Файл: Курсовая работа по дисциплине Принятие и исполнение управленческих решений.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- совершенствование системы финансовой помощи медицинским учреждениям при социально-значимых и массовых заболеваниях.
Кроме финансовых проблем существуют проблемы организационного и структурного характера. Отсутствует чёткое разделение полномочий и функций в сфере государственного управления здравоохранением.
Сущность характеристик заключается в наличии учреждений здравоохранения, множество из которых дублируют друг друга в своих функциях (медицинские подразделения, департаменты и т. д.). Наличие такого дублирования приводит к неповоротливости, неуправляемости и отсутствию функциональности.
Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время миссия ФОМСов не определена. Фонды осуществляют одновременно административные и контрольные функции.
В системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС - территориальные фонды», что ведёт к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.
Итак, внутри самой системы ОМС существует ряд ключевых проблем:
- отсутствие механизма принятия управленческих решений;
- сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;
- отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
- отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;
- несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.
В законодательстве наблюдается постепенное формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией. Данная модель имеет следующие особенности:
- -передача части полномочий федерального центра регионам, при этом за Федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;
появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;
- возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.
Финансовую фрагментарность и бюджетный дисбаланс представляется возможным преодолеть при разработке и реализации целевых программ, учитывая возможности бюджетов различного уровня.
Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.
Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, таких, например, как цена. Для того чтобы регуляторы работали необходимо планировать потребности в ресурсах с использованием современных подходов на основе анализа интегральных показателей.
Для совершенствования правового законодательства необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.
Построение информационно-аналитической системы позволит усовершенствовать процесс обмена и обработки информации и достичь системности в управлении.
Проблему повышения эффективности использования человеческих ресурсов возможно решить путём использования качественной подготовки специалистов и планирования в их потребности.
Подготовка и реализация научных программ будут способствовать расширению методов научного исследования.
Движение отрасли по дорожной карте модернизации позволит создать новую и эффективную систему финансирования медицинских учреждений. Базовыми элементами этой системы должны стать:
- многофакторные тарифы за оказанную медицинскую помощь,
- отказ от реестров счетов и переход на индивидуальные счета,
- использование в расчетах половозрастных показателей населения субъектов РФ,
- проведение актуарных расчетов прогнозируемой заболеваемости,
- инновационные IТ-технологии.
В условиях модернизации системы здравоохранения, вступления в силу ряда новых нормативно-правовых актов возникает острая необходимость в проведении научного, сравнительного, социологического анализа типологии механизма управления здравоохранением на системной основе.
Система здравоохранения не является замкнутой, обособленной, она входит в общую систему органов исполнительной власти. И реализация права на охрану здоровья должна рассматриваться как комплексное явление с позиции политики здравоохранения, которая, в свою очередь, в контексте управления может выражаться в двух аспектах: а) в узком смысле как совокупности действий правительства, направленных на улучшение состояния здоровья населения путем предоставления здравоохранительных услуг и медицинского лечения; б) в широком - любые действия правительства, оказывающие влияние на состояние здоровья или болезнь отдельных людей, а не только действия органов управления здравоохранения и государственных учреждений здравоохранения, профессионалов и предоставление медицинских услуг.
В этой связи весьма остро стоит вопрос о необходимости разработки механизмов взаимодействия управляющих органов с непосредственными исполнителями - учреждениями здравоохранения, а также механизмов взаимодействия медицинских организаций с потребителями медицинских услуг - пациентами.
В данном случае внутри системы необходимо будет определить четкие критерии взаимодействия, решить ряд процедурных вопросов.
Содержательным аспектом и выражением воли управляющей системы является нормотворческая деятельность. На сегодняшний день пласт подзаконных нормативно-правовых актов нуждается в коренном реформировании в соответствии с новыми законами.
На субъект управления возлагается задача устанавливать четкие, понятные критерии правомерного поведения, а также разработка санкций за их несоблюдение. Однако в настоящий момент ввиду отсутствия нормативных актов, предусматривающих механизм реализации норм, закрепленных в федеральном законодательстве, актуальным является вопрос формирования порядка реализации правовых норм посредством разработки и внедрения административных регламентов на уровне органов исполнительной власти и формирования локальной правовой базы учреждений здравоохранения.
Посредством административных регламентов и локальных правовых актов необходимо сформировать механизм реализации законодательных положений, сформировать внутрисистемные и межсистемные взаимосвязи, решить вопросы координации и контроля управляющего субъекта с объектом управления.
В частности, в более детальной регламентации нуждаются следующие аспекты:
- вопросы осуществления страховыми медицинскими организациями и специалистами фонда обязательного медицинского страхования контроля качества оказания услуг медицинскими организациями;
- разработка административного регламента, определяющего порядок этапного перехода на тарифы с полным возмещением расходов на оказание медицинской помощи, стоимости оказанной медицинской услуги;
- разработка и внедрение четкого регламента осуществления платежей за оказанную медицинскую услугу;
- разработка механизма реализации правоотношений по предоставлению гражданину-пациенту информации о его состоянии здоровья, включая перечень необходимой информации, сроки предоставления;
- внедрение механизма реализации комплексных отраслевых норм по оказанию медицинскими работниками услуг
пациентам в рамках действующего законодательства, включая алгоритм реализации права на выбор врача в условиях многопрофильного стационара, с учетом норм административного права, трудового права;
- разработка порядка обжалования актов, принятых в результате проведения контрольных мероприятий и экспертиз в отношении страховых медицинских организаций;
- закрепление норм на уровне локального правового акта по оптимизации административно-правового механизма ресурсного обеспечения многопрофильного лечебного учреждения [4];
- вопросы разработки, оформления информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи и отказа от медицинской помощи.
Применительно к содержательной части административных регламентов целесообразно закрепить:
- описание последовательности действий по исполнению административной процедуры;
- нормативные сроки осуществления действий должностными (ответственными) лицами;
- порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными (ответственными) лицами, другими органами власти и учреждениями;
- перечень оснований для отказа в предоставлении государственной функции;
- порядок предоставления информации о действиях и административных процедурах;
- возможность установления персональной ответственности должностных (ответственных) лиц за соблюдение требований административных регламентов.
Таким образом, формирование механизмов реализации отдельных норм посредством внедрения административных регламентов и локальных правовых актов позволит повысить качество и эффективность медицинской услуги, а также улучшить реализацию действующих федеральных законов.
Заключение
В результате проведенных исследований был сделан анализ методов управления здравоохранением, определены задачи государства на этапе реформирования. Государство регулирует эти процессы, устанавливая правовую структуру предпринимательской деятельности, контролируя ее соблюдение. Государство формирует и контролирует выполнение различных социально-политических программ здравоохранения.
В здравоохранении рыночным отношениям происходят при государственном регулировании. Методы управления государством являются, прежде всего, экономическими Регулирование - вид управляющей деятельности государства на современном этапе развития системы здравоохранения
, ориентированной на технологическую реализацию государственного управления, приобретающий форму механизма, технологии, метода, способа управления. Механизмами государственного регулирования здравоохранением называется системная совокупность средств. Регулирование становится основным механизмом реализации государственной политики в здравоохранении. Целью государственного регулирования является упорядочение отношений между различными субъектами и объектами взаимодействия, осуществляемого в целях охраны здоровья граждан. К числу механизмов государственного регулирования здравоохранения на современном этапе развития относятся ключевые: правовой, организационно-административный, экономический, кадровый и информационно-аналитический. В России основными методами контроля качества медицинской помощи в настоящее время являются медицинские стандарты, показатели деятельности ЛПУ и экспертные оценки. Безопасность медицинской помощи государство гарантирует с помощью контрольно-разрешительных механизмов. Это, прежде всего, лицензирование. Одной из важнейших целей проводимого в настоящее время реформирования системы здравоохранения является адаптация этой отрасли к условиям рыночных отношений, развивающихся во всех сферах социально-экономической жизни нашего общества.
В работе представлена модель механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения Оренбургской области , в основу которого заложен принцип «управления по результатам» и распределения ресурсов во времени посредством бюджетирования, учитывающая выявленные взаимосвязи между целями государственной политики, современной институциональной структурой сферы здравоохранения и инструментами государственного регулирования на макро-, мезо- и микро- уровнях на примере Оренбургской области. Основная задача модернизации, а также «дорожной карты» развития здравоохранения - организация эффективной многоуровневой системы оказания медицинской помощи. Социальные дорожные карты создаются для упрощения принятия управленческих решений. Создание социальной дорожной карты - это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в развитии отрасли. Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время. Создание дорожных карт помогает руководителям ведомств и департаментов отрасли удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать ресурсами и технологиями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов.