ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитатель на ковре выкладывает модели и предлагает детям ответить, что это такое может быть.
Примеры карточек | Объяснение карточки | Варианты ответов |
0 О О <ф сЬ <ф | Что-то жидкое на чем-то твердом | Лужа на асфальте, роса на ветке, слеза на |
АЛЛ | | щеке и др. |
о о о о о /к/к /Ь-^/Ь | | |
0 ^ф я | Что-то жидкое в чем-то твердом | Чай в стакане, бутылка молока, чер- |
ш | | нила в стержне, вода в бассейне и др. |
Что нужно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (Добавить «газообразных человечков».)
5. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 16
.4
«Цветные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.
Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.
1. Анализ проблемной ситуации.
Приходит Игрушка грустная на занятие, дети и воспитатель волнуются: что случилось?
30
И.: Захотела я сейчас порисовать, чтобы принести вам рисунок на занятие, а у меня ничего не получилось... И акварельные краски у меня хорошие, и кисточка новая — в чем дело, не понимаю...
В результате дополнительных вопросов выясняется, что при рисовании Игрушка не обмакивала в воду кисточку, а пробовала рисовать сухой.
В.: «Человечки краски» твердые, но они спят. Их нужно умыть и разбудить. Когда кисточку макаем в воду, «человечки кисточки» берут за руки «человечков воды» и несут их на бумагу. А потом «человечки краски» и «человечки кисточки» вместе держатся, и, когда кисточку плотно прижимаешь при рисовании, они остаются на бумаге.
И.: Я все поняла, буду теперь рисовать. (Берет кисточку не тем концом и обмакивает в краску.) Опять ничего не получается!
В.: Почему ты кисточку не тем концом взяла?
И.: А какая разница?
В.: Этот конец острый, деревянный, с него «человечки воды» будут скатываться. А нужный конец кисточки пушистый, там много волосков — легко зацепиться «человечкам краски», и «человечки воды» не разбегутся.
2. Упражнение «Волшебная дорожка».
И.: Спасибо, теперь я все поняла и нарисую картину — волшебную дорожку... (Игрушка «рисует» дорожку из квадратиков разного цвета.)
Черный
Желтый
Зеленый
Например:
Красный
В.: Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты говоришь, что она волшебная?
И.: Потому что, когда по ней путешествуешь, меняешь Цвет. Смотрите: вот кружок — он вначале белый, потом стал красным, затем желтым и т. д. (Используется прозрачный кружок из полиэтилена или целлофана.)
В.: А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в Разные предметы?
И.: Конечно, если он на белой дорожке, то это одуванчик, "Дь он белый и круглый; на красной — это вишенка или поми-Д°Р; на желтой — ...
В.: Подожди, дай ребятам сказать...
31
3. Игра «Разноцветный светофор».
Правила игры: воспитатель называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в одежде, держатся за него и проходят. У кого такого цвета нет, могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их не поймали.
4. Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).
В.: А можно, чтобы по твоей дорожке путешествовали «маленькие человечки»?
И.: Конечно, можно!
В.: Первыми будут «твердые человечки». Что это будет: белое и твердое?
Д.: Мел, стена, зубы...
Аналогичная игра проводится с другими цветами, совершают «путешествие» «жидкие и газообразные человечки».
Когда обсуждается сочетание «Черные газообразные человечки, что это?» (дым), желательно проанализировать, что хорошего и что плохого в дыме; высказывается пожелание, чтобы небо было всегда чистым, голубым.
5. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 17
Обобщающее занятие по ММЧ
Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.
Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.
1. Упражнение «Черный ящик».
Приходит Игрушка с черным ящиком и предлагает детям узнать, что в нем находится.
Отгадка: мыло.
Обсуждение: зачем оно нужно, что еще можно делать с мылом.
2. Беседа о мыльных пузырях.
И.: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!
32
В.: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получаются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие?
В.: Откуда берется воздух внутри пузырей?
И.: Так мы же сами его надуваем!
В.: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...
И.: Почему пузыри так быстро лопаются?
В.: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.
И.: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?
2. Практическая работа.
И.: Давайте сами попробуем выдуть пузыри!
В.: Конечно!
Дети получают трубочки и стаканчики с пеной; можно устроить соревнование: у кого самый большой пузырь, у кого дольше не лопнул и др.
3. Беседа о свойствах вещества.
И.: Сейчас я покажу опыт (берет стакан, наполненный водой до середины). Запомните, где сейчас вода (отмечает границу воды на стакане). Сейчас я брошу туда кубики. Смотрите, что произойдет.
Д.: Вода поднялась!
И.: Верно, а вы можете объяснить, почему так произошло?
В.: Наши дети могут не только рассказать, но и показать на кар-очках весь этот опыт и объяснить его.
Воспитатель вызывает несколько детей, дает им карточки
Ч и предлагает смоделировать этот процесс.
И.: А что будет, если кубики достать?
Д« Вода опустится снова.
И.: Сейчас проверим. Точно! Как это объяснить?
В.: Сейчас наши ребята тебе снова все расскажут и покажут.
И.: Спасибо, теперь мне все понятно.
4. Подведение итогов.
Воспитатель подчеркивает, что сегодня было последнее занятие с «маленькими человечками», но мы с ними не прощаемся, потому что молекулы — «маленькие человечки» — повсюду, из них состоит все, что нас окружает.
ЗАНЯТИЕ 18 Функции подсистем
Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.
Оборудование: кубики.
1. Анализ функций внешних подсистем дома.
Приходит Игрушка и приносит с собой кубики.
И.: Я смотрела мультфильм «Три поросенка» и решила построить себе домик из кубиков. Вот такой. (Строит только степы «без окон, без дверей».)
В.: А если дождь пойдет?
И.: Ой, я же крышу забыла сделать! (Строит.)
В.: Как же ты в дом заходить будешь, тоже через крышу?
И.: Нет, для этого дверь нужна. (Строит.)
В.: Подумай, чего еще в твоем доме не хватает?
После постройки «настоящего» дома воспитатель спрашивает, зачем вообще нужны дома, из каких частей они обычно состоят и для чего нужна каждая из них.
2. Игра «Строим дом».
Группа делится на две команды, на полу — кубики. Нужно построить как можно выше дом по принципу «кубик на кубик» за определенное время. Выигрывают строители, у которых дом выше.
3. Анализ функций внутренних подсистем дома.
И.: Я все поняла, теперь в моем доме и крыша, и окна, и двери есть. Приходите в гости, вот мой дом. (На столе рисует квадрат — «пол».)
В.: У тебя же в комнате ничего нет!
И.: А зачем что-то надо? Ведь так гораздо лучше: просторно,
удобно!
Примерные вопросы для обсуждения:
Дом, в котором есть только стены и пол и нет никакой мебели, — что в нем хорошего, что плохого?
Где люди будут спать?
Спать на ковре: что хорошего, что плохого?
Где будут готовить еду и есть?
Есть на полу: что хорошего, что плохого?
Зачем нужны шкафы, стулья, лампа, телевизор и др.?
Одна комната: что хорошего, что плохого?
Зачем нужны кухня, коридор, спальня, ванная, туалет; почему нельзя, чтобы все находилось в одной комнате?
Что должно быть в кухне (коридоре, ванной комнате и т.д.), чего нет в обычных комнатах и для чего нужны эти предметы?
Воспитатель делает вывод:
— Дом построить нелегко, нужно много знать. Легче дом нарисовать, но тоже нужно постараться, чтобы получился хороший, интересный рисунок. Задание домой: нарисовать дом.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 19 «Системный лифт»
Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.
Оборудование: детские рисунки, «системный лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок.
1. Упражнение «Назови общее».
Перед началом занятия воспитатель вывешивает рисунки всех домиков.
В.: Как много интересных домов, какие они все разные! А может быть, во всех рисунках есть что-нибудь общее, похожее, одинаковое?
34
Дети по цепочке начинают называть, перечисление заканчивает воспитатель словом «одноэтажные».
2. Анализ противоречий.
Примерные вопросы для обсуждения: Зачем нужны многоэтажные дома? Почему раньше были только одноэтажные? Что хорошо, что плохо в одноэтажном доме? В многоэтажном доме?
В каком доме живут дети, а в каком хотели бы жить вы? Почему? Зачем в многоэтажном доме нужен лифт? Что хорошего и что плохого в лифте? Почему детям одним нельзя пользоваться лифтом? Что делать, если нужно быстро подняться на верхний этаж, а самостоятельно заходить в лифт нельзя?
3. Игра «Лифтовой зверь».
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского про лифтового зверя и затем предлагает поиграть. На команду «Ночь!» дети должны показывать, как они «по этажам лазают, механизмы смазывают», на команду «День!» зверь сидит и твердит: «Детям без взрослых пользоваться лифтом запрещается!»:
Уж как хочешь -
Верь не верь -
Но живет за лифтом зверь.
Любит он машинный запах,
У него отвертка в лапах.
Ночью чудищем лохматым
Он съезжает по канатам,
По решеткам лазает,
Механизмы смазывает.
Провода, контакты, двери -
Все исправит, все проверит.
Он выходит только ночью,
Он людей пугать не хочет,
А под утро зверь-чудак
Заползает на чердак,
В темноте весь день сидит
И одно себе твердит:
«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!!!»
«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!!!»
Уж как хочешь -
Верь не верь -
Это очень мудрый зверь!
4. Введение понятия «системный лифт».
Воспитатель показывает рисунок домика
(схема на наборном полотне) и комментирует его.
В.: Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например, ручка.
На первом этаже живут отдельные части этих предметов. Назовите, из каких частей состоит ручка (соответственно показывает). А комнаты на третьем этаже — это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?
Итак, три этажа: места -- предметы -- части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.
Воспитатель предлагает «покатать на лифте» грибок и флажок.
5. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 20 Надсистемы и подсистемы объекта
Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.