Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116 течение 1 года назначают бицилинотерапию
•ребенок освобождается от физической нагрузки в школе;
•рекомендуется лечебная физкультура и ходьба
Острая ревматическая лихорадка (до перевода в подростковый кабинет)
Кардиолог, врач общей практики, педиатр:
-ежемесячно в первые 3 месяца; затем в 1-й год -1 раз в 3 месяца; в последующие годы -
1 раз в 6 месяцев
ОАК, биохимический анализ крови (СРБ, АСЛО) - перед каждым осмотром врача
ОАМ - 2 раза в год,

ЭКГ, ЭХО-КГ –2 раза в год
Вторичную профилактику начинают в стационаре сразу после окончания этиотропной антистрептококковой терапии
•Бензатина бензилпенициллин
(экстенциллин, ретарпен) подросткам 2,4 г детям с массой тела менее 25 кг
-600000ЕД детям с массой тела более 25 кг
-1,2 млн ЕД.
Длительность вторичной профилактики для каждого пациента устанавливается индивидуально:
•при ОРЛ без кардита (артрит, хорея), не менее 5 лет после атаки до 18 летнего возраста.
•для больных с излеченным кардитом без порока сердца -не менее
10 лет после атаки или до 25 летнего возраста
•для больных со сформированным пороком сердца пожизненно
•Нестероидные противовоспалительные средства (весной и осенью):
•диклофенак 50мг (таблетки)
•напроксен 275 мг (таблетки)
•ибупрофен 200 мг (таблетки)
•инозин 0,4г (таблетки)
•бромид натрия 0,15 (таблетки)

117
•бромкамфора 150мг (таблетки)
•фенибут 250мг(таблетки)
Физиолечение (при хорее):
•электросон
•электрофорез с бром-папаверином на шейно- воротниковую зону.
Освобождение от уроков физкультуры, а затем занятие в спец - группе
Хронический бронхит врач общей практики, педиатр- ежеквартально
ОАК, ОАМ, биохимия крови –
1 раз в 3 месяца;
Мазок из зева и носа – 1 раз в год; рентгенографии органов грудной клетки 1 раз в год
Антибактериальная терапия (при вирусных инфекциях)
Муколитики
Бронхолитическая терапия (по показаниям)
Иммуномодуляторы
Закаливание
Устранение возможных этиологических факторов
Пневмония (в течение
1 года)
врач общей практики, педиатр- ежеквартально
ОАК, ОАМ- 1 раз в квартал
Биохимия крови, рентгенографии органов грудной клетки – по показаниям
-ограничение контактов с больными ОРВИ
-поддержание оптимального воздушного режима в помещении
-проведение закаливающих мероприятий
- во время вспышки вирусных инфекций применение противовирусных препаратов
- иммунокорректоры – имунорикс, инфлюцид, имунал, бронхомунал

118
Железодефицитная анемия (6 мес с момента нормализации гемоглобина; тяжелая степень – 1 год) врач общей практики, педиатр-
1 раз в 10-14 дней (до нормализации гемоглобина) затем – 1 раз в мес (дети первого года жизни) остальные – 1 раз в квартал
ОАК – перед каждым осмотром врачом
ОАМ, кал на я/г – 1 раз в год
Биохимия крови – 1 раз в квартал
- Режим с достаточным пребыванием на свежем воздухе
- Полноценное питание
-Препараты железа в возрастной дозировке
Рахит
(диспансеризации подлежат дети с тяжелой степенью в течение 3-х лет) врач общей практики, педиатр-
1 раз в квартал, невролог, ортопед - по показаниям
ОАК, ОАМ, биохимия крови – 1 раз в квартал. Рентгенография костей – по показаниям
-Специфическая профилактика витамин D – в течение 3-х лет жизни.
- ЛФК
-Массаж
Аномалии конституции (в течение 2-х лет) врач общей практики, педиатр-
1 раз в квартал
ОАК, ОАМ, биохимия крови – 1 раз в квартал. Иммунограмма - по показаниям
-Режим
- Гипоаллергенная диета
-Антигистаминные препараты в возрастных дозировках
-Витамины А и Е (веторол)
- Аскорбиновая кислота
- профилактика дисбиоза кишечника
-Иммунокорректоры: рибомунил, бронхомунал, имунал
Пиелонефрит ( в течение 3-х лет)
врач общей практики, педиатр-
1 раз в квартал
ОАК – 1 раз в 3 месяца
ОАМ, по Нечипоренко – 1 раз в месяц
Посев мочи – 1 раз в 6 месяцев
Анализ мочи по Зимницкому – 1 раз в 6 месяцев
Биохимия крови – 1 раз в год
УЗИ - 1 раз в год
-Режим с ограничением физической нагрузки
- Диета № 7
- уросептическая терапия (14-28 дней).
1. Производные 5-нитрофурана:
Фурагин–7,5-8 мг/кг (не более 400 мг/24 ч) в 3
-4 приема;
Фурамаг –5 мг/кг/24 ч (не более 200 мг/24 ч) в 2
-3 приема.


119 2. Нефторированные хинолоны:
Неграм, невиграмон (у детей старше 3 мес)
–55 мг/кг/24 ч в 3-4 приема;
Палин (у детей старше 12 мес) –15 мг/кг/24 ч в 2 приема
-профилактическая противорецидивная терапия
Используются нитрофурановые препараты
(фурагин, фурамаг) в 1/3-1/4 суточной дозы (1
-2 мг/кг) на ночь в течение 1-12мес
Длительность терапии определяется продолжительностью клинико
-лабораторной ремиссии:
6 мес –если интервал между рецидивами от 3 нед до 3 мес;
12 мес -если интервал между рецидивами менее
3 нед; более длительно при ПМР
- Фитотерапия
-Пробиотики
0стрый гломеролонефрит, нефротический синдром (в течение 5 лет) хронический пиелонефрит с учета не снимается врач общей практики, педиатр, нефролог: первые три месяца – каждые
10-14 дней, затем 9 месяцев – 1 раз в месяц; второй и третий год – 1 раз в 3 месяца; затем – 2 раза в год
ЛОР, стоматолог – 2 раза в год
ОАК,ОАМ, моча по
Нечипоренко, суточная протеинурия, биохимия крови – перед каждым осмотром врачом.
Проба по Зимницкому, УЗИ почек – 2 раза в год
Контроль АД
• 1-2- месяца режим домашний, затем охранительный режим с дополнительным выходным днем в середине недели, освобождение от уроков физкультуры и труда
• Стол № 7, ограничение соли до 3-4 г/сутки
• Строго следить за снижением дозы гормональной терапии
• Применение цитостатиков (дозу определяет нефролог)
• препараты 4-аминохилинового ряда (делагил, резохин, плаквенил) из расчета 5-10 мг/кг/сутки в 1-2 приема в течение 6 – 12 месяцев
• Физиотерапия - для стимуляции

120 глюкокортикоидной функции па фоне снижения и отмены гл/кортикоидов кварц на область надпочечников или индуктотермию
• Фитотерапия

121
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ИВБДВ
В настоящее время в работу участкового педиатра и медицинской сестры внедрены стандарты ведения здорового и больного ребенка от рождения до 5 лет, основанные на рекомендациях ВОЗ и адаптированные в Республике
Казахстан. Данная программа получила свое название «Интегрированное ведение болезней детского возраста». В регионах страны продолжается обучение медработников, создаются областные центры и планируется проведение последующего наблюдения для закрепления знаний.
1. Расшифровка термина ИВБДВ.
Интегрированное ведение болезней детского возраста (это стратегия, разработанная ВОЗ, основанная на доказательной медицине, при правильном применении которой снижается уровень заболеваемости, смертности и инвалидизации детей до 5 лет).
Стратегия ИВБДВ основана на целевой оценке состояния больного ребенка. В отличие от «золотого педиатрического» стандарта, когда оценка состояния ребенка проводится по органам и системам, целевая оценка означает строго определенную последовательность действий медицинского работника (алгоритм осмотра и принятия решений) с целью исключить риск смертельного исхода во время данного заболевания и не причинить ребенку вред, который может привести к смерти в дальнейшем.
2. Понятие о трех компонентах ИВБДВ:

Улучшение навыков медицинских работников

Улучшение системы здравоохранения

Улучшение практики ухода за ребенком в семье
3. Последовательность шагов при интегрированном подходе ведения
больного ребенка:

Оценка общих признаков опасности

Оценка 5 основных симптомов (кашель, диарея, лихорадка, горло, ухо) - это 75% причин смерти детей до 5 лет

Оценка анемии и низкого веса (фоновое состояние)

Оценка прививочного статуса

Оценка кормления ребенка

Оценка других проблем ребенка - это 25% причин смерти детей до 5 лет

Классификация по выявленным симптомам

Определение лечения (тактика)

Лечение ребенка (не только выдать рецепт, но научить мать, как проводить лечение)

122

Консультирование матери (как кормить, как поить, когда вернуться немедленно при ухудшении состояния)

Обеспечение последующего наблюдения до выздоровления
4. Понятие
классификации
ИВБДВ.
Значение
обязательной
классификации состояния больного ребенка по ИВБДВ в
дополнение к классификации по МКБ-10:

Классификация ИВБДВ - это не классификация МКБ-10.
Классификация ИВБДВ – это категория тяжести, которая предполагает определенные действия. Действий может быть три: срочно госпитализировать, оставить дома с назначением специфического лечения или оставить дома, обеспечив только уход.

Нозологический принцип «ОРВИ», «ОКИ», «Пневмония» и т.д.
(классификация по МКБ-10) еще не говорит о том, как сейчас поступить с ребенком: срочно госпитализировать, дать антибиотик или не давать и т.д. Оценка состояния ребенка может быть субъективной в зависимости от опыта и классификации медицинского работника. С любым из этих диагнозов ребенок может быть дома, в обычном отделении или реанимации. С любым из этих диагнозов ребенок может как легко справится, так и умереть. Поэтому важно дать дополнительную классификацию по ИВБДВ, что создает единое понимание тяжести состояния ребенка и правильные действия. Классифицировать по ИВБДВ – это значит на основании минимального количества признаков оценить тяжесть состояния ребенка и выбрать один из рядов: розовый – немедленная госпитализация; желтый – оставить дома, но провести специфическое лечение, взять под особый контроль; зеленый – оставить дома, обеспечив уход.
5. Основные обязательные материалы, которыми должен быть
обеспечен каждый обученный медработник для успешного
применения ИВБДВ:
Применение стратегии ИВБДВ обученным медицинским работником на практике невозможно без:
1. буклета схем (алгоритм оценки и классификации),
2. памятки матери (информация для консультирования матери),
3. форм записи (унифицированная схема опроса и осмотра больного и здорового ребенка),
4. карманного справочника (для стационарного врача)
5. настенных схем сортировки в приемном отделении стационара


123
Отсутствие этого материала, свидетельствует об отсутствии работы по
ИВБДВ.
6. Три категории больных детей, подлежащих госпитализации
(сортировка на амбулаторном уровне):
1. Дети с любым общим признаком опасности
2. Дети, имеющие классификации в розовом ряду
(тяжелые классификации)
3. Дети, имеющие другие проблемы, неразрешимые на амбулаторном уровне
7. Общие признаки опасности у больного ребенка от 2 месяцев до 5
лет:
1. Не может пить или сосать грудь
2. Рвота после каждого приема пищи или питья
3. Судороги во время данного заболевания
4. Летаргичен или без сознания
8. Понятие о 5 основных симптомах, о наличии которых должна быть
опрошена каждая мать больного ребенка от 2 месяцев до 5 лет,
независимо от жалоб, с которыми она обратилась:
1. Кашель или затрудненное дыхание
2. Диарея
3. Лихорадка
4. Проблемы с горлом
5. Проблемы с ушами
9. Схема оценки и классификации состояния ребенка с кашлем или
затрудненным дыханием от 2 месяцев до 5 лет для принятия
правильного тактического решения:
Оценка: длительность кашля, наличие учащенного дыхания, наличие стридора, наличие астмоидного дыхания. Если есть астмоидное дыхание, оценить после трех циклов сальбутамола (3 раза через 15-20 минут)
Классификация:
Тяжелая пневмония или Очень тяжелое заболевание – розовый ряд
(срочная госпитализация)
Пневмония – желтый ряд (лечить дома антибиотиками)
Пневмонии нет, кашель или простуда – зеленый ряд (лечить дома без антибиотиков)
Пневмонии нет, астмоидное дыхание – желтый ряд (лечить дома аэрозольным бронхолитиком)

124
10. Границы учащенного дыхания по возрастам:
До 2 месяцев – 60 дыханий в минуту и более
От 2 месяцев до 12 месяцев – 50 дыханий в минуту и более
От 1 года до 5 лет – 40 дыханий в минуту и более
11. Схема оценки и классификации состояния ребенка с диареей от 2
месяцев до 5 лет для принятия правильного тактического
решения:
Оценка: длительность, наличие крови в стуле, общее состояние
(летаргичен или беспокоен и раздражителен), запавшие глаза, жажда или не может пить, как расправляется кожная складка.
Классификация: тяжелое обезвоживание, умеренное обезвоживание, нет обезвоживания, тяжелая затяжная диарея, затяжная диарея, дизентерия
12. Обязательный объем консультирования, который необходимо
обеспечить каждой матери больного ребенка:

Как кормить ребенка (в соответствии с выявленными проблемами)

Как поить ребенка (объем, состав жидкости)

Когда вернуться немедленно (признаки ухудшения состояния)
13. Навыки
консультирования.
Понятие
об
эффективной
коммуникации и этапах консультирования:
Эффективная коммуникация: головы на одном уровне, нет барьеров, смотреть в глаза, говорить понятными словами
Этапы консультирования:
Спроси, послушай, похвали, посоветуй, проверь на понимание
14. Алгоритм консультирования по грудному вскармливанию
(формула 4-3-4):
Положение ребенка (4):
1. голова и туловище ребенка находятся на одной плоскости
2. повернут целиком к матери
3. близко к телу матери (живот к животу)
4. мать держит все тело ребенка, а не только голову и плечи
Как мать должна правильно подать грудь (3):
1. Коснуться соском губ ребенка
2. Ждать, пока ребенок широко откроет рот
3. Быстро приблизить ребенка к груди
Как проверить правильность прикладывания (4):
1. Подбородок касается груди матери
2. Рот широко открыт
3. Нижняя губа вывернута наружу


125 4. Большая часть ареолы видна сверху рта, а не снизу
При этом ребенок делает медленные глубокие глотательные движения, слышно, как он проглатывает молоко.
15. Понятие об исключительно грудном вскармливании и его
значении в снижении детской смертности:
До 6 месяцев не давать ни воды, ни соков, ни других видов молока или смеси, кормить только грудью днем и ночью не менее 8 раз в сутки, по первому требованию.
Значение ИГВ – лактация поддерживается длительное время, не возникает недостатка молока, нет риска попадания бактерии в организм ребенка через соску, бутылку, воду и другие виды пищи.
16. Алгоритм консультирования по прикорму:
Задаются вопросы из формы записи. Вопросы касаются кратности, объема, густоты, разнообразия, безопасности, активного кормления.
17. Понятие о принципах адекватности прикорма. Значение обучения
семьи адекватному прикорму в снижении заболеваемости и
смертности детей. Адекватный прикорм - это:
1. Своевременный (ровно в 6 месяцев, ни раньше, ни позже)
2. Достаточный по объему на 1 кормление и по кратности
3. Адекватный по густоте (достаточно густой, чтобы ложка медленно тонула)
4. Разнообразный – не менее 3 компонентов в одном блюде, обязательный набор продуктов (особенно мясо, овощи, фрукты, бобовые)
5. Безопасный
Значение прикорма в снижении смертности – после 6 месяцев грудное молоко не обеспечивает организм ребенка достаточным количеством энергии и микроэлементов (особенно железа, йода, цинка), даже если молока достаточно. С дополнительной пищей ребенок получает достаточное недостающее количество энергии, микроэлементов, витаминов, что позволяет поддерживать его иммунитет и расти здоровым.
18. Алгоритм консультирования по даче дополнительной жидкости во
время болезни. Значение обучения семьи даче дополнительной
жидкости для снижения детской смертности:
При консультировании обязательно используется памятка. Мать должна держать ее в руке, когда ей объясняют, как давать жидкости.
На картинке и в тексте ей объясняется, какие жидкости давать ребенку при любом заболевании и при диарее. Дача дополнительной жидкости

126 во время болезни способствует снижению интоксикации, температуры, появлению аппетита, снижению вероятности госпитализации.
19. Алгоритм консультирования по признакам «когда вернуться
немедленно». Значение обучения семьи признакам «когда
вернуться немедленно» в снижении детской смертности:
При консультировании обязательно используется памятка. Мать должна держать ее в руке, когда ей объясняют, когда вернуться немедленно. На картинке и в тексте ей объясняется, в каких случаях вернуться немедленно при любом заболевании, при кашле, при диарее.
Знание семьей признаков, когда вернуться немедленно, способствует снижению позднего обращения, досуточной летальности, смертности на дому. Семья заранее и во время приема обучена, какие признаки могут появляться у больного ребенка, когда надо немедленно (в любое время дня и ночи) вернуться к медицинскому работнику. Медработник должен не только научить этим признакам, но и оставить телефон или адрес, куда семья может обратиться при появлении этих признаков, предусмотреть возможность транспорта и т.д.
20. Значение обучения семьи игре и общению с ребенком в снижении
детской смертности (особенно от травматизма и несчастных
случаев, своевременном обращении за медицинской помощью,
эффективном уходе за ребенком):
Правильная игра и общение с ребенком с рождения, в соответствии с его возрастом и навыками, способствует укреплению взаимосвязи и привязанности между ребенком и ухаживающим лицом. У ухаживающего лица (матери, отца) появляется чуткость и отзывчивость, что позволяет чувствовать ребенка, оберегать ребенка от травматизма, понимать потребности ребенка в еде, жидкости, эмоциональные потребности, эффективно ухаживать во время болезни, своевременно распознать признаки болезни и обращаться за медицинской помощью.
21. Где должен лечиться ребенок с умеренным обезвоживанием, в
каких случаях нужна госпитализация:
Должен лечиться в пункте оральной регидратации по плану Б.
Госпитализация проводится, если
1. кроме умеренного обезвоживания у ребенка есть любая другая тяжелая классификация розового ряда.
2. после повторного лечения по плану Б (2 раза по 4 часа) нет эффекта.
3. в ходе лечения появляются признаки тяжелого обезвоживания.