Файл: Учебнопрактическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы доу. (34 года).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Составление рассказа по теме: «Как мы кормили птиц», на основе общего группового опыта. Игра «Согреем ручки».

Цель: Развивать наблюдательную память.

Задачи:

  1. Упражнять детей правильно произносить звук «Х»;

  2. Добиться правильного и четкого произношения звука «Х».

Оборудование: Сюжетная картинка «Зимние забавы».

Ход занятия:

Воспитатель: Настала зима. Всё занесло снегом. Что, мы вчера лепили из снега на площадке? (Снеговика, птичек и снежки). Кто, прилетал в скворечники на деревьях? (Птицы). Что, мы насыпали в кормушки на скворечниках? (Зернышки и хлебные крошки). Что делали птицы? (Клевали зёрнышки и хлебные крошки). Как поблагодарили нас птицы? (Они сказали нам «Чик-чирик-чик-чирик!»).

Игра «Согреем ручки».

Воспитатель показывает детям сюжетную картинку «Зимние забавы».

- Ребята, посмотрите, на картинке дети лепили снеговика и у них замерзли ручки. Давайте согреем их. Для этого мы должны подуть на свои ручки вот так: «Хххууу!».

Дети дуют на свои руки, как показала воспитатель и греют их издавая звук «хххууу!».

Можно закончить занятие на игре.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Кто прилетел в скворечники?

  2. Что мы насыпали в кормушки?

  3. Что делали птицы?

  4. Как, поблагодарили нас птицы? (Чик-чирик!)


4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Игра «Отгадай загадку».

Цель: Развивать у детей логическое мышление.

Задачи:

  1. Повышать интерес к окружающему миру;

  2. Развивать логическое мышление.

Ожидаемый результат: Дети научатся самостоятельно отгадывать загадки и отвечать на вопросы.

Оборудование: Картинки с различными предметами и животными.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами сыграем в игру «Отгадай загадку». Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

  1. Он зелёный, круглый, гладкий, а внутри он, красный, сладкий! (Арбуз).

  2. Раньше всех проснётся он, и раздастся в доме звон. (Будильник)

  3. Над цветком, цветок летает, и порхает и порхает! (Бабочка)

  4. Как откроет рот, кошмар! Слышно только, кар-кар-кар. (Ворона)

  5. Из леса принцесса на праздник пришла. Бусы надела, огнём, расцвела! (Ёлка)

  6. Хвост как веер, клюв как крюк, эту птицу звать …. (Индюк)

  7. Кто, в берлоге до весны, днём и ночью смотрит сны? (Медведь)


(Если дети затрудняются отвечать на загадки, то воспитатель показывает картинки с отгадками.)

Вопросы для закрепления материала:

  1. Какую игру мы с вами сегодня играли?

  2. Вам понравилось отгадывать загадки?

  3. Какие загадки вам понравились?


ФЕВРАЛЬ

1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Научить составлять короткие рассказы об игрушках, с помощью воспитателя.

Цель: Научить детей называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Задачи:

а) Научить, правильно называть детёнышей животных в единственном и множественном числе;

б) Научить называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме для расширения словаря.

Ожидаемый результат: Дети научатся называть детёнышей животных в единственном и множественном числе. Дети научатся называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.

Оборудование: Картинки с изображениями детёнышей животных, различные предметы и игрушки (котёнок, зайчик, утёнок, щенок, козлёнок, телёнок).

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям стих:

У меня котёнок есть,

Очень аккуратный!

Моет мордочку и лапки,

Пушистый и опрятный!

Про кого этот стих? (Про кошечку). Как, ласкательно, называют её в стихотворении? (Котёнок). Как, разговаривает котёнок? (Мяу-мяу!). Появляются ещё двое котят. Кто это? Это котята. Что мы можем сказать про котёнка? (Маленький, пушистый и мягкий). Давайте, составим с вами рассказ о кошечке и котятах. Саида, про кого ты хочешь составить рассказ? (Про кошечку). Ребёнок составляет рассказ с помощью воспитателя: Это…(Котёнок). Он…(Маленький и пушистый). Ласкательно, его можно назвать, котёночек. Котёнок очень любит молоко. А это…(Котята). Они…(Маленькие и пушистые). Ласкательно, их можно назвать котятки. Котята любят свою маму.

Кто это? Это зайчонок. Какой он? (Маленький и серенький). Как можно назвать его ласкательно? (Ответы детей).

Кто это? (Зайчата). Какие, они? (Маленькие и серенькие). Как можно назвать их ласкательно? (Ответы детей).

- Сейчас я расскажу вам стишок про зайца, а потом мы повторим его вместе.

Зайчик, серенький зайчишка!

Поиграй со мной трусишка.

Будем прыгать и скакать,

Резво, в салочки играть! (Дети повторяют стишок несколько раз).

Практическое задание: Воспитатель работает с детьми над произношением названий детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме. Он показывает им картинки с изображениями детёнышей животных и различных предметов, а дети называют их в уменьшительно-ласкательной форме. (Чайник-чайничек, Пуговица-пуговичка, молоток-молоточек и.т.д.).



Вопросы для закрепления материала:

  1. Как ласкательно мы называем детёнышей животных?

  2. Какие звуки они издают?

  3. Перечислите названия детёнышей животных во множественном числе.


2-ЗАНЯТИЕ


Тема: Научить детей составлять описательный рассказ об игрушках (с помощью воспитателя).

Цель: Учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.

Задачи:

  1. Учить пользоваться словами, определяющими внешний вид и движение, хорошо знакомых животных и их детёнышей;

  2. Учить выговаривать слова тихо и выразительно, медленно и быстро;

  3. Обогатить словарный запас детей, объяснив им смысл слов «продавец» и «покупатель».

Ожидаемый результат: Дети научатся составлять рассказ по вопросам воспитателя.

Оборудование: Картинки: курочка, петушок, кошка, гусь, ворона, (и.т.д.). Игрушки, для игры, в магазин.

Ход занятия: Воспитатель показывает куклу и говорит: Посмотрите, кто к нам пришёл? (Кукла). Её имя Рано. Рано какая? (Красивая и нарядная). Какие, у Рано волосы? (Чёрные). Они длинные или короткие? (Длинные). Как, вы думаете, для чего Рано так нарядилась? (У неё день рождения). Да, сегодня у неё день рождения. Мы подарим её подарки. Рано любит играть в игрушки, поэтому мы подарим ей разные игрушки. (На один стол воспитатель кладёт приготовленные игрушки, а на другой, куклу Рано. Стол на котором лежат игрушки будет магазином и дети, купив в магазине игрушку, кладут её на стол где сидит Рано). Я буду продавцом, а вы будете покупателями. Кто такой продавец? (Ответы детей). Кто такой покупатель? (Ответы детей).

Для того чтобы купить игрушку в магазине, нужно про неё рассказать о том, какая она и что с ней можно делать. (Дети, по очереди приходят в магазин, называют игрушку и составляют о ней рассказ с помощью воспитателя).

Первый ребёнок:

Это …(цыплёнок). Он …(жёлтый и пушистый). Глаза у него …(чёрные), а хвостик …(короткий). Он издаёт звук …(пи-пи-пи).

Второй ребёнок:

Я хочу купить кошку. Ласкательно, её можно назвать кошечка. Кошка мяукает мяу-мяу-мяу.

Третий ребёнок:

Я подарю Рано щенка. Он белый. Нос и глаза у него черные. Щенок любит прыгать, бегать и играть. (И.т.д.)

Развивающее упражнение.

Воспитатель: Рано, приготовила, для вас картинки и будет задавать вам вопросы. (Детям, раздаётся по одной картинке). А вы будете на них отвечать.

  1. Что, изображено на твоей картинке? (Петушок)

  2. А что, изображено на твоей картинке? (Курочка)

  3. Чем, отличаются петушок и курочка? (У петушка большой хвост и гребешок)

  4. Как, курочка зовёт цыплят? (Ко-ко-ко)

  5. Анвар, что изображено, на твоей картинке? (Гусь)

  6. Какой звук он издаёт? (Га-га-га)


Воспитатель произносит двустишье:

Гуси-гуси, га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Дети должны сначала прочесть двустишье медленно и быстро, а потом тихо и выразительно.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Кто расскажет нам про куклу Рано?

  2. Кто расскажет нам про цыплёнка?

  3. Кто расскажет про кошечку?

  4. Кто расскажет про петушка?

  5. Кто расскажет про курочку?


3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Работа над звуком «С».

Цель: Упражнять детей в произношении звука «С» в слогах и словах.

Задачи:

а) Упражнять детей в произношении звука «С» в слогах и словах.;

б) Научить, чётко выговаривать звук «С» в словах;

в) Научить различать слова, в которых содержится звук «С».

Ожидаемый результат: Дети научатся правильному произношению звука «С».

Оборудование: Картинки с изображёнными на них предметами, в названиях которых звук «С» стоит вначале, в середине и в конце слова: санки, носки, парус , и.т.д..

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята! Вспомните, когда вы катались на велосипеде, то у вас спустило колесо. Тогда вы взяли насос и начали качать его, при этом насос издавал звук «с-с-с-с-с». Давайте все вместе повторим за насосом: «с-с-с-с-с». Теперь произнесите звук «с-с-с-с-с-» громко и выразительно. Нашим язычкам понравилось произносить этот звук и они придумали песенку:

Са-са-са!

Си-си-си!

Су-су-су!

Со-со-со!

Се-се-се! (Дети повторяют за воспитателем).

Ребята! Звук «с» есть не во всех словах. Например, в слове яблоко, звука «с» нет. А в слове «санки» он есть. Собир, произнеси слово «санки» так, чтобы мы услышали звук «с».»

Потом воспитатель показывает картинки, в названиях которых содержится звук «с», а дети должны сказать, что это. (Индивидуальные и общие ответы).

Пальчиковая игра: Дети становятся в круг и выполняют упражнение вместе с воспитателем.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо синее!

Здравствуй тополь полевой!

Весь покрытый инеем.

Здравствуй тучка серая,

Поскорее улетай!

Пусть осветит солнце,

Наш счастливый край!

Во время стихотворения, пальцы правой руки поочерёдно соприкасаются с пальцами левой руки, как бы приветствуя друг друга.

После игры, воспитатель говорит детям