Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) по уровню представительства — возглавляемые главами государств и правительств (совещания на высшем уровне), ми­нистрами иностранных дел и иными должностными лицами уровня министров, другими официальными лицами (в любом случае глава делегации уполномочен выступать от имени госу­дарства);

3) по сфере деятельности — мирные; политические; эконо­мические; дипломатические; смешанные.

Международные конференции обычно созываются для одной из следующих целей:

■ подготовки и принятия текста международного договора;

■ обсуждения определенных международных проблем и вы­работки совместного заявления;

■ обмена мнениями и информацией по определенным про­блемам, а также для выработки рекомендаций.



  1. Международные конференции: подготовка, созыв, правила процедуры и принятие решений.


Подготовка конференции начинается с определения цели ее созыва, исходя из которой формулируется повестка дня. Часто осуществляется предварительное согласование мнений государств относительно повестки дня конференции. Заранее согласовываются также и уровень представительства, время и место проведения, правила процедуры. Согласование мнений государств относительно созыва конференции происходит по дипломатическим каналам или в рамках специальных консультаций. Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Можно говорить об обычных нормах в этой области: утверждение повестки дня, выборы руководящих органов, установление необходимого кворума для начала работы, порядок внесения предложений и поправок, порядок проведения голосования, условия участия наблюдателей.


  1. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.


Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить вред, причиненный правомерными действиями, если это предусмотрено договором.

Международно-правовая ответственность является необходимым юридическим механизмом обеспечения соблюдения международно-правовых норм. Данный механизм является регулятором международно-правовых отношений.


Международно-правовая ответственность является общим институтом для международного права, нормы данного института обеспечивают соблюдение правопорядка во всех областях международных отношений. Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

Международно-правовая ответственность наступает при наличии оснований ответственности. Основания международной ответственности подразделяются на юридические и фактические.

Юридические основания – это совокупность международно-правовых актов, в соответствии с которыми определенные действия, поведение субъектов международного права квалифицируются как международное правонарушение. Фактические основания – это деяния, за которые наступает международно-правовая ответственность. Неправомерные деяния выступают в форме действия или бездействия. Элементами международно-правовой ответственности являются субъект и противоправное поведение.

Субъектами международно-правовой ответственности являются субъекты международного права. Ответственность за международно-противоправные деяния, совершенные органами государства, расценивается как ответственность за деяния государства независимого от того, какие функции выполняли эти органы. Государство также несет ответственность за непринятие мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Противоправность поведения – это возникшее противоречие между международно-правовой нормой и деянием государства. Противоправность выражается в нарушении любого международного обязательства государством в форме действия или бездействия.

В результате противоправного деяния государство причиняет ущерб кому-либо. Ущерб может быть материальным и нематериальным. При совершении международно-противоправного деяния государство проявляет свою волю, которая носит неправомерный, т. е. виновный, характер.

Для наступления ответственности необходима причинная связь между противоправным деянием и причиненным ущербом.



  1. Виды и формы международно-правовой ответственности.


Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.



Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Наиболее распространенной формой политической ответственности являются:

1) санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления;

2) реторсии – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства);

3) репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (приостановление или разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя);

4) сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказание почестей флагу потерпевшего государства или исполнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке);

5) ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме:

1) репарации – представляет собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются на основе международных договоров;


2) реституции – это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями;

3) субституция – разновидность реституции – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества.



  1. Международно-правовая ответственность за международные преступления физических лиц.


По общему правилу физические лица, не будучи субъектами МП, не могут быть субъектами м/н правонарушения или субъектами м/н претензий.

Отдельные лица могут нести м/н уголовную ответственность за преступления против человечества, преступления против мира, военные преступления. Такая ответственность была предусмотрена в Уставе М/н военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г. (Устав Нюрнбергского трибунала), и в Уставе М/н военного трибунала для дальнего востока (Устав Токийского трибунала). Оба устава включали в число преступлений, за которые устанавливалась ответственность, преступления против мира, против человечности, военные преступления.

Кроме Нюрнбергского и Токийского трибуналов были созданы ещё 2 м/н трибунала в 1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения гуманитарного права, совершённые на территории бывшей Югославии с 1991 года.

В 1994 году создан м/н трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и др. серьёзные нарушения гуманитарного права, совершённые на территории Руанды.

М/н уголовная ответственность физ. лиц предусмотрена также в Конвенции «О предупреждении преступления геноцид и наказаний за него» 1948 г. и в Женевских конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г.
Указанные акты предусматривают м/н угол. ответственность в 2-х формах:

  1. перед м/н уголовным судом, созданным ad hoc (в конкретном случае, например, Нюрнбергскийи Токийский трибуналы);

  2. в форме ответственности перед национальным судом в соответствии с названными конвенциями.


Ответственность физ. лиц по МП наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. При этом государства, виновные в совершении м/н преступления, несут м/н-правовую ответственность, а физ. лица – м/н уголовную ответственность. Совершение лицом преступных деяний во исполнение приказа не освобождает его от угол. ответственности, официальный статус лица также не освобождает от ответственности.


В МП нет срока давности в отношении ответственности за м/н преступления (Конвенция о неприменимости срока исковой давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.).



  1. Понятие международного спора.


Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения международного спора согласно общепризнанному принципу международного права мирного разрешения международных споров государства должны руководствоваться им как императивным правилом. Согласно Уставу ООН выделяют понятия «спор» и «ситуация». Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности Международного Суда ООН спор возникает тогда, когда государства предъявляют взаимные претензии друг другу по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация возникает тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает разногласия между ними. Объединяющим признаком спора и ситуации является столкновение интересов государств. Выделяют два вида споров и ситуаций:

1) споры и ситуации, угрожающие международному миру и безопасности;

2) споры и ситуации, не угрожающие международному миру и безопасности.

Статья 34 Устава ООН гласит: «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Международные споры классифицируются по объек-туспора, по степени опасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Устав ООН предусматривает определенные правовые процедуры урегулирования международных споров: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33), «международные споры» (п. 3 ст. 2), «любой спор», т. е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38), «местные споры» (подп. 2 и 3 ст. 52), «споры юридического характера» (п. 3 ст. 36).

Согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного суда ООН правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Споры о принадлежности определенного участка территории какому-либо государству составляют особую категорию споров.