Файл: Учебнопрактическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы доу. (34 года).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход занятия: Воспитатель показывает детям картину и задаёт вопросы:

  1. Кого вы видите на картине? (Детей).

  2. Что, ещё про них можно сказать? (Они играют в кубики).

  3. Кто, это? (Малыши, мальчики и девочки).

Правильно, на картине изображены мальчики и девочки. Что, они делают? (Играют в кубики, строят домики). Воспитатель предлагает дать детям на картине имена. Девочку мы назовём Азиза, мальчику, который строит домик, мы дадим имя Умид, а мальчика, который тянет за верёвочку машинку, мы назовём Ильхом. (Воспитатель выделяет первые буквы имён).

Что делает Азиза? Азиза строит домик. Что делает Ильхом? Что делает Умид? На чём Ильхом везёт кубики? Что строят дети?

Когда дети ответят на вопросы, тогда воспитатель предлагает им составить короткий рассказ по картине.

«Азиза, Умид и Ильхом решили построить домик из кубиков. Умид и Азиза строят домик, а Ильхом подвозит им кубики на машинке. Дети весело играют».(2-3 ребёнка повторяют рассказ за воспитателем). Воспитатель может задать детям вопросы: «Вы тоже любите строить из кубиков? А что вы любите из них строить?»

Игровое занятие «Чья бабочка полетит дальше?»:

Воспитатель раздаёт детям бабочек на ниточках и даёт задание дуть на них и у кого бабочка полетит дальше всех, тот и победитель. (Игра повторяется 2-3 раза).

Потом занятие продолжается. Воспитатель показывает детям игрушки и спрашивает: «Кто это? Правильно, это гусь. А вы знаете, как кричит гусь? Правильно, гусь кричит га-га-га. А что это? Правильно, это поезд. А какой звук издаёт поезд, когда едет? Правильно, ту-тууу-ту-тууу. Кто это? Правильно, это мышка. А как мышка пищит? Правильно, мышка пищит пи-пи-пи.»

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Что изображено на картине?

  2. Как мы назвали детей на картине?

  3. Что строят дети?

  4. Как кричит гусь?

  5. Как пищит мышка?

  6. Как едет поезд?


ОКТЯБРЬ

1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Научить детей описывать игрушку.

Цель: Научить детей описывать игрушку, отвечать на вопросы и закрепить умение составлять короткий рассказ с помощью взрослых.

Задачи:

а) Научить называть правильно цвета предметов;

б) Научить пользоваться антонимами;

в) Научить правильному изменению существительных во множественном и единственном числе;

г) Закрепить правильное произношение звука «О» в словах и словосочетаниях.


Ожидаемый результат: Дети научатся описывать игрушку, отвечать на вопросы и у них закрепится умение составлять короткий рассказ с помощью взрослых.

Демонстрационный материал: Две куклы в разных одеждах и игрушечная курочка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли две куклы. Первую куклу зовут Озода. Так, как зовут первую куклу? (Общий ответ и по отдельности). Какого, цвета волосы у Озоды? (Чёрные). Что, есть в волосах у Озоды? (Ленточка). Какого, цвета ленточка? (Красного). Какие глаза у Озоды? (Чёрные и большие). Что есть на ногах у Озоды? (Носки и туфли). Какого они цвета?

Выслушав ответы детей, воспитатель начинает свой рассказ: «Эта кукла…(Озода). В волосах у Озоды есть…(Ленточка). На ногах у неё белые носки и…(Туфли). И.т.д.».

Воспитатель обращает внимание детей на правильное употребление качества с существительными единственного числа. (Белая ленточка, ленточка белого цвета, красное платье, платье красного цвета). Потом воспитатель показывает другую куклу и говорит: «Имя этой куклы Фатима. Давайте, посмотрим, во что она одета. Похоже ли платье Фатимы на платье Озоды? Какого оно цвета? А что у Фатимы на ногах? (Носки и туфли). Какого они цвета? Две подружки, Фатима и Озода всё время ходят вместе. Платье у Озоды красное, а у Фатимы платье зелёное. Волосы у Озоды…(Чёрные). А у Фатимы волосы…(Рыжие). Носки у Озоды…(Белые), а туфли…(Чёрные). А у Фатимы…(И носки и туфли белого цвета). У Озоды в волосах есть…(Ленточка). А у Фатимы…(Ленточки нет)».

Потом воспитатель даёт детям задание, рассказать о понравившейся им кукле. Например: «Саида, какая кукла тебе понравилась? Давай вместе расскажем про эту куклу. У этой куклы платье…(Красное или зелёное?) И.т.д. (Если ребёнок затрудняется, то воспитатель подсказывает ему). »

Воспитатель: Посмотрите дети, к нам пришёл ещё один гость. Кто это? (Курочка). Как разговаривает курочка? (Ко-ко-ко). (Общие ответы и по отдельности).

Подвижная игра: Дети бегают по кругу и произносят звук «Ко-ко-ко». (Игра продолжается некоторое время).

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Как зовут первую куклу?

  2. Кто расскажет про куклу Озоду?

  3. Как зовут вторую куклу?

  4. Кто расскажет про Фатиму?

  5. Как разговаривает курочка?


2-ЗАНЯТИЕ


Тема: Составление короткого рассказа вместе с воспитателем.

Цель: Научить детей называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Задачи:

а) Научить, правильно называть детёнышей животных в единственном и множественном числе;

б) Научить называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме для расширения словаря.

Ожидаемый результат: Дети научатся называть детёнышей животных в единственном и множественном числе. Дети научатся называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Оборудование: Картинки с изображениями детёнышей животных, различные предметы и игрушки (котёнок, зайчик, утёнок, щенок, козлёнок, телёнок).

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям стих:

У меня котёнок есть,

Очень аккуратный!

Моет мордочку и лапки,

Пушистый и опрятный!

Про кого этот стих? (Про кошечку). Как, ласкательно, называют её в стихотворении? (Котёнок). Как, разговаривает котёнок? (Мяу-мяу!). Появляются ещё двое котят. Кто это? Это котята. Что мы можем сказать про котёнка? (Маленький, пушистый и мягкий). Давайте, составим с вами рассказ про котёнка и котят. Саида, про кого ты хочешь составить рассказ? (Про кошечку). Ребёнок составляет рассказ с помощью воспитателя: Это…(Котёнок). Он…(Маленький и пушистый). Ласкательно, его можно назвать, котёночек. Котёнок очень любит молоко. А это…(Котята). Они…(Маленькие и пушистые). Ласкательно, их можно назвать котятки. Котята любят свою маму.

Кто это? Это зайчонок. Какой он? (Маленький и серенький). Как можно назвать его ласкательно? (Ответы детей).

Кто это? (Зайчата). Какие, они? (Маленькие и серенькие). Как можно назвать их ласкательно? (Ответы детей).

- Сейчас я расскажу вам стишок про зайца, а потом мы повторим его вместе.

Зайчик, серенький зайчишка!

Поиграй со мной трусишка.

Будем прыгать и скакать,

Резво, в салочки играть! (Дети повторяют стишок несколько раз).

Практическое задание: Воспитатель работает с детьми над произношением названий детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме. Он показывает им картинки с изображениями детёнышей животных и различных предметов, а дети называют их в уменьшительно-ласкательной форме. (Чайник-чайничек, Пуговица-пуговичка, молоток-молоточек и.т.д.).


Вопросы для закрепления материала:

  1. Как ласкательно мы называем детёнышей животных?

  2. Какие звуки они издают?

  3. Перечислите названия детёнышей животных во множественном числе.


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Составление короткого рассказа вместе с воспитателем.

Цель: Научить детей называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Задачи:

а) Научить, правильно называть детёнышей животных в единственном и множественном числе;

б) Научить называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме для расширения словаря.

Ожидаемый результат: Дети научатся называть детёнышей животных в единственном и множественном числе. Дети научатся называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Оборудование: Картинки с изображениями детёнышей животных, различные предметы и игрушки (котёнок, зайчик, утёнок, щенок, козлёнок, телёнок).

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям стих:

У меня котёнок есть,

Очень аккуратный!

Моет мордочку и лапки,

Пушистый и опрятный!

Про кого этот стих? (Про кошечку). Как, ласкательно, называют её в стихотворении? (Котёнок). Как, разговаривает котёнок? (Мяу-мяу!). Появляются ещё двое котят. Кто это? Это котята. Что мы можем сказать про котёнка? (Маленький, пушистый и мягкий). Давайте, составим с вами рассказ про котёнка и котят. Саида, про кого ты хочешь составить рассказ? (Про кошечку). Ребёнок составляет рассказ с помощью воспитателя: Это…(Котёнок). Он…(Маленький и пушистый). Ласкательно, его можно назвать, котёночек. Котёнок очень любит молоко. А это…(Котята). Они…(Маленькие и пушистые). Ласкательно, их можно назвать котятки. Котята любят свою маму.

Кто это? Это зайчонок. Какой он? (Маленький и серенький). Как можно назвать его ласкательно? (Ответы детей).

Кто это? (Зайчата). Какие, они? (Маленькие и серенькие). Как можно назвать их ласкательно? (Ответы детей).

- Сейчас я расскажу вам стишок про зайца, а потом мы повторим его вместе.

Зайчик, серенький зайчишка!

Поиграй со мной трусишка.

Будем прыгать и скакать,

Резво, в салочки играть! (Дети повторяют стишок несколько раз).

Практическое задание: Воспитатель работает с детьми над произношением названий детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме. Он показывает им картинки с изображениями детёнышей животных и различных предметов, а дети называют их в уменьшительно-ласкательной форме. (Чайник-чайничек, Пуговица-пуговичка, молоток-молоточек и.т.д.).


Вопросы для закрепления материала:

  1. Как ласкательно мы называем детёнышей животных?

  2. Какие звуки они издают?

  3. Перечислите названия детёнышей животных во множественном числе.


4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Составление короткого рассказа об игрушке с помощью воспитателя.

Цель: Научить описывать игрушку.

Задачи:

а) Научить образованию глагола совершённого вида;

б) Научить пользоваться словами антонимами;

в) Закрепить правильное произношение звуков «О» и «Э».

Ожидаемый результат: Дети научатся описывать игрушку с помощью воспитателя.

Оборудование: Игрушки: медвежонок и курочка. Палочки с подвешенными на них тонкими листами бумаги.

Ход занятия: Воспитатель показывает детям игрушечного медвежонка и курочку и даёт упражнение рассказать про них.

Показывает медвежонка: Это медвежонок. У него маленькие ушки, он коричневого цвета и очень сильно любит мёд. Медвежонок издаёт звук: «Ээээ-ээээ». Кто, хочет рассказать про медвежонка? (Упражнять детей в произношении звука «Ээээ-ээээ»).

Показывает курочку: Это курочка. У неё есть крылья и клюв. Она любит клевать зерно и несёт яйца. Курочка издаёт звук: «Ко-ко-ко». Кто, хочет рассказать про курочку? (Упражнять детей в произношении звука «Ко-ко-ко»).

Упражнение «Подул сильный ветер».

Дети берут палочки с повешенными на низ листками бумаги и становятся в круг. Воспитатель говорит:

  1. Подул, сильный ветер. (Дети дуют на бумагу);

  2. Листья, упали на землю. (Дети садятся вниз);

  3. Ветер закончился. (Дети встают). (Упражнение повторить несколько раз).

Воспитатель поочерёдно показывает детям игрушки, медвежонка и курочку и спрашивает о том, кто какой издаёт звук. Дети упражняются в произношении звуков «Ээээ-ээээ» и «Ко-ко-ко».

Потом дети дают игрушкам задания, а они их выполняют. Например:

  1. Медвежонок иди!

  2. Курочка прыгай!

  3. Медвежонок, позови друзей! (И.т.д.)

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Кто расскажет нам про медвежонка?

  2. Кто расскажет нам про курочку?

  3. Какой звук издаёт медвежонок?

  4. Какой звук издаёт курочка?


НОЯБРЬ

1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Пересказ сказки «Репка» вместе с воспитателем.

Цель: Научить детей самостоятельному пересказу сказки.

Задачи:

а) Продолжать повышать способность детей следить за речью воспитателя и понимать её;