Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.
Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.
МП предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.
Государства подтверждают свое обязательство поддерживать и защищать принципы Устава ООН и международного права, а также способы, содержащиеся в Уставе
ООН, в области мирного урегулирования споров. Стороны в споре должны незамедлительно устанавливать контакты и вступать в переговоры для предотвращения возникновения конфликта и урегулирования спора в соответствии с принципами, содержащимися в Декларации о принципах международного права, а также в Уставе ООН и МП.
Все страны мира должны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества во всех областях.
Государства должны руководствоваться принципом мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой.
При разрешении споров государства используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.
Государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом. В частности, они должны повышать роль СБ ООН с тем, чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности. Особую ответственность в этой связи несут согласно Уставу постоянные члены. Власти государств обязаны оказывать СБ ООН всевозможную помощь во всех действиях, предпринимаемых им в целях справедливого урегулирования кризисных ситуаций и региональных конфликтов. Они должны повышать ту роль, которую Совет может играть в предупреждении споров и ситуаций, продолжение которых могло бы представлять угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Они должны облегчать задачу Совета по рассмотрению потенциально опасных для международного мира и безопасности ситуаций на как можно более раннем этане.
Государства должны в полной мере обеспечить выполнение важной роли, возложенной Уставом на ГА ООН в области мирного разрешения споров и поддержания международного мира и безопасности.
Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Международного
Суда 1945 г. ГА и СБ ООН должны рассматривать целесообразность использования положений Устава, касающихся возможности запрашивать консультативные заключения Международного Суда по любому юридическому вопросу.
Государства — участники региональных соглашений или органов должны рассматривать возможность более широкого использования таких соглашений и органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в соответствии со ст. 52 Устава ООН.
-
Монистическая теория соотношения международного права и внутригосударственного права.
Монистическая теория – исходила из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и в зависимости, какая часть преобладала (международная или внутригосударственная), различала примат (верховенство) внутреннего права или международного.
Теория примата внутригосударственного права получила распространение в конце ХІХ – перв. пол. ХХ в преимущественно у немецких юристов А. Цорна, А. Лассона, Е. Кауфмана, М. Венцеля, которые опирались на взгляды Гегеля, считавшего международное право внешнегосударственным. Отсюда и представление монистов о международном праве как о сумме внешнегосударственного права различных государств, что, по сути, отрицало самостоятельное значение международного права. Главными проповедниками и приверженцами теории примата международного права выступали последователи «чистой теории права», Х. Кельзен, Ж. Ссель, Ж. Руссо.
Ханс Кельзен (1881-1973 гг.) – австрийский юрист, наиболее известный представитель – утверждал, что международное право вместе с внутригосударственными правопорядками, «образуют единую систему правопорядков, универсальную систему всего права».
В конце 80-ых – начале 90-ых годов XX века в международно-правовых документах появились формулировки о примате международного права над внутригосударственным. Это было связано с процессом налаживания сотрудничества между двумя системами, окончанием холодной войны.
В целом, концепция международно-правового монизма в настоящее время преобладает, но сегодня можно говорить об умеренном монизме, поскольку предметы регулирования у международного и национального права – разные. Предметом международного права выступает решение проблемы безопасности человечества и устранение угрозы ядерной или обычных войн. В свете последних событий к этим проблемам прибавилась проблема борьбы с международным терроризмом.
-
Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. и его влияние на национальное законодательство.
17 июля 1998 г., после трехлетних дискуссий и напряженных заключительных переговоров, продолжавшихся пять недель, дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН в Риме учредила постоянно действующий Международный уголовный суд (МУС). Приняв решение, призванное серьезно изменить ситуацию с правами человека в глобальном масштабе, мировое сообщество 120 голосами, при 21 воздержавшемся и лишь 7 голосах против, согласилось ввести в систему международных органов этот важнейший институт осуществления правосудия над самыми одиозными нарушителями прав человека. После ратификации первыми 60 государствами Римский статут вступит в силу и обеспечит Международному уголовному суду огромный потенциал международной юстиции в интересах наказания и предупреждения преступлений.
Состоит из преамбулы, 13 частей и 128 статей. Вступил в силу с 1 июля 2002 года. По состоянию на февраль 2015 г., договор ратифицировало 123 государства, всего Римский Статут подписало 139 государств, но ратифицировали соглашение не все. Россия подписала Римский Статут 13 сентября 2000 года, но до настоящего времени не ратифицировала его. Среди прочего, Устав устанавливает функции, юрисдикцию и структуру суда.
Ратификация Статута тем или иным государством означает признание последним юрисдикции Суда в отношении всех упомянутых в Статуте преступлений. Соответственно, государство-участник не может признать юрисдикцию МУС по одним преступлениям и не признать по другим или давать или не давать согласие по каждому конкретному делу. Категорический отказ от принятия предложений такого рода, которые полностью парализовали бы работу Суда, стал крупным достижением Римской конференции.
Часть 1 затрагивает учреждение суда и все связанные с этим вопросы, особенно значительна ст.1, провозглашающая учреждение суда и его комплементарность по отношению к национальному правосудию.
Наиболее сложным аспектом всего Статута являются условия осуществления юрисдикции (статья 12). Так, кроме как по представлению СБ ООН, Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в отношении государств-участников, на территории которых были совершены преступления или граждане которых обвиняются в совершении преступлений, либо в отношении таких же государств, не являющихся участниками, но сделавших заявление о признании юрисдикции МУС. Единственное исключение автоматического признания юрисдикции Суда государствами-участниками предусмотрено переходными положениями статьи 124.Становясь участником Статута, государство может заявить, что в течение семи лет после вступления Статута в силу в отношении данного государства оно не будет признавать юрисдикцию Суда в отношении военных преступлений, совершенных на его территории или его гражданами
Часть 2
Международный уголовный суд создается для принятия мер в отношении «самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества». В соответствии со Статутом(статья 5) юрисдикция Суда распространяется только на
преступление геноцида
преступления против человечества
военные преступления
преступление агрессии
Последующие статьи наиболее полно раскрывают инкриминируемые деяния, образующие составы преступлений.
Начало расследования
Самостоятельные полномочия
Принципиально важным является положение о том, что прокурор Суда может возбуждать расследование не только по представлению СБ ООН и государств-участников, но и proprio motu на основе информации от потерпевших, неправительственных организаций или иных источников, которые сочтет подходящими (статья 15).
Передача ситуации государством-участником и Советом Безопасности
Государства-участники и СБ ООН могут передавать прокурору ситуацию, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений.Термин «ситуация» преследует цель предупреждения обвинений в адрес конкретных лиц со стороны политических институтов, что приводило бы к неоправданной политизации процесса.Суд сам
принимает решение о том, следует ли предъявить обвинение одному или нескольким конкретным лицам.
Полномочия прокурора
В целом, полномочия прокурора по проведению расследования серьезно ограничены.
Статут разрешает проведение следственных действий в пределах территории государства-участника только в случае, если это государство явно не способно выполнить просьбу о сотрудничестве (статья 57-3).При наличии национальных органов следственные действия предпринимаются именно ими.Прокурор вправе присутствовать и оказывать содействие национальным властям, но только если это не запрещено национальным законодательством (статья 99-1).Такие действия возможны только после консультаций с запрашиваемым государством, а при отсутствии официального решения о приемлемости дела к производству запрашиваемое государство вправе налагать на действия прокурора любые разумные условия. Прокурор не вправе проводить основные следственные действия, такие как опрос свидетелей, без уведомления соответствующего государства.
Заключают вторую часть Статута вопросы приемлемости. Статут закрепляет, что дело не может быть принято к производству:
1) если государство, обладающее юрисдикцией уже расследует дело, за исключением случаев, когда гос-во не желает или неспособно вести расследование должным образом
2) дело расследовано го-вом и оно решило не возбуждать в отношении лица уголовное преследование, когда это не свидетельствует о нежелании или неспособности го-ва возбудить уголовное преследование должным образом
3) лицо уже было судимо за данное преступление
4) дело не является достаточно серьезным
Суд устанавливает критерии определения нежелания или неспособности государства произвести уголовное преследование должным образом.
Юрисдикция суда может быть опротестована:
-
Обвиняемым или лицом, на которого выдан ордер на арест или приказ о явке в суд -
Государством, обладающим юрисдикцией на основании проведения расследования -
Государством, от кот требуется признание юрисдикции
В случае протеста по последним двум основаниям на время его рассмотрения Прокурор приостанавливает производство по делу.
За одно и то же деяние лицо не может быть осуждено дважды.
Суд применяет: Статут МУс, Элементы преступлений и свои процедуры доказывания; международные договоры, нормы и принципы международного права; общие принципы права