Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Говоря о познании, Монтень обращал внимание на относительность любого истинного знания, на то, что оно истинно лишь по отношению к определенным предметам и определенным условиям. Монтень признавал сотворение человека Богом, однако подчеркивал, что человек это не особое творение Бога, это не венец и господин природы, напротив человек – одно из многих творений Бога, а поэтому судьба человека находится в его собственных руках. Человек как и любой другой предмет подчиняется законам, необходимости, господствующей в мире и опорой в жизни человека может быть только его собственная деятельность, опирающаяся на познание необходимости законов природы. Именно в этой деятельности и заключается свобода человека. (мотивы стоицизма).
Особое место в гуманистической философии занимают социально-политические взгляды Никколо Макиавелли (1469– 1527). В вопросах миропонимания он находился на позиции деизма, т.е. он признавал, что Бог сотворил мир, определил законы природы и общества и далее в дела мира не вмешивается. Необходимость, закономерность природы и общества действует как судьба, отменить которую человек не может, но познать необходимость и руководствоваться ею он может. Необходимые законы общества проявляются в том, что в обществе существуют различные соподчиненные сферы деятельности отношений людей. Общество организовано как государство, в котором имеется сфера политических отношений, морально-нравственных, религиозных и других. Высшей сферой отношений в государстве является политическая. Задачи политики – благо государства и граждан. Успехи политики – успехи общества. Именно поэтому политические цели, направленные на благо общества, могут и должны быть достижимы. «Цель оправдывает средства».
При этом политические цели, действия не подлежат какой-либо оценке (религиозной или морально-нравственной). Политика находится вне морально-нравственных и религиозных оценок.
Видным представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (неоплатонизм). Основная работа «Об научном незнании». Главная идея: человек в принципе не может познать Бога и чем больше развиваются различные учения о Боге, тем очевиднее становится невозможность знания Бога. В учении Кузанского Бог – максимум – то, больше которого не может быть. Абсолютность проявляется во всех его качествах. Человек может приблизиться к познанию Бога лишь используя аналогии. Но Бог – существо нематериальное, невозможно использовать аналогии с материальными вещами. Единственный способ – использовать математические познания. Он полагал, что наиболее приемлемой математической аналогией является бесконечность. Бог есть не только абсолютная бесконечность – максимум, но и относительная – сотворенный Богом мир. Говоря о божественном творении мира Кузанский использует понятие «мир развертывается из Бога». Мир в свернутом виде как возможность содержится в Боге. Творением Бога является и человек. Важнейшими качествами человека являются разум и свобода.
Разум человека не способен к получению абсолютно истинного знания о мире, это возможно только путем божественного откровения, однако человек, опираясь на свои познавательные способности способен получить ограниченное, относительное, но истинное знание. Всвязи с этим Кузанский и предлагает свое понимание процесса познания. Процесс познания включает следующие этапы:
1. Чувственное восприятие единичных вещей (ощущения), сохранение их в памяти посредством воображения. Чувства и воображение – первый уровень познания.
2. Рассудок. Обладает врожденными логическими формами и идеями. С их помощью чувственные данные обобщаются и выражаются в форме понятий и более сложных видов знания. Деятельность рассудка подчиняется формально-логическим законам. Рассудок обобщает, анализирует, сравнивает.
3. Разум. Важнейшая функция разума – интеграция знаний, установление взаимосвязей между различными видами знания – синтез знания и создание целостной картины познаваемого. Во многом деятельность разума носит интуитивный характер (интеллектуальная интуиция).
Идеи Кузанского во многом послужили основой для учения видного представителя натурфилософии Возрождения Джордано Бруно (1548 – 1600 гг). В учениях Джордано Бруно опирается на идеи Кузанского и естественно научные взгляды Коперника. Центральное понятие – единое. И под единым понимался Бог как максимум, как бесконечность. Как и в учении Кузанского мир Джордано Бруно истолковывает в духе пантеизма.
22. Основные идеи Ф.Бэкона и Р.Декарта. Их учение о методе.
Фрэнсис Бэкон. Центральная часть философии - учение о методе. Метод имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы.
Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание является изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятия внешнего мира, но последние нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. "Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте".
придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе исследования. указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета.
Опыты должны ставиться по методу индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы - от частного к общему.
последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице.. Среди них:
-
1). Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); -
2). Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); -
3). Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); -
4). Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него); -
5). Таблица "сбора плодов" (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).
Философия Декарта. Дуализм. Метод познания.
Рене Декарт ко всем наукам пытался применить особенности математического метода познания. Выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Суть этого метода. Во-первых в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.
три основных правила дедуктивного метода.
-
1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное. -
2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. -
3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.
Декарта подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнение в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель - помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру
23. Основные идеи Спинозы , Лейбница.
Б. Спиноза (1632 - 1677) - нидерландский философ. За отход от иудаизма еврейская община Амстердама, членом которой он был, подвергла его «великому отлучению».
Главная идея Спинозы - тождество Бога и природы, которую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внешних оснований, т.е. как причину самой себя (единая субстанция).
Мыслитель был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом.
Знание о мире Спиноза разделил на три рода: чувственное («источник смутных идей»), «понимание», соединяющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция - высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному единству.
Человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Душа есть совокупности идей, объектом которых является тело. Душа - это еще и частица «бесконечного разума Бога». Спиноза отвергал свободу воли. Свобода - это познанная необходимость. Свободный человек руководствуется только разумом. Он «ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
Г. Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед.
Основа философской системы Лейбница - учение о монадах (монадология). Монада - простая неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая монада - самостоятельная единица бытия. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы.
Философ различал монады трех видов: монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления», монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; и, наконец, высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно этому тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек - носитель монад, наделенных сознанием. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития и «возвышения».
Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее, движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей.
24. Основные идеи Локка, Беркли, Юма.
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии.
Сенсуализм (англ. sense – чувство, ощущение) – это философское учение о решающей роли ощущений в познавательном процессе и, следовательно, о приоритете чувственного опыта над разумом. (Сенсуализм тесно связан с эмпиризмом, последователи которого также считали чувственный опыт основой человеческого познания).