Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих. ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам. ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относится 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад) и Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго). Совет по Опеке Состоит в настоящее время из 5 членов. Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий 10 в ходе работы Совета получили независимость. На его рассмотрении осталась только одна - Тихоокеанские острова (Микронезия), - находящаяся под управлением США. Секретариат ООН Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации. Генеральный секретарь ООН Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок. Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия). В 1991 году Генеральным секретарем ООН был назначен гражданин Египта Бутрос Гали.




  1. Специализированные учреждения ООН.


Специализированные учреждения создаются межправительственными соглашениями и наделяются международной ответственностью в экономической, социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения (связываются с ООН посредством заключения соглашения).Признаки специализированных учреждений:1) межправительственный характер учредительного акта;2) широкая международная ответственность в рамках его компетенции;3) осуществление деятельности в специальной области, предусмотренной положениями Устава ООН;4) связь с ООН (данный признак характерен только для специализированных учреждений).Специализированные учреждения ООН (МОТ (1919); ФАО (продовольственная и с/х, 1945) ЮНЕСКО (1946); ВОЗ (1948); МБРР (1945); МФК (финансовая корпорация, 1956); МАР (ассоциация развития, 1960); МВФ (1944); ИКАО (1944); ИМО (1959); МСЭ (союз электросвязи, 1865); ВПС (почтовый союз, 1874); ВМО (метеорологическая, 1951); ВОИС (интеллектуальной собственности, 1970); ИФАД (фонд с/х развития, 1977); ЮНИДО (1966); ВТО (туристическая, 1974)).Специализированные учреждения ООН обладают полномочиями публично-правового характера:1) вправе заключать соглашения;2) при них аккредитованы постоянные представительства государств – членов;3) организации и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами;4) вправе запрашивать консультативные заключения МС;5) разрабатывают и заключают международные конвенции;6) имеют свой автономный бюджет;7) способны обеспечить международно-правовыми средствами выполнение субъектами МП своих решений. Правосубъектность специализированных учреждений ООН определяется (Уставом ООН, учредительными актами самих организаций, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947, их соглашениями с ООН и с государствами пребывания).ООН дает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (взаимоотношения строятся на принципе координации) (ЭКОСОС вступает с любым из них в соглашения, определяющие условия, на которых они будут связаны с ООН, соглашения утверждаются ГА).Соглашение между ООН и специализированным учреждением (преобладает принцип сотрудничества, координации и консультации):1) Правовой статус специализированного учреждения (ООН признает организацию специализированным учреждением, ответственным за проведение мероприятий, способствующих достижению целей в соответствии с ее учредительным актом).2) 

Взаимное представительство:а) представители ООН могут участвовать без права голоса в прениях в высшем и исполнительном органе организации, в заседаниях технических комиссий и иных заседаниях, созываемых организацией;б) представители специализированного учреждения могут участвовать на заседаниях ЭКОСОС, его комиссий и комитетов и принимать участие без права голоса в прениях, могут также участвовать в заседаниях ГА и Совета по опеке по вопросам, относящимся к их компетенции.3) Предложение пунктов повестки дня (в результате консультаций организация включает в повестку дня высшего и исполнительного органов вопросы, предложенные ООН; ЖКОСОС и Совет по опеке аналогично включают в повестку дня вопросы, предложенные организацией).4) Рекомендации ООН (ЭКОСОС представляет специализированным учреждениям доклады и рекомендации по вопросам их компетенции).5) Обмен информацией и документами (ООН и организация обмениваются документами в целях удовлетворения требований обеих организаций; специализированные учреждения представляют ООН годовые доклады о своей работе).6) Взаимоотношения с МС ООН (специализированное учреждение обязуется представлять все сведения, которые могут быть запрошены МС; ГА предоставляет организации право запрашивать консультативные заключения МС по правовым вопросам, возникающим в пределах ее компетенции).7) Статистические службы (ООН и организация обязуются приложить усилия к установлению тесного сотрудничества, устранению дублирования работы, успешному использованию персонала при сборе, анализе, опубликовании, стандартизации, разработке и распространении статистических данных).Особенности взаимоотношений специализированных учреждений с ООН (отношениям присущи элементы субординации):1) ЭКОСОС уполномочен согласовывать деятельность специализированных учреждений и адресовать им соответствующие рекомендации;2) ЭКОСОС уполномочен принимать надлежащие меры для получения от них регулярных докладов.


  1. Региональные международные организации.


Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий», оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право использовать такие организации для принудительных действий под его руководством.


Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

  • 1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;

  • 2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы СНГ, Совет Европы, ЕС, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Африканский союз, Организация американских государств и др. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора, существовавшая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевропейские государства. В последние годы созданы такие региональные организации с участием России, как ЕврАзЭС, ШОС; в рамках СНГ начала действовать Организация Договора коллективной безопасности.

Одна из особенностей ОБСЕ, которой предшествовало СБСЕ, — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали США и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе среднеазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разрушает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

Противоречивыми с позиций регионального регулирования являются черты Организации Североатлантического договора. Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил государства как Северной Америки (США, Канада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Норвегия и др., позднее — ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточной Европы (Греция, а также Турция, большая часть территории которой находится в Азии). Следует обратить внимание и на то, что при расширении блока оказались бесперспективными намерения вовлечь в него такие явно принадлежащие к Североатлантическому региону государства, как Ирландия, Швеция и Финляндия, а также придерживающихся статуса постоянного нейтралитета Швейцарию, Австрию и Мальту, что свидетельствует об отсутствии в Европе единого восприятия целей и принципов НАТО в контексте их реальных ценностей. Применительно к первоначально намеченному региональному принципу обеспечения безопасности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие государства Европы (например, территорию бывшей Югославии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.


В последнее десятилетие были реализованы планы значительного расширения НАТО за счет включения государств Центральной и Восточной Европы: на первой стадии — Польши, Чехии и Венгрии, а в дальнейшем стран Балтии, а также Словакии, Болгарии, Словении и ряда других, что увеличило состав этой организации до 29 членов.

Российская Федерация, возражая против расширения НАТО, не отвергает координации взаимных отношений, в том числе с использованием Совета североатлантического сотрудничества и совместной программы «Партнерство во имя мира».



  1. Понятие и виды международных конференций. Виды актов международных конференций.


Международ­ные конференции как институт международных отношений и международного права появились и развились сравнительно не­давно, во второй половине XIX в.

Социальные закономерности, породившие их, не оставались неизменными. Одни из них сохраняли свое значение на протяже­нии всего развития многостороннего общения, другие уступили место новым.

Границы между такими институтами, как переговоры, меж­дународные конференции и международные организации, край­не подвижны, и точно провести их весьма трудно. Однако, каж­дый из этих институтов не теряет своего значения и продолжает развиваться как относительно самостоятельный и в междуна­родных отношениях, и в международном праве.

Международная конференция — это временный коллективный орган государств-участников, состоящий из официальных пред­ставителей по меньшей мере трех государств, преследующий со­гласованные государствами-участниками цели и имеющий, как правило, закрепленную в правилах процедуры определенную ор­ганизационную структуру и компетенцию.

Цели и деятельность любой международной конференции должны соответствовать основным принципам международного права. Различия в наименованиях межправительственных кон­ференций (съезд, конгресс, конференция, совещание) юридиче­ского значения не имеют.

В практике международных отношений существуют различ­ные виды международных конференций. Их можно классифи­цировать по различным основаниям:

1) по кругу участников — универсальные, в работе которых имеет право участвовать любое государство, и региональные, в которых принимают участие государства, принадлежащие к оп­ределенному географическому региону: