Файл: Нссуз нп Региональный финансовоэкономический техникум организация коммерческой деятельности (Учебный курс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ных или муниципальных нужд покупателю, указанно- му в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок под- готовки проекта договора не предусмотрен таким контрактом либо проект договора не представлен по- купателем.
Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям до- говора в этот же срок составляет протокол разногла- сий и направляет его вместе с подписанным догово- ром другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект дого- вора поставки товаров для государственных или му- ниципальных нужд с протоколом разногласий, долж- на в течение 30 дней рассмотреть разногласия, при- нять меры по согласованию условий договора с дру- гой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении прото- кола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересо- ванной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заклю- чения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обра- титься в суд с требованием о понуждении поставщика
(исполнителя) заключить договор на условиях разра- ботанного покупателем проекта договора.
Покупатель вправе полностью или частично отка- заться от товаров, указанных в извещении о при- креплении, и от заключения договора на их поставку.
В этом случае поставщик (исполнитель) должен неза- медлительно уведомить государственного или муни- ципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.
Государственный или муниципальный заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления по- ставщика (исполнителя), либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо со- общает о своем согласии принять и оплатить товары.
При невыполнении государственным или муници- пальным заказчиком обязанностей, изложенных выше, поставщик (исполнитель) вправе либо потре- бовать от государственного или муниципального за- казчика принять и оплатить товары, либо реализо- вать товары по своему усмотрению с отнесением ра- зумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.
В случаях, когда в соответствии с условиями госу- дарственного или муниципального контракта постав- ка товаров осуществляется непосредственно госу- дарственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению контракта регулируются правилами, предусмотрен- ными ст. 506 – 522 ГК РФ.
В случаях, когда поставка товаров для государ- ственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке,
оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок рас- четов не предусмотрен государственным или муници- пальным контрактом.
Оплата и движение товаров в этом случае осуще- ствляются по схеме, представленной на рис. 4.1.
При поставке товаров покупателям по договорам поставки для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государствен- ным или муниципальным контрактом, если иной поря- док определения цен и расчетов не предусмотрен та- ким контрактом. Порядок оплаты и движения товаров в этом случае представлен на рис. 4.2.
В случаях, предусмотренных законом, государ- ственный или муниципальный заказчик вправе полно- стью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муни- ципальным контрактом, при условии возмещения по- ставщику убытков, причиненных таким отказом.
Государственный или муниципальный заказчик
Поставщик-исполнитель
Получатель (получатели)
Ко нт ра кт
Оп ла та
От гр узо чн ая ра зн ар яд ка
Отг руз очн ая раз нар ядк а
Товары
Рис. 4.1. Схема оплаты и движения товаров при поставке получателям, указанным в отгрузочной разнарядке
Государственный или муниципальный заказчик
Поставщик-исполнитель
Получатель (получатели)
Ко нт ра кт
Оп ла та
От гр узо чн ая ра зн ар яд ка
Отг руз очн ая раз нар ядк а
Товары
Оплата
Договор поставки
Рис. 4.2. Схема оплаты и движения товаров при поставке покупателям по договорам поставки
Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмот- рена государственным или муниципальным контрак- том, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд, убытки,
причиненные покупателю таким расторжением или
УЧЕБНЫЙ КУРС
40
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
изменением, возмещаются государственным или му- ниципальным заказчиком.
Глава 4.6. Договор контрактации
Договор контрактации является одной из форм хозяйственных связей между предприятиями и произ- водителями сельскохозяйственной продукции и заго- товителями этой продукции (физическими и юридиче- скими лицами) для ее переработки, сбыта и реализа- ции населению. Договор контрактации оказывает прямое влияние на формирование ассортимента продукции сельскохозяйственных производителей
(акционерных обществ, фермеров, крестьянских хо- зяйств и т. д.).
По договору контрактации производитель сель- скохозяйственной продукции обязуется передать вы- ращенную (произведенную) им сельскохозяйствен- ную продукцию заготовителю — лицу, осуществляю- щему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договор обеспечивает на основе взаимного со- трудничества и взаимопомощи производственно-хо- зяйственную связь между производителями продук- ции и ее заготовителями. Эта связь выражается в ока- зании взаимовыгодных производственных и органи- зационно-финансовых услуг сторонами по договору контрактации.
Правовые взаимоотношения сторон по договору контрактации регулируются ст. 535 – 538 ГК РФ.
Договор контрактации заключается в письменной форме. В нем должны быть точно зафиксированы предмет договора (вид продукции), ее количество,
качество, сроки, порядок и условия доставки и места сдачи продукции, права и обязанности сторон, иму- щественная ответственность последних за ненадле- жащее выполнение договорных обязательств и т. д.
Например, согласно ст. 536 ГК РФ заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В случае, когда принятие сельскохозяй- ственной продукции осуществляется в месте нахо- ждения заготовителя или ином указанном им месте,
заготовитель не вправе отказаться от принятия сель- скохозяйственной продукции, соответствующей усло- виям договора контрактации и переданной заготови- телю в обусловленный договором срок.
Договором контрактации может быть предусмот- рена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, воз- вращать производителю по 1 его требованию отходы переработки продукции с оплатой по цене, опреде- ленной договором.
В обязанности производителя сельскохозяйствен- ной продукции входит передача заготовителю выра- щенной (произведенной) сельскохозяйственной про- дукции в количестве и ассортименте, предусмотрен- ных договором контрактации, (ст. 537 ГК РФ).
Производитель сельскохозяйственной продукции,
не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответ- ственность при наличии его вины.
Глава 4.7. Заявки и заказы на товары
Одной из традиционных форм хозяйственных свя- зей торговли с производством в условиях плановой,
административной экономики была система заявок и заказов, представляемых торговыми организациями и предприятиями производителям товаров и планиру- ющим органам.
Заявки и заказы имели целью способствовать правильному определению объема и структуры пла- нов производства товаров, планомерной увязке производства товаров со спросом населения.
Заявка — документ торговых организаций (пред- приятий), отражающий их потребность в товарах.
В отличие от заявок заказ — требование к постав- щику изготовить и поставить в конкретные сроки определенные товары, необходимые для удовлетво- рения спроса населения. В сущности, заказ на по- ставку товаров — это дальнейшая конкретизация заявки, посредством которой торговые организации сообщают конкретным поставщикам развернутый ассортимент товаров, подлежащих поставке на пред- стоящий период (в пределах выделенных лимитов или в количествах, определяемых потребностями заказ- чика). Представленный покупателем заказ служит основанием для определения таких условий догово- ра, как количество, ассортимент, качество, сроки по- ставки. Поэтому представление заказа по своей сути является предварительной стадией к заключению до- говора поставки и его правомерно рассматривать как преддоговорный документ. При принятии постав- щиком заказа к исполнению он фактически превра- щается в договор поставки.
В условиях перехода к рыночной экономике орга- низационные формы и содержание заявок и заказов видоизменяются, они утрачивают планово-директив- ный характер централизованного регулирования хо- зяйственных связей и превращаются в коммерческие инструменты локального регулирования хозяйствен- ных взаимоотношений поставщиков и покупателей. В
рыночных условиях заявка необходима изготовителю
(поставщику) товаров как документ, информирую- щий о выявленной потребности в товарах и ориенти- рующий производителя на выпуск нужных населению товаров. Однако в отличие от административно-ко- мандного управления, когда существовала громозд- кая бюрократическая система централизованного представления и обобщения заявок в вышестоящих министерствах (ведомствах) и планирующих орга- нах, в условиях рынка необходимость централизо-
41
УЧЕБНЫЙ КУРС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ванного представления заявок отпадает и они сохра- няют свое значение как форма взаимоотношений предприятий-изготовителей и покупателей (потреби- телей) на горизонтальном уровне.
При этом заказ как оперативный, преддоговорный документ, дающий начало коммерческим взаимоотно- шениям по поставкам товаров, в условиях рыночных отношений также необходим, особенно при организа- ции прямых хозяйственных связей между поставщика- ми (изготовителями) и покупателями товаров.
В ст. 527 ГК РФ заказ предусмотрен при заключе- нии государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муници- пальных нужд, размещаемого в порядке, предусмот- ренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Глава 4.8. Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
Необходимость ускорения адаптации розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйствен- ных связей торговых предприятий с поставщиками то- варов. В этом отношении особую актуальность при- обретают прямые договорные связи торговых пред- приятий с производителями товаров.
Под прямыми договорными связями подразуме- ваются непосредственные договорные взаимоотно- шения между изготовителями и покупателями товаров без участия других коммерческих посредников.
При этом современное российское законодатель- ство определяет, что изготовитель — предприятие,
организация, учреждение или гражданин-предприни- матель, производящий товары для реализации, а по- купатель — торговое предприятие, организация,
учреждение или гражданин-предприниматель, реали- зующий товары оптом или в розницу.
Становление рыночных отношений привело к су- щественному росту поступления товаров в розничные торговые предприятия непосредственно от произ- водственных предприятий за счет сокращения поста- вок от оптовых предприятий и других коммерческих посредников. Это обстоятельство связано с тем, что розничная торговля при установлении прямых дого- ворных связей с изготовителями товаров получает более высокие доходы, чем при поставке товаров че- рез оптовое звено, за счет закупки товаров по более низким ценам в результате сокращения числа по- средников, участвующих в торговом обороте, а сле- довательно, и уменьшения величины торговых надба- вок, устанавливаемых каждым посредником.
Организация прямых договорных связей рознич- ных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров простого ассортимента (хлебобулочных изделий, пива, безал- когольных напитков, муки, крупы, винно-водочных из- делий, молочных продуктов, овощей, фруктов и др.)
представляет собой наиболее рациональную и эко- номически целесообразную форму организации хо- зяйственных связей. Организация же таких связей по поставкам товаров сложного ассортимента (тканей,
швейных товаров, трикотажа, чулочно-носочных из- делий, обуви, галантереи, культтоваров и др.) чрез- вычайно затруднена в силу действия многих органи- зационно-экономических, торговых, транспортных и других факторов (необходимость подсортировки из- делий на оптовых складах, поставка товаров больши- ми партиями, сужение ассортимента, величина роз- ничного товарооборота, удаленность поставщиков от розничной сети и т. д.). Поэтому роль оптовых зве- ньев в снабжении товарами сложного ассортимента розничных торговых предприятий остается и в рыноч- ной экономике достаточно большой.
По товарам сложного ассортимента важной зада- чей оптовых предприятий является установление пря- мых договорных связей с предприятиями-изготовите- лями, поскольку в отличие от розничных предприятий оптовые предприятия, имеющие более значительные объемы товарооборота, чем розничные, и распола- гающие необходимыми складскими площадями, мо- гут получать товары от поставщиков и изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой ча- стотой для комплектования широкого торгового ассортимента и регулярного снабжения товарами розничной торговой сети.
Чтобы установить с необходимым числом изгото- вителей той или иной продукции для комплектования торгового ассортимента прямые договорные связи,
оптовые предприятия (базы) должны иметь минималь- ный оптово-складской товарооборот, позволяющий получать продукцию в размерах транзитных норм от- грузки с необходимой частотой для подсортировки товаров и накопления оптимальных товарных запа- сов. Этот товарооборот рассчитывается по формуле
Т
мин
= ∑ Н
i
З
i где Т
мин
— минимальный оптово-складской това- рооборот за определенный период (год);
Н
i
— норма транзитной отгрузки от каждого по- ставщика;
З
i
— необходимая частота завоза от каждого по- ставщика (в разах за определенный период).
Как видно из приведенной формулы, основными факторами, определяющими необходимый размер товарооборота, являются размер минимальных тран- зитных норм поставки (денежная стоимость), необхо- димая частота отгрузок товаров каждым изготови- телем (грузоотправителем), установленная с учетом комплектования торгового ассортимента, количество промышленных предприятий (изготовителей), отгру- жающих этот товар. Оптимальное количество про-
УЧЕБНЫЙ КУРС
42
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
мышленных предприятий (изготовителей), поставляю- щих товары по прямым договорам, определяется ис- ходя из необходимости комплектования полного тор- гового ассортимента изделий, вырабатываемых на этих предприятиях, а также уровня специализации предприятий на выпуске тех или иных товаров.
Глава 4.9. Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
Мировой опыт и отечественная практика показы- вают, что функционирование эффективных хозяй- ственных связей между поставщиками и покупателя- ми товаров немыслимо без участия оптовых звеньев,
выступающих в роли активного коммерческого по- средника.
Оптовая торговля выполняет посредническую роль между производством и розничной торговлей.
Процесс обращения товаров во многих случаях скла- дывается из двух стадий — оптовой и розничной реа-
лизации. Оптовый товарооборот по своей экономи- ческой сущности представляет собой процесс прода- жи товаров производственными или торговыми (опто- выми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей прода- жи в сферу личного потребления. На оптовые пред- приятия возлагается важная задача реализации основной экономической функции торговли — дове- дения товаров от производства до потребителей с це- лью удовлетворения их платежеспособного спроса и получения собственной прибыли.
В период плановой, административной системы управления народным хозяйством в стране существо- вала разветвленная система оптовых контор, баз,
холодильников, государственной торговли, разме- щенных преимущественно, в республиканских, крае- вых и областных центрах и осуществлявших оптовую реализацию различных групп продовольственных и непродовольственных товаров.
Потребительская кооперация в широких масшта- бах вела внутрисистемную оптовую торговлю через оптовые базы и склады потребительских обществ,
райпотребсоюзов, областных, краевых, республи- канских потребсоюзов и Центросоюза СССР.
Оптовые предприятия этого периода представляли собой главенствующие звенья торговой отрасли, осу- ществлявшие функции централизованного распреде- ления товарных ресурсов, планового прикрепления покупателей к поставщикам, директивного установ- ления уровня оптово-сбытовых и дополнительных ски- док, доли торговых скидок в пользу опта, а также определявшие пути известность товародвижения и другие важные элементы торговой деятельности. Ра- боте оптовых баз дорыночного периода были прису- щи такие черты, как административная гарантиро- ванность оптового сбыта основной массы товаров при отсутствии какой-либо конкуренции между опто- виками, независимость опта от розничной торговли и его главенствующая роль в поставках товаров как держателей товарных фондов.
Рыночные условия превратили оптовые предприя- тия в равноправного субъекта рыночных отношений,
вынужденного искать свою нишу на товарном рынке на основе принципов и методов маркетинга. Однако к новой роли в условиях рынка государственная и кооперативная оптовая торговля оказались совер- шенно неподготовленными. В связи с этим последо- вал распад единой системы государственной оптовой торговли, преобразование государственных оптовых контор и баз в предприятия с различными формами собственности и различных организационных струк- тур, разрушение сложившихся внутрисоюзных хозяй- ственных связей, привычных схем товародвижения,
традиционных форм и методов оптовой торговли.
Оптовая торговля потребительской кооперации, как и сама система, оказались в кризисном состоянии —
многие базы были ликвидированы, утратили свою роль организаторов снабжения розничной сети.
Чтобы выжить в условиях рынка, оптовые предпри- ятия были вынуждены не только существенно изме- нять свои функции и методы оптовой деятельности, но и заняться новой для них деятельностью (розничной торговлей, производством, сдачей складских поме- щений в аренду и т. п.), менять сложившуюся товар- ную специализацию, административно-территори- альные рамки сфер приложения своих сил, внедрять новые формы организации оптовой торговли — опто- вые объединения, фирмы, ассоциации, оптовые по- средники и т. д.
Совершенствование оптовой торговли в рыночных условиях, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливают стимулы к производству,
способствуют решению проблем, восстановлению федеральных и региональных хозяйственных связей,
межрегиональной интеграции потребительского рын- ка и повышению эффективности внутренней торговли страны.
По отношению к клиентам-покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:
•
оценка потребностей и спроса;
•
преобразование промышленного ассорти- мента в торговый;
•
хранение товарных запасов;
•
кредитование;
•
концентрация товарной массы;
•
информационное и консалтинговое обслужи- вание.
По отношению к клиентам-поставщикамфунк- ции оптовой торговли должны состоять в следующем:
•
концентрация коммерческой деятельности;
•
поддержка процесса перехода прав соб- ственности на товар;
43
УЧЕБНЫЙ КУРС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
•
инвестиционное обеспечение процесса това- родвижения;
•
минимизация коммерческого риска;
•
маркетинговое обслуживание.
От того, как оптовые звенья будут выполнять ука- занные функции, в значительной степени будут зави- сеть и стимулы к производству товаров, решение ак- туальных проблем организации рациональных хозяй- ственных связей по поставкам товаров.
Целями развития оптовой торговли в рыночной экономике являются:
•
создание развитой структуры каналов това- родвижения, способной поддерживать необ- ходимую интенсивность товаропотоков;
•
обеспечение снижения издержек обращения и высокой эффективности всей системы об- ращения товаров в стране;
•
мобилизация денежных ресурсов, необходи- мых для финансирования процесса товаро- движения.
Особенности развития внутренней торговли и необходимость решения задачи обеспечения потреб- ностей рынка в товарах, развитие региональных,
межрегиональных и федеральных хозяйственных свя- зей в сфере оптовой торговли предопределили сле- дующие перспективные формы организации оптовых предприятий, предусмотренные концепцией развития внутренней торговли товарами народного потребле- ния бывшего Министерства торговли Российской Фе- дерации (2000 г.).
Данная концепция исходит из того, что потребно- сти рынка товаров народного потребления должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
•
крупными оптовыми структурами различных форм собственности общенационального
(федерального) масштаба (оптовые предпри- ятия первого уровня);
•
оптовыми предприятиями различных форм собственности регионального масштаба
(оптовые предприятия второго уровня).
Оптовые предприятия общенационального (феде- рального) уровня должны обеспечивать оптовый обо- рот крупных партий товаров потребителям по всей территории страны. В числе таких потребителей мо- гут быть самостоятельные оптовые организаций,
крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности. Главное целевое назначение дан- ного вида оптовых структур должно состоять в том,
чтобы сформировать необходимую структуру кана- лов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благо- приятные условия для выхода на российский потре- бительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров. Ассортиментная политика федеральных оптовых структур должна формироваться с учетом перечня товаров, закупае- мых для федеральных нужд и снабжения спецконтин- гентов потребителей, а также товарной номенклату- ры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий.
Однако основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня. Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать прежде всего автономные или незави- симые оптовые структуры (торговцы).
Главным приоритетом деятельности любых опто- вых структур регионального масштаба должно явить- ся обеспечение товарами региональных товарных рынков.
Так называемые независимые оптовые торговцы;
закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводи- телей как в регионах размещения, так и за его преде- лами, доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.
Кроме независимых оптовых торговцев, регио- нальные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промыш- ленных предприятий и оптовыми структурами мест- ных крупных розничных организаций (зависимые оптовые структуры).
Кроме отмеченной выше 2-контурной схемы орга- низации оптовой торговли в составе структуры опто- вых звеньев будут широко развиваться:
•
посреднические оптовые структуры, не ис- пользующие в своей деятельности, как прави- ло, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые аген- ты, комиссионеры и т. п.);
•
организаторы оптового оборота, не работа- ющие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (яр- марки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).
Самостоятельное значение на рынке услуг опто- вой торговой деятельности должны занять структуры посреднического звена — предприятия-брокеры,
предприятия-агенты и др.
Важным элементом оптовой инфраструктуры яв- ляются организаторы оптового оборота — оптовые ярмарки, выставки-продажи, товарные биржи, аукци- оны, оптовые продовольственные рынки, Содержа- нию работы, функциям организаторов оптового обо- рота будут посвящены последующие главы учебника.
Рассмотрим оптовую деятельность некоторых опто- вых посредников.
Брокерская фирма — предприятие, оказываю- щее посреднические услуги государственным и ком- мерческим структурам, совместным предприятиям,
УЧЕБНЫЙ КУРС
44