Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Стратегии выхода на международный рынок).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 3
Количество работников
Оборот
Рисунок 2 – Диаграмма компонента во вращаемом пространстве.
Источник: IBM SPSS Statistics
Также построим график распределения наших наблюдений в осях внешних и внутренних факторов, обозначая при этом, какой тип сделки был совершен. Таким образом, мы видим, что большая часть дочерних предприятий, полностью принадлежащих компании-покупателю, скопилась при высоких показателях внутренних факторов и низких внешних. Так, в связи с положительной корреляцией между изначальными признаками и полученными факторами, мы можем предположить, что чем больше внутренние показатели, это может быть и размер компании, и международный опыт, и даже количество работников, и чем ниже внешние факторы, то есть меньше различия между странами компании-покупателя и компании-цели, тем выше вероятность того, что компания-покупатель выберет зарубежный филиал, полностью подконтрольный фирме. (Рисунок 3)
Рисунок 3 – Распределение наблюдений в осях внешних и внутренних факторов.
Источник: IBM SPSS Statistics
Для того, чтобы подтвердить ценность наших выводов, построим бинарную логистическую регрессию, взяв как зависимую переменную тип сделки, а как независимые полученные ранее 2 фактора. Согласно таблице 6, каждая переменная в нашей модели значима, что позволяет нам сказать, что метод главных компонент дал свои плоды. (Таблица 6) А на графике можно наблюдать, как каждая сделка распределилась в модели, таким образом, мы добились почти полного попадания. (Рисунок 4)
Таблица 6 – Коэффициенты регрессии.
Коэффициенты |
|||||||
Модель |
B |
Среднеквадратичная ошибка |
Вальд |
ст.св. |
Значимость |
Exp (B) |
|
Шаг 1a |
Внутренние факторы |
-1,656 |
,247 |
44,990 |
1 |
,000 |
,191 |
Внешние факторы |
1,058 |
,230 |
21,240 |
1 |
,000 |
2,881 |
|
Константа |
,128 |
,202 |
,403 |
1 |
,526 |
1,137 |
Источник: IBM SPSS Statistics
Рисунок 4 – Распределение наблюдений и предсказанные вероятности.
Источник: IBM SPSS Statistics
Из данной модели мы можем сделать следующие выводы:
1. Чем больше различия между странами компании-покупателя и компании-цели таких, как экономические, институциональные или культурные различия, тем больше вероятность, что компания-покупатель выберет создание совместного предприятия;
2. Чем больше у компании внутренних преимуществ таких, как размер, численность сотрудников, международный опыт или опыт работы в стране-цели, тем меньше вероятность, что выбор падет на создание совместного предприятия.
Сумев систематизировать переменные в более крупные факторы и доказав значимость созданной модели, следует перейти к более глубокому анализу рынка консалтинга. Возможно, благодаря кластерному анализу мы сумеем выйти на новый уровень понимания вопроса о факторах, влияющих на выбор стратегии выхода на международный рынок консалтинговых компаний.
В связи с тем, что у нас всего 179 наблюдений, будет использован иерархический метод кластеризации, а именно – метод средней связи. Рассмотрев частотные таблицы в диапазоне от 2 до 10 созданных кластеров, разумнее всего выбрать модель с 6 кластерами, исключив при этом 4-ый кластер, который включил в себя всего лишь 2 наблюдения и объясняет всего 1,1% в нашей модели. (Таблица 7)
Таблица 7 – Частотная таблица для 6 кластеров.
Частотная таблица |
|||||
Частота |
Проценты |
Валидный процент |
Накопленный процент |
||
Валидные |
1 |
40 |
22,3 |
22,5 |
22,5 |
2 |
24 |
13,4 |
13,5 |
36,0 |
|
3 |
21 |
11,7 |
11,8 |
47,8 |
|
4 |
2 |
1,1 |
1,1 |
48,9 |
|
5 |
69 |
38,5 |
38,8 |
87,6 |
|
6 |
22 |
12,3 |
12,4 |
100,0 |
|
Всего |
178 |
99,4 |
100,0 |
||
Пропущенные |
Системные |
1 |
,6 |
||
Всего |
179 |
100,0 |
Источник: IBM SPSS Statistics
Таким образом, на выходе мы получаем 5 кластеров, обладающих различными значениями внутренних и внешних факторов. Попробуем понять, чем же выделяется каждый кластер, внимательно рассмотрев, как проявляют себя внутренние и внешние факторы в различных кластерах на графике. (Рисунок 5)
Рисунок 5 – Проявление внутренних и внешних факторов в различных кластерах.
Источник: IBM SPSS Statistics
Так:
1 кластер: Компания-покупатель обладает довольно средними показателями и во внешних, и во внутренних факторах;
2 кластер: Компания-покупатель обладает низкими внутренними показателями и в то же время различия между странами в их сделках наиболее заметны;
3 кластер: Как внутренние, так и внешние факторы у данной компании-покупателя ниже средних, но при этом страновые различия превалируют;
5 кластер: Компания-покупатель участвует в сделках с большими страновыми различиями, но обладает высокими внутренними показателями;
6 кластер: Как внутренние, так и внешние показатели у данной компании-покупателя выше средних, но при этом страновые различия превалируют.
Для того, чтобы углубить анализ, добавим к нашим кластерам еще и деление на тип покупателя, тип продавца и, наконец, тип сделки.
При этом тип покупателя/ продавца является порядковой переменной, где
1 – это аудит, бухгалтерский учет;
2 – это инженерный консалтинг;
3 – это бизнес консалтинг;
4 – другое;
5 – это HR консалтинг;
6 – это стратегический консалтинг;
7 – это IT консалтинг.
Таблица 8 – Комбинационная таблица Тип покупателя*Кластеры.
Комбинационная таблица Тип покупателя * Кластеры |
||||||||
Кластеры |
Всего |
|||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
||||
Тип покупателя |
Аудит, бухгалтерский учет |
Количество |
9 |
2 |
3 |
32 |
2 |
48 |
% в кластере |
22,5% |
8,3% |
14,3% |
46,4% |
9,1% |
27,3% |
||
Инженерный консалтинг |
Количество |
6 |
3 |
1 |
3 |
0 |
13 |
|
% в кластере |
15,0% |
12,5% |
4,8% |
4,3% |
0,0% |
7,4% |
||
Бизнес консалтинг |
Количество |
13 |
2 |
6 |
3 |
4 |
28 |
|
% в кластере |
32,5% |
8,3% |
28,6% |
4,3% |
18,2% |
15,9% |
||
Другое |
Количество |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
% в кластере |
7,5% |
4,2% |
9,5% |
2,9% |
9,1% |
5,7% |
||
HR консалтинг |
Количество |
0 |
0 |
1 |
3 |
0 |
4 |
|
% в кластере |
0,0% |
0,0% |
4,8% |
4,3% |
0,0% |
2,3% |
||
Стратегический консалтинг |
Количество |
1 |
5 |
2 |
0 |
2 |
10 |
|
% в кластере |
2,5% |
20,8% |
9,5% |
0,0% |
9,1% |
5,7% |
||
IT консалтинг |
Количество |
8 |
11 |
6 |
26 |
12 |
63 |
|
% в кластере |
20,0% |
45,8% |
28,6% |
37,7% |
54,5% |
35,8% |
||
Всего |
Количество |
40 |
24 |
21 |
69 |
22 |
176 |
|
% в кластере |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Источник: IBM SPSS Statistics
Таким образом, в 1 кластере, где показатели и по внешним, и по внутренним факторам средние, среди компаний покупателей превалируют инженерный консалтинг и бизнес консалтинг, в то время, как стратегический консалтинг и IT компании с довольно низкими внутренними показателями участвуют чаще всего в сделках со странами, чьи культурные, экономические и институциональные показатели довольно сильно отличаются от показателей их родного рынка. Можно также заметить, что HR консалтинг и другие не консалтинговые организации, чьи внутренние показатели одни из самых низких, доминируют в сделках с небольшими страновыми различиями, в то время как аудиторские компании, обладающие огромными внутренними ресурсами, также предпочитают оставаться в безрисковых зонах с меньшими страновыми различиями. Наконец, IT компании и не консалтинговые предприятия также преобладают в сделках с высокими внешними различиями, в то время как сами компании-покупатели обладают большим внутренним потенциалом.
Теперь попробуем проанализировать, как по кластерам распределились разные типы продавцов или компаний-целей. (Таблица 9)
Таблица 9 – Комбинационная таблица Тип продавца * Кластеры
Комбинационная таблица Тип продавца * Кластеры |
||||||||
Кластеры |
Всего |
|||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
||||
Тип продавца |
Аудит, бухгалтерский учет |
Количество |
5 |
6 |
2 |
8 |
0 |
21 |
% в кластере |
12,5% |
25,0% |
9,5% |
11,6% |
0,0% |
11,9% |
||
Инженерный консалтинг |
Количество |
9 |
2 |
1 |
6 |
2 |
20 |
|
% в кластере |
22,5% |
8,3% |
4,8% |
8,7% |
9,1% |
11,4% |
||
Бизнес консалтинг |
Количество |
4 |
4 |
7 |
24 |
4 |
43 |
|
% в кластере |
10,0% |
16,7% |
33,3% |
34,8% |
18,2% |
24,4% |
||
Другое |
Количество |
14 |
7 |
3 |
10 |
8 |
42 |
|
% в кластере |
35,0% |
29,2% |
14,3% |
14,5% |
36,4% |
23,9% |
||
HR консалтинг |
Количество |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
|
% в кластере |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
4,3% |
0,0% |
1,7% |
||
Стратегический консалтинг |
Количество |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
|
% в кластере |
5,0% |
8,3% |
9,5% |
2,9% |
4,5% |
5,1% |
||
IT консалтинг |
Количество |
6 |
3 |
6 |
16 |
7 |
38 |
|
% в кластере |
15,0% |
12,5% |
28,6% |
23,2% |
31,8% |
21,6% |
||
Всего |
Количество |
40 |
24 |
21 |
69 |
22 |
176 |
|
% в кластере |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Источник: IBM SPSS Statistics
Рассмотрев комбинационную таблицу с типами продавцов и кластерами, можно заключить, что компании-покупатели из 1 кластера чаще всего за 2017-2015 гг. покупали компании, представляющие инженерный консалтинг или другие не консалтинговые организации, компании из 2 кластера сфокусировались на покупке аудиторских копаний, пока представители 3 кластера скупали фирмы бизнес и стратегического консалтинга, а также некоторые IT компании. Наконец, 5 кластер сосредоточился на HR и бизнес консалтинге, в то время как компании-покупатели из 6 кластера за эти годы купили большее количество IT компаний и приличное количество других не консалтинговых организаций.
Наконец, можем перейти к анализу того, какие стратегии выхода на международный рынок преобладают у тех или иных консалтинговых компаний, заключенных в 5 кластеров. (Таблица 10)
Таблица 10 – Комбинационная таблица Тип сделки * Кластеры.
Комбинационная таблица Тип сделки * Кластеры |
||||||||
Кластеры |
Всего |
|||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
||||
Тип сделки |
Дочернее предприятие, полностью принадлежащее компании |
Количество |
14 |
0 |
2 |
61 |
10 |
87 |
% в кластере |
35,0% |
0,0% |
9,5% |
88,4% |
45,5% |
49,4% |
||
Совместное предприятие |
Количество |
26 |
24 |
19 |
8 |
12 |
89 |
|
% в кластере |
65,0% |
100,0% |
90,5% |
11,6% |
54,5% |
50,6% |
||
Всего |
Количество |
40 |
24 |
21 |
69 |
22 |
176 |
|
% в кластере |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Источник: IBM SPSS Statistics
Какие выводы мы можем сделать из таблицы выше? Во-первых, можно заметить явное преобладание совместных предприятиях практически во всех кластерах. Во-вторых, сложив все наши предыдущие выводы можем сказать, что только в 5 кластере, где аудиторские компании покупают компании, представляющие HR и бизнес консалтинг, где у компании-продавца огромные внутренние ресурсы, но при этом он предпочитает оставаться в зоне комфорта, в странах, где культурные, экономические и институциональные особенности похожи на родные, преобладает создание дочерних предприятий, полностью принадлежащих компании. И, наконец, еще один интересный вывод: во 2 кластере, где диаметрально противоположные показатели от 5 кластера, не было совершенно ни одной сделки, при которой создавался бы филиал, полностью подконтрольный компании-покупателю, что коррелирует с нашими ранними теоретическими предположениями. (Рисунок 6)