Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются не воспринятыми. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
-
восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (18 часов)
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
-
развитие зрительного восприятия и слухового восприятия (14 часов)
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.
-
восприятие пространства и времени (14 часов).
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.
-
Профориентационная работа
Задачи блока
-
повысить уровень психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия; -
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; -
способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста.
Структура занятия
-
Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. -
Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе. -
Упражнения, направленные на формирование знаний о профессиях, формирование осознания себя в рамках будущих профессий:
-
изучение своих личностных особенностей, интересов и склонностей; -
получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях; -
получение информации о правилах выбора профессии; -
определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
-
Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу. -
Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
Ожидаемые результаты:
-
повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через
пропаганду наиболее востребованных профессий;
-
расширение знаний о профессиях; -
обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы.
Блок рассчитан на 66 часов на 1 год. Занятия проходят в кабинете психолога по 45 минут.
9 класс
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 1ч |
| 1ч |
| 2ч |
| 2ч |
| 2ч |
Остальные разделы программы по развитию учащихся такие как:
формирование коммуникативных навыков;
осмысление своего Я;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
решаются опосредованно в течении каждого занятии и оцениваются на основе наблюдений по пунктам в прилагаемой таблице.
Индикаторы успешности ребенка с особенностями в развитии
Критерии, показатели | Уровни (отмечаются индивидуально для каждого ребенка) | ||
Видимые изменения (высокий уровень) | Изменения незначительные (средний уровень) | Изменения не произошли (низкий уровень) | |
Овладение навыками коммуникации: • реагирует на обращённую речь и просьбы • понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова • начинает, поддерживает и завершает разговор • корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. • передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком • делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми • слышит свои речевые ошибки истарается их исправлять • замечает ошибки в речи одноклассников | | | |
Осмысление своего социального окружения: • доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками • уважительно относится к взрослым (учителям, родителям и т.д.) • достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения • соблюдает правила поведения в школе • мотив действий – не только «хочу», но и «надо» • принимает и любит себя • чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста ,с одноклассниками | | | |
Последовательное формирование произвольных процессов: • умеет концентрировать внимание • может удерживать на чём-либо своё внимание • использует различные приёмы запоминания • учится продумывать и планировать свои действия • способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков • управляет своими эмоциями, поведением, действиями • доводит до конца начатое дело • знает цель своих действий и поступков • старается выполнять все задания и просьбы учителя | | | |