Файл: Учебнопрактическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы доу. (34 года).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Давайте посмотрим на её одежду. Что это? (Фартук). Какого цвета этот фартук? (Красного). Что одето на ноги у Ферузы? (Туфли). Какого они цвета? (Белого). Как только Феруза села, кто-то постучался в дверь. (Пришла кукла Фарида). Как её зовут? (Её имя повторяют 2-3 ребёнка). Фарида принесла подруге игрушки. Какие игрушки она принесла? (Слонов). Какой это слон? Это большой слон. Какого он цвета? (Белого). Этот слон, маленький, а какого он цвета? (Синего).
(Послышался стук и появился кукольный мальчик с конфетами в руках). Этого мальчика зовут Фарход. Так как его зовут? (Имя повторяют 2-3 ребёнка). Что он принёс? (Конфеты). Одна конфета маленькая, а другая большая. Давайте вместе расскажем о куклах.
Фарход пришёл в гости к куклам Ферузе и Фариде. Он принёс им конфеты. Одна конфета …(маленькая), другая …(большая). Девочки стали играть с Фарходом. Какими игрушками они начали играть? (Слонами). Они играли и не сорились.
Игровое упражнение «Снежинки в ладошках».
Воспитатель кладёт на ладошки каждого ребёнка кусочки ваты и предлагает подуть на неё. Детям объясняется, как это сделать. Надо коснуться верхней губой нижних зубов и дунув, воспроизвести протяжно, звук «ффф» так, чтобы снежинки полетели. (Упражнение повторяется несколько раз).
Вопросы для закрепления материала:
-
Кто расскажет про куклу Ферузу? -
Кто расскажет про куклу Фариду? -
Кто расскажет про куклу Фархода?
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Работа над звуком «К».
Цель: Упражнять детей в произношении звука «К» в слогах и словах.
Задачи:
а) Упражнять детей в произношении звука «К» в слогах и словах.;
б) Научить, чётко выговаривать звук «К» в словах;
в) Научить различать слова, в которых содержится звук «К».
Ожидаемый результат: Дети научатся правильному произношению звука «К».
Оборудование: Картинки с изображениями, в названиях которых содержится звук «К»: лягушка, кукушка, курочка, ворона, утка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам стих, а вы будете за мной повторять.
Курочка зовёт цыплят,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не бегите далеко!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Как мне с вами нелегко!
Во дворе есть кошка,
Серое лукошко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко. (Повторить 2-3 раза).
Про кого я рассказала вам стих? Правильно, про курочку. Как зовёт курочка своих цыплят? (Ко-ко-ко). Кто есть во дворе? (Кошка).
Игровое упражнение.
Дети становятся в круг, берутся за руки и прыгают на месте издавая звук «ко-ко-ко». Когда воспитатель говорит «Кошка», то дети садятся вниз и молчат. (Упражнение повторить несколько раз).
Воспитатель: Теперь я буду показывать вам картинки с животными, а вы будете говорить мне, кто какой звук издаёт. Кто это? (Лягушка). Какой звук она издает? (Ква-ква-ква). Кто это? (Кукушка). Какой звук она издаёт? (Ку-ку-ку-ку). И.т.д. (Общие и отдельные ответы).
Вопросы для закрепления материала:
-
Про кого я читала вам стих? -
Как курица зовёт своих цыплят? -
Какой звук издаёт кукушка? -
И.т.д.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Описание предметов.
Цель: Научить детей описывать предметы.
Задачи:
-
Упражнять детей в правильном использовании названия и качества предметом, в единственном и множественном числе; -
Закрепить правильное произношение звука «В». -
Учить произносить звук «В», протяжно, на одном дыхании.
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Игрушки: зайчик, морковка, огурец, яблоко, помидор и мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мне по пути встретился зайчик, который шёл к нам в гости. Вот он. (Воспитатель показывает зайчика). Как, ласкательно можно назвать зайчика? (Зайчонок, зайчишка, зайка). Что это у зайца? (Уши). Какие у него уши? (Длинные). Что это? (Хвост). Какой у него хвост? (Короткий и маленький). У зайчика длинные уши и короткий хвост. Что зайчик умеет делать? (Прыгать, кататься, бегать, и есть морковку). Зайчик принёс какой-то мешочек и, кажется, в нём что-то есть. (Воспитатель засовывает в мешочек руку и достаёт морковку). Что это? (Морковка). Какая она? (Длинная). Воспитатель кладёт морковку на стол и достаёт из мешочка остальные предметы. Что это? (Помидор). Какой он? (Круглый и красный. Помидор растёт на грядках). Что это? (Яблоко). Яблоко какое? (Большое, круглое и красное. Яблоко растет на дереве). Что это? (Огурец). И.т.д..
Морковка, огурец и помидор, это овощи, а яблоко, груша и персик, это фрукты. Воспитатель кладёт овощи в одну тарелку, а фрукты в другую и повторяет их названия.
Игра «Повторяйка».
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рассказывать вам стишок, а вы будете повторять за мной и если вы повторите не правильно, то мы будем начинать сначала.
Ввво-ввво-ввво!
Прилетело НЛО!
Ввва-ввва-ввва!
Удивилась вдруг сова.
Ввву-ввву-ввву!
Ничего я не пойму.
Ввве-ввве-ввве!
Завертелось в голове.
Ввво-ввво-ввво!
Приземлилось НЛО.
Вышли трое энэлят,
Испугали, всех зайчат. (Дети повторяют за воспитателем).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Как можно назвать маленького зайчика? -
Что это? (Морковка). Морковка, какая? -
Что это? (Огурец). Огурец, какой? -
Что это? (Помидор). Помидор какой? -
Что это? (Яблоко). Яблоко какое? -
Морковка, огурец и помидор это …. -
Яблоко, груша и персик это ….
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа по сюжетной картинке «Дети кормят рыбок».
Цель: Учить детей наблюдать за рыбками в аквариуме. Называть вслух их отличительные приметы и движения (шевелит хвостом, глотает корм, плавает).
Задачи:
-
Соблюдать дисциплину во время наблюдения (не шуметь и не стучать по стеклу аквариума); -
Помочь понять содержание картинки и отвечать на вопросы по картинке.
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Сюжетная картинка «Дети кормят рыбок».
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме. Во время наблюдения, воспитатель запрещает детям подходить близко к аквариуму, трогать его стенки и стучать по ним, объясняя, что это может напугать рыбок. Во время наблюдения, воспитатель просит детей не громким голосом, рассказывать, что делают рыбки. Воспитатель дополняет и обобщает то, что сказали дети. (Вводить в речевой словарь детей таких слов как: стекло, аквариум, плавает, глотает корм, хвост помогает рыбам плавать).
Воспитатель кормит рыбок, а дети наблюдают, как кормятся рыбки. Потом дети поворачиваются спиной к аквариуму, и воспитатель показывает им сюжетную картинку «Дети кормят рыбок» составляя по ней рассказ. Потом он задаёт вопросы.
-
Что, делают дети? (Кормят рыбок). -
Где живут рыбки? -
Сколько их? (Много).
Воспитатель заканчивает занятие на словах о том, что не надо забывать кормить рыбок.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Кто расскажет про рыбок? -
Что делают дети на картинке?
МАЙ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.
Цель: Научить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Задачи:
-
Научить правильно, называть предметы и их цвет, изображённые на картинке; -
Закрепить правильное произношение звука «Г».
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Сюжетная картинка «Троллейбус и игрушки», картинка с изображением гуся.
Ход занятия: Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Что вы видите на этой картинке? Медвежонка, зайчика, колокольчик и кукол. Что это? Это кукла. Её имя Гульнора. Какого цвета у неё платье? Платье красного цвета. На голове у Гульноры есть красный платок. Одинаковый ли по цвету платок Гульноры с платками других кукол? У одной куклы платок красный, а у другой синий. Что это? (Троллейбус). Где сидят зайчик, и кукла с синим платком? (В троллейбусе). Кто стоит возле троллейбуса? (Кукла Гульнора, кукла с красным платком и медвежонок). Какого цвета медвежонок? Медвежонок чёрного цвета.»
Воспитатель предлагает детям составить рассказ по картинке.
«Ехал троллейбус. Внутри троллейбуса сидели кукла и зайчик. Троллейбус остановился возле светофора. У троллейбуса открылись двери и в него вошли куклы и медвежонок. Двери закрылись, и троллейбус поехал дальше».
Потом воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им повторить рассказ. (Если детям трудно, то воспитатель помогает им, задавая вопросы).
После, воспитатель показывает детям картинку с гусем и спрашивает их: Что это? (Гусь). Какой звук издаёт гусь? (Га-га-га!). Давайте вместе расскажем стих про гусей.
Гуси-гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Гуси-гуси! Га-га-га!
Пить хотите? Да-да-да!
Есть отборного зерна
И водицы всем сполна!
Ешьте-ешьте, пейте, пейте,
Предо мною не робейте.
Мы поели и попили!
Га-га-га, гу-гу-гу!
Отпусти хозяйка нас,
Погуляем на лугу!
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Кто расскажет нам про кукол? -
Кто расскажет про куклу с красным платком? -
Кто расскажет про медвежонка? -
Про кого мы рассказывали стих? -
Как говорят гуси?
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Работа над звуками «Ш» и «С».
Цель: Упражнять детей в произношении звуков «Ш» и «С» в слогах и словах.
Задачи:
а) Упражнять детей в произношении звуков «Ш» и «С» в слогах и словах;
б) Научить, чётко выговаривать звуки «Ш» и «С» в словах;
в) Научить различать слова, в которых содержатся звуки «Ш» и «С».
Ожидаемый результат: Дети научатся правильному произношению звуков «Ш» и «С».
Оборудование: Картинки с изображениями, в названиях которых содержатся звуки «Ш» и «С».
Ход занятия: На столе воспитателя лежат картинки с изображениями, в названиях которых содержатся звуки «Ш» и «С». Воспитатель вызывает по одному ребёнку и даёт задание выбрать картинку в названии которой есть звук «Ш» или картинку со звуком «С». Остальные дети смотрят за выполнением задания и проверяют как ребёнок выполнил задание. Далее, воспитатель показывает по одной картинке и дети говорят, что на ней изображено. Воспитатель задаёт вопросы:
-
Есть ли в названии этой картинки звук «Ш»; -
Есть ли в названии этой картинки звук «С».
Игра «Загадки».
Воспитатель задаёт детям загадки и получает общие и отдельные ответы.
-
На сосну забрался мишка, там росла большая …(Шишка). -
Есть у белки, есть у мишки, у лисички, у зайчишки. И в холодный день зимы, в ней гулять выходим мы. (Шуба). -
Дверцы стеклянные, бока деревянные. Книги за стеклом, там их дом. Где они живут, как его зовут? (Шкаф) -
Не сидит на месте, на хвосте разносит вести. (Сорока). -
Чей же это красный нос, на грядке когда-то рос? (Снеговик). -
Хоть у него четыре ножки, не побежит он по дорожке. (Стул). -
Стоит, горит, рыдает и тает, тает, тает. (Свечка).
Если дети не могут ответить, то воспитатель показывает картинки с ответами.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Наблюдение за птицами. Подвижная игра «Дождик и птички».
Цель: Проявлять в детях радость, наблюдая за птицами. Учить детей оберегать птиц.
Задачи:
-
Научить детей описывать словами действия птиц (летит, прыгает, клюёт); -
Продолжать учить детей задавать вопросы и отвечать на них.