Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 417
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собственности определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.
Особенность муниципальной собственности заключается в том, что она является в большой степени бюджетопотребляющей. Значительная часть денежных средств местных бюджетов направляется на поддержку объектов муниципальной собственности. При этом доходы от ее использования редко превышают 2,7-4,3% общей суммы доходов муниципальных образований.
На сегодняшний день множество объектов муниципального имущества составляют экономически неэффективные объекты, исходя из этого можно утверждать, что муниципальная собственность не может быть средством дохода муниципальных образований и не является в качестве финансово- экономической основы местного самоуправления, потому большинство объектов муниципального имущества взаимосвязаны с затратами муниципальных образований. Финансово-экономическая основа деятельности органов местного самоуправления – это их финансовые ресурсы[16].
Таким образом, муниципальная собственность, ее наличие – это одно из основных условий эффективного существования муниципального образования. Все формы собственности во всех смыслах взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены в какой-то степени достижению единой цели – удовлетворению интересов граждан.
Они объединены в единую систему, состоящую из элементов, обеспечивающих надлежащее функционирование этой системы.
1.2.Методы управления муниципальной собственностью и нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью
В экономической литературе существуют различные подходы к трактовке понятия «управление муниципальной собственностью». Наиболее часто встречающиеся определения данного понятия приведены в таблице 1.
Таблица 1. Определения понятия управления муниципальной собственностью[30]
По данным таблицы 1 под управлением муниципальной собственностью следует понимать деятельность, которая направлена на формирование эффективных управленческих решений в отношении объектов муниципальной собственности и субъектов их пользования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических интересов населения соответствующего муниципального образования. Муниципальное управление включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование, и координацию деятельности всех субъектов, которые расположены на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.
Объектом системы управления муниципальной собственностью является муниципальная собственность, которая расположена на территории муниципального образования или за его пределами: муниципальный жилищный фонд; находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в аренду, пользование, залог и по иным основаниям; муниципальная собственность, закрепленная на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями или на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями; объекты имущества, приобретенные муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями; иное имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, a также переданное в дар; казенное недвижимое имущество. Отношения по поводу использования муниципальной собственности являются
предметом системы управления муниципальной собственностью.
Таким образом, под муниципальным управлением собственностью следует понимать деятельность органов местного самоуправления, которая направлена на удовлетворение общественных интересов. Несмотря на то, что местное самоуправление рассматривается в первую очередь как форма осуществления народом своей власти, в реальной практике подавляющее большинство вопросов местного значения решается не населением напрямую, а создаваемыми в муниципальных образованиях органами местного самоуправления. В силу этого муниципальное управление осуществляется преимущественно органами местного самоуправления.
Муниципальное образование как юридическое лицо и субъект гражданского права является собственником муниципального имущества. Функции собственника исполняют от его имени представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования и другими нормативно-правовыми актами [1].
Задачи муниципальных органов власти
Население муниципального образования, которое передает органам местного самоуправления свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, является основополагающим субъектом управления муниципальной собственностью. Также субъектом управления являются органы местного самоуправления. Органы местной власти являются представителем интересов населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования. В этой области муниципальные органы власти решают следующие задачи, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.- Задачи муниципальных органов власти[22]
Как видно по данным на рисунке 2, основные задачи муниципальных органов власти осуществлять интересы местного населения на основе приоритетности данных интересов и ограничение вмешательства вышестоящих уровней государственной власти по вопросам управления муниципальной собственностью.
Органы местной власти в условиях рыночной экономики играют двойственную роль: с одной стороны, они способствуют с помощью издания различных нормативных актов формированию эффективной рыночной среды, с другой – являясь полноправным участником рыночных отношений, обеспечивают выполнение хозяйственных функций, что является главной особенностью системы управления муниципальной собственностью.
Выступая собственником имущественного комплекса муниципального образования, местные органы власти осуществляют выполнение соответствующих функций по управлению данным имуществом посредством комитетов и департаментов, опираясь на требования, предъявляемые общественным характером этого имущества: во-первых, реализация объектов собственности с помощью конкурса; во-вторых, передача коммерческим организациям государственного и муниципального имущества во временное управление.
Особенность муниципальной собственности заключается в том, что она является в большой степени бюджетопотребляющей. Значительная часть денежных средств местных бюджетов направляется на поддержку объектов муниципальной собственности. При этом доходы от ее использования редко превышают 2,7-4,3% общей суммы доходов муниципальных образований.
На сегодняшний день множество объектов муниципального имущества составляют экономически неэффективные объекты, исходя из этого можно утверждать, что муниципальная собственность не может быть средством дохода муниципальных образований и не является в качестве финансово- экономической основы местного самоуправления, потому большинство объектов муниципального имущества взаимосвязаны с затратами муниципальных образований. Финансово-экономическая основа деятельности органов местного самоуправления – это их финансовые ресурсы[16].
Таким образом, муниципальная собственность, ее наличие – это одно из основных условий эффективного существования муниципального образования. Все формы собственности во всех смыслах взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены в какой-то степени достижению единой цели – удовлетворению интересов граждан.
Они объединены в единую систему, состоящую из элементов, обеспечивающих надлежащее функционирование этой системы.
1.2.Методы управления муниципальной собственностью и нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью
В экономической литературе существуют различные подходы к трактовке понятия «управление муниципальной собственностью». Наиболее часто встречающиеся определения данного понятия приведены в таблице 1.
Таблица 1. Определения понятия управления муниципальной собственностью[30]
-
Автор определения
Определение
1. Острина И.A. [24, с.45]
Управление муниципальной собственностью – это совокупность эффективных действий собственника или управляющего, которые
направлены на сохранение основных качеств объекта собственности или ее приращение
2.Шаломенцева Е.Г. [34, с.38]
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляется в форме принятия нормативно-
правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением
3. Руднев A.В. [27, с.330]
Управление муниципальной собственностью – это управленческая деятельность в интересах местного сообщества, которая связана с установлением правил, а также условий использования
муниципального имущества с учетом общественных ценностей и достижения целей управления
4. Данилова С.В. [11, с.497]
Управление муниципальной собственностью – это совокупность эффективных действий органов местного самоуправления, которые обеспечивают условия реализации всех отношений собственности, сохранение и приращение ее объектов, управление экономическими, экологическими и социальными интересами населения муниципального образования посредством создания муниципальных
общественных благ
По данным таблицы 1 под управлением муниципальной собственностью следует понимать деятельность, которая направлена на формирование эффективных управленческих решений в отношении объектов муниципальной собственности и субъектов их пользования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических интересов населения соответствующего муниципального образования. Муниципальное управление включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование, и координацию деятельности всех субъектов, которые расположены на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.
Объектом системы управления муниципальной собственностью является муниципальная собственность, которая расположена на территории муниципального образования или за его пределами: муниципальный жилищный фонд; находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в аренду, пользование, залог и по иным основаниям; муниципальная собственность, закрепленная на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями или на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями; объекты имущества, приобретенные муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями; иное имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, a также переданное в дар; казенное недвижимое имущество. Отношения по поводу использования муниципальной собственности являются
предметом системы управления муниципальной собственностью.
Таким образом, под муниципальным управлением собственностью следует понимать деятельность органов местного самоуправления, которая направлена на удовлетворение общественных интересов. Несмотря на то, что местное самоуправление рассматривается в первую очередь как форма осуществления народом своей власти, в реальной практике подавляющее большинство вопросов местного значения решается не населением напрямую, а создаваемыми в муниципальных образованиях органами местного самоуправления. В силу этого муниципальное управление осуществляется преимущественно органами местного самоуправления.
Муниципальное образование как юридическое лицо и субъект гражданского права является собственником муниципального имущества. Функции собственника исполняют от его имени представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования и другими нормативно-правовыми актами [1].
Задачи муниципальных органов власти
Население муниципального образования, которое передает органам местного самоуправления свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, является основополагающим субъектом управления муниципальной собственностью. Также субъектом управления являются органы местного самоуправления. Органы местной власти являются представителем интересов населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования. В этой области муниципальные органы власти решают следующие задачи, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.- Задачи муниципальных органов власти[22]
Как видно по данным на рисунке 2, основные задачи муниципальных органов власти осуществлять интересы местного населения на основе приоритетности данных интересов и ограничение вмешательства вышестоящих уровней государственной власти по вопросам управления муниципальной собственностью.
Органы местной власти в условиях рыночной экономики играют двойственную роль: с одной стороны, они способствуют с помощью издания различных нормативных актов формированию эффективной рыночной среды, с другой – являясь полноправным участником рыночных отношений, обеспечивают выполнение хозяйственных функций, что является главной особенностью системы управления муниципальной собственностью.
Выступая собственником имущественного комплекса муниципального образования, местные органы власти осуществляют выполнение соответствующих функций по управлению данным имуществом посредством комитетов и департаментов, опираясь на требования, предъявляемые общественным характером этого имущества: во-первых, реализация объектов собственности с помощью конкурса; во-вторых, передача коммерческим организациям государственного и муниципального имущества во временное управление.