Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка состояния общей моторики(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

-сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

-преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50см.

Оценка ручной моторики:

- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

-срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

Оценка владения сенсорными эталонами:Тесты цветоразличения

-раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы

-группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины

-раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

- ранжирование по величине l.ряд 1С элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.


Оценка зрительного восприятия:

- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

- узнавание контурных изображений (5 изображений);

- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

Оценка слухового восприятия:

- воспроизведение несложных ритмических рисунков;

- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

Оценка пространственного восприятия:

- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше -ниже и т. д.);

- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

Оценка восприятия времени:

- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

- «хорошо»— если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

- «удовлетворительно»— если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

- «неудовлетворительно»— задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Психологические тесты для профориентации

  1. "Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

  2. Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).

  3. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).




На основании анализа результатов диагностического исследования различных психологических и когнитивных процессов составляется «Психологическая карта развития ребёнка»

    1. Консультативная работа включает в себя:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с синдромом Дауна, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с синдромом Дауна;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с синдромом Дауна;

  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.



    1. Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.




    1. Коррекционно-развивающая работа включает в себя:




  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ и методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

  • формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.




Программа этих занятий рассчитана на 68 часа (по два часа в неделю) в кабинете психолога и сенсорной комнате, а также групповые занятия.

2.4. 1 Адаптация.

Задачи:

  • формировать учебную мотивацию у ребёнка;

  • способствовать снижению тревожности у ребёнка в период адаптации

  • развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения ребёнка;

  • воспитывать ощущение собственной ценности.

  • Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности

  • Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях

Программа рассчитана на 8 встреч по 30 – 45 минут 2 раз в неделю. Основной метод работы - групповая игровая деятельность. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

Психогимнастика

Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастика помогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.
Релаксационные методы

Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.
Разделы блока

Раздел. «Это гордое слово - пятиклассник» ( 2 часа)

  1. Помощь детям в освоении новых правил.

  2. Развитие у детей интереса к общению с новыми учителями


Раздел. «Я и люди вокруг меня
» (1 час)

  1. Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
    человека.

  2. Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.

  3. Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.

Раздел. «Мои трудности » (1 час)

Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.
Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (4 часа)

  1. Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.

  2. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других
    людей.

Раздел. «Жизненные навыки»  (обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях) направлена на развитие коммуникативных навыков, расширение адаптационных возможностей, на формирование положительной оценки себя и своих способностей, выходить из трудных ситуаций, преодолевать стрессы, противостоять влиянию сверстников, вежливо относиться друг к другу, строить дружеские отношения.

  1. Тема: «Я». «Моя семья». Помочь детям лучше понять свою неповторимость, способствовать формированию позитивного представления о себе. Помочь ребёнку почувствовать свою принадлежность к своей семье.

  2. Тема: «Что мне полезно, что мне вредно». «Вредные привычки». Помочь детям научиться различать, что им полезно, что им вредно. Познакомить детей с некоторыми последствиями вредных привычек.

  3. Тема: «Съедобное и несъедобное». «Что можно и что нельзя пробовать». Научить детей различать, что можно и что нельзя пробовать на вкус, научиться правильному употреблению лекарств и отказу от неправильного их употребления.

  4. Тема: «Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью». Помочь детям определить тех людей, которым они могут доверять в разных ситуациях, к кому могут обратиться за помощью.

  5. Тема: «Опасность». «Действие имеет последствия». Научить детей избегать опасных ситуаций. Научить детей оценивать последствия, прежде чем принимать решения.

  6. Тема: «Умение отказываться». Научить детей отказываться в ответ на предложение сверстников или взрослых сделать что-то, что для них вредно или опасно. Обсуждение проблем, возникающих при общении с взрослыми, поиск возможных путей решения этих проблем, отработка умения вставать на чужую позицию, менять точку зрения.