Файл: ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ № 215 Об определении рыночной стоимости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Общая доля препаратов ТОП-20 составила 11,0% от всего коммерческого аптечного рынка ЛП, это чуть меньше, чем в марте. Состав рейтинга в апреле 2019 г. заметно изменился по сравнению с мартом, появился один новый препарат - миорелаксант центрального действия «Мидокалм» (+1 строчка). Рейтинг покинул ферментный препарат «Креон» (25-я позиция).

Тройка брендов лекарственных препаратов коммерческого рынка заметно изменилась. Первое место за собой сохранил антикоагулянтный препарат прямого действия «Ксарелто» (-1,2%). На вторую строчку поднялся антиоксидант «Мексидол», объём реализации которого вырос на 1,8%. На третью позицию с пятой переместилось венотонизирующее средство «Детралекс» (+5,4%).

13 брендов «двадцатки» отметились падением продаж, наибольший темп снижения объёма реализации был отмечен у противовирусного препарата «Ингавирин» (-35,3%). Максимальное увеличение продаж продемонстрировали антиагрегантное средство «Кардиомагнил» (+8,3%) и НПВП «Найз» (+5,5%).

Биологически активные добавки

В апреле 2019 года в аптечных учреждениях России продавалось 2 117 брендов биологически активных добавок от 797 производителей.

На рисунке 12 отражена динамика объёма аптечного рынка БАД России с апреля 2018 г. по апрель 2019 г.

Рисунок 12

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Объём российского рынка БАД в апреле 2019 г. составил 27,3 млн упаковок на сумму 5,1 млрд рублей. Относительно марта объём реализации биодобавок увеличился на 4,9% в стоимостном выражении, в натуральных единицах измерения продажи выросли на 7,8%.

В апреле 2019 г. средняя стоимость упаковки БАД была равна 186,8 руб., что на 2,6% ниже, чем в марте.

В итоге за первые четыре месяца 2019 года коммерческий рынок БАД вырос в рублях на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, и составил 19,1 млрд рублей. В упаковках за этот же период рынок уменьшился на 14,3% до 101,8 млн упаковок.

В таблице 15 представлены производители БАД с наибольшим объёмом аптечных продаж в России в апреле 2019 г.

Таблица 15

Рейтинг

Фирма-производитель

Стоимостной объём, млн руб.

Доля

Прирост стоимостного объёма Апрель 2019 / Апрель 2018

Апрель 2018 г.

Апрель 2019 г.

1

1

Эвалар

937,2

18,40%

4,60%

3

2

Solgar Vitamin And Herb

284,6

5,60%

30,40%

2

3

Pharma-Med

242,8

4,80%

-3,00%

6

4

Аквион

222,5

4,40%

41,90%

13

5

Takeda

183,4

3,60%

115,40%

5

6

Отисифарм

168

3,30%

-4,70%

4

7

Bausch Health

159,5

3,10%

-11,10%

7

8

Queisser Pharma

159,2

3,10%

2,00%

8

9

Stada

132,4

2,60%

2,60%

9

10

Merk Selbstmedikation

118,3

2,30%

-2,60%

Итого:

2 607,90

51,10%


Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

В апреле 2019 г. рейтинг производителей на аптечном рынке БАД существенно изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Традиционно компания «Эвалар» удерживает лидирующую позицию (объём продаж вырос на 4,6%), при этом доля производителя на рынке уменьшилась на 0,4%. Положительную динамику корпорации обеспечили линейка средств нового поколения с эффектом омоложения организма изнутри Anti-Age (+444,9%), травяные чаи «Эвалар Био» (+15,3%) и витамины для зрения «Эвалар Черника Форте» (+9,5%). А вот продажи популярной ранее линейки для похудения «Турбослим» (-9,2%), наоборот, упали.

На вторую строчку поднялся американский производитель Solgar Vitamin And Herb за счёт прироста объёма реализации на 30,4%. У компании всего один бренд - Solgar, который имеет целую линейку биологических добавок с широким спектром действия: от БАД для поддержания пищеварительной системы до добавок, влияющих на функционирование ЦНС. В апреле 2019 самой востребованной позицией оказалась «Solgar тройная омега 3 ЭПК и ДГК капсулы 950 мг №50» (доля в ассортименте производителя 10,2%; прирост +46,6%), которая позиционируется производителем как дополнительный источник полиненасыщенных жирных кислот Омега 3 (эйкозапентаеновой и докозагексаеновой кислот). При этом объём реализации «Solgar комплекс жирных кислот омега 3-6-9 капсулы 1300 мг №60» (-14,7%) и «Solgar мульти I таблетки №30» (-0,2%) сократился.

На третье место опустилась компания Pharma-Med (доля на рынке 4,8%) с основным продуктом — добавкой «Бак-Сет» для поддержания и восстановления нормальной микрофлоры кишечника. Продажи всех брендов корпорации, за исключением лидера «Бак-Сет» (+17,5%) и добавки «Спермактин Форте» (+1,5%), направленной на повышение функций сперматогенеза предстательной железы, упали.

Основные изменения в рейтинге коснулись следующих производителей:

  • Японская фармкорпорация Takeda (+8 строчек) показала наилучшую динамику продаж среди лидеров: +115,4%. В ассортименте импортного производителя всего 3 торговых наименования биодобавок. Лидером продаж стал витаминно-минеральный комплекс «Витрум» (+239,7%).
  • Отечественная компания «Аквион» (+41,9%) поднялась на 4-ю строчку рейтинга. Производитель выпускает широкую линейку пищевых добавок — 45 позиций, которая представлена разнонаправленными продуктами. Основную роль в положительной динамике продаж фирмы сыграли: комплексы витаминов «Вито Плюс» (+174,2%), линейка витаминных добавок «Витаминно¬Минеральный Комплекс» (+62,1%), а также «новинка» - биодобавка «Будь Здоров» (объём реализации 9,9 млн рублей), нормализующая процессы возбуждения и торможения в ЦНС.
  • Производитель Bausch Health (-11,1%), наоборот, продемонстрировал максимальное падение среди компаний «десятки» и опустился на три строчки вниз. Среди десяти самых востребованных брендов фирмы только двум удалось нарастить объём реализации - пастилки и таблетки при заболеваниях горла «Шалфей» (+21,5%) и таблетки «Лютеин Комплекс» (+0,7%), применяемые для поддержания и улучшения физиологического состояния органов зрения. Отрицательную динамику компании обеспечили биодобавка «Лютеин Форте» (-23,3%) для поддержания зрения, хондропротектор «Глюкозамин Максимум» (-22,7%) и основная марка «Натурино» (-22,1%) - добавка, восполняющая дефицит микронутриентов.
  • Корпорации «Отисифарм», Queisser Pharma, Stada, Merk Selbstmedikation переместились на одну позицию вниз.

Высокие темпы продаж среди компаний, расположившихся за чертой ТОП-10, были отмечены у Natures Bounty (+97,5%) и «Квадрат-С» (+86,7%). В апреле 2019 года основную выручку Natures Bounty принесли таблетки «Natures Bounty коллаген гидролизованный с витамином С таблетки №90». За год продажи данной позиции увеличились на 205,6%. У компании «Квадрат-С» широкий ассортимент БАД — порядка 26 брендов, но основной рост обеспечили витамины «Лютеин Форте» (+295,9%) для глаз и добавка «Витамир» (+261,8%), рекомендуемая в качестве дополнительного источника витаминов.

В таблице 16 представлен ТОП-20 БАД по объёму аптечных продаж в России.

Таблица 16

Рейтинг

Бренд

Фирма- производитель

Стоимостной объём, млн руб.

Доля

Прирост стоимостного объёма Апрель 2019/ Апрель 2018

Апрель

Апрель

2018 г.

2019 г.

1

1

Solgar

Solgar Vitamin And Herb

284,6

5,60%

30,40%

2

2

Доппельгерц

Queisser Pharma

159,2

3,10%

2,00%

3

3

Фитолакс

Эвалар

148,6

2,90%

2,40%

18

4

Витрум

Takeda

142,3

2,80%

209,80%

5

5

Фемибион

Merk Selbstmedikation

118,3

2,30%

-2,60%

4

6

Турбослим

Эвалар

118,3

2,30%

-9,20%

13

7

Бак-Сет

Pharma-Med

86,6

1,70%

32,20%

8

8

Эвалар Глицин

Эвалар

84,6

1,70%

-0,60%

10

9

Гематоген

Разные

75,3

1,50%

-0,10%

7

10

Компливит

Отисифарм

75,2

1,50%

-16,70%

6

11

Максилак

Оболенское

68,7

1,30%

-30,10%

26

12

Natures Bounty

Natures Bounty

67,2

1,30%

98,20%

11

13

Супрадин

Bayer

65,7

1,30%

-11,60%

9

14

Витамишки

Pharma-Med

61,9

1,20%

-18,00%

16

15

Эвалар Пустырник

Эвалар

57,9

1,10%

1,10%

17

16

Овесол

Эвалар

56,2

1,10%

3,90%

15

17

Алфавит

Recordati

49,2

1,00%

-18,40%

12

18

Нормобакт

Genefar

49,1

1,00%

-26,80%

128

19

Anti-Age

Эвалар

43,9

0,90%

444,90%

20

20

Линекс Для Детей

Novartis

37,4

0,70%

-6,50%

Итого:

1 850,40

36,20%


Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Перечень брендов БАД, вошедших по итогам апреля 2019 г. в ТОП-20, изменился не существенно по сравнению с апрелем 2018 г. (2-е новых позиции), но заметно поменялось расположение брендов.

Тройка лидеров осталась без изменений - рейтинг возглавила линейка Solgar, нарастив свои объёмы реализации на 30,4%. Вторую строчку за собой сохранил БАД «Доппельгерц» компании Queisser Pharma, показав небольшой прирост на 2,0%. Тройку лидеров замыкает отечественная добавка «Фитолакс» (+2,4%) производства «Эвалар».

В рейтинге две «новинки». Бренд Anti-Age (+109 мест) компании «Эвалар» по итогам апреля попал на 19-ю строчку рейтинга, продемонстрировав наилучший результат среди брендов «двадцатки» (+444,9%). Также в рейтинг вошла добавка Natures Bounty (+14 строчек) одноимённого производителя Natures Bounty за счёт прироста продаж на 98,2%.

Из существенных положительных результатов также стоит отметить динамику витаминного комплекс «Витрум» (+209,8%) производства компании Takeda.

Заметим, что 11 БАД, вошедших по итогам апреля 2019 г. в ТОП-20 торговых наименований, показали снижение продаж относительно аналогичного периода прошлого года.

Максимальное падение объёмов аптечной реализации наблюдалось у БАД следующих наименований: добавки «Максилак» (-30,1% к уровню продаж апреля 2018 г.) и «Нормобакт» (-26,8%) для поддержания нормальной микрофлоры кишечника, серия витаминно-минеральных комплексов «Алфавит» (-18,4%).

Компания «Эвалар» остаётся самой представленной в рейтинге брендов - шесть позиций из двадцати принадлежат ей. Суммарно доля марок, принадлежащих производителю «Эвалар», в ТОП-20 составила 10,0%.

На рисунке 13 отражена динамика потребления БАД (в стоимостном выражении) из разных ценовых категорий.

Рисунок 13

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Категория «От 150 до 500 руб.» на протяжении долгого времени являлась наиболее популярным ценовым сегментом биодобавок, однако в апреле 2019 г. структура продаж изменилась в пользу высокого ценового сегмента относительно апреля прошлого года. Доля дорогостоящих БАД в апреле 2019 г. выросла до уровня 45,8%, что на 6,5% выше удельного веса группы в апреле предыдущего года и на 0,7% выше показателя марта. Средняя стоимость упаковки в апреле 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года упала на 1,6%, и составила 872,2 руб./упак.


Вес группы биодобавок с ценой от 150 до 500 руб. в апреле 2019 г. уменьшился по сравнению с мартом на 1,2%, а по сравнению с апрелем прошлого года сократился на 4,5%. Средневзвешенная стоимость биологической добавки из этого ценового сегмента составила 295,2 руб./упак. (-1,0% относительно апреля 2018 г.).

Снизилась на 1,1% относительно апреля 2018 г. доля сегмента БАД со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. За месяц доля выросла на 0,3%. Средняя стоимость упаковки увеличилась на 1,7% при сравнении с апрелем прошлого года (83,5 руб.).

Доля БАД нижнего ценового сегмента в апреле 2019 г. относительно апреля 2018 сократилась на 1,0%, составив 4,9%. Средняя стоимость упаковки выросла относительно апреля прошлого года на 1,8% до 20,9 руб./упак.

Соотношение объёмов аптечных продаж отечественных и импортных БАД в России отражено на рисунке 14.

Рисунок 14

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Доля БАД российского производства от общего объёма коммерческого рынка по итогам апреля 2019 г. составила 55,5% в стоимостном выражении и 82,7% в натуральном. Удельный вес БАД зарубежного производства вырос в стоимостном объёме рынка — на них пришлось 44,5% по итогам месяца, тогда как годом ранее эта цифра составляла 42,8%. В натуральном выражении доля импортных добавок снизилась с 17,5% в апреле 2018 г. до 17,3% в апреле 2019 г.

При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить падение продаж в натуральном выражении как у отечественных, так и у импортных добавок в апреле 2019 года к аналогичному месяцу 2018 года: -5,1% и -6,8% соответственно. Объём реализации в рублях у российских биодобавок увеличился на 4,2%, а вот продажи зарубежных БАД выросли на 11,5%.

Вывод. Объём коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. составил 83,7 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с мартом ёмкость рынка сократилась на 3,7%. В сравнении с апрелем 2018 г. в текущем году рынок показал прирост реализации на 1,3%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в апреле по сравнению с мартом уменьшилась на 2,2%, и составила 195,1 рублей.

Увеличение коммерческого рынка лекарств за первые четыре месяца 2019 года относительно аналогичного периода 2018 года в рублёвом эквиваленте составило 1,6%. Общая ёмкость составила 338,8 млрд рублей.

Структура коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. по ценовым сегментам изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Удельный вес группы лекарственных препаратов до 50 руб. уменьшился на 0,3% относительно апреля 2018 г., и составил 4,4%. Доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. составила 10,7% (-0,5%). Удельный вес группы лекарств с ценовым диапазоном 150-500 руб. сократился с 42,8% в апреле 2018 г. до 40,9% в апреле 2019 г. Доля дорогостоящих препаратов составила 44,0%, что на 2,6% выше веса группы в предыдущем году.