Файл: ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ № 215 Об определении рыночной стоимости.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ
РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
РАЗДЕЛ 5. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 6. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 7. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОЦЕНИВА-ЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Общая доля препаратов ТОП-20 составила 11,0% от всего коммерческого аптечного рынка ЛП, это чуть меньше, чем в марте. Состав рейтинга в апреле 2019 г. заметно изменился по сравнению с мартом, появился один новый препарат - миорелаксант центрального действия «Мидокалм» (+1 строчка). Рейтинг покинул ферментный препарат «Креон» (25-я позиция).
Тройка брендов лекарственных препаратов коммерческого рынка заметно изменилась. Первое место за собой сохранил антикоагулянтный препарат прямого действия «Ксарелто» (-1,2%). На вторую строчку поднялся антиоксидант «Мексидол», объём реализации которого вырос на 1,8%. На третью позицию с пятой переместилось венотонизирующее средство «Детралекс» (+5,4%).
13 брендов «двадцатки» отметились падением продаж, наибольший темп снижения объёма реализации был отмечен у противовирусного препарата «Ингавирин» (-35,3%). Максимальное увеличение продаж продемонстрировали антиагрегантное средство «Кардиомагнил» (+8,3%) и НПВП «Найз» (+5,5%).
Биологически активные добавки
В апреле 2019 года в аптечных учреждениях России продавалось 2 117 брендов биологически активных добавок от 797 производителей.
На рисунке 12 отражена динамика объёма аптечного рынка БАД России с апреля 2018 г. по апрель 2019 г.
Рисунок 12
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Объём российского рынка БАД в апреле 2019 г. составил 27,3 млн упаковок на сумму 5,1 млрд рублей. Относительно марта объём реализации биодобавок увеличился на 4,9% в стоимостном выражении, в натуральных единицах измерения продажи выросли на 7,8%.
В апреле 2019 г. средняя стоимость упаковки БАД была равна 186,8 руб., что на 2,6% ниже, чем в марте.
В итоге за первые четыре месяца 2019 года коммерческий рынок БАД вырос в рублях на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, и составил 19,1 млрд рублей. В упаковках за этот же период рынок уменьшился на 14,3% до 101,8 млн упаковок.
В таблице 15 представлены производители БАД с наибольшим объёмом аптечных продаж в России в апреле 2019 г.
Таблица 15
Рейтинг |
Фирма-производитель |
Стоимостной объём, млн руб. |
Доля |
Прирост стоимостного объёма Апрель 2019 / Апрель 2018 |
|
Апрель 2018 г. |
Апрель 2019 г. |
||||
1 |
1 |
Эвалар |
937,2 |
18,40% |
4,60% |
3 |
2 |
Solgar Vitamin And Herb |
284,6 |
5,60% |
30,40% |
2 |
3 |
Pharma-Med |
242,8 |
4,80% |
-3,00% |
6 |
4 |
Аквион |
222,5 |
4,40% |
41,90% |
13 |
5 |
Takeda |
183,4 |
3,60% |
115,40% |
5 |
6 |
Отисифарм |
168 |
3,30% |
-4,70% |
4 |
7 |
Bausch Health |
159,5 |
3,10% |
-11,10% |
7 |
8 |
Queisser Pharma |
159,2 |
3,10% |
2,00% |
8 |
9 |
Stada |
132,4 |
2,60% |
2,60% |
9 |
10 |
Merk Selbstmedikation |
118,3 |
2,30% |
-2,60% |
Итого: |
2 607,90 |
51,10% |
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
В апреле 2019 г. рейтинг производителей на аптечном рынке БАД существенно изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Традиционно компания «Эвалар» удерживает лидирующую позицию (объём продаж вырос на 4,6%), при этом доля производителя на рынке уменьшилась на 0,4%. Положительную динамику корпорации обеспечили линейка средств нового поколения с эффектом омоложения организма изнутри Anti-Age (+444,9%), травяные чаи «Эвалар Био» (+15,3%) и витамины для зрения «Эвалар Черника Форте» (+9,5%). А вот продажи популярной ранее линейки для похудения «Турбослим» (-9,2%), наоборот, упали.
На вторую строчку поднялся американский производитель Solgar Vitamin And Herb за счёт прироста объёма реализации на 30,4%. У компании всего один бренд - Solgar, который имеет целую линейку биологических добавок с широким спектром действия: от БАД для поддержания пищеварительной системы до добавок, влияющих на функционирование ЦНС. В апреле 2019 самой востребованной позицией оказалась «Solgar тройная омега 3 ЭПК и ДГК капсулы 950 мг №50» (доля в ассортименте производителя 10,2%; прирост +46,6%), которая позиционируется производителем как дополнительный источник полиненасыщенных жирных кислот Омега 3 (эйкозапентаеновой и докозагексаеновой кислот). При этом объём реализации «Solgar комплекс жирных кислот омега 3-6-9 капсулы 1300 мг №60» (-14,7%) и «Solgar мульти I таблетки №30» (-0,2%) сократился.
На третье место опустилась компания Pharma-Med (доля на рынке 4,8%) с основным продуктом — добавкой «Бак-Сет» для поддержания и восстановления нормальной микрофлоры кишечника. Продажи всех брендов корпорации, за исключением лидера «Бак-Сет» (+17,5%) и добавки «Спермактин Форте» (+1,5%), направленной на повышение функций сперматогенеза предстательной железы, упали.
Основные изменения в рейтинге коснулись следующих производителей:
- Японская фармкорпорация Takeda (+8 строчек) показала наилучшую динамику продаж среди лидеров: +115,4%. В ассортименте импортного производителя всего 3 торговых наименования биодобавок. Лидером продаж стал витаминно-минеральный комплекс «Витрум» (+239,7%).
- Отечественная компания «Аквион» (+41,9%) поднялась на 4-ю строчку рейтинга. Производитель выпускает широкую линейку пищевых добавок — 45 позиций, которая представлена разнонаправленными продуктами. Основную роль в положительной динамике продаж фирмы сыграли: комплексы витаминов «Вито Плюс» (+174,2%), линейка витаминных добавок «Витаминно¬Минеральный Комплекс» (+62,1%), а также «новинка» - биодобавка «Будь Здоров» (объём реализации 9,9 млн рублей), нормализующая процессы возбуждения и торможения в ЦНС.
- Производитель Bausch Health (-11,1%), наоборот, продемонстрировал максимальное падение среди компаний «десятки» и опустился на три строчки вниз. Среди десяти самых востребованных брендов фирмы только двум удалось нарастить объём реализации - пастилки и таблетки при заболеваниях горла «Шалфей» (+21,5%) и таблетки «Лютеин Комплекс» (+0,7%), применяемые для поддержания и улучшения физиологического состояния органов зрения. Отрицательную динамику компании обеспечили биодобавка «Лютеин Форте» (-23,3%) для поддержания зрения, хондропротектор «Глюкозамин Максимум» (-22,7%) и основная марка «Натурино» (-22,1%) - добавка, восполняющая дефицит микронутриентов.
- Корпорации «Отисифарм», Queisser Pharma, Stada, Merk Selbstmedikation переместились на одну позицию вниз.
Высокие темпы продаж среди компаний, расположившихся за чертой ТОП-10, были отмечены у Natures Bounty (+97,5%) и «Квадрат-С» (+86,7%). В апреле 2019 года основную выручку Natures Bounty принесли таблетки «Natures Bounty коллаген гидролизованный с витамином С таблетки №90». За год продажи данной позиции увеличились на 205,6%. У компании «Квадрат-С» широкий ассортимент БАД — порядка 26 брендов, но основной рост обеспечили витамины «Лютеин Форте» (+295,9%) для глаз и добавка «Витамир» (+261,8%), рекомендуемая в качестве дополнительного источника витаминов.
В таблице 16 представлен ТОП-20 БАД по объёму аптечных продаж в России.
Таблица 16
Рейтинг |
Бренд |
Фирма- производитель |
Стоимостной объём, млн руб. |
Доля |
Прирост стоимостного объёма Апрель 2019/ Апрель 2018 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Апрель |
Апрель |
|||||
2018 г. |
2019 г. |
|||||
1 |
1 |
Solgar |
Solgar Vitamin And Herb |
284,6 |
5,60% |
30,40% |
2 |
2 |
Доппельгерц |
Queisser Pharma |
159,2 |
3,10% |
2,00% |
3 |
3 |
Фитолакс |
Эвалар |
148,6 |
2,90% |
2,40% |
18 |
4 |
Витрум |
Takeda |
142,3 |
2,80% |
209,80% |
5 |
5 |
Фемибион |
Merk Selbstmedikation |
118,3 |
2,30% |
-2,60% |
4 |
6 |
Турбослим |
Эвалар |
118,3 |
2,30% |
-9,20% |
13 |
7 |
Бак-Сет |
Pharma-Med |
86,6 |
1,70% |
32,20% |
8 |
8 |
Эвалар Глицин |
Эвалар |
84,6 |
1,70% |
-0,60% |
10 |
9 |
Гематоген |
Разные |
75,3 |
1,50% |
-0,10% |
7 |
10 |
Компливит |
Отисифарм |
75,2 |
1,50% |
-16,70% |
6 |
11 |
Максилак |
Оболенское |
68,7 |
1,30% |
-30,10% |
26 |
12 |
Natures Bounty |
Natures Bounty |
67,2 |
1,30% |
98,20% |
11 |
13 |
Супрадин |
Bayer |
65,7 |
1,30% |
-11,60% |
9 |
14 |
Витамишки |
Pharma-Med |
61,9 |
1,20% |
-18,00% |
16 |
15 |
Эвалар Пустырник |
Эвалар |
57,9 |
1,10% |
1,10% |
17 |
16 |
Овесол |
Эвалар |
56,2 |
1,10% |
3,90% |
15 |
17 |
Алфавит |
Recordati |
49,2 |
1,00% |
-18,40% |
12 |
18 |
Нормобакт |
Genefar |
49,1 |
1,00% |
-26,80% |
128 |
19 |
Anti-Age |
Эвалар |
43,9 |
0,90% |
444,90% |
20 |
20 |
Линекс Для Детей |
Novartis |
37,4 |
0,70% |
-6,50% |
Итого: |
1 850,40 |
36,20% |
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Перечень брендов БАД, вошедших по итогам апреля 2019 г. в ТОП-20, изменился не существенно по сравнению с апрелем 2018 г. (2-е новых позиции), но заметно поменялось расположение брендов.
Тройка лидеров осталась без изменений - рейтинг возглавила линейка Solgar, нарастив свои объёмы реализации на 30,4%. Вторую строчку за собой сохранил БАД «Доппельгерц» компании Queisser Pharma, показав небольшой прирост на 2,0%. Тройку лидеров замыкает отечественная добавка «Фитолакс» (+2,4%) производства «Эвалар».
В рейтинге две «новинки». Бренд Anti-Age (+109 мест) компании «Эвалар» по итогам апреля попал на 19-ю строчку рейтинга, продемонстрировав наилучший результат среди брендов «двадцатки» (+444,9%). Также в рейтинг вошла добавка Natures Bounty (+14 строчек) одноимённого производителя Natures Bounty за счёт прироста продаж на 98,2%.
Из существенных положительных результатов также стоит отметить динамику витаминного комплекс «Витрум» (+209,8%) производства компании Takeda.
Заметим, что 11 БАД, вошедших по итогам апреля 2019 г. в ТОП-20 торговых наименований, показали снижение продаж относительно аналогичного периода прошлого года.
Максимальное падение объёмов аптечной реализации наблюдалось у БАД следующих наименований: добавки «Максилак» (-30,1% к уровню продаж апреля 2018 г.) и «Нормобакт» (-26,8%) для поддержания нормальной микрофлоры кишечника, серия витаминно-минеральных комплексов «Алфавит» (-18,4%).
Компания «Эвалар» остаётся самой представленной в рейтинге брендов - шесть позиций из двадцати принадлежат ей. Суммарно доля марок, принадлежащих производителю «Эвалар», в ТОП-20 составила 10,0%.
На рисунке 13 отражена динамика потребления БАД (в стоимостном выражении) из разных ценовых категорий.
Рисунок 13
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Категория «От 150 до 500 руб.» на протяжении долгого времени являлась наиболее популярным ценовым сегментом биодобавок, однако в апреле 2019 г. структура продаж изменилась в пользу высокого ценового сегмента относительно апреля прошлого года. Доля дорогостоящих БАД в апреле 2019 г. выросла до уровня 45,8%, что на 6,5% выше удельного веса группы в апреле предыдущего года и на 0,7% выше показателя марта. Средняя стоимость упаковки в апреле 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года упала на 1,6%, и составила 872,2 руб./упак.
Вес группы биодобавок с ценой от 150 до 500 руб. в апреле 2019 г. уменьшился по сравнению с мартом на 1,2%, а по сравнению с апрелем прошлого года сократился на 4,5%. Средневзвешенная стоимость биологической добавки из этого ценового сегмента составила 295,2 руб./упак. (-1,0% относительно апреля 2018 г.).
Снизилась на 1,1% относительно апреля 2018 г. доля сегмента БАД со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. За месяц доля выросла на 0,3%. Средняя стоимость упаковки увеличилась на 1,7% при сравнении с апрелем прошлого года (83,5 руб.).
Доля БАД нижнего ценового сегмента в апреле 2019 г. относительно апреля 2018 сократилась на 1,0%, составив 4,9%. Средняя стоимость упаковки выросла относительно апреля прошлого года на 1,8% до 20,9 руб./упак.
Соотношение объёмов аптечных продаж отечественных и импортных БАД в России отражено на рисунке 14.
Рисунок 14
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Доля БАД российского производства от общего объёма коммерческого рынка по итогам апреля 2019 г. составила 55,5% в стоимостном выражении и 82,7% в натуральном. Удельный вес БАД зарубежного производства вырос в стоимостном объёме рынка — на них пришлось 44,5% по итогам месяца, тогда как годом ранее эта цифра составляла 42,8%. В натуральном выражении доля импортных добавок снизилась с 17,5% в апреле 2018 г. до 17,3% в апреле 2019 г.
При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить падение продаж в натуральном выражении как у отечественных, так и у импортных добавок в апреле 2019 года к аналогичному месяцу 2018 года: -5,1% и -6,8% соответственно. Объём реализации в рублях у российских биодобавок увеличился на 4,2%, а вот продажи зарубежных БАД выросли на 11,5%.
Вывод. Объём коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. составил 83,7 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с мартом ёмкость рынка сократилась на 3,7%. В сравнении с апрелем 2018 г. в текущем году рынок показал прирост реализации на 1,3%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в апреле по сравнению с мартом уменьшилась на 2,2%, и составила 195,1 рублей.
Увеличение коммерческого рынка лекарств за первые четыре месяца 2019 года относительно аналогичного периода 2018 года в рублёвом эквиваленте составило 1,6%. Общая ёмкость составила 338,8 млрд рублей.
Структура коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. по ценовым сегментам изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Удельный вес группы лекарственных препаратов до 50 руб. уменьшился на 0,3% относительно апреля 2018 г., и составил 4,4%. Доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. составила 10,7% (-0,5%). Удельный вес группы лекарств с ценовым диапазоном 150-500 руб. сократился с 42,8% в апреле 2018 г. до 40,9% в апреле 2019 г. Доля дорогостоящих препаратов составила 44,0%, что на 2,6% выше веса группы в предыдущем году.