Файл: Анализ денежных средств на предприятии на примере ООО «Цифрал Сервис».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Денежные средства - это наличность, непосредственно находящаяся в кассе, а также хранящаяся на счетах «до востребования». Эквиваленты денежных средств - это различные вложения, отличающиеся высокой ликвидностью. Они могут быть без проблем переведены в заранее ожидаемую денежную сумму. Стоимость их в ту или иную сторону при этом изменяется незначительно. По большей части это недолгосрочные инвестиции, которые возможно использовать не позже чем через три месяца со дня приобретения. Важно помнить о том, что денежные эквиваленты служат только для одной цели - уплаты краткосрочных обязательств.

Посмотрим, что конкретно разбираемые понятия включают в себя. Денежными средствами и эквивалентами денежных средств являются:

  1. Деньги, лежащие в кассе.
  2. Наличность, находящаяся в пути. Сюда же относятся инкассированные финансы, которые еще не зачислены на расчетные счета в банке.
  3. Средства на рублевых и валютных счетах, в любой момент доступные для использования.
  4. Векселя (в том числе и банковские переводные), которые можно погасить не позже чем спустя 3 месяца после приобретения.
  5. Депозиты «до востребования», а также те, что можно использовать не позже чем через 3 месяца.
  6. Прочие ценные высоколиквидные акции, облигации и ценные бумаги, которые планируется реализовать не позднее чем в трехмесячный срок.

Целью курсовой работы является изучение порядка учета денежных средств предприятия и формирование отчета о движении денежных средств.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе должны быть решены следующие задачи:

проанализировать задачи и значение учета денежных операций;

изучить нормативно-правовую базу по учету денежных операций;

исследовать особенности практического учета операций с денежными средствами;

рассмотреть принципы формирования отчетности о движении денежных средств.

Объект исследования - ООО «Цифрал Сервис»

Предметом исследования выступает система учета денежных средств предприятия.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов бухгалтерского учета и экономистов, касающиеся вопросов учета денежных средств.

При проведении исследований использовались федеральные законы и другие законодательные акты различных органов власти, нормативно-справочная информация.

Информационной базой исследования являются общетеоретические исследования в области управления денежными потоками, экономической безопасности, статистические данные социально-экономического развития, данные финансовая отчетность предприятия ООО «Цифрал Сервис».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Принципы учета денежных средств

Синтетический учет кассовых операций ведут на активном счете 50. Дебетовое сальдо по счету показывает остаток денег в кассе. Счет подразделяется на подсчета: на 50-1 ведут учет денежных средств в главной кассе. Счет корреспондирует[1]:

1. Поступление (Д 50):

- с расчетного счета (К 51);

- от покупателей за отгруженную продукцию (К 62);

- остатки подотчетных сумм (К 71);

- возмещение кредита (К 73-1);

- погашение недостачи, порчи ценностей (К 73-2);

- взносы учредителей (К 75);

- дебиторской задолженности (К 76-5);

- выручки от продажи товаров (К 90-1);

- выручки от продажи основных средств и нематериальных активов (К 91-1);

- выявлены излишки в кассе (К 91-1).

2. Выбытие (К 50):

- наличными на расчетный счет (Д 51);

- на расчетный счет через инкассатора (Д 57);

- оплачено поставщикам (Д 60);

- выдано в подотчет (Д 71);

- оплачена государственная пошлина (арбитражный сбор) (Д 76-2);

- выдана основная заработная плата (Д 70);

- выдана депонированная заработная плата (Д 76-4);

- выданы детские пособия (Д 68);

- выдано пособие на погребение (Д 69);

- выявлена недостача в кассе (Д 54).

Аналитический учет по счету 50 ведут в журнале ордере 1-ПК, который ведется вместе с ведомостью 1-ПК. В ведомости показывают дебетовые обороты по кредиту. Журнал-ордер и ведомость открывают на месяц. На каждое ответственное лицо отводится определенное количество строк или используют вкладные листы. Основанием для записи служат обработанные кассовые отчеты. На каждый отчет отводится одна строка, записи производят в разрезе корреспондирующих счетов. В конце месяца бухгалтер подсчитывает итоги по каждому счет, обороты по дебету и кредиту и выводит сальдо на конец месяца. Производится взаимная сверка с другими журналами-ордерами, после этого данные переносят в главную книгу и оборотную ведомость. (Приложение 1)

Базой денежных средств и документов предприятия признаются хозяйственные взаимоотношения предприятия с разными организациями и учреждениями и связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций[2].


Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т. д.

Счет 52 «Валютные счета» применяется для учета наличия и движения денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами. (Приложение 2)

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств и денежных документов признаются: точный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров:

приходный кассовый ордер (ф.№КО-1);

расходный кассовый ордер (ф.№КО-2);

журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф.№КО‑3);

кассовая книга (ф.№КО-4);

книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф.№КО-5).

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах цифрами и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные руководитель организации и главный бухгалтер.

Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организаций и главного бухгалтера.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами[3].


1.2.Принципы составление отчета о движении денежных средств

Отчет о движении денег и их эквивалентов - это список расходов и доходов, который помогает согласовать между собой входящий и исходящий остаток денег и их эквивалентов на балансовом счету. Такой документ нужен для оценки финансовой структуры, изменения активов определенной организации, а также ее способности влиять на объемы финансовых потоков - входящего и исходящего трафика денежных средств и их эквивалентов.

Данные в Отчете представлены в трех масштабных разрезах:

Операционная деятельность. Это то, что приносит компании прибыль, а также не относится к двум следующим категориям. Поступления здесь - доходы от продажи каких-либо наименований или оказания услуг.

Расходы - расчеты с поставщиками, оплата труда работников и пр. Денежные потоки здесь идут либо от основной деятельности, либо от иной, но, безусловно, приносящей прибыль.

Инвестиционная деятельность. Сюда относится приобретение и последующая реализация долгосрочных вложений.

Согласно определению, они не относятся к эквивалентам денег (так как они не краткосрочные). Финансовая деятельность. Влияет на изменение размера и наполнения капитала компании, а также ее заемных средств. Денежные накопления в данной категории включают в себя поступления от выпуска различных видов акций, облигаций, займов, векселей, а также погашения заимствований.

В отчетности денежные средства по финансовой и инвестиционной составляющей представляются прямым методом, а по операционной - косвенным.

Денежные средства и их эквиваленты отображаются по строке 1250 следующим образом: Д (дебет) по счету 50 «Касса» + Д по сч. 51 «Счета расчетные» + Д по сч. 52 «Счета валютные» + Д по сч. 55 «Спецсчета в банках» (сюда не включаются депозиты, которые нельзя отнести к денежным эквивалентам) + Д по сч. 57 «Деньги в пути» + Д по сч. 58 «Вложения» + Д по сч. 76 «Расчеты с заемщиками и дебиторами»[4].

Денежные средства и их эквиваленты достаточно часто фигурируют в бухгалтерской отчетности. Основные их составляющие - это наличность на счетах и в кассе, а также ряд краткосрочных обязательств, которые возможно просто и быстро перевести в ожидаемую денежную сумму.


Финансовые документы - это все формы отчетности перед пользователями и государством, которые сформированы на основание всех показателей предприятия, обладающие достоверностью, своевременностью и открытостью. Данные документы позволяют определить положение дел в фирме и дает возможность скорректировать направление дел в нужную сторону. Именно на основе данных документов принимаются основные решения о реорганизации производства, снижение определенных статей затрат и изменения планирования на следующий период. Финансовые списки подавших документы позволяют государственным службам проводит проверки своевременно и в полном объеме, не тратя при этом много времени и дополнительные финансы.

Балансовый отчет - это основной и самый важный финансовый документ организации, который позволяет узнать финансовую ситуацию на предприятии за отчетный период. Данный отчет позволяет узнать рентабельность данного предприятия, его эффективность, все статьи расходов и доходов. Он состоит из:

Активов. Здесь учитывается ресурсы в любом виде, которые находятся в собственности у компании. Сюда включаются денежные средства, которые находятся на различных счетах, имущество, часть производства и т.д.

Пассивов. Это долговые обязательства компании. Собственного капитала. Это капитал владельцев, наращенный в процессе деятельности. Стоит учесть, что в данном документе, актив должен всегда сходиться с суммой пассивов и собственного капитала.

Балансовый отчет всегда делается на определенную дату и за определенный срок. Очень распространенная практика, когда балансовый отчет в акционерном обществе используется для отчета перед акционерами.

Вторым по важности принято считать данный документ финансовой деятельности. Он тоже показывает эффективность данного предприятия и тоже очень важен для владельцев и акционеров. Этот отчет позволяет определить направление тенденции развития предприятия, а также такие показатели как, чистая прибыль, валовая прибыль, сторонние доходы и структуру доходов в целом. Структура отчета о прибылях и убытках делится на 3 части:

Доходы. Это статья включает в себя любого рода увеличение капитала компании, за исключением вложений собственников.

Расходы. Включают в себя пункты, которые уменьшают эффективность компании - различные убытки, а также естественные затраты компании.

Валовая прибыль. Это показатель, который рассчитывается, как разница выручки, от себестоимости продукции. После этого расчета, также отнимаются показатели расходов, которые не включены в себестоимость. Можно еще выделить многоступенчатый отчет и одноступенчатый.