи­мые ксерокопии и распечатки из Интернета;

  5. результаты исследований и анализа;

  6. записи всех идей, гипотез и решений;

  7. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

  8. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

  9. эскизы, чертежи, наброски продукта;

  10. материалы к презентации.


В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. 

Защита проекта

1. Общие рекомендации:

  • хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;

  • логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;

  • следует употреблять только понятные термины;

  • хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;

  • выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;

  • постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2.  Техника подготовки:

  • проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;

  • выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;

  • заранее продумайте детали своего рабочего места;

  • приготовьте четкий и красочный наглядный материал;

  • проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему:

  • начните свое выступление с приветствия;

  • огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;

  • не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);

  • поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь;

  • старайтесь ответить на все вопросы.



























Оценивание проекта


Наиболее важный, сложный, без которого трудно говорить об эффективности любой деятельности, метод.

Речь идет о критериях оценки проектной деятельности учащихся, так как любой метод должен быть диагностичным.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею. Правильное, грамотное определение критериев оценки (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.) – залог верного оценивания любой деятельности, метода.

Говоря о методе проектов, имеем в виду педагогический инструмент, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи. Успешность любого метода зависит от ряда условий (организационных, экономических, квалификации педагога и др.). 


А что означает оценить успешность, эффективность метода? И кто эту оценку производит? 
Вероятно, в первую очередь, сам учитель, использующий метод, и, возможно, его коллеги в качестве экспертов. А также, внешние по отношению к образовательному учреждению эксперты (как, например, при оценивании конкурсных ученических проектов). Они оценивают степень достижения того результата, который предполагается при использовании данного метода. 

Тогда, что это за результат? 
Общеизвестно, что результат любой педагогической деятельности – решение образовательных задач. Любая педагогическая деятельность ориентирована на позитивные изменения личности учащегося, конкретнее – на приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств.
Спектр формируемых в процессе проектной деятельности свойств и качеств довольно широк. Можно обозначить эти характеристики личности:

  • стремление к увлекательной, интересной деятельности, потребность в ней

  • познавательная самостоятельность

  • творческая активность, потребность в творчестве, самовыражении

  • способность видеть и решать проблемы

  • навык поисковой деятельности

  • дивергентное мышление

  • конвергентное (аналитическое) мышление

  • критическое мышление и способность к нормативной, аргументированной оценке

  • рефлексивная способность

  • прогностическое мышление

  • терпимость к критике

  • упорство в достижении цели

  • трудолюбие

  • наблюдательность

  • воображение

  • образное, ассоциативное мышление

  • эстетическое восприятие

  • дизайн-мышление

  • способность к планированию деятельности, самоорганизации

  • способность соотносить затраты с предполагаемым результатом

  • опыт осуществления всего цикла проектной деятельности от замысла до материального завершения и оценки

  • коммуникативные умения (опыт сотрудничества, сотворчества)