Файл: Нссуз нп Региональный финансовоэкономический техникум организация коммерческой деятельности (Учебный курс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
российским и зарубежным гражданам в приобрете- нии, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бир- же. Действует по поручению и за счет клиентов, по- лучая от них за это вознаграждение в виде маржи.
Дилер — юридическое и физическое лицо, осуще- ствляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера обра- зуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.
Посреднические структуры оказывают информа- ционные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции и др.
Интеграция и специализация оптовых посредниче- ских структур сопровождается организацией склад- ского обслуживания, развитием складской сети по опыту стран с развитой рыночной экономикой.
Опыт деятельности зарубежных оптовых посред- ников показывает, что приоритетное место в их ра- боте занимают дополнительные услуги, особенно ло- гистического и транспортно-экспедиционного харак- тера, объем которых постоянно возрастает.
Из рассмотренных выше видов оптовых структур важную роль на российском потребительском рынке играют оптовые предприятия регионального уровня,
призванные обслуживать местную розничную сеть и розничных торговцев. К ним следует отнести и так на- зываемых дистрибьюторов, т.е. фирмы, осуществляю- щие сбыт на основе оптовых закупок у крупных про- мышленных фирм — производителей готовой продук- ции и оказывающих маркетинговые и посредниче- ские услуги. Это относительно крупные фирмы, рас- полагающие собственными складами и устанавлива- ющие длительные контрактные отношения с промыш- ленниками.
45
УЧЕБНЫЙ КУРС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 5.1. Сущность расчетов в коммерческой деятельности
В сфере обращения деньги выступают в двух фор- мах: наличной или безналичной, в связи с чем денеж- ные расчеты осуществляются предприятиями и физи- ческими лицами либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
Организации производят расчеты по своим обя- зательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливае- мые Банком России в соответствии с законодатель- ством РФ.
Прием наличных денег организациями при осуще- ствлении расчетов с населением производится с обя- зательным применением контрольно-кассовых ма- шин. Для осуществления расчетов наличными деньга- ми каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расхо- дуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет пол- ную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить не- большие денежные суммы в пределах установленно- го банком лимита.
При отсутствии этих обстоятельств предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные де- нежные средства в учреждениях банков.
Центральный банк, являющийся, как правило, го- сударственным учреждением, выполняет следующие основные функции:
•
является центром эмиссии наличных и безна- личных денег;
•
является гарантом полученных государствен- ных международных займов;
•
аккумулирует резервы коммерческих банков;
•
осуществляет финансирование правитель- ственных учреждений и организаций;
•
ведет операции с государственными ценными бумагами;
•
разрабатывает и осуществляет денежно-кре- дитную политику страны и т. д.
Коммерческие банки, являющиеся, как правило,
акционерными обществами, выполняют следующие основные функции:
•
аккумулируют средства физических и юриди- ческих лиц;
•
кредитуют на возвратной и платной основе физические и юридические лица;
•
осуществляют на платной основе расчеты между гражданами, коммерческими и госу- дарственными организациями;
•
на платной основе являются гарантами обя- зательств по договорам между любыми ком- мерческими организациями и т. д.
В Российской Федерации в соответствии с Консти- туцией РФ денежной единицей является рубль. Введе- ние и эмиссия других денег не допускается.
Наличные и безналичные расчеты между гражда- нами и юридическими лицами между собой регули- руются ст. 861 – 865 ГК РФ. Гражданским кодексом
РФ предусмотрены раст; четы платежными поручени- ями, аккредитивами, инкассо; и чеками, т. е. с при- менением всех тех форм, которые широко распро- странены в зарубежных странах и в международных расчетах.
В России с 1 января 1998 г. все расчеты между гражданами и организациями в иностранной валюте запрещены.
Глава 5.2. Наличная форма расчетов
Поступление денег в кассу предприятия и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. В кассе можно хранить не- большие денежные суммы в пределах установленно- го банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех ра- бочих дней в период выплаты заработной платы ра- ботникам предприятий, пособий по временной нетру- доспособности, стипендий, пенсий и премий.
Приходные ордера подписывает главный бухгал- тер или лицо, им уполномоченное, а расходные –
руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам доку- ментах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним,
расходные кассовые ордера и заменяющие их доку- менты должны быть заполнены четко и ясно чер- нилами или шариковыми ручками либо выписаны на пишущей машине или компьютере. Подчистки, по- марки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача де- нег по кассовым ордерам могут производиться толь- ко в день их составления.
Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного кассового ордена после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия,
УЧЕБНЫЙ КУРС
46
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по доверенности, то перед распиской в получении денег кассир указыва- ет: «По доверенности». Доверенность остается у кас- сира и прикрепляется к расходному кассовому орде- ру или платежной ведомости.
Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу учитываются бухгалтерией в журна- ле регистрации приходных и расходных кассовых до- кументов.
Главный (старший) кассир перед началом рабоче- го дня выдает другим кассирам авансом необходи- мую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кас- сиром денег.
Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед; главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным докумен- там, а также сдать ocтаток наличных денег и кассо- вые документы по произвел денным операциям (глав- ному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошну- рована и опечатана сургучной ют мастичной печа- тью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчиты- вает в кассовой книге итоги операций за день и выво- дит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чер- нилами через копировальную бумагу на двух листах.
Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными докумен- тами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистка и неоговорен- ные исправления в кассой вой книге запрещаются.
Сделанные исправления заверяются подписями кас- сира и главного бухгалтера организации. При усло- вии обеспечения полной сохранности кассовых доку- ментов кассовую книгу можно вести автоматизиро- ванным способом.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Руководители организаций обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руково- дителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они не- сут в установленном законодательством порядке от- ветственность.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций –
заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе,
воспрещается.
Кассы организаций могут быть застрахованы в со- ответствии с действующим законодательством.
Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах,
шкатулках и т. д. хранятся у руководителей предприя- тий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем ор- ганизации. Результаты проверки фиксируются в акте.
При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы вну- тренних дел и принимает меры к немедленной заме- не замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприя- тию, запрещается.
В организациях, имеющих одного кассира, в слу- чае необходимости временной его замены исполне- ние обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим ра- ботником заключается договор о полной материаль- ной ответственности.
В случае внезапного оставления кассиром работы
(болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кас- сиром, которому они передаются, в присутствии ру- ководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководи- телем предприятия. О результатах пересчета и пере- дачи ценностей составляют акт за подписями указан- ных лиц.
В малых организациях, не имеющих в штате кас- сира, обязанности последнего может выполнять глав- ный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при усло- вии заключения с ним договора о материальной от- ветственности.
В сроки, установленные руководителем организа- ции, а так же при смене кассиров производится вне- запная ревизия других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществле- ния ревизии кассы приказом руководителя организа- ции назначается комиссия, которая составляет акт.
При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и об- стоятельства возникновения.
В условиях автоматизированного ведения кассо- вой книги должна производиться проверка правиль- ности работы программных средств обработки
47
УЧЕБНЫЙ КУРС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кассовых документов. Ответственность за соблюде- ние порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нару- шении кассовой дисциплины, привлекаются к ответ- ственности в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации. Порядок ведения кассовых опе- раций систематически проверяют банки.
Глава 5.3. Безналичная форма расчетов
Важнейшей задачей организации денежного обо- рота страны является широкое развитие безналичных расчетов и ограничение сферы применения наличных денег. Замещение налично-денежных платежей без- наличными перечислениями coкращает потребность хозяйства в наличных деньгах, что имеет большое значение для укрепления денежного обращения, для экономии издержек обращения. Безналичные расче- ты, способствуя концентрации денежных средств предприятий, организаций в банке, обеспечивают их рациональное использование. Применение безна- личных расчетов создает условия для контроля со стороны банков за выполнением участниками расче- тов кассовых планов и денежных смет. Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям, к товарным операциям относят куплю- продажу сырья, материалов, готовой продукции и т. п.,
а к нетоварным операциям – расчеты с коммунальны- ми учреждениями, научно-исследовательскими орга- низациями, учебными заведениями и т. п.
Товарные операции осуществляют с использова- нием следующих форм безналичных расчетов: пла- тежными поручениями- требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, в порядке пла- новых платежей, с использованием векселей, осно- ванных на зачете взаимных требований.
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на ино- городние и одногородние (местные).
Иногородними называют расчеты между органи- зациями, обслуживаемыми учреждениями банка, на- ходящимися в разных населенных пунктах, а одного- родними – расчеты между организациями, обслужи- ваемыми одними или двумя учреждениями банка, на- ходящимися в одном населенном пункте.
Основные формы иногородних расчетов – расче- ты платежными поручениями-требованиями, аккреди- тивами, особыми счетами, денежными переводами,
одногородних – расчеты в порядке плановых плате- жей, платежными поручениями-требованиями, пла- тежными поручениями и расчетными чеками.
5.3.1. Расчеты платежными поручениями- требованиями
При расчетах платежными поручениями-требова- ниями получатель средств представляет в обслужива- ющий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-матери- альные ценности, выполненные работы и/или ока- занные услуги.
Платежные поручения-требования могут оплачи- ваться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расче- тах означает согласие плательщика на оплату. Ак- цепт требований может быть последующим и предва- рительным. При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика,
если он не заявит в установленный срок отказ от ак- цепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщи- ка и списывает ее со счета получателя. Банк прини- мает последующие отказы от акцепта иногородних и одногородних требований в течение трех рабочих дней после поступления требований в банк платель- щика.
Требование предъявляется в банк при иногород- них расчетах в трех экземплярах, при одногород- них – в четырех экземплярах.
Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаказанной, недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявле- ния поставщиком бестоварного требования, отсут- ствия утвержденных или согласованных в установлен- ном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении постав- щиком цен, скидок, арифметических ошибках в тре- бовании или в товарно-транспортном документе, по- ступлении части незаказанной, недоброкачествен- ной или нестандартной продукции и др.
За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда покупатель может нести матери- альную ответственность.
Если покупатель отказался от акцепта поручения- требования, полученные по этому поручению-требо- ванию товары (за исключением скоропортящихся)
поступают на ответственное хранение покупателя.
При частичном отказе от акцепта товар остается на ответственном хранении покупателя в той его части,
от оплаты которой он отказался.
В случае акцепта платежного поручения-требова- ния отделение банка покупателя извещает отделение банка поставщика об оплате покупателем расчетно- го документа. Сумма платежа зачисляется отделени- ем банка поставщика на расчетный или другой счет поставщика.
Схема документооборота при расчете платежны- ми требованиями с предварительным акцептом при- ведена на рис. 5.1.
УЧЕБНЫЙ КУРС
48
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Поставщик
Покупатель
Отделение банка, обслуживающее поставщика
Отделение банка
2 7
1 3
6 4
5
Рис. 5.1. Схема документооборота при расчете платежными поручениями-требованиями с предварительным акцептом: 1 – отправка документов, подтверждающих отгрузку товаров; 2 – сдача поставщиком платежного поручения-требования в четырех или трех экземплярах на инкассо; 3 – отправка платежного поручения-требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика; 4 – извещение покупателя о поступлении платежного поручения- требования; 5 – отправка покупателем оплаченного платежного поручения-требования; 6 – извещение об оплате покупателем счета; 7 – перечисление платежа на счет поставщика и извещение его об этом.
Достоинством акцептной формы расчетов платеж- ными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщи- ком условий, предусмотренных договорами. Ее недо- статок заключается в сравнительно медленном по- ступлении средств на счет поставщика (три дня на ак- цепт и двойной срок почтового пробега).
Расчеты платежными поручениями-требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например, со счетов плательщика без акцепта оплачиваются тре- бования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, по- чтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
5.3.2. Аккредитивная форма расчетов
Относительная ненадежность платежей банковскими переводами и инкассо состоит в том,
что согласие на осуществление платежа за постав- ленные товары зависит от самих плательщиков. Ак- кредитивная форма расчетов практически исключает плательщиков из процесса принятия решения – пла- тить или не платить за поставленные товары, посколь- ку эта форма расчетов предусматривает заключение отдельного от контракта платежного договора, кото- рым является аккредитив. Он заключается между по- купателем (клиентом), банком-эмитентом, принимаю- щим обязательства обеспечить платеж, и продав- цом-бенефициаром (получателем денег). Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке-эмитенте в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточ- ных документов, удостоверяющих отгрузку товара.
Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в об- служивающее его учреждение банка, как правило,
на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.
Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов приведена на рис. 5.2.
Поставщик
Покупатель
Отделение банка поставщика
Отделение банка покупателя
3 5
4 2
1
Рис. 5.2. Схема документооборота при аккредитивной форме расчета: 1 – аккредитивное заявление;
2 – поручение об открытии аккредитива; 3 – извещение об открытии аккредитива; 4 – отгрузка продукции и отправка соответствующих документов; 5 – предъявление реестра счетов для немедленной оплаты
Остаток неиспользованного аккредитива возвра- щают предприятию-покупателю и зачисляют на его расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки от- грузки продукции поставщиком до поступления ак- кредитива. Вместе с тем она гарантирует немедлен- ную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.
5.3.3. Отзывный аккредитив
Статья 868 ГК РФ «Отзывный аккредитив» так ха- рактеризует отзывный аккредитив:
1. Отзывным признается аккредитив, который мо- жет быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.
Отзыв аккредитива не создает каких-либо обяза- тельств банка-эмитента перед получателем средств.
2. Исполняющий банк обязан осуществить пла- теж или иные операции по отзывному аккредитиву,
если к моменту их совершения им не получено уве- домление об изменении условий или отмене аккреди- тива.
3. Аккредитив является отзывным, если в его тек- сте прямо не установлено иное».
5.3.4. Безотзывный аккредитив
Безотзывным (ст. 869 ГК РФ) признается аккреди- тив, который не может быть отменен без согласия по- лучателя средств. По просьбе банка-эмитента испол- няющий банк, участвующий в проведении аккреди- тивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое под- тверждение означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж в соответствии с условиями аккредитива.
Безотзывный аккредитив, подтвержденный испол- няющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Для исполнения
49
УЧЕБНЫЙ КУРС