Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей.

1.6 Основные разделы программы

Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (индивидуальное и групповое тестирование).

Консультативный - индивидуальные консультации по результатам диагностического обследования и комплектование психокоррекционных групп.

Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий: индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия - от 30 до 45 мин. с обязательными санитарно-гигиеническими перерывами. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава и психологических особенностей детей, Структура занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы:

  • ритуал приветствия

  • разминка

  • обсуждение прошлого занятия

  • основное содержание занятия

  • обсуждение текущего занятия

  • ритуал прощания

Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 5 лет обучения. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 5 к 9классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.

1.7 Планируемые результаты

Результатом программы реализации учащихся с умственной отсталостью может считаться освоение жизненно значимых компетенций:

  • Адаптации детей к переходу на ступень среднего общего образования;

  • Развитие познавательных процессов;

  • Развитие эмоционально-волевой сферы;

  • Развитие психомоторных и сенсорных процессов;

  • Формирование коммуникативных навыков;

  • Профориентация

  • Осмысление своего Я;

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Эффективность программыоценивается по результатам наблюдения и психологического обследования и осуществляется с помощью диагностических методик и собеседований с родителями и педагогами.

1.8 Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;

II этап. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап. Этап регуляции и корректировки (регулятивно- корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

1.9 Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение

  • дифференцированные условия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

  • психолого-педагогические условия (коррекционная направленность воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование ИКТ и других современных педагогических технологий);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, использование специальных приемов, методов, средств и специализированных программ, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • возможность участия детей с ОВЗ вместе с нормально-развивающимися детьми во всех внеклассных мероприятиях.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы психолого-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога




  1. Содержание рабочей программы

    1. Диагностическая работа.

Диагностическая работа включает:

— выявление на ранней стадии (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Методики для диагностики адаптации.

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза;

Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния.
Психодиагностические методики для диагностики познавательной сферы

  • Методика "Узнавание фигур" предназначена для диагностики особенностей восприятия;

  • методика "Образная память";

  • методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов" предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости;

  • методика "Воспроизведение рассказа" предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов;

  • методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания;

  • методика "Простые аналогии" позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей.

  • методика "Выделение существенных признаков" позволяет выявить особенности мышления.



Психологические тесты для диагностики эмоциональных состояний

  • Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния.

  • рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности;

  • САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения;

Психологические тесты для диагностики межличностных отношений

  • рисуночный тест "Рисунок семьи" (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

Психодиагностические методики для диагностики психомоторных и сенсорных процессов