Файл: ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ № 215 Об определении рыночной стоимости.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ
РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
РАЗДЕЛ 5. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 6. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 7. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОЦЕНИВА-ЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
Еще одна инициатива так и осталась пока пилотным проектом. Речь в данном случае идёт о лекарственном возмещении. На протяжении нескольких лет обсуждались возможные схемы его реализации. Но в 2018 году никаких новых решений принято не было. Регионы сами проводят различные «эксперименты». Например, в Москве с 1 марта по 31 декабря 2019 года льготные категории граждан с московской пропиской могут обратиться за получением компенсационной выплаты на приобретение лекарственного препарата взамен получения бесплатного лекарства или приобретения лекарств с 50% скидкой, если необходимый препарат отсутствует по федеральной программе. То есть, опять эксперимент рассчитан на ограниченный список лиц.
Стоит отметить, что все инициативы, которые получают отметку «Быть», могут привести к существенным изменениям на рынке. С 2019 года заработала новая система ценообразования для препаратов, относящихся к ЖНВЛП. Методика рассчитана на то, что цены на лекарственные средства, входящие в этот список, должны понизиться. Все ли производители пойдут на этот шаг или просто решат уйти с рынка?
И такие системообразующие законы принимаются в не совсем благоприятных экономических условиях для фармрынка. Поэтому его участники ищут новые способы «выживания».
Объем фармацевтического рынка России в 2018 году достиг 1 682 млрд рублей, что на 2,6% выше, чем годом ранее. Объемы продаж лекарств в натуральном выражении выросли на 1,5%, и составили 6,4 млрд упаковок.
Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент лекарств. Динамика розничного рынка продолжила положительную тенденцию 2017 года в упаковках. Прирост рынка в рублях ниже, чем в 2017 году. На это повлиял, в том числе, и низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, который не привёл к росту спроса на «сезонные» препараты. В 2018 году на рынке превалировали две тенденции: снижение доли безрецептурных препаратов и рост рынка за счет двух ценовых сегментов — «до 50 рублей» и «свыше 500 рублей». Таким образом, структура потребления меняется в зависимости от доходов потребителя.
Государственный сегмент в 2018 году в деньгах остался на уровне 2017 года, а вот в упаковках сократился. Основной причиной является перераспределение закупленных лекарств в 2017 году на потребности прошлого года. Также наблюдается продолжающийся рост сегмента льготного лекарственного обеспечения, финансируемого из регионального бюджета.
Доля лекарств импортного производства в целом на рынке по итогам 2018 года составила 70,2% в рублях и 39,4% в упаковках. Первые места в рейтинге производителей сохранили за собой иностранные компании: Sanofi, Novartis, Bayer. В рейтинге ТОП-20 три отечественных производителя: «Отисифарм», «Фармстандарт» и (впервые в него попал) «Биокад».
Консолидация на аптечном рынке принимает всё новые формы: появились партнерские союзы со «средними» и крупными (более 1000 точек) сетями, организовываются объединения для единичных аптек, и это помимо уже сложившихся компаний. Доля ТОП-20 игроков составила 58%. Наилучших результатов в объединении аптек и аптечных сетей добилась «АСНА», заняв 13,2%. Среди «традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная сеть «Ригла» — 5,6%. На третью строчку поднялась компания ГК «Эркафарм» с долей 5,3%. ТОП-5 маркетинговых ассоциаций занимают 12,5% рынка.
В 2018 году дистрибьюторы изменили взаимоотношения с аптечными сетями в сторону ужесточения процесса отгрузки товара. Они стали требовать дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек (страхование или банковские гарантии). Изменения в принципах работы дистрибьюторов сказались на результатах и динамике лидеров. ТОП-10 компаний заняли порядка 72%. В 2018 году первое место сохранил дистрибьютор «Протек», заняв 16%. Второе место у дистрибьютора «Катрен» с долей 15,5%. Эти две компании показали отрицательную динамику по обороту относительно 2017 года. ТОП-3 в 2018 году замыкает дистрибьютор «Пульс» с долей 14,6%.
Фармацевтический рынок России. Апрель 2019.
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.
Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи ЛП и парафармацевтики без учёта продаж по Программе ДЛО.
Государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи ЛП по Программе ДЛО, региональной льготе, а также реализацию через ЛПУ. Далее рассматриваются продажи ЛП в коммерческом сегменте фармацевтического рынка.
Объём коммерческого рынка ЛП России.
На рисунке 7 представлена динамика объёма коммерческого рынка ЛП России с апреля 2018 г. по апрель 2019 г.
Рисунок 7
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Согласно данным розничного аудита DSM Group, объём коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. составил 83,7 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с мартом ёмкость рынка сократилась на 3,7%. Относительно апреля 2018 г. рынок в аналогичном периоде 2019 года показал прирост реализации на 1,3%.
Увеличение коммерческого рынка лекарств за первые четыре месяца 2019 года относительно аналогичного периода 2018 года в рублёвом эквиваленте составило 1,6%. Общая ёмкость составила 338,8 млрд рублей.
В натуральных единицах ёмкость рынка в апреле 2019 г. составила 429,3 млн упаковок, что на 1,5% меньше, чем в марте, и на 2,2% меньше, чем в апреле 2018 года.
Совокупно за 4 месяца потребление лекарственных средств через аптеки достигло 1,7 млрд упак., что на 3,4% меньше, чем в 2018 году.
Средняя стоимость упаковки ЛП в апреле 2019 г. уменьшилась на 2,2% по сравнению с мартом, и составила 195,1 руб. Если сравнивать среднюю стоимость упаковки лекарств в текущем месяце 2019 года с апрелем 2018 года, то следует отметить увеличение цены на 3,6%.
Структура коммерческого рынка России
Структура потребления ЛП из разных ценовых категорий
Динамика потребления ЛП (в стоимостном выражении) из разных ценовых категорий отражена на рисунке 8.
Рисунок 8
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Данные рисунка 8 свидетельствуют о том, что структура коммерческого рынка ЛП в апреле 2019 г. изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента относительно апреля прошлого года.
Доля дорогостоящих препаратов в апреле 2019 г. составила 44,0%, что на 2,6% больше веса группы в предыдущем году. Средневзвешенная стоимость лекарственных препаратов данной группы в апреле 2019 года снизилась (-1,4%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, и составила 926,9 руб./упак.
Доли прочих ценовых категорий сократились при сравнении с апрелем 2018 г. Вес лекарств ценового сегмента «от 150 руб. до 500 руб.» в апреле 2019 г. относительно аналогичного периода прошлого года уменьшился на 1,9%, составив 40,9%. Средняя стоимость уменьшилась на 0,1% до 281,3 руб./упак.
Удельный вес сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб. уменьшился на 0,5% относительно апреля 2018 года, и составил 10,7%. Средневзвешенная цена упаковки снизилась на 2,9% (91,0 руб.).
Доля дешёвых лекарственных средств с ценой до 50 руб. уменьшилась на 0,3% по сравнению с апрелем 2018 г., и составила 4,4%. Средневзвешенная цена в апреле 2019 г. составила 21,9 руб.
Соотношение импортных и отечественных препаратов
Соотношение объёмов аптечных продаж отечественных и импортных препаратов в России представлено на рисунке 9.
Рисунок 9
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
В 2019 году продолжилась тенденция переключения потребителей на отечественные препараты. В апреле 2019 года был заметен рост доли отечественных препаратов по отношению к предыдущему году как в денежном (+1,0%), так и в натуральном эквиваленте (+2,3%). Лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объёме рынка — 70,9% по итогам месяца, и составили 40,1% в натуральном объёме аптечного рынка РФ.
При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить сокращение продаж импортных препаратов: -0,1% в рублях и -7,5% в упаковках. Объём реализации
российских средств, наоборот, вырос на 5,0% в денежном эквиваленте. В натуральных единицах темп прироста продаж составил 1,8%.
За год средневзвешенная стоимость упаковки лекарства отечественного производства выросла на 3,2%, и составила в апреле 2019 г. 94,7 рубля. В то время как цена импортного препарата возросла на 8,0% — до 345,0 руб./упак.
Соотношение ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке
На рисунке 10 отражено соотношение объёмов аптечных продаж ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке в России.
Сезон гриппа закончился, и на рынке лекарств вновь стали доминировать рецептурные средства. Доля, которую занимали безрецептурные препараты в рублях, сократилась на 1,8%. Что касается натурального объёма потребления, то распределение долей между лекарствами в зависимости от типа отпуска выросло также в пользу Rx- лекарств на 0,8%, в итоге они заняли 35,6% рынка, а ОТС-средства - 64,4%.
Рисунок 10
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
Продажи рецептурных лекарств в апреле 2019 г. выросли по отношению к аналогичному периоду 2018 г. на 4,9% (+2,1 млрд руб.) в рублях и на 0,03% в упаковках (+50,6 тыс. упак.). Что же касается средней цены упаковки Rx-препаратов, то она выросла относительно апреля 2018 г. на 4,8%, составив 292,1 рубля.
Снижение продаж безрецептурных лекарственных средств в апреле 2019 г. по отношению к апрелю 2018 г. составило 2,4% (-976,1 млн руб.). При этом объём реализованных упаковок сократился на 3,3% (-9,6 млн упак.). Средняя цена ОТС-препаратов в 2 раза ниже цены лекарств, отпускаемых по рецепту: в апреле 2019 г. она составила 141,5 руб./упак., что на 0,9% больше, чем в апреле 2018 г.
Структура продаж ЛС по АТС-группам
Соотношение аптечных продаж ЛС по АТС-группам I уровня в России в марте - апреле 2019 г. представлено в таблице 10.
Таблица 10
АТС-группы I уровня |
Доля от стоимостного объёма продаж, руб., % |
Доля от натурального объёма продаж, упак., % |
||||
Март |
Апрель |
Изменение доли |
Март |
Апрель |
Изменение доли |
|
2019 |
2019 |
2019 |
2019 |
|||
A Пищеварительный тракт и обмен веществ |
19,00% |
18,40% |
-0,60% |
17,10% |
16,50% |
-0,60% |
C Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы |
14,40% |
15,10% |
0,70% |
13,30% |
13,60% |
0,30% |
R Препараты для лечения заболеваний респираторной системы |
12,50% |
12,60% |
0,10% |
15,40% |
14,90% |
-0,50% |
N Препараты для лечения заболеваний нервной системы |
11,50% |
11,40% |
-0,10% |
15,30% |
14,90% |
-0,30% |
M Препараты для лечения заболеваний костномышечной системы |
8,10% |
8,50% |
0,40% |
7,30% |
7,50% |
0,20% |
G Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны |
7,70% |
7,80% |
0,10% |
2,10% |
2,10% |
-0,03% |
J Противомикробные препараты для системного использования |
7,50% |
6,40% |
-1,10% |
6,70% |
6,00% |
-0,80% |
D Препараты для лечения заболеваний кожи |
5,80% |
6,20% |
0,40% |
11,10% |
13,10% |
1,90% |
B Препараты, влияющие на кроветворение и кровь |
4,90% |
5,20% |
0,20% |
3,20% |
3,30% |
0,10% |
S Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
2,80% |
3,00% |
0,20% |
2,50% |
2,60% |
0,20% |
L Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы |
2,70% |
2,40% |
-0,30% |
1,10% |
1,00% |
-0,20% |
~ Препараты без указания ATC-группы |
1,40% |
1,30% |
-0,10% |
3,10% |
2,80% |
-0,30% |
V Прочие препараты |
0,80% |
0,80% |
0,00% |
0,80% |
0,80% |
0,00% |
H Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) |
0,50% |
0,60% |
0,00% |
0,60% |
0,60% |
0,00% |
P Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты |
0,20% |
0,20% |
0,00% |
0,50% |
0,40% |
0,00% |
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015
За месяц рейтинг продаж лекарственных препаратов по АТС-группам не изменился. По итогам апреля 2019 г. максимальная доля (18,4%) в стоимостном объёме коммерческого рынка ЛП принадлежит по-прежнему препаратам АТС-группы [А] «Пищеварительный тракт и обмен веществ». По сравнению с мартом наблюдается снижение веса данной группы в общем объёме рынка на 0,6%. Лидерами группы [А] стали «Эссенциале» (доля в группе 2,2%), «Линекс» (2,2%) и «Гептрал» (2,1%).
Группа [C] «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» заняла вторую строчку по объёму продаж в апреле 2019 года, её доля заметно выросла — на 0,7% — до 15,1%. Лидерами группы [C] являются препараты «Детралекс» (доля в группе 4,7%), «Конкор» (4,1%) и «Лозап» (3,2%).
На третьем месте группа [R] «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы», объём продаж которой уменьшился на 2,8%, вес группы при этом стал выше на 0,1% по сравнению с мартом. Лидерами по вкладу в падение группы оказались препараты подгруппы [R05] «Препараты для устранения симптомов простуды и кашля» — её объём сократился на 22,7%. Продажи лекарственного средства «Анвимакс» (¬39,4%) для устранения симптомов ОРЗ и «простуды», а также муколитика «АЦЦ» (¬33,4%) показали максимальное снижение в апреле 2019 года.
Девять групп в апреле показали падение объёма реализации — наибольшим темпом снижения отметилась группа [J] «Противомикробные препараты для системного использования» (-17,7%). При этом максимальный прирост показала группа [S] «Препараты для лечения заболеваний органов чувств» (+4,0%).
Колебание доли, занимаемой той или иной АТС-группой от месяца к месяцу, сопряжено с сезонными изменениями потребления препаратов, поэтому более интересным является сравнение структуры рынка за аналогичный период 2018 и 2019 гг.
Соотношение аптечных продаж ЛС по АТС-группам I уровня в России в апреле 2018-2019 гг. представлено в таблице 11.
В долевом отношении в апреле 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом 2018 года произошли заметные сдвиги: изменение долей стоимостного объёма было в пределах ±1,4%. Если сравнить абсолютные значения стоимостных объёмов продаж, то можно отметить увеличение продаж у 12 АТС-групп. Наиболее значимый прирост показали группы [V] «Прочие препараты» (+11,3%), [S] «Препараты для лечения заболеваний органов чувств» (+8,7%) и [B] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (+8,0%).
У прочих препаратов максимальную динамику продемонстрировали следующие бренды: аллерген «Сталораль» (прирост объёма реализации по сравнению с апрелем 2018 г. составил 120,2%), средство лечения почечной недостаточности «Кетостерил» (+35,5%) и «Лейкопластырь» (+35,0%).