Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются не воспринятыми. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.


  • восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (18 часов)

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).


  • развитие зрительного восприятия и слухового восприятия (14 часов)

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.



Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.

Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.


  • восприятие пространства и времени (14 часов).

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.


      1. Профориентационная работа

Задачи блока

  • повысить уровень психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста.


Структура занятия

  1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах.

  2. Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.

  3. Упражнения, направленные на формирование знаний о профессиях, формирование осознания себя в рамках будущих профессий:

  • изучение своих личностных особенностей, интересов и склонностей;

  • получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;

  • получение информации о правилах выбора профессии;

  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

  1. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.

  2. Рефлексия занятия этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через

пропаганду наиболее востребованных профессий;

  • расширение знаний о профессиях;

  • обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы.


Блок рассчитан на 66 часов на 1 год. Занятия проходят в кабинете психолога по 45 минут.

9 класс

  • Введение в мир профессии



  • Беседа на тему: “Что влияет на выбор профессии”



  • Презентация на тему : «Начальное профессиональное образование»



  • Анкетирование: «Мои профессиональные предпочтения»



  • Беседа: «Профессия – «Повар»



  • Экскурсия в школьную столовую



  • Беседа: «Конфликты»



  • Профессия – «Швея»



  • Тренинг на тему: «Мои качества»



  • Профессия – «Младший обслуживающий персонал»



  • Экскурсия в детский сад.



  • Беседа: «Профессия – «Парикмахер»



  • Экскурсия в парикмахерскую



  • Беседа: «Профессия – «Маляр-штукатур»



  • Беседа: «Профессия – « Вышивальщица»



  • Беседа на тему: «Эмоции и здоровье»



  • Беседа: «Профессия – «Строитель»



  • Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении



  • Беседа: «Профессия – «Каменщик»



  • Анкетирование



  • Профессия – «Каменщик»



  • Беседа: «Ответственность в профессиональной деятельности»



  • Профессия – «Кухонный рабочий»



  • Экскурсия в школьную столовую



  • Профессия – «Дворник»



  • Профессия – «Уборщица»



  • Тренинг : «Я в мире профессий»



  • Беседа: «Конфликты на работе»



  • Беседа: «Умение принимать решения в профессиональной деятельности»



  • Беседа: «К чему люди стремятся в жизни»



  • Викторина: «Изучаем профессии»



  • Профориентационная анкета



  • Беседа на тему: «Мои таланты»



  • Лекция: «Твоя профессиональная карьера”



  • Ошибки и затруднения при выборе профессии



  • Тренинг: «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»



  • Беседа на тему: «Как я ориентируюсь в мире профессий»



  • Профессия и специальность



  • Беседа : «Востребованность профессий в районе»



  • Беседа: «Ошибки и затруднения при выборе профессии»



  • Круглый стол на тему: «Выбираем свой путь»



  • Тренинг: «Мой выбор».



  • Изучение памяток «Выбираем профессию»



  • Беседа: «Куда пойти учиться»



  • Изучение профессиональных намерений и планов учащихся





Остальные разделы программы по развитию учащихся такие как:

формирование коммуникативных навыков;

осмысление своего Я;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
решаются опосредованно в течении каждого занятии и оцениваются на основе наблюдений по пунктам в прилагаемой таблице.

Индикаторы успешности ребенка с особенностями в развитии

Критерии, показатели

Уровни (отмечаются индивидуально для каждого ребенка)

Видимые изменения (высокий уровень)

Изменения незначительные (средний уровень)

Изменения не произошли (низкий уровень)

Овладение навыками коммуникации:

реагирует на обращённую речь и просьбы

понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова

начинает, поддерживает и завершает разговор

корректно выражает отказ и

недовольство, благодарность,

сочувствие и т.д.

передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком

делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с

другими людьми

слышит свои речевые ошибки истарается их исправлять

замечает ошибки в речи одноклассников











Осмысление своего социального окружения:

доброжелателен и сдержан в

отношениях с одноклассниками

уважительно относится к взрослым (учителям, родителям и т.д.)

достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения

соблюдает правила поведения в школе

мотив действий – не только

«хочу», но и «надо»

принимает и любит себя

чувствует себя комфортно с

любыми людьми любого возраста ,с одноклассниками










Последовательное формирование

произвольных процессов:

умеет концентрировать внимание

может удерживать на чём-либо своё внимание

использует различные приёмы запоминания

учится продумывать и планировать свои действия

способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков

управляет своими эмоциями,

поведением, действиями

доводит до конца начатое дело

знает цель своих действий и

поступков

старается выполнять все задания и просьбы учителя