Файл: Учебнопрактическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы доу. (34 года).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что расскажет им рассказ «Подружки».

«Саида, Санобар, Салима и Саодат подружки. Они собираются дома у Саодат и играют в мозаику. У них получаются различные фигуры. У Саодат из мозаики получились самолёт и санки. Саида, Санобар и Салима сорвали сирень и поставили в её в вазу. Когда мама Саодат пришла с работы, то очень обрадовалась. И угостила девочек сушками. Потом девочки стали загадывать друг другу загадки.

  1. На них дети катаются по снегу. (Санки)

  2. Он мигает водителям и пешеходам тремя глазами. (Светофор)

  3. Летит, но не птица. Везёт пассажиров, но не автобус. (Самолёт)

Подружки поиграли ещё немного, а потом разошлись по домам.»

После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы:

  1. Как зовут подружек?

  2. Какие фигуры они собирали из мозаики?

  3. Чем угостила девочек мама Саодат?

  4. Какие загадки загадывали друг другу девочки?

(Для ответов вызываются 4-6 детей).

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Назовите, что изображено на картинках?

  2. Как зовут подружек из рассказа?

  3. Какие загадки мы сегодня отгадывали?


4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.

Цель: Научить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.

Задачи:

  1. Научить детей называть отдельные приметы предметов;

  2. Научить, правильно называть предметы одежды;

  3. Закрепить правильное произношение звука «Ф». Учить произносить звук «Ф», протяжно, на одном дыхании.

Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.

Оборудование: Две куклы девочки и одна кукла мальчик, фартуки разных цветов для кукол девочек, туфли, конфеты и игрушечные слоны (большой и маленький).

Ход занятия: Воспитатель показывает куклу девочку и говорит, что к детям, пришла гостья, и её зовут Феруза.(2-3 ребёнка повторяют её имя).

Давайте посмотрим на её одежду. Что это? (Фартук). Какого цвета этот фартук? (Красного). Что одето на ноги у Ферузы? (Туфли). Какого они цвета? (Белого). Как только Феруза села, кто-то постучался в дверь. (Пришла кукла Фарида). Как её зовут? (Её имя повторяют 2-3 ребёнка). Фарида принесла подруге игрушки. Какие игрушки она принесла? (Слонов). Какой это слон? Это большой слон. Какого он цвета? (Белого). Этот слон, маленький, а какого он цвета? (Синего).


(Послышался стук и появился кукольный мальчик с конфетами в руках). Этого мальчика зовут Фарход. Так как его зовут? (Имя повторяют 2-3 ребёнка). Что он принёс? (Конфеты). Одна конфета маленькая, а другая большая. Давайте вместе расскажем о куклах.

Фарход пришёл в гости к куклам Ферузе и Фариде. Он принёс им конфеты. Одна конфета …(маленькая), другая …(большая). Девочки стали играть с Фарходом. Какими игрушками они начали играть? (Слонами). Они играли и не сорились.

Игровое упражнение «Снежинки в ладошках».

Воспитатель кладёт на ладошки каждого ребёнка кусочки ваты и предлагает подуть на неё. Детям объясняется, как это сделать. Надо коснуться верхней губой нижних зубов и дунув, воспроизвести протяжно, звук «ффф» так, чтобы снежинки полетели. (Упражнение повторяется несколько раз).

Вопросы для закрепления материала:

  1. Кто расскажет про куклу Ферузу?

  2. Кто расскажет про куклу Фариду?

  3. Кто расскажет про куклу Фархода?


МАРТ


1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Учить детей описывать предметы.

Цель: Научить детей описывать предметы.

Задачи:

  1. Упражнять детей в правильном использовании названия и качества предметом, в единственном и множественном числе;

  2. Закрепить правильное произношение звука «В».

  3. Учить произносить звук «В», протяжно, на одном дыхании.

Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.

Оборудование: Игрушки: зайчик, морковка, огурец, яблоко, помидор и мешочек.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мне по пути встретился зайчик, который шёл к нам в гости. Вот он. (Воспитатель показывает зайчика). Как, ласкательно можно назвать зайчика? (Зайчонок, зайчишка, зайка). Что это у зайца? (Уши). Какие у него уши? (Длинные). Что это? (Хвост). Какой у него хвост? (Короткий и маленький). У зайчика длинные уши и короткий хвост. Что зайчик умеет делать? (Прыгать, кататься, бегать, и есть морковку). Зайчик принёс какой-то мешочек и, кажется, в нём что-то есть. (Воспитатель засовывает в мешочек руку и достаёт морковку). Что это? (Морковка). Какая она? (Длинная). Воспитатель кладёт морковку на стол и достаёт из мешочка остальные предметы. Что это? (Помидор). Какой он? (Круглый и красный. Помидор растёт на грядках). Что это? (Яблоко). Яблоко какое? (Большое, круглое и красное. Яблоко растет на дереве). Что это? (Огурец). И.т.д..



Морковка, огурец и помидор, это овощи, а яблоко, груша и персик, это фрукты. Воспитатель кладёт овощи в одну тарелку, а фрукты в другую и повторяет их названия.

Игра «Повторяйка».

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рассказывать вам стишок, а вы будете повторять за мной и если вы повторите не правильно, то мы будем начинать сначала.

Ввво-ввво-ввво!

Прилетело НЛО!

Ввва-ввва-ввва!

Удивилась вдруг сова.

Ввву-ввву-ввву!

Ничего я не пойму.

Ввве-ввве-ввве!

Завертелось в голове.

Ввво-ввво-ввво!

Приземлилось НЛО.

Вышли трое энэлят,

Испугали, всех зайчат. (Дети повторяют за воспитателем).

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Как можно назвать маленького зайчика?

  2. Что это? (Морковка). Морковка, какая?

  3. Что это? (Огурец). Огурец, какой?

  4. Что это? (Помидор). Помидор какой?

  5. Что это? (Яблоко). Яблоко какое?

  6. Морковка, огурец и помидор это ….

  7. Яблоко, груша и персик это ….


2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Работа над звуком «Г».

Цель: Упражнять детей в произношении звука «Г» в слогах и словах.

Задачи:

а) Упражнять детей в произношении звука «Г» в слогах и словах.;

б) Научить, чётко выговаривать звук «Г» в словах;

в) Научить различать слова, в которых содержится звук «Г».

Ожидаемый результат: Дети научатся правильному произношению звука «Г».

Оборудование: Картинки с изображёнными на них предметами и животными, в названиях которых содержится звук «Г». (Гусь, голубь, гитара, и.т.д.)

Ход занятия: Воспитатель показывает детям картинку с гусем и спрашивает их: Что это? (Гусь). Какой звук издаёт гусь? (Га-га-га!). Давайте вместе расскажем стих про гусей.

Гуси-гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Гуси-гуси! Га-га-га!

Пить хотите? Да-да-да!

Есть отборного зерна

И водицы всем сполна!

Ешьте-ешьте, пейте, пейте,

Предо мною не робейте.

Мы поели и попили!

Га-га-га, гу-гу-гу!

Отпусти хозяйка нас,

Погуляем, на лугу! (Стих повторить несколько раз).

Дальше воспитатель показывает детям картинки и дети угадывают, что на них изображено. (Воспитатель требует чёткое произношение звука «Г», в словах).

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Про кого мы читали стихотворение?

  2. Какой звук издаёт гусь?


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Учить детей пересказывать сказку «Волк и козлята», вместе с воспитателем.

Цель: Учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.


Задачи:

  1. Учить детей пересказывать сказку «Волк и козлята», вместе с воспитателем;

  2. Учить правильному и чёткому произношению звука «С», отдельно и в словах.

Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.

Оборудование: Настольный театр «Волк и козлята». Картинки: сундук, самса, сушки.

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям сказку и потом спрашивает: Для чего коза пошла в лес? (Пощипать сочной травки и попить студеной водицы). Что, делали козлята, после её ухода? (Крепко накрепко закрыли двери и никуда не выходили). Какую песню поёт коза, возвратившись, домой? (Воспитатель ещё раз повторяет песню козы). Кто, услышал песню козы? (Волк). Как, он спел её песню? (Фальшиво и грубо). Впустили ли козлята волка домой? (Нет). Что сказала коза, вернувшись, домой? (Не открывайте двери тому, кто поёт не моим голосом).

Воспитатель ещё раз прочитывает детям сказку и предлагает им поиграть в настольный театр.

Потом воспитатель прочитывает детям стих, дети повторяют за ним.

Са-са-са!

На траве висит роса.

Су-су-су!

Я стряхну с травы росу. (Стих повторяется несколько раз).

Дальше, воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сундук, самса и сушки. Поочерёдно называется каждая картинка по два раза и выделяется звук «С», в каждом слове. Потом воспитатель задаёт вопрос: «Какой звук в этих словах, я выговаривала сильнее?». Детям предлагается повторить эти слова.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Как называется сказка?

  2. Для чего коза пошла в лес?

  3. Что сделали козлята?

  4. Какую песню пела коза?

  5. Как кончилась сказка?


4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Составление короткого рассказа вместе с воспитателем.

Цель: Научить детей называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Задачи:

а) Научить, правильно называть детёнышей животных в единственном и множественном числе;

б) Научить называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме для расширения словаря.

Ожидаемый результат: Дети научатся называть детёнышей животных в единственном и множественном числе. Дети научатся называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Оборудование: Картинки с изображениями детёнышей животных, различные предметы и игрушки (котёнок, зайчик, утёнок, щенок, козлёнок, телёнок).

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям стих:

У меня котёнок есть,


Очень аккуратный!

Моет мордочку и лапки,

Пушистый и опрятный!

Про кого этот стих? (Про кошечку). Как, ласкательно, называют её в стихотворении? (Котёнок). Как, разговаривает котёнок? (Мяу-мяу!). Появляются ещё двое котят. Кто это? Это котята. Что мы можем сказать про котёнка? (Маленький, пушистый и мягкий). Давайте, составим с вами рассказ про котёнка и котят. Саида, про кого ты хочешь составить рассказ? (Про кошечку). Ребёнок составляет рассказ с помощью воспитателя: Это…(Котёнок). Он…(Маленький и пушистый). Ласкательно, его можно назвать, котёночек. Котёнок очень любит молоко. А это…(Котята). Они…(Маленькие и пушистые). Ласкательно, их можно назвать котятки. Котята любят свою маму.

Кто это? Это зайчонок. Какой он? (Маленький и серенький). Как можно назвать его ласкательно? (Ответы детей).

Кто это? (Зайчата). Какие, они? (Маленькие и серенькие). Как можно назвать их ласкательно? (Ответы детей).

- Сейчас я расскажу вам стишок про зайца, а потом мы повторим его вместе.

Зайчик, серенький зайчишка!

Поиграй со мной трусишка.

Будем прыгать и скакать,

Резво, в салочки играть! (Дети повторяют стишок несколько раз).

Практическое задание: Воспитатель работает с детьми над произношением названий детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме. Он показывает им картинки с изображениями детёнышей животных и различных предметов, а дети называют их в уменьшительно-ласкательной форме. (Чайник-чайничек, Пуговица-пуговичка, молоток-молоточек и.т.д.).

Вопросы для закрепления материала:

  1. Как ласкательно мы называем детёнышей животных?

  2. Какие звуки они издают?

  3. Перечислите названия детёнышей животных во множественном числе.



АПРЕЛЬ


1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Закрепить умение составлять короткие рассказы вместе с воспитателем.

Цель: Закрепить умение детей составлять рассказ вместе с воспитателем.

Задачи:

  1. Научить детей называть отдельные приметы предметов;

  2. Научить, правильно называть предметы одежды;

  3. Закрепить правильное произношение звука «Ф». Учить произносить звук «Ф», протяжно, на одном дыхании.

Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.

Оборудование: Две куклы девочки и одна кукла мальчик, фартуки разных цветов для кукол девочек, туфли, конфеты и игрушечные слоны (большой и маленький).

Ход занятия: Воспитатель показывает куклу девочку и говорит, что к детям, пришла гостья, и её зовут Феруза.(2-3 ребёнка повторяют её имя).