Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реалисты— это философы, считавшие универсалии существующими реально вне конкретных вещей.
Номиналисты(от лат. «nomen» — «имя») — это философы, считавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называются вещи определенного вида.
Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.
Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.
Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.
Реализм как и номинализм бывает умеренный и крайний.
19. Основные черты философии эпохи Возрождения. Основные представители. Ренессансный гуманизм. Философские воззрения Джордано Бруно.
Черты философии Эпохи Возрождения:
1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Гуманистический характер философии - центральная проблема-проблема человека. Центральный раздел-ЭТИКА (проблема индивидуальности, достоинства, свободы и творчество личности).
2. Антисхоластическая направленность, но сохранялась идея сотворения мира Богом. Возникают новые, отличные от теизма способы миропонимания (ср.в Ф): Бог существует вне и до мира, творит мир и постоянно участвует в делах мира.
-ПАНТЕИЗМ: Бог творит мир, но не существует до и вне мира. Бог присутствует во всем мире, составляет сущность каждой вещи, Бог совечен миру.
-ДЕИЗМ: Бог существует до и вне мира, Бог определяет миропорядок, определяет законы мира, сообщает миру движение.
Бог не вмешивается в дела мира, мир безразличен для Бога, движется развивается без участия Бога.
3. Тесная связь философии с зарождающимся естественно-научным знанием с искусством
4. Тесная преемственная связь с идеями, ценностными установками античной философии (возрождение их).
5. В философии Возрождения сформировалось 3 основных течения, которые различались по своей поблематике:
-гуманистический антропоцентризм (Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень).
-неоплатонизм (Николай Кузанский)
-натурфилософия (Джордано Бруно).
Основные идеи учений гуманистического антропоцентризма.
Главная проблема учений этого течения была проблема индивидуальности, творчества и свободы личности, ее достоинства. Представителем раннего гуманизма был Лоренцо Валла (1407-1457 гг).
Воззрения Лоренцо Валла опирались на идеи Эпикура. Он подчеркивал, что стремление человека к счастью – стремление к наслаждению и при этом он особо подчеркивал роль чувственного, земного наслаждения человека, важную роль ценности земной жизни человека. Отмечая важную роль чувств в реальной земной жизни человека, он отмечал не только их значение для получения полнокровной жизни, но и познавательную роль чувств. Процесс познания опирается на чувства, знания проистекают из чувств (сенсуализм).
Пико дела Мирандола (1463 – 1494). Им были написаны «900 тезисов». «Речь о достоинстве человека».
Основные идеи: в вопросе миропонимания он находился на позициях пантеизма. Признавал существование 3 миров (ангельского, небесного и материального). Эти миры сотворены Богом, однако Бог не находится вне и до мира. Он пронизывает все 3 иерархически связанные мира. Бог присутствует в каждой точке мира, образуя духовную сущность каждой вещи. Поэтому насколько вечен Бог, настолько же вечна и иерархия трех миров (Бог и мир совечны). Мир божественен и это проявляется в совершенстве, красоте, гармонии мира. В упорядоченности и закономерности. Следует особо выделить, что Мирандола полагал, что закономерность, упорядоченность мира соответствует числовым пропорциям, числовой гармонии и поэтому может быть постигнута, познана посредством математики. В это можно усмотреть определенные мотивы пифагореизма, идеи Платона. Идеи Мирандолы о возможностях математического познания законов природы предшествовали возникновению математического естествознания в 17 веке в трудах Галилея, Ньютона. Человек есть венец божественного творения, но человек не принадлежит к какому-либо из трех миров. Человек от рождения обладает свободой, которая заключается в том, что человек благодаря собственной воле, усилиям и деятельности способен определить свое место в любом из этих миров. Творчество самого себя (самореализация) – высшее творческое достижение каждого человека и в этом проявляется его свобода.
Важное место в гуманистической философии Возрождения занимает голландский философ-гуманист Эразм Роттердамский (1465 – 1536 гг). Литературное произведение «Похвала Глупости», где он саркастично превозносит Госпожу Глупость, обнаруживая ее в разных сословиях. Важным философским произведением является работа «Оружие крестьянского боя». Основные идеи: в центре учения находится человек. Он сотворен Богом и все люди как творение божье равны. Различия между людьми, степень их достоинства определяется не сословным происхождением, не наличием богатства, а личностными качествами, которые есть во многом результат воспитания и образования (в этом проявляются просветительские мотивы). Человек необразованный и невоспитанный хуже животного: животное лишено разума и живет в соответствии со своей естественной природой, человек же обладает разумом, свободой, а потому будучи необразованным и невоспитанным он живет вопреки своей естественной природе и потому хуже животного. Человек может контролировать свои страсти, влечения посредством разума. Но для этого человек должен познать самого себя. Именно поэтому самопознание Роттердамский считал важнейшим видом познания, предпосылкой свободы человека (мотивы Сократа). Однако на пути успешного самопознания находятся и препятствия, которые заключаются в преклонении перед приоритетами догмы. Преодолеть эти препятствия на пути самосознания и призвана философия, а также христианские заповеди, которые ориентируют человека на добро, на совершение добродетели.
Особое место в гуманистической философии Возрождения занимает учение французского философа Мишеля Монтеня (1533 – 1592 гг). Основное произведение «Опыты». Является родоначальником нового жанра ЭССЕ. В центре внимания его учения находится человек, однако Монтень анализирует человека не как абстрактное, родовое существо, а пытается исследовать отдельного, реального, конкретного, обычного человека в разнообразных жизненных обстоятельствах, ситуациях.
Говоря о жизни такого человека Монтень подчеркивает особое значение самопознания, которое и позволяет человеку осмысленно организовать свою жизнь. Важная роль в самопознании принадлежит философии, главная задача которой – помочь человеку в самопознании. Роль такой философии может выполнить лишь свободная философия, т.е. философия свободная от догм (прежде всего религиозно-схоластических), свободная от преклонений перед авторитетом. Он особо подчеркивает, что главное препятствие на пути самопознания – догмы и авторитеты.
Для того, чтобы сориентировать человека на противодействие догмам Монтень привлекает идеи античных скептиков. Суть учения скептиков – подчеркивание ограниченности познавательных возможностей познания человека, подчеркивали принципиальную невозможность получить абсолютно истинные знания. Познавательные возможности человека ограничены способностями его органов чувств, конкретными условиями познания, которые вносят помехи, искажения в процесс познании. Именно поэтому различные люди могут составить различные суждения об одном и том же предмете, и даже противоположные. Именно поэтому скептики утверждали, что человек вообще должен воздерживаться от каких-либо суждений о предмете, его свойствах и т.д. Можно лишь говорить о собственном субъективном восприятии этого предмета. Один из наиболее видных античных скептиков – Пиррон – утверждал: «я могу говорить, что мед сладкий, однако я не имею оснований утверждать, что он сам по себе обладает этим свойством». Опираясь на такие рассуждения скептиков, Монтень пытался доказать, что никаких догм, авторитетных высказываний, традиционно сохраняемых людьми не может быть. Исходным пунктом любого познания, и в том числе самопознания, является именно убеждение человека в неприемлемости догм и авторитетов. Однако, установка скептиков использовалась Монтенем только как определенный методический прием, который бы настроил человека на критическое отношение к знаниям, на неприемлемость слепой веры во что бы то ни было. Все должно строиться только на познании.