Файл: Учебнопрактическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы доу. (34 года).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что расскажет им рассказ «Подружки».
«Саида, Санобар, Салима и Саодат подружки. Они собираются дома у Саодат и играют в мозаику. У них получаются различные фигуры. У Саодат из мозаики получились самолёт и санки. Саида, Санобар и Салима сорвали сирень и поставили в её в вазу. Когда мама Саодат пришла с работы, то очень обрадовалась. И угостила девочек сушками. Потом девочки стали загадывать друг другу загадки.
Подружки поиграли ещё немного, а потом разошлись по домам.»
После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы:
(Для ответов вызываются 4-6 детей).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
Цель: Научить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
Задачи:
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Две куклы девочки и одна кукла мальчик, фартуки разных цветов для кукол девочек, туфли, конфеты и игрушечные слоны (большой и маленький).
Ход занятия: Воспитатель показывает куклу девочку и говорит, что к детям, пришла гостья, и её зовут Феруза.(2-3 ребёнка повторяют её имя).
Давайте посмотрим на её одежду. Что это? (Фартук). Какого цвета этот фартук? (Красного). Что одето на ноги у Ферузы? (Туфли). Какого они цвета? (Белого). Как только Феруза села, кто-то постучался в дверь. (Пришла кукла Фарида). Как её зовут? (Её имя повторяют 2-3 ребёнка). Фарида принесла подруге игрушки. Какие игрушки она принесла? (Слонов). Какой это слон? Это большой слон. Какого он цвета? (Белого). Этот слон, маленький, а какого он цвета? (Синего).
(Послышался стук и появился кукольный мальчик с конфетами в руках). Этого мальчика зовут Фарход. Так как его зовут? (Имя повторяют 2-3 ребёнка). Что он принёс? (Конфеты). Одна конфета маленькая, а другая большая. Давайте вместе расскажем о куклах.
Фарход пришёл в гости к куклам Ферузе и Фариде. Он принёс им конфеты. Одна конфета …(маленькая), другая …(большая). Девочки стали играть с Фарходом. Какими игрушками они начали играть? (Слонами). Они играли и не сорились.
Игровое упражнение «Снежинки в ладошках».
Воспитатель кладёт на ладошки каждого ребёнка кусочки ваты и предлагает подуть на неё. Детям объясняется, как это сделать. Надо коснуться верхней губой нижних зубов и дунув, воспроизвести протяжно, звук «ффф» так, чтобы снежинки полетели. (Упражнение повторяется несколько раз).
Вопросы для закрепления материала:
МАРТ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей описывать предметы.
Цель: Научить детей описывать предметы.
Задачи:
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Игрушки: зайчик, морковка, огурец, яблоко, помидор и мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мне по пути встретился зайчик, который шёл к нам в гости. Вот он. (Воспитатель показывает зайчика). Как, ласкательно можно назвать зайчика? (Зайчонок, зайчишка, зайка). Что это у зайца? (Уши). Какие у него уши? (Длинные). Что это? (Хвост). Какой у него хвост? (Короткий и маленький). У зайчика длинные уши и короткий хвост. Что зайчик умеет делать? (Прыгать, кататься, бегать, и есть морковку). Зайчик принёс какой-то мешочек и, кажется, в нём что-то есть. (Воспитатель засовывает в мешочек руку и достаёт морковку). Что это? (Морковка). Какая она? (Длинная). Воспитатель кладёт морковку на стол и достаёт из мешочка остальные предметы. Что это? (Помидор). Какой он? (Круглый и красный. Помидор растёт на грядках). Что это? (Яблоко). Яблоко какое? (Большое, круглое и красное. Яблоко растет на дереве). Что это? (Огурец). И.т.д..
Морковка, огурец и помидор, это овощи, а яблоко, груша и персик, это фрукты. Воспитатель кладёт овощи в одну тарелку, а фрукты в другую и повторяет их названия.
Игра «Повторяйка».
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рассказывать вам стишок, а вы будете повторять за мной и если вы повторите не правильно, то мы будем начинать сначала.
Ввво-ввво-ввво!
Прилетело НЛО!
Ввва-ввва-ввва!
Удивилась вдруг сова.
Ввву-ввву-ввву!
Ничего я не пойму.
Ввве-ввве-ввве!
Завертелось в голове.
Ввво-ввво-ввво!
Приземлилось НЛО.
Вышли трое энэлят,
Испугали, всех зайчат. (Дети повторяют за воспитателем).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Работа над звуком «Г».
Цель: Упражнять детей в произношении звука «Г» в слогах и словах.
Задачи:
а) Упражнять детей в произношении звука «Г» в слогах и словах.;
б) Научить, чётко выговаривать звук «Г» в словах;
в) Научить различать слова, в которых содержится звук «Г».
Ожидаемый результат: Дети научатся правильному произношению звука «Г».
Оборудование: Картинки с изображёнными на них предметами и животными, в названиях которых содержится звук «Г». (Гусь, голубь, гитара, и.т.д.)
Ход занятия: Воспитатель показывает детям картинку с гусем и спрашивает их: Что это? (Гусь). Какой звук издаёт гусь? (Га-га-га!). Давайте вместе расскажем стих про гусей.
Гуси-гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Гуси-гуси! Га-га-га!
Пить хотите? Да-да-да!
Есть отборного зерна
И водицы всем сполна!
Ешьте-ешьте, пейте, пейте,
Предо мною не робейте.
Мы поели и попили!
Га-га-га, гу-гу-гу!
Отпусти хозяйка нас,
Погуляем, на лугу! (Стих повторить несколько раз).
Дальше воспитатель показывает детям картинки и дети угадывают, что на них изображено. (Воспитатель требует чёткое произношение звука «Г», в словах).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей пересказывать сказку «Волк и козлята», вместе с воспитателем.
Цель: Учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Задачи:
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Настольный театр «Волк и козлята». Картинки: сундук, самса, сушки.
Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям сказку и потом спрашивает: Для чего коза пошла в лес? (Пощипать сочной травки и попить студеной водицы). Что, делали козлята, после её ухода? (Крепко накрепко закрыли двери и никуда не выходили). Какую песню поёт коза, возвратившись, домой? (Воспитатель ещё раз повторяет песню козы). Кто, услышал песню козы? (Волк). Как, он спел её песню? (Фальшиво и грубо). Впустили ли козлята волка домой? (Нет). Что сказала коза, вернувшись, домой? (Не открывайте двери тому, кто поёт не моим голосом).
Воспитатель ещё раз прочитывает детям сказку и предлагает им поиграть в настольный театр.
Потом воспитатель прочитывает детям стих, дети повторяют за ним.
Са-са-са!
На траве висит роса.
Су-су-су!
Я стряхну с травы росу. (Стих повторяется несколько раз).
Дальше, воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сундук, самса и сушки. Поочерёдно называется каждая картинка по два раза и выделяется звук «С», в каждом слове. Потом воспитатель задаёт вопрос: «Какой звук в этих словах, я выговаривала сильнее?». Детям предлагается повторить эти слова.
Вопросы для закрепления материала:
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Составление короткого рассказа вместе с воспитателем.
Цель: Научить детей называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Задачи:
а) Научить, правильно называть детёнышей животных в единственном и множественном числе;
б) Научить называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме для расширения словаря.
Ожидаемый результат: Дети научатся называть детёнышей животных в единственном и множественном числе. Дети научатся называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Оборудование: Картинки с изображениями детёнышей животных, различные предметы и игрушки (котёнок, зайчик, утёнок, щенок, козлёнок, телёнок).
Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям стих:
У меня котёнок есть,
Очень аккуратный!
Моет мордочку и лапки,
Пушистый и опрятный!
Про кого этот стих? (Про кошечку). Как, ласкательно, называют её в стихотворении? (Котёнок). Как, разговаривает котёнок? (Мяу-мяу!). Появляются ещё двое котят. Кто это? Это котята. Что мы можем сказать про котёнка? (Маленький, пушистый и мягкий). Давайте, составим с вами рассказ про котёнка и котят. Саида, про кого ты хочешь составить рассказ? (Про кошечку). Ребёнок составляет рассказ с помощью воспитателя: Это…(Котёнок). Он…(Маленький и пушистый). Ласкательно, его можно назвать, котёночек. Котёнок очень любит молоко. А это…(Котята). Они…(Маленькие и пушистые). Ласкательно, их можно назвать котятки. Котята любят свою маму.
Кто это? Это зайчонок. Какой он? (Маленький и серенький). Как можно назвать его ласкательно? (Ответы детей).
Кто это? (Зайчата). Какие, они? (Маленькие и серенькие). Как можно назвать их ласкательно? (Ответы детей).
- Сейчас я расскажу вам стишок про зайца, а потом мы повторим его вместе.
Зайчик, серенький зайчишка!
Поиграй со мной трусишка.
Будем прыгать и скакать,
Резво, в салочки играть! (Дети повторяют стишок несколько раз).
Практическое задание: Воспитатель работает с детьми над произношением названий детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме. Он показывает им картинки с изображениями детёнышей животных и различных предметов, а дети называют их в уменьшительно-ласкательной форме. (Чайник-чайничек, Пуговица-пуговичка, молоток-молоточек и.т.д.).
Вопросы для закрепления материала:
АПРЕЛЬ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Закрепить умение составлять короткие рассказы вместе с воспитателем.
Цель: Закрепить умение детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
Задачи:
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Две куклы девочки и одна кукла мальчик, фартуки разных цветов для кукол девочек, туфли, конфеты и игрушечные слоны (большой и маленький).
Ход занятия: Воспитатель показывает куклу девочку и говорит, что к детям, пришла гостья, и её зовут Феруза.(2-3 ребёнка повторяют её имя).
«Саида, Санобар, Салима и Саодат подружки. Они собираются дома у Саодат и играют в мозаику. У них получаются различные фигуры. У Саодат из мозаики получились самолёт и санки. Саида, Санобар и Салима сорвали сирень и поставили в её в вазу. Когда мама Саодат пришла с работы, то очень обрадовалась. И угостила девочек сушками. Потом девочки стали загадывать друг другу загадки.
-
На них дети катаются по снегу. (Санки) -
Он мигает водителям и пешеходам тремя глазами. (Светофор) -
Летит, но не птица. Везёт пассажиров, но не автобус. (Самолёт)
Подружки поиграли ещё немного, а потом разошлись по домам.»
После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы:
-
Как зовут подружек? -
Какие фигуры они собирали из мозаики? -
Чем угостила девочек мама Саодат? -
Какие загадки загадывали друг другу девочки?
(Для ответов вызываются 4-6 детей).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Назовите, что изображено на картинках? -
Как зовут подружек из рассказа? -
Какие загадки мы сегодня отгадывали?
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
Цель: Научить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
Задачи:
-
Научить детей называть отдельные приметы предметов; -
Научить, правильно называть предметы одежды; -
Закрепить правильное произношение звука «Ф». Учить произносить звук «Ф», протяжно, на одном дыхании.
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Две куклы девочки и одна кукла мальчик, фартуки разных цветов для кукол девочек, туфли, конфеты и игрушечные слоны (большой и маленький).
Ход занятия: Воспитатель показывает куклу девочку и говорит, что к детям, пришла гостья, и её зовут Феруза.(2-3 ребёнка повторяют её имя).
Давайте посмотрим на её одежду. Что это? (Фартук). Какого цвета этот фартук? (Красного). Что одето на ноги у Ферузы? (Туфли). Какого они цвета? (Белого). Как только Феруза села, кто-то постучался в дверь. (Пришла кукла Фарида). Как её зовут? (Её имя повторяют 2-3 ребёнка). Фарида принесла подруге игрушки. Какие игрушки она принесла? (Слонов). Какой это слон? Это большой слон. Какого он цвета? (Белого). Этот слон, маленький, а какого он цвета? (Синего).
(Послышался стук и появился кукольный мальчик с конфетами в руках). Этого мальчика зовут Фарход. Так как его зовут? (Имя повторяют 2-3 ребёнка). Что он принёс? (Конфеты). Одна конфета маленькая, а другая большая. Давайте вместе расскажем о куклах.
Фарход пришёл в гости к куклам Ферузе и Фариде. Он принёс им конфеты. Одна конфета …(маленькая), другая …(большая). Девочки стали играть с Фарходом. Какими игрушками они начали играть? (Слонами). Они играли и не сорились.
Игровое упражнение «Снежинки в ладошках».
Воспитатель кладёт на ладошки каждого ребёнка кусочки ваты и предлагает подуть на неё. Детям объясняется, как это сделать. Надо коснуться верхней губой нижних зубов и дунув, воспроизвести протяжно, звук «ффф» так, чтобы снежинки полетели. (Упражнение повторяется несколько раз).
Вопросы для закрепления материала:
-
Кто расскажет про куклу Ферузу? -
Кто расскажет про куклу Фариду? -
Кто расскажет про куклу Фархода?
МАРТ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей описывать предметы.
Цель: Научить детей описывать предметы.
Задачи:
-
Упражнять детей в правильном использовании названия и качества предметом, в единственном и множественном числе; -
Закрепить правильное произношение звука «В». -
Учить произносить звук «В», протяжно, на одном дыхании.
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Игрушки: зайчик, морковка, огурец, яблоко, помидор и мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мне по пути встретился зайчик, который шёл к нам в гости. Вот он. (Воспитатель показывает зайчика). Как, ласкательно можно назвать зайчика? (Зайчонок, зайчишка, зайка). Что это у зайца? (Уши). Какие у него уши? (Длинные). Что это? (Хвост). Какой у него хвост? (Короткий и маленький). У зайчика длинные уши и короткий хвост. Что зайчик умеет делать? (Прыгать, кататься, бегать, и есть морковку). Зайчик принёс какой-то мешочек и, кажется, в нём что-то есть. (Воспитатель засовывает в мешочек руку и достаёт морковку). Что это? (Морковка). Какая она? (Длинная). Воспитатель кладёт морковку на стол и достаёт из мешочка остальные предметы. Что это? (Помидор). Какой он? (Круглый и красный. Помидор растёт на грядках). Что это? (Яблоко). Яблоко какое? (Большое, круглое и красное. Яблоко растет на дереве). Что это? (Огурец). И.т.д..
Морковка, огурец и помидор, это овощи, а яблоко, груша и персик, это фрукты. Воспитатель кладёт овощи в одну тарелку, а фрукты в другую и повторяет их названия.
Игра «Повторяйка».
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рассказывать вам стишок, а вы будете повторять за мной и если вы повторите не правильно, то мы будем начинать сначала.
Ввво-ввво-ввво!
Прилетело НЛО!
Ввва-ввва-ввва!
Удивилась вдруг сова.
Ввву-ввву-ввву!
Ничего я не пойму.
Ввве-ввве-ввве!
Завертелось в голове.
Ввво-ввво-ввво!
Приземлилось НЛО.
Вышли трое энэлят,
Испугали, всех зайчат. (Дети повторяют за воспитателем).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Как можно назвать маленького зайчика? -
Что это? (Морковка). Морковка, какая? -
Что это? (Огурец). Огурец, какой? -
Что это? (Помидор). Помидор какой? -
Что это? (Яблоко). Яблоко какое? -
Морковка, огурец и помидор это …. -
Яблоко, груша и персик это ….
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Работа над звуком «Г».
Цель: Упражнять детей в произношении звука «Г» в слогах и словах.
Задачи:
а) Упражнять детей в произношении звука «Г» в слогах и словах.;
б) Научить, чётко выговаривать звук «Г» в словах;
в) Научить различать слова, в которых содержится звук «Г».
Ожидаемый результат: Дети научатся правильному произношению звука «Г».
Оборудование: Картинки с изображёнными на них предметами и животными, в названиях которых содержится звук «Г». (Гусь, голубь, гитара, и.т.д.)
Ход занятия: Воспитатель показывает детям картинку с гусем и спрашивает их: Что это? (Гусь). Какой звук издаёт гусь? (Га-га-га!). Давайте вместе расскажем стих про гусей.
Гуси-гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Гуси-гуси! Га-га-га!
Пить хотите? Да-да-да!
Есть отборного зерна
И водицы всем сполна!
Ешьте-ешьте, пейте, пейте,
Предо мною не робейте.
Мы поели и попили!
Га-га-га, гу-гу-гу!
Отпусти хозяйка нас,
Погуляем, на лугу! (Стих повторить несколько раз).
Дальше воспитатель показывает детям картинки и дети угадывают, что на них изображено. (Воспитатель требует чёткое произношение звука «Г», в словах).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Про кого мы читали стихотворение? -
Какой звук издаёт гусь?
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Учить детей пересказывать сказку «Волк и козлята», вместе с воспитателем.
Цель: Учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Задачи:
-
Учить детей пересказывать сказку «Волк и козлята», вместе с воспитателем; -
Учить правильному и чёткому произношению звука «С», отдельно и в словах.
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Настольный театр «Волк и козлята». Картинки: сундук, самса, сушки.
Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям сказку и потом спрашивает: Для чего коза пошла в лес? (Пощипать сочной травки и попить студеной водицы). Что, делали козлята, после её ухода? (Крепко накрепко закрыли двери и никуда не выходили). Какую песню поёт коза, возвратившись, домой? (Воспитатель ещё раз повторяет песню козы). Кто, услышал песню козы? (Волк). Как, он спел её песню? (Фальшиво и грубо). Впустили ли козлята волка домой? (Нет). Что сказала коза, вернувшись, домой? (Не открывайте двери тому, кто поёт не моим голосом).
Воспитатель ещё раз прочитывает детям сказку и предлагает им поиграть в настольный театр.
Потом воспитатель прочитывает детям стих, дети повторяют за ним.
Са-са-са!
На траве висит роса.
Су-су-су!
Я стряхну с травы росу. (Стих повторяется несколько раз).
Дальше, воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сундук, самса и сушки. Поочерёдно называется каждая картинка по два раза и выделяется звук «С», в каждом слове. Потом воспитатель задаёт вопрос: «Какой звук в этих словах, я выговаривала сильнее?». Детям предлагается повторить эти слова.
Вопросы для закрепления материала:
-
Как называется сказка? -
Для чего коза пошла в лес? -
Что сделали козлята? -
Какую песню пела коза? -
Как кончилась сказка?
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Составление короткого рассказа вместе с воспитателем.
Цель: Научить детей называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Задачи:
а) Научить, правильно называть детёнышей животных в единственном и множественном числе;
б) Научить называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме для расширения словаря.
Ожидаемый результат: Дети научатся называть детёнышей животных в единственном и множественном числе. Дети научатся называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Оборудование: Картинки с изображениями детёнышей животных, различные предметы и игрушки (котёнок, зайчик, утёнок, щенок, козлёнок, телёнок).
Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям стих:
У меня котёнок есть,
Очень аккуратный!
Моет мордочку и лапки,
Пушистый и опрятный!
Про кого этот стих? (Про кошечку). Как, ласкательно, называют её в стихотворении? (Котёнок). Как, разговаривает котёнок? (Мяу-мяу!). Появляются ещё двое котят. Кто это? Это котята. Что мы можем сказать про котёнка? (Маленький, пушистый и мягкий). Давайте, составим с вами рассказ про котёнка и котят. Саида, про кого ты хочешь составить рассказ? (Про кошечку). Ребёнок составляет рассказ с помощью воспитателя: Это…(Котёнок). Он…(Маленький и пушистый). Ласкательно, его можно назвать, котёночек. Котёнок очень любит молоко. А это…(Котята). Они…(Маленькие и пушистые). Ласкательно, их можно назвать котятки. Котята любят свою маму.
Кто это? Это зайчонок. Какой он? (Маленький и серенький). Как можно назвать его ласкательно? (Ответы детей).
Кто это? (Зайчата). Какие, они? (Маленькие и серенькие). Как можно назвать их ласкательно? (Ответы детей).
- Сейчас я расскажу вам стишок про зайца, а потом мы повторим его вместе.
Зайчик, серенький зайчишка!
Поиграй со мной трусишка.
Будем прыгать и скакать,
Резво, в салочки играть! (Дети повторяют стишок несколько раз).
Практическое задание: Воспитатель работает с детьми над произношением названий детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме. Он показывает им картинки с изображениями детёнышей животных и различных предметов, а дети называют их в уменьшительно-ласкательной форме. (Чайник-чайничек, Пуговица-пуговичка, молоток-молоточек и.т.д.).
Вопросы для закрепления материала:
-
Как ласкательно мы называем детёнышей животных? -
Какие звуки они издают? -
Перечислите названия детёнышей животных во множественном числе.
АПРЕЛЬ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Закрепить умение составлять короткие рассказы вместе с воспитателем.
Цель: Закрепить умение детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
Задачи:
-
Научить детей называть отдельные приметы предметов; -
Научить, правильно называть предметы одежды; -
Закрепить правильное произношение звука «Ф». Учить произносить звук «Ф», протяжно, на одном дыхании.
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Оборудование: Две куклы девочки и одна кукла мальчик, фартуки разных цветов для кукол девочек, туфли, конфеты и игрушечные слоны (большой и маленький).
Ход занятия: Воспитатель показывает куклу девочку и говорит, что к детям, пришла гостья, и её зовут Феруза.(2-3 ребёнка повторяют её имя).