Файл: Курсовая работа по дисциплине Оценка и управление рисками в системе экономической безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 576

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод экспертных оценок предполагает привлечение независимого эксперта, который изучает составленный руководителем или собственником компании список рисков или предлагает свой.

Метод рейтинговых оценок основан на самостоятельном и / или экспертном ранжировании уже имеющегося списка рисков по вероятности их возникновения или опасности последствий. Результат метода представляется в виде заполненной таблицы с рейтингом рисков.

Контрольные списки источников рисков в своей основе содержит проработку и разбор рисков, с которыми компания столкнулась в предыдущих проектах. Произошедшие инциденты, факторы рисков и убытки анализируются и вносятся в общую таблицу. Если заполнять такую таблицу по итогам каждого реализованного проекта, по ней можно будет проверять возможные риски будущих.

Метод аналогий представляет собой некую разновидность контроля списков источников риска. Отличается тем, что предыдущий опыт не только исследуют, но выявляют с его помощью закономерности между процессами в разных проектах.

Зачастую в страховых компаниях используют риск-менеджмент. Это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент выполняет определенные функции, среди которых выделяют два типа: функции объекта управления и функции субъекта управления. Рассмотрим их функции в таблице 2.

Таблица 2 – Функции риск-менеджмента5

Функции объекта управления

Функции субъекта управления

  • Разрешение риска;

  • рисковые вложения капитала;

  • работы по снижению величины риска;

  • процесс страхования рисков;

  • экономические отношения и связи между субъектами хозяйственного процесса.

  • Прогнозированиеизменений финансового состояния объекта в целом и его частей;

  • организация реализации проекта / программы;

  • регулирование и соответствие заданным параметрам;

  • согласование работы всех звеньев системы;

  • стимулирование к заинтересованности в результате своего труда;

  • анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.

Наличие достоверной и своевременной информации в рамках риск-менеджмента обеспечивает оперативное принятие эффективных решений, что естественно ведет к минимизации рисков и потерь.


Риск-менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его, осуществление целенаправленного воздействия на риск. Представим это в виде схемы (см. рис. 4).



Рисунок 4 – Схема управления рисками в страховой компании[23,24]

Процесс управления начинается с определения цели риска и цели рисковых вложений. Далее происходит получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. Затем необходимо определение действительной стоимости риска. За этим следует разработка различных вариантов рискового вложения и оценка их оптимальности. В завершение осуществляется выбор стратегии и приемов управления риском, а также способов снижения степени риска.

Таким образом можно сделать вывод, что факторы риска подразделяются на несколько групп: политические, социально-экономические, законодательные, отраслевые, природные, научно –технические, производственные и коммерческие. По направлениям они представляют собой источники рисков и в определенной степени оказывают влияние на деятельность страховой компании как хозяйствующего субъекта. Оценка рисков возможна количественными и качественными методами. Зачастую в страховых компаниях используют риск-менеджмент. Это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Риск-менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его, осуществление целенаправленного воздействия на риск.

2 Анализ и оценка рисков страховой компании (на примере СПАО «ИНГОССТРАХ»)

2.1 Общая характеристика и оценка финансовых рисковСПАО «ИНГОССТРАХ»


СПАО «Ингосстрах» является одной из крупнейших российских страховых компаний, которая составляет основу системы российского рынка страхования.

«Ингосстрах» — правопреемник Главного управления иностранного страхования СССР, созданного 16 ноября 1947 года. В 1972 году преобразовано в акционерное общество со 100% госкапиталом, в 1992 году приватизировано [19].

Компания осуществляет полный спектр страховых услуг, имеет лицензии на осуществление всех видов страхования, предусмотренных российским законодательством.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), основной деятельностью СПАО «Ингосстрах» является 65.12 - Страхование, кроме страхования жизни. Среди дополнительных видов деятельности по ОКВЭД выделяется:

  • 18.12 прочие виды полиграфической деятельности;

  • 58.19 виды издательской деятельности прочие;

  • 62.01 разработка компьютерного программного обеспечения;

  • 62.02 деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;

  • 62.02.1 деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;

  • 62.02.4 деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;

  • 62.03.13 деятельность по сопровождению компьютерных систем;

  • 62.09 деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая;

  • 63.11.1 деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

  • 65.12.2 страхование имущества;

  • 65.12.3 страхование гражданской ответственности;

  • 65.12.4 страхование от несчастных случаев и болезней;

  • 65.12.5 страхование рисков;

  • 65.12.9 прочие виды страхования, не включенные в другие группировки;

  • 82.99 деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки;

  • 85.42.9 деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.


Страховая компания представляет собой федеральную сеть, что позволяет оказывать услуги по всей стране. СПАО «Ингосстрах» имеет 83 филиала в муниципалитетах Свердловской области и офисы в 220 городах России [19].

Также компания осуществляет свою деятельность на зарубежных рынках. Так, четыре представительства СПАО «Ингосстрах» ведут работу в Азербайджане, Казахстане, Индии и Китае. Офис в Киеве был закрыт в 2017 году [19].

Сегодня численность исследуемого предприятия составляет более 6 000 сотрудников, которые работают по всей территории нашей страны [19].

Страховые филиалы обладают самостоятельной организационной структурой, а также без согласования с головным офисом определяют порядок оплаты. Все сотрудники страховой компании подразделяют на две категории:

  • квалифицированные штатные специалисты, которые осуществляют управленческую, экономическую и другую деятельность;

  • нештатные работники, которые выполняют аквизиционные и инкассаторские функции.



Рисунок 5 – Общая Организационная структура СПАО «Ингосстрах» [19]

Успешность ведения бизнеса характеризуется определенным набором экономических показателей, демонстрирующих позиции предприятия на рынке (см. табл. 3, 4). Рассмотрим показатели головного Екатеринбургского филиала.

Таблица 3 – Основные статьи активов СПАО «Ингосстрах»6

Активыбаланса

2020, руб.

2021, руб.

Темп роста, %

Нематериальныеактивы

346 774

792 379

128,5

Инвестиции

1557822

1567943

0,65

Доля перестраховщиковв

страховыхрезервах

6062959

10662232

75,86

Дебиторскаязадолженность

3974270

4159361

4,66

Основныесредства

2270548

2305670

1,55

Отложенные налоговые

активы

1630832

3029211

85,75

Денежныесредства

3988125

1892572

-52,54

Другиестатьиактивов

18145059

19119124

5,37

Прочиеактивы

601 033

540 367

-10,09

Итогоактивы

38677422

44068859

13,94



По данным таблицы видно, что наибольший прирост наблюдается в статье доли перестраховщиков в страховых резервах, а также в отложенных налоговых обязательствах. Также имеется значительное сокращение денежных средств, составляющее 53%.

Таблица 4 – Основные статьи пассивов СПАО «Ингосстрах»7

Пассивыбаланса

2020, руб.

2021, руб.

Темп роста,%

Капиталирезервы

4167806

7336565

76,03

Страховыерезервы

24890826

26017371

4,53

Краткосрочныезаймы и

кредиты

1310984

1272564

-2,93

Кредиторскаязадолженность

6176487

6566548

6,32

Другиестатьипассивов

2131319

2875811

34,93

Итогопассивов

38677422

44068859

13,94

Из таблицы очевидно, что наибольший прирост наблюдается в статье капитала и резервов, составляющий 76%. Также, во всех статьях пассивов, за исключением краткосрочных займов, есть увеличение.

Проведем факторный анализ прибыли страховой компании до налогообложения (см. табл. 5 и 6).

Таблица 5 – Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли до налогообложения СПАО «Ингосстрах»8

Показатель

2019

2020

2021

Выплаты по договорам страхования, со страхования

и перестрахования, руб.

20 232 028

20 357 170

16 556 377

Изменение сумм страховых резервов, руб.

1 019 694

1 075 554

1 126 545

Прочие расходы, руб.

220 995

119 677

419 018

Расходов всего, руб.

21 472 717

20 876 330

18 101 940

Общая сумма доходов, руб.

4 031 146

5 492 865

6 768 254

Прибыль до налогообложения, руб.

-2 581 550

967 368

1 759 461

Рентабельность расходов, %

-

4,6

9,7

Рентабельность доходов, %

-

17,6

26