Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка состояния общей моторики(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
-сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
-преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50см.
Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
-срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
Оценка владения сенсорными эталонами:Тесты цветоразличения
-раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
-группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины
-раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине l.ряд 1С элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше -ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
- «хорошо»— если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
- «удовлетворительно»— если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
- «неудовлетворительно»— задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Психологические тесты для профориентации
-
"Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес. -
Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов). -
Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).
На основании анализа результатов диагностического исследования различных психологических и когнитивных процессов составляется «Психологическая карта развития ребёнка»
-
Консультативная работа включает в себя:
-
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с синдромом Дауна, единых для всех участников образовательного процесса; -
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с синдромом Дауна; -
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с синдромом Дауна; -
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
-
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; -
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
-
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ и методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; -
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; -
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; -
развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; -
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; -
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; -
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; -
формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; -
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Программа этих занятий рассчитана на 68 часа (по два часа в неделю) в кабинете психолога и сенсорной комнате, а также групповые занятия.
2.4. 1 Адаптация.
Задачи:
-
формировать учебную мотивацию у ребёнка; -
способствовать снижению тревожности у ребёнка в период адаптации -
развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения ребёнка; -
воспитывать ощущение собственной ценности. -
Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности -
Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
Программа рассчитана на 8 встреч по 30 – 45 минут 2 раз в неделю. Основной метод работы - групповая игровая деятельность. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.
Психогимнастика
Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастика помогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.
Релаксационные методы
Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.
Разделы блока
Раздел. «Это гордое слово - пятиклассник» ( 2 часа)
-
Помощь детям в освоении новых правил. -
Развитие у детей интереса к общению с новыми учителями
Раздел. «Я и люди вокруг меня
» (1 час)
-
Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
человека. -
Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности. -
Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.
Раздел. «Мои трудности » (1 час)
Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.
Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (4 часа)
-
Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами. -
Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других
людей.
Раздел. «Жизненные навыки» (обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях) направлена на развитие коммуникативных навыков, расширение адаптационных возможностей, на формирование положительной оценки себя и своих способностей, выходить из трудных ситуаций, преодолевать стрессы, противостоять влиянию сверстников, вежливо относиться друг к другу, строить дружеские отношения.
-
Тема: «Я». «Моя семья». Помочь детям лучше понять свою неповторимость, способствовать формированию позитивного представления о себе. Помочь ребёнку почувствовать свою принадлежность к своей семье. -
Тема: «Что мне полезно, что мне вредно». «Вредные привычки». Помочь детям научиться различать, что им полезно, что им вредно. Познакомить детей с некоторыми последствиями вредных привычек. -
Тема: «Съедобное и несъедобное». «Что можно и что нельзя пробовать». Научить детей различать, что можно и что нельзя пробовать на вкус, научиться правильному употреблению лекарств и отказу от неправильного их употребления. -
Тема: «Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью». Помочь детям определить тех людей, которым они могут доверять в разных ситуациях, к кому могут обратиться за помощью. -
Тема: «Опасность». «Действие имеет последствия». Научить детей избегать опасных ситуаций. Научить детей оценивать последствия, прежде чем принимать решения. -
Тема: «Умение отказываться». Научить детей отказываться в ответ на предложение сверстников или взрослых сделать что-то, что для них вредно или опасно. Обсуждение проблем, возникающих при общении с взрослыми, поиск возможных путей решения этих проблем, отработка умения вставать на чужую позицию, менять точку зрения.