Файл: 1 Характеристика социальноэкономического состояния муниципального образования "Мурашинский муниципальный округ".doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые поступили в бюджет города, представлен на (рисунке 13):
640
620
600
580
560
540
520
2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 13 - Доходы от арендной платы за землю поступившие в бюджет муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ» за 2019-2021 гг., млн. руб.
Темп изменения показывает, что доходы от арендной платы за землю положительные. Если в 2019 году – доход составил 564 млн. руб., то на 2020 год увеличился на 7,4% и составил – 608,5 млн. руб., в 2021 году увеличение произошло на 3,9% и составили 632,3 млн. руб. Данные показатели объясняются тем, что в собственности муниципального образования имеется достаточное количество земель и с каждом годом происходит увеличение кадастровой стоимости, а также аукционных договоров.
Таким образом, можно сделать вывод, что город Мураши обладает большим промышленным, ресурсным и экономическим потенциалом. Обеспечение доходности местного бюджета от управления и приватизации
муниципального имущества и земли является одним из определяющих показателей эффективности работы управления земельных и имущественных отношений. Объекты муниципальной собственности носят социально направленный характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения, в том числе вопросов образования, культуры и спорта. Имущество закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями соответствующих отраслей.
10. Совершенствование управления муниципальной собственностью
Основными проблемами, возникающими в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное
управление муниципальным имуществом. Экономический механизм управления муниципальной собственностью представляет собой комплекс законодательных
, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального образования. C. Боженов выделяет три позиции, по которым оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельная, градостроительная, природоохранная.
С земельной позиции эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с градостроительной позиции – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса муниципалитета, с природоохранной – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества). По мнению ряда представителей органов государственной власти и местного самоуправления, ученых и специалистов, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально– экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса
Оптимизация объема муниципальной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти. Этот процесс в настоящее время не завершен .
Можно выделить несколько актуальных проблем в сфере управления муниципальной собственностью и рассмотреть предлагаемые специалистами пути их решения.
Во-первых, в юридической науке акцентируется внимание на отсутствии конкретного определения муниципальной собственности, сопряженное с терминологической неопределенностью понятия муниципального имущества. Что влечет за собой трудности единообразного понимания и применения соответствующих понятий при принятии решений на муниципальной практике.
Названая проблема еще и отягощается напрямую условностью и недостаточностью определения состава муниципального имущества. Хотя в ст.215 ГК РФ дается определение понятия муниципальной собственности, между тем легальное понятие не содержит в себе никакой конкретики касательно установления круга имущества, которое может принадлежать на праве собственности муниципальному образованию[2].
А в свою очередь перечень имущества в ст. 50 131-ФЗ, привязанный к вопросам местного значения, полномочиям и необходимости обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в результате не позволяет выделить конкретный объектный состав имущества муниципалитета. [3]
В результате неопределенность в объектах муниципального имущества мешает функционированию органов местного самоуправления, в частности в сфере распределения полномочий по его управлению.
Как следствие, вопросы относительности объектов, относимых к собственности муниципального образования и входящих в состав муниципального имущества, зачастую разрешаются в судебном порядке[1], что возлагает лишнюю нагрузку еще и на судебную власть. Следовательно, уточнение состава муниципального имущества и конкретизация понятия муниципальной собственности облегчит и будет способствовать совершенствованию работы и местного самоуправления, и государства в целом. [1]
Во-вторых, существует проблема экономической зависимости муниципальных образований от субъектов России. Все больше усиливается зависимость местных доходов от субъектов РФ в части финансового обеспечения. Оценка эффективности муниципальных унитарных предприятий происходит исключительно при помощи финансово экономических показателей, а социальная и бюджетная эффективности не учитываются. Пути решения данной проблемы видится в проведении всестороннего анализа деятельности такого рода предприятий, построенном на применении всего комплекса показателей в условиях правильной расстановки приоритетов этими предприятиями [3].
Кроме того, проблемная зона управления муниципальным имуществом – это социальные и инвестиционные задачи, реальность и полноценность реализации которых вызывает сомнение в отсутствии действенных механизмов их обеспечения. К таким механизмам относят действенную систему регистрации муниципального имущества. Также подчеркивается необходимость создания стандартов качественного использования муниципального имущества, всяческих условий для привлечения инвесторов и разработки качественной системы мониторинга и контроля его сохранности. Встает вопрос и о нерентабельном муниципальном имуществе, которое зачастую сохраняется искусственно.
В частности, есть ли потребность в содержании на балансе местного бюджета муниципальных унитарных предприятий, если их цели и задачи могут результативно реализовываться другими предприятиями. Наконец, качественное управление муниципальной собственностью выходит на уровень продуктивности управления муниципальным имуществом, а последняя реальна в том случае, если все мероприятия по управлению муниципальной собственностью будут увязаны и по срокам и по ресурсам ( материальным, трудовым ), а также, если вдобавок при решении задач будут учитываться жизненно важные потребности и интересы местного сообщества, а постановка задач в этой сфере деятельности будет исходить из пользы для развития муниципального образования и его территории. Это вполне возможно и допустимо путем разработки программы улучшения продуктивности управления муниципальным имуществом, необходимой для каждого муниципального образования
Таким образом, в настоящее время имеется множество трудностей, которые не под силу решить без активных приемов государства по регулированию этих отношений с помощью устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а также путем изменения действующих федеральных и региональных нормативных актов. Следует обозначить, что быстрый рост экономики муниципального образования может способствовать принятию новых форм и методов регулирования муниципальной собственности. По нашему мнению, в законе стоит закрепить, что собственником муниципального имущества является местное население, самостоятельно организованное в виде муниципалитета. Также стоит определить регулирование муниципальной собственности как порядок принятия решений органов муниципального образования, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности.
На сегодняшний день эффективное использование муниципальной собственности является основной проблемой, которая все еще не нашла окончательного решения. Соответственно необходимо эффективно использовать имущество, которое принадлежит муниципальной собственности. Таким образом, эффективное использование позволит увеличить поступления доходов в бюджет, а также привлекать инвестиции для развития муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ».
При разработке мероприятий по эффективному использованию муниципальной собственности необходимо учитывать специфические особенности собственности муниципального образования. Проводя анализ и оценку использования муниципальной собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», стало ясно, что объекты муниципальной собственности являются значительным источником дохода, но при этом некоторая часть муниципальной собственности либо пустует, либо не используется вообще. Чтобы эффективно использовать имущество,
640
620
600
580
560
540
520
2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 13 - Доходы от арендной платы за землю поступившие в бюджет муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ» за 2019-2021 гг., млн. руб.
Темп изменения показывает, что доходы от арендной платы за землю положительные. Если в 2019 году – доход составил 564 млн. руб., то на 2020 год увеличился на 7,4% и составил – 608,5 млн. руб., в 2021 году увеличение произошло на 3,9% и составили 632,3 млн. руб. Данные показатели объясняются тем, что в собственности муниципального образования имеется достаточное количество земель и с каждом годом происходит увеличение кадастровой стоимости, а также аукционных договоров.
Таким образом, можно сделать вывод, что город Мураши обладает большим промышленным, ресурсным и экономическим потенциалом. Обеспечение доходности местного бюджета от управления и приватизации
муниципального имущества и земли является одним из определяющих показателей эффективности работы управления земельных и имущественных отношений. Объекты муниципальной собственности носят социально направленный характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения, в том числе вопросов образования, культуры и спорта. Имущество закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями соответствующих отраслей.
10. Совершенствование управления муниципальной собственностью
Основными проблемами, возникающими в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное
управление муниципальным имуществом. Экономический механизм управления муниципальной собственностью представляет собой комплекс законодательных
, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального образования. C. Боженов выделяет три позиции, по которым оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельная, градостроительная, природоохранная.
С земельной позиции эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с градостроительной позиции – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса муниципалитета, с природоохранной – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества). По мнению ряда представителей органов государственной власти и местного самоуправления, ученых и специалистов, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально– экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса
Оптимизация объема муниципальной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти. Этот процесс в настоящее время не завершен .
Можно выделить несколько актуальных проблем в сфере управления муниципальной собственностью и рассмотреть предлагаемые специалистами пути их решения.
Во-первых, в юридической науке акцентируется внимание на отсутствии конкретного определения муниципальной собственности, сопряженное с терминологической неопределенностью понятия муниципального имущества. Что влечет за собой трудности единообразного понимания и применения соответствующих понятий при принятии решений на муниципальной практике.
Названая проблема еще и отягощается напрямую условностью и недостаточностью определения состава муниципального имущества. Хотя в ст.215 ГК РФ дается определение понятия муниципальной собственности, между тем легальное понятие не содержит в себе никакой конкретики касательно установления круга имущества, которое может принадлежать на праве собственности муниципальному образованию[2].
А в свою очередь перечень имущества в ст. 50 131-ФЗ, привязанный к вопросам местного значения, полномочиям и необходимости обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в результате не позволяет выделить конкретный объектный состав имущества муниципалитета. [3]
В результате неопределенность в объектах муниципального имущества мешает функционированию органов местного самоуправления, в частности в сфере распределения полномочий по его управлению.
Как следствие, вопросы относительности объектов, относимых к собственности муниципального образования и входящих в состав муниципального имущества, зачастую разрешаются в судебном порядке[1], что возлагает лишнюю нагрузку еще и на судебную власть. Следовательно, уточнение состава муниципального имущества и конкретизация понятия муниципальной собственности облегчит и будет способствовать совершенствованию работы и местного самоуправления, и государства в целом. [1]
Во-вторых, существует проблема экономической зависимости муниципальных образований от субъектов России. Все больше усиливается зависимость местных доходов от субъектов РФ в части финансового обеспечения. Оценка эффективности муниципальных унитарных предприятий происходит исключительно при помощи финансово экономических показателей, а социальная и бюджетная эффективности не учитываются. Пути решения данной проблемы видится в проведении всестороннего анализа деятельности такого рода предприятий, построенном на применении всего комплекса показателей в условиях правильной расстановки приоритетов этими предприятиями [3].
Кроме того, проблемная зона управления муниципальным имуществом – это социальные и инвестиционные задачи, реальность и полноценность реализации которых вызывает сомнение в отсутствии действенных механизмов их обеспечения. К таким механизмам относят действенную систему регистрации муниципального имущества. Также подчеркивается необходимость создания стандартов качественного использования муниципального имущества, всяческих условий для привлечения инвесторов и разработки качественной системы мониторинга и контроля его сохранности. Встает вопрос и о нерентабельном муниципальном имуществе, которое зачастую сохраняется искусственно.
В частности, есть ли потребность в содержании на балансе местного бюджета муниципальных унитарных предприятий, если их цели и задачи могут результативно реализовываться другими предприятиями. Наконец, качественное управление муниципальной собственностью выходит на уровень продуктивности управления муниципальным имуществом, а последняя реальна в том случае, если все мероприятия по управлению муниципальной собственностью будут увязаны и по срокам и по ресурсам ( материальным, трудовым ), а также, если вдобавок при решении задач будут учитываться жизненно важные потребности и интересы местного сообщества, а постановка задач в этой сфере деятельности будет исходить из пользы для развития муниципального образования и его территории. Это вполне возможно и допустимо путем разработки программы улучшения продуктивности управления муниципальным имуществом, необходимой для каждого муниципального образования
Таким образом, в настоящее время имеется множество трудностей, которые не под силу решить без активных приемов государства по регулированию этих отношений с помощью устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а также путем изменения действующих федеральных и региональных нормативных актов. Следует обозначить, что быстрый рост экономики муниципального образования может способствовать принятию новых форм и методов регулирования муниципальной собственности. По нашему мнению, в законе стоит закрепить, что собственником муниципального имущества является местное население, самостоятельно организованное в виде муниципалитета. Также стоит определить регулирование муниципальной собственности как порядок принятия решений органов муниципального образования, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности.
На сегодняшний день эффективное использование муниципальной собственности является основной проблемой, которая все еще не нашла окончательного решения. Соответственно необходимо эффективно использовать имущество, которое принадлежит муниципальной собственности. Таким образом, эффективное использование позволит увеличить поступления доходов в бюджет, а также привлекать инвестиции для развития муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ».
При разработке мероприятий по эффективному использованию муниципальной собственности необходимо учитывать специфические особенности собственности муниципального образования. Проводя анализ и оценку использования муниципальной собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», стало ясно, что объекты муниципальной собственности являются значительным источником дохода, но при этом некоторая часть муниципальной собственности либо пустует, либо не используется вообще. Чтобы эффективно использовать имущество,