Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 413
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
производственных в широком смысле отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности)[20].
Муниципальная собственность представляет собой систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования, повышения его благосостояния.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131 определяет экономическую основу местного самоуправления – это имущество,
которое находится в муниципальной собственности, имущественные права муниципальных образований и средства бюджета.
Муниципальная собственность определяется как один из основных базовых элементов экономической системы. В нее входит большая сеть объектов хозяйственного и социально-бытового назначения, локализованная лишь в муниципальном образовании и служащая как основа территориальной воспроизводственной системы. От того, как происходит уровень развития муниципальной собственности и эффективность использования ее основных составляющих и всей системы, зависит уровень и качество жизни местного населения. Выявление и эффективное решение данных проблем с учетом определенных потребностей территорий в современных условиях является главной функцией
органов местного самоуправления, потому что качество управления муниципальной собственностью позволяет определить эффективность работы местных органов власти.
Как экономическая категория, муниципальное имущество, имеет ряд характерных черт и признаков[19]:
- во-первых, форма собственности – негосударственная. Выделение местного самоуправления, как формы народовластия, является следствием необходимости создания определенных экономических отношений, как экономической основы данной формы власти;
- во-вторых, происхождение и формирование муниципального имущества связано с приватизацией, является незавершенной и социально- противоречивым процессом, который можно обобщить только в первом приближении, и учитывая коренную линию развития реформы по рыночным изменениям экономики России;
- в-третьих, не является частной. Муниципальную собственность составляют средства местного бюджета, внебюджетные фонды, казна, имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности. В составе муниципального собственности находятся муниципальные организации, предприятия, учреждения, банки, финансово-кредитные организации, учреждения здравоохранения, культуры, спорта, образовательные учреждения, другое движимое и недвижимое имущество, которое направлено на удовлетворение потребностей населения муниципального образования;
- в-четвертых, по сравнению с частной, муниципальная собственность, не ориентирована лишь на получение дохода, ее размеры должны обеспечивать эффективную жизнедеятельность населения определенной территории. Но это
не говорит о том, что местные органы власти не имеют права получать экономический эффект от использования муниципального имущества, наоборот, они должны получать его от правильного управления данной системой.
Определив все характерные признаки муниципального имущества, можно предложить более эффективную модель[22]:
1) определяет хорошие условия жизнедеятельности населения;
2) некоторая часть объектов социальных и производственных инфраструктур осуществляет деятельность на принципе коммерческого расчета и закрепляет доходную часть местного бюджета;
3) применяет механизм, позволяющий населению принимать участие в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальным имуществом;
4) элементы муниципального имущества подвижны. Местные органы власти могут поставить вопрос передачи некоторых объектов федеральной либо областной собственности в муниципальную собственность, и наоборот;
5) наличие муниципальной собственности в достаточном объеме обеспечивает стабильность, относительную независимость местной власти от вышестоящих структур властной иерархии.
В соответствии со статьей 50 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входят:
Недвижимое имущество
Объекты муниципальной собственности
Имущественный
характер
Движимое имущество Муниципальные предприятия и
учреждения
Невещественные
Материальная форма
Вещественные
Земля, здания и сооружения, жилой фонд
Социальные объекты и комплексы
Производственные комплексы
Функциональное назначение
Распределение имущества
Степень монополизации
Объекты, переданные на праве хозяйственного ведения и закреплѐнные на праве оперативного управления
Объекты, управление которые сталкиваются с конкуренцией
Казна: бюджетные средства, внебюджетные фонды, нераспределенное имущество
Рисунок 1. - Виды объектов муниципальной собственности
а) по характеру муниципального имущества существует недвижимое имущество (здания, сооружения, участки земли) и движимое имущество
(оборотные средства, доходы от муниципального имущества, местные налоги и сборы);
б) объекты муниципальной собственности по материальной форме бывают вещественные и невещественные;
К невещественным относят денежные средства, ценные бумаги, патенты и другие. Особенность состоит в том, что невещественные активы во многих случаях приобретаются для получения дохода, либо они сам представляют доход, например, налоговые поступления[11].
Вещественные объекты муниципального имущества разделяют на подгруппы: предприятия, учреждения образования, культуры, здравоохранения, спорт и туризма и так далее; другие виды муниципальной собственности: земли, дороги, здания
и сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, жилые и нежилые фонды, памятники и другие.
в) по функциональному назначению различают объекты производственного назначения (предприятия промышленности, ремонта, строительства, эксплуатации) и непроизводственного (жилые объекты, административные и социального назначения);
г) объекты муниципального имущества по степени монополизации делятся на объекты, руководство которых сталкивается с конкуренцией коммерческих организации, и объекты, которые являются естественными монополиями (водопроводно-канализационное производство);
д) по критерию распределения собственности между муниципальными юридическими лицами можно выделять такие объекты, которые закреплены на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями, а также казну, в составе которой находятся бюджетные средства, внебюджетные фонды и нераспределенная собственность.
Имущество, которое находится в собственности муниципального образования, разделяется на две основные части. Первая часть закрепляется за муниципальными предприятиями, сюда также входят учреждения на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Вторая часть имущества, то есть средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, которое не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Перечень объектов муниципальной
Муниципальная собственность представляет собой систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования, повышения его благосостояния.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131 определяет экономическую основу местного самоуправления – это имущество,
которое находится в муниципальной собственности, имущественные права муниципальных образований и средства бюджета.
Муниципальная собственность определяется как один из основных базовых элементов экономической системы. В нее входит большая сеть объектов хозяйственного и социально-бытового назначения, локализованная лишь в муниципальном образовании и служащая как основа территориальной воспроизводственной системы. От того, как происходит уровень развития муниципальной собственности и эффективность использования ее основных составляющих и всей системы, зависит уровень и качество жизни местного населения. Выявление и эффективное решение данных проблем с учетом определенных потребностей территорий в современных условиях является главной функцией
органов местного самоуправления, потому что качество управления муниципальной собственностью позволяет определить эффективность работы местных органов власти.
Как экономическая категория, муниципальное имущество, имеет ряд характерных черт и признаков[19]:
- во-первых, форма собственности – негосударственная. Выделение местного самоуправления, как формы народовластия, является следствием необходимости создания определенных экономических отношений, как экономической основы данной формы власти;
- во-вторых, происхождение и формирование муниципального имущества связано с приватизацией, является незавершенной и социально- противоречивым процессом, который можно обобщить только в первом приближении, и учитывая коренную линию развития реформы по рыночным изменениям экономики России;
- в-третьих, не является частной. Муниципальную собственность составляют средства местного бюджета, внебюджетные фонды, казна, имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности. В составе муниципального собственности находятся муниципальные организации, предприятия, учреждения, банки, финансово-кредитные организации, учреждения здравоохранения, культуры, спорта, образовательные учреждения, другое движимое и недвижимое имущество, которое направлено на удовлетворение потребностей населения муниципального образования;
- в-четвертых, по сравнению с частной, муниципальная собственность, не ориентирована лишь на получение дохода, ее размеры должны обеспечивать эффективную жизнедеятельность населения определенной территории. Но это
не говорит о том, что местные органы власти не имеют права получать экономический эффект от использования муниципального имущества, наоборот, они должны получать его от правильного управления данной системой.
Определив все характерные признаки муниципального имущества, можно предложить более эффективную модель[22]:
1) определяет хорошие условия жизнедеятельности населения;
2) некоторая часть объектов социальных и производственных инфраструктур осуществляет деятельность на принципе коммерческого расчета и закрепляет доходную часть местного бюджета;
3) применяет механизм, позволяющий населению принимать участие в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальным имуществом;
4) элементы муниципального имущества подвижны. Местные органы власти могут поставить вопрос передачи некоторых объектов федеральной либо областной собственности в муниципальную собственность, и наоборот;
5) наличие муниципальной собственности в достаточном объеме обеспечивает стабильность, относительную независимость местной власти от вышестоящих структур властной иерархии.
В соответствии со статьей 50 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входят:
Недвижимое имущество
Объекты муниципальной собственности
Имущественный
характер
Движимое имущество Муниципальные предприятия и
учреждения
Невещественные
Материальная форма
Вещественные
Земля, здания и сооружения, жилой фонд
Социальные объекты и комплексы
Производственные комплексы
Функциональное назначение
Распределение имущества
Степень монополизации
Объекты, переданные на праве хозяйственного ведения и закреплѐнные на праве оперативного управления
Объекты, управление которые сталкиваются с конкуренцией
Казна: бюджетные средства, внебюджетные фонды, нераспределенное имущество
Рисунок 1. - Виды объектов муниципальной собственности
а) по характеру муниципального имущества существует недвижимое имущество (здания, сооружения, участки земли) и движимое имущество
(оборотные средства, доходы от муниципального имущества, местные налоги и сборы);
б) объекты муниципальной собственности по материальной форме бывают вещественные и невещественные;
К невещественным относят денежные средства, ценные бумаги, патенты и другие. Особенность состоит в том, что невещественные активы во многих случаях приобретаются для получения дохода, либо они сам представляют доход, например, налоговые поступления[11].
Вещественные объекты муниципального имущества разделяют на подгруппы: предприятия, учреждения образования, культуры, здравоохранения, спорт и туризма и так далее; другие виды муниципальной собственности: земли, дороги, здания
и сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, жилые и нежилые фонды, памятники и другие.
в) по функциональному назначению различают объекты производственного назначения (предприятия промышленности, ремонта, строительства, эксплуатации) и непроизводственного (жилые объекты, административные и социального назначения);
г) объекты муниципального имущества по степени монополизации делятся на объекты, руководство которых сталкивается с конкуренцией коммерческих организации, и объекты, которые являются естественными монополиями (водопроводно-канализационное производство);
д) по критерию распределения собственности между муниципальными юридическими лицами можно выделять такие объекты, которые закреплены на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями, а также казну, в составе которой находятся бюджетные средства, внебюджетные фонды и нераспределенная собственность.
Имущество, которое находится в собственности муниципального образования, разделяется на две основные части. Первая часть закрепляется за муниципальными предприятиями, сюда также входят учреждения на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Вторая часть имущества, то есть средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, которое не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Перечень объектов муниципальной