Файл: ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ № 215 Об определении рыночной стоимости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одна инициатива так и осталась пока пилотным проектом. Речь в данном случае идёт о лекарственном возмещении. На протяжении нескольких лет обсуждались возможные схемы его реализации. Но в 2018 году никаких новых решений принято не было. Регионы сами проводят различные «эксперименты». Например, в Москве с 1 марта по 31 декабря 2019 года льготные категории граждан с московской пропиской могут обратиться за получением компенсационной выплаты на приобретение лекарственного препарата взамен получения бесплатного лекарства или приобретения лекарств с 50% скидкой, если необходимый препарат отсутствует по федеральной программе. То есть, опять эксперимент рассчитан на ограниченный список лиц.

Стоит отметить, что все инициативы, которые получают отметку «Быть», могут привести к существенным изменениям на рынке. С 2019 года заработала новая система ценообразования для препаратов, относящихся к ЖНВЛП. Методика рассчитана на то, что цены на лекарственные средства, входящие в этот список, должны понизиться. Все ли производители пойдут на этот шаг или просто решат уйти с рынка?

И такие системообразующие законы принимаются в не совсем благоприятных экономических условиях для фармрынка. Поэтому его участники ищут новые способы «выживания».

Объем фармацевтического рынка России в 2018 году достиг 1 682 млрд рублей, что на 2,6% выше, чем годом ранее. Объемы продаж лекарств в натуральном выражении выросли на 1,5%, и составили 6,4 млрд упаковок.

Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент лекарств. Динамика розничного рынка продолжила положительную тенденцию 2017 года в упаковках. Прирост рынка в рублях ниже, чем в 2017 году. На это повлиял, в том числе, и низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, который не привёл к росту спроса на «сезонные» препараты. В 2018 году на рынке превалировали две тенденции: снижение доли безрецептурных препаратов и рост рынка за счет двух ценовых сегментов — «до 50 рублей» и «свыше 500 рублей». Таким образом, структура потребления меняется в зависимости от доходов потребителя.

Государственный сегмент в 2018 году в деньгах остался на уровне 2017 года, а вот в упаковках сократился. Основной причиной является перераспределение закупленных лекарств в 2017 году на потребности прошлого года. Также наблюдается продолжающийся рост сегмента льготного лекарственного обеспечения, финансируемого из регионального бюджета.

Доля лекарств импортного производства в целом на рынке по итогам 2018 года составила 70,2% в рублях и 39,4% в упаковках. Первые места в рейтинге производителей сохранили за собой иностранные компании: Sanofi, Novartis, Bayer. В рейтинге ТОП-20 три отечественных производителя: «Отисифарм», «Фармстандарт» и (впервые в него попал) «Биокад».


Консолидация на аптечном рынке принимает всё новые формы: появились партнерские союзы со «средними» и крупными (более 1000 точек) сетями, организовываются объединения для единичных аптек, и это помимо уже сложившихся компаний. Доля ТОП-20 игроков составила 58%. Наилучших результатов в объединении аптек и аптечных сетей добилась «АСНА», заняв 13,2%. Среди «традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная сеть «Ригла» — 5,6%. На третью строчку поднялась компания ГК «Эркафарм» с долей 5,3%. ТОП-5 маркетинговых ассоциаций занимают 12,5% рынка.

В 2018 году дистрибьюторы изменили взаимоотношения с аптечными сетями в сторону ужесточения процесса отгрузки товара. Они стали требовать дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек (страхование или банковские гарантии). Изменения в принципах работы дистрибьюторов сказались на результатах и динамике лидеров. ТОП-10 компаний заняли порядка 72%. В 2018 году первое место сохранил дистрибьютор «Протек», заняв 16%. Второе место у дистрибьютора «Катрен» с долей 15,5%. Эти две компании показали отрицательную динамику по обороту относительно 2017 года. ТОП-3 в 2018 году замыкает дистрибьютор «Пульс» с долей 14,6%.

Фармацевтический рынок России. Апрель 2019.

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи ЛП и парафармацевтики без учёта продаж по Программе ДЛО.

Государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи ЛП по Программе ДЛО, региональной льготе, а также реализацию через ЛПУ. Далее рассматриваются продажи ЛП в коммерческом сегменте фармацевтического рынка.

Объём коммерческого рынка ЛП России.

На рисунке 7 представлена динамика объёма коммерческого рынка ЛП России с апреля 2018 г. по апрель 2019 г.

Рисунок 7

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Согласно данным розничного аудита DSM Group, объём коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. составил 83,7 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с мартом ёмкость рынка сократилась на 3,7%. Относительно апреля 2018 г. рынок в аналогичном периоде 2019 года показал прирост реализации на 1,3%.

Увеличение коммерческого рынка лекарств за первые четыре месяца 2019 года относительно аналогичного периода 2018 года в рублёвом эквиваленте составило 1,6%. Общая ёмкость составила 338,8 млрд рублей.


В натуральных единицах ёмкость рынка в апреле 2019 г. составила 429,3 млн упаковок, что на 1,5% меньше, чем в марте, и на 2,2% меньше, чем в апреле 2018 года.

Совокупно за 4 месяца потребление лекарственных средств через аптеки достигло 1,7 млрд упак., что на 3,4% меньше, чем в 2018 году.

Средняя стоимость упаковки ЛП в апреле 2019 г. уменьшилась на 2,2% по сравнению с мартом, и составила 195,1 руб. Если сравнивать среднюю стоимость упаковки лекарств в текущем месяце 2019 года с апрелем 2018 года, то следует отметить увеличение цены на 3,6%.

Структура коммерческого рынка России

Структура потребления ЛП из разных ценовых категорий

Динамика потребления ЛП (в стоимостном выражении) из разных ценовых категорий отражена на рисунке 8.

Рисунок 8

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Данные рисунка 8 свидетельствуют о том, что структура коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента относительно апреля прошлого года.

Доля дорогостоящих препаратов в апреле 2019 г. составила 44,0%, что на 2,6% больше веса группы в предыдущем году. Средневзвешенная стоимость лекарственных препаратов данной группы в апреле 2019 года снизилась (-1,4%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, и составила 926,9 руб./упак.

Доли прочих ценовых категорий сократились при сравнении с апрелем 2018 г. Вес лекарств ценового сегмента «от 150 руб. до 500 руб.» в апреле 2019 г. относительно аналогичного периода прошлого года уменьшился на 1,9%, составив 40,9%. Средняя стоимость уменьшилась на 0,1% до 281,3 руб./упак.

Удельный вес сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. уменьшился на 0,5% относительно апреля 2018 года, и составил 10,7%. Средневзвешенная цена упаковки снизилась на 2,9% (91,0 руб.).

Доля дешёвых лекарственных средств с ценой до 50 руб. уменьшилась на 0,3% по сравнению с апрелем 2018 г., и составила 4,4%. Средневзвешенная цена в апреле 2019 г. составила 21,9 руб.

Соотношение импортных и отечественных препаратов

Соотношение объёмов аптечных продаж отечественных и импортных препаратов в России представлено на рисунке 9.

Рисунок 9

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

В 2019 году продолжилась тенденция переключения потребителей на отечественные препараты. В апреле 2019 года был заметен рост доли отечественных препаратов по отношению к предыдущему году как в денежном (+1,0%), так и в натуральном эквиваленте (+2,3%). Лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объёме рынка — 70,9% по итогам месяца, и составили 40,1% в натуральном объёме аптечного рынка РФ.


При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить сокращение продаж импортных препаратов: -0,1% в рублях и -7,5% в упаковках. Объём реализации

российских средств, наоборот, вырос на 5,0% в денежном эквиваленте. В натуральных единицах темп прироста продаж составил 1,8%.

За год средневзвешенная стоимость упаковки лекарства отечественного производства выросла на 3,2%, и составила в апреле 2019 г. 94,7 рубля. В то время как цена импортного препарата возросла на 8,0% — до 345,0 руб./упак.

Соотношение ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке

На рисунке 10 отражено соотношение объёмов аптечных продаж ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке в России.

Сезон гриппа закончился, и на рынке лекарств вновь стали доминировать рецептурные средства. Доля, которую занимали безрецептурные препараты в рублях, сократилась на 1,8%. Что касается натурального объёма потребления, то распределение долей между лекарствами в зависимости от типа отпуска выросло также в пользу Rx- лекарств на 0,8%, в итоге они заняли 35,6% рынка, а ОТС-средства - 64,4%.

Рисунок 10

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

Продажи рецептурных лекарств в апреле 2019 г. выросли по отношению к аналогичному периоду 2018 г. на 4,9% (+2,1 млрд руб.) в рублях и на 0,03% в упаковках (+50,6 тыс. упак.). Что же касается средней цены упаковки Rx-препаратов, то она выросла относительно апреля 2018 г. на 4,8%, составив 292,1 рубля.

Снижение продаж безрецептурных лекарственных средств в апреле 2019 г. по отношению к апрелю 2018 г. составило 2,4% (-976,1 млн руб.). При этом объём реализованных упаковок сократился на 3,3% (-9,6 млн упак.). Средняя цена ОТС-препаратов в 2 раза ниже цены лекарств, отпускаемых по рецепту: в апреле 2019 г. она составила 141,5 руб./упак., что на 0,9% больше, чем в апреле 2018 г.

Структура продаж ЛС по АТС-группам

Соотношение аптечных продаж ЛС по АТС-группам I уровня в России в марте - апреле 2019 г. представлено в таблице 10.

Таблица 10

АТС-группы I уровня

Доля от стоимостного объёма продаж, руб., %

Доля от натурального объёма продаж, упак., %

Март

Апрель

Изменение доли

Март

Апрель

Изменение доли

2019

2019

2019

2019

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

19,00%

18,40%

-0,60%

17,10%

16,50%

-0,60%

C Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы

14,40%

15,10%

0,70%

13,30%

13,60%

0,30%

R Препараты для лечения заболеваний респираторной системы

12,50%

12,60%

0,10%

15,40%

14,90%

-0,50%

N Препараты для лечения заболеваний нервной системы

11,50%

11,40%

-0,10%

15,30%

14,90%

-0,30%

M Препараты для лечения заболеваний костно­мышечной системы

8,10%

8,50%

0,40%

7,30%

7,50%

0,20%

G Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны

7,70%

7,80%

0,10%

2,10%

2,10%

-0,03%

J Противомикробные препараты для системного использования

7,50%

6,40%

-1,10%

6,70%

6,00%

-0,80%

D Препараты для лечения заболеваний кожи

5,80%

6,20%

0,40%

11,10%

13,10%

1,90%

B Препараты, влияющие на кроветворение и кровь

4,90%

5,20%

0,20%

3,20%

3,30%

0,10%

S Препараты для лечения заболеваний органов чувств

2,80%

3,00%

0,20%

2,50%

2,60%

0,20%

L Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы

2,70%

2,40%

-0,30%

1,10%

1,00%

-0,20%

~ Препараты без указания ATC-группы

1,40%

1,30%

-0,10%

3,10%

2,80%

-0,30%

V Прочие препараты

0,80%

0,80%

0,00%

0,80%

0,80%

0,00%

H Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)

0,50%

0,60%

0,00%

0,60%

0,60%

0,00%

P Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты

0,20%

0,20%

0,00%

0,50%

0,40%

0,00%


Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015

За месяц рейтинг продаж лекарственных препаратов по АТС-группам не изменился. По итогам апреля 2019 г. максимальная доля (18,4%) в стоимостном объёме коммерческого рынка ЛП принадлежит по-прежнему препаратам АТС-группы [А] «Пищеварительный тракт и обмен веществ». По сравнению с мартом наблюдается снижение веса данной группы в общем объёме рынка на 0,6%. Лидерами группы [А] стали «Эссенциале» (доля в группе 2,2%), «Линекс» (2,2%) и «Гептрал» (2,1%).

Группа [C] «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» заняла вторую строчку по объёму продаж в апреле 2019 года, её доля заметно выросла — на 0,7% — до 15,1%. Лидерами группы [C] являются препараты «Детралекс» (доля в группе 4,7%), «Конкор» (4,1%) и «Лозап» (3,2%).

На третьем месте группа [R] «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы», объём продаж которой уменьшился на 2,8%, вес группы при этом стал выше на 0,1% по сравнению с мартом. Лидерами по вкладу в падение группы оказались препараты подгруппы [R05] «Препараты для устранения симптомов простуды и кашля» — её объём сократился на 22,7%. Продажи лекарственного средства «Анвимакс» (¬39,4%) для устранения симптомов ОРЗ и «простуды», а также муколитика «АЦЦ» (¬33,4%) показали максимальное снижение в апреле 2019 года.

Девять групп в апреле показали падение объёма реализации — наибольшим темпом снижения отметилась группа [J] «Противомикробные препараты для системного использования» (-17,7%). При этом максимальный прирост показала группа [S] «Препараты для лечения заболеваний органов чувств» (+4,0%).

Колебание доли, занимаемой той или иной АТС-группой от месяца к месяцу, сопряжено с сезонными изменениями потребления препаратов, поэтому более интересным является сравнение структуры рынка за аналогичный период 2018 и 2019 гг.

Соотношение аптечных продаж ЛС по АТС-группам I уровня в России в апреле 2018-2019 гг. представлено в таблице 11.

В долевом отношении в апреле 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом 2018 года произошли заметные сдвиги: изменение долей стоимостного объёма было в пределах ±1,4%. Если сравнить абсолютные значения стоимостных объёмов продаж, то можно отметить увеличение продаж у 12 АТС-групп. Наиболее значимый прирост показали группы [V] «Прочие препараты» (+11,3%), [S] «Препараты для лечения заболеваний органов чувств» (+8,7%) и [B] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (+8,0%).

У прочих препаратов максимальную динамику продемонстрировали следующие бренды: аллерген «Сталораль» (прирост объёма реализации по сравнению с апрелем 2018 г. составил 120,2%), средство лечения почечной недостаточности «Кетостерил» (+35,5%) и «Лейкопластырь» (+35,0%).