Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 421
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средства практической реализации управленческих решений, которые помогают добиваться поставленных перед муниципалитетом целей, являются инструментами управления муниципальной собственностью. Среди инструментов управления выделяют две подгруппы, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 Инструменты управления муниципальной собственностью
Эффективное функционирование системы управления муниципальной собственностью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии отдельных ее объектов и их комплексов. С этой целью местные администрации создают необходимые информационные системы и устанавливают порядок учета муниципального имущества.
Основные методы управления муниципальным имуществом, которые позволяют органам местного самоуправления принимать обоснованные решения, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 Основные методы управления муниципальным имуществом, позволяющие органам местного самоуправления принимать обоснованные решения
В отношении имущества, которое входит в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, a в случаях, когда предусмотрены законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.
В процессе управления муниципальной собственностью органы местного самоуправления осуществляют общие и конкретные функции управления, в том числе планирование и программирование, маркетинг, мониторинг, аудит, учет, контроль, оценку.
Информационная открытость и
публичность работы органов власти является основополагающим условием нормального функционирования современных отношений между гражданами и властными структурами, за счет чего обеспечивается экономическая эффективность деятельности. Также информационная открытость органов власти способствует борьбе с коррупцией во властных структурах как одной из главных сдерживающих сил цивилизованного и нормального развития современного общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации муниципальной собственностью управляют органы местного самоуправления. Перечень органов местного самоуправления закреплен в Федеральном законе №131. К ним отнесены представительный, исполнительно-распорядительный органы, глава муниципального образования, контрольный орган и другие, предусмотренные уставом муниципального образования органы.
Главенствующее положение в системе органов занимает представительный орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что именно представительный орган обладает исключительной компетенцией по управлению муниципальной собственностью. Такой вывод вытекает из части 10 статьи 35 Федерального закона №131. Правовая норма названной статьи устанавливает, что к исключительной компетенции представительного органа относится «определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности». Представительный орган принимает, таким образом, стратегическое решение по организации управления муниципальной собственностью. Следует заметить, что в данной статье термины «управление» и
«распоряжение» закон употребляет как раздельные, а не одно порядковые явления.
Представительный орган осуществляет следующие организационные и правовые способы для использования муниципальной собственности:
а) организует изучение состояния объектов муниципальной собственности производственной и бюджетной сферы, выявляя прибыльные и убыточные предприятия в целях формирования концепции управления. Утверждает эту концепцию;
б) организует процесс по разработке плана развития, содержания и использования объектов муниципальной собственности;
в) обеспечивает проведение мероприятий по обсуждению проекта плана управления муниципальной собственностью среди населения и работников муниципальной сферы в комитетах и комиссиях самого представительного органа;
г) организует проверки по содержанию муниципального имущества и его использованию, формулирует выводы и предложения, нацеленные на повышение эффективности использования имущества и его содержания;
д) заслушивает отчеты исполнительно-распорядительных и контрольных органов, должностных лиц о состоянии и эффективности объектов муниципальной собственности;
е) организует подготовку реестра объектов муниципальной собственности, их государственную регистрацию;
ж) организует работу по проведению инвентаризации муниципального имущества совместно с комиссиями, а также исполнительно-распорядительным органом и контрольным органом.
По всем этим и другим вопросам представительный орган принимает решения, имеющие нормативный характер. То есть вся организационно- практическая деятельность закрепляется нормами,
принимаемыми на сессиях представительного органа. Из этого вытекает, что деятельность представительного органа имеет организационно-правовой характер. Здесь и фактические действия, выраженные в подготовке вопросов, проведении проверок, инвентаризации и юридические, заключающиеся в принятии правовых актов на местном уровне представительным органом[9].
Исполнительно-распорядительный орган осуществляет исполнительно- распорядительную деятельность по выполнению принятых решений представительным органом. Он осуществляет оперативное управление имуществом путем организационных мер и путем принятия решений во исполнение нормативных актов представительного органа.
На практике в подготовке всех перечисленных выше решений, как правило, принимает участие исполнительный орган, так как все они требуют определенных знаний и навыков, которыми не всегда владеют депутаты представительного органа. Кроме того, эта работа требует финансовых обоснований, что могут выполнить далеко не все депутаты. Сложившаяся практика свидетельствует, что вначале проекты таких документов формирует администрация, обсуждает их, а затем выносит на рассмотрение и утверждение представительного органа с обоснованным заключением.
Проекты планов и программ разрабатываются совместными усилиями представительных и исполнительно-распорядительных органов на основе предварительного изучения и анализа инфраструктуры территории муниципального образования. В
планах и программах формируются разделы о развитии муниципальной собственности, об улучшении ее содержания и наиболее эффективном использовании. В таких документах предусматривается строительство новых объектов производственного и социально-культурного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и т.д., капитальный и текущий ремонты объектов муниципальной собственности, передача в аренду, приватизация. Планы и программы утверждаются решением представительного органа. В них определяются исполнители, сроки исполнения, контролирующий орган и денежные средства для выполнения работ. Эти планы можно назвать планами социально-экономического развития либо планами стратегического развития муниципального образования.
Нормативно-правовая и законодательная база, которые регулируют вопросы, касающиеся муниципальной собственности, могут быть разделены на несколько основных блоков[19]:
- формирование муниципальной собственности;
- управление муниципальной собственностью, жилищным фондом, земельными ресурсами;
- приватизация муниципальной собственности.
Вопросы, которые касаются муниципальной собственности, регулируются Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации определяет основные экономические условия функционирования местного самоуправления, гарантируя его права. Особенность этого выражения, прежде всего, определяется в равной правовой защите и признании муниципальной собственности вместе с остальными формами собственности, а именно государственной и частной. Органы местного самоуправления вправе владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе самостоятельно управлять ею.
Положения Конституции Российской Федерации развивает Гражданский
Рисунок 3 Инструменты управления муниципальной собственностью
Эффективное функционирование системы управления муниципальной собственностью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии отдельных ее объектов и их комплексов. С этой целью местные администрации создают необходимые информационные системы и устанавливают порядок учета муниципального имущества.
Основные методы управления муниципальным имуществом, которые позволяют органам местного самоуправления принимать обоснованные решения, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 Основные методы управления муниципальным имуществом, позволяющие органам местного самоуправления принимать обоснованные решения
В отношении имущества, которое входит в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, a в случаях, когда предусмотрены законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.
В процессе управления муниципальной собственностью органы местного самоуправления осуществляют общие и конкретные функции управления, в том числе планирование и программирование, маркетинг, мониторинг, аудит, учет, контроль, оценку.
Информационная открытость и
публичность работы органов власти является основополагающим условием нормального функционирования современных отношений между гражданами и властными структурами, за счет чего обеспечивается экономическая эффективность деятельности. Также информационная открытость органов власти способствует борьбе с коррупцией во властных структурах как одной из главных сдерживающих сил цивилизованного и нормального развития современного общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации муниципальной собственностью управляют органы местного самоуправления. Перечень органов местного самоуправления закреплен в Федеральном законе №131. К ним отнесены представительный, исполнительно-распорядительный органы, глава муниципального образования, контрольный орган и другие, предусмотренные уставом муниципального образования органы.
Главенствующее положение в системе органов занимает представительный орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что именно представительный орган обладает исключительной компетенцией по управлению муниципальной собственностью. Такой вывод вытекает из части 10 статьи 35 Федерального закона №131. Правовая норма названной статьи устанавливает, что к исключительной компетенции представительного органа относится «определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности». Представительный орган принимает, таким образом, стратегическое решение по организации управления муниципальной собственностью. Следует заметить, что в данной статье термины «управление» и
«распоряжение» закон употребляет как раздельные, а не одно порядковые явления.
Представительный орган осуществляет следующие организационные и правовые способы для использования муниципальной собственности:
а) организует изучение состояния объектов муниципальной собственности производственной и бюджетной сферы, выявляя прибыльные и убыточные предприятия в целях формирования концепции управления. Утверждает эту концепцию;
б) организует процесс по разработке плана развития, содержания и использования объектов муниципальной собственности;
в) обеспечивает проведение мероприятий по обсуждению проекта плана управления муниципальной собственностью среди населения и работников муниципальной сферы в комитетах и комиссиях самого представительного органа;
г) организует проверки по содержанию муниципального имущества и его использованию, формулирует выводы и предложения, нацеленные на повышение эффективности использования имущества и его содержания;
д) заслушивает отчеты исполнительно-распорядительных и контрольных органов, должностных лиц о состоянии и эффективности объектов муниципальной собственности;
е) организует подготовку реестра объектов муниципальной собственности, их государственную регистрацию;
ж) организует работу по проведению инвентаризации муниципального имущества совместно с комиссиями, а также исполнительно-распорядительным органом и контрольным органом.
По всем этим и другим вопросам представительный орган принимает решения, имеющие нормативный характер. То есть вся организационно- практическая деятельность закрепляется нормами,
принимаемыми на сессиях представительного органа. Из этого вытекает, что деятельность представительного органа имеет организационно-правовой характер. Здесь и фактические действия, выраженные в подготовке вопросов, проведении проверок, инвентаризации и юридические, заключающиеся в принятии правовых актов на местном уровне представительным органом[9].
Исполнительно-распорядительный орган осуществляет исполнительно- распорядительную деятельность по выполнению принятых решений представительным органом. Он осуществляет оперативное управление имуществом путем организационных мер и путем принятия решений во исполнение нормативных актов представительного органа.
На практике в подготовке всех перечисленных выше решений, как правило, принимает участие исполнительный орган, так как все они требуют определенных знаний и навыков, которыми не всегда владеют депутаты представительного органа. Кроме того, эта работа требует финансовых обоснований, что могут выполнить далеко не все депутаты. Сложившаяся практика свидетельствует, что вначале проекты таких документов формирует администрация, обсуждает их, а затем выносит на рассмотрение и утверждение представительного органа с обоснованным заключением.
Проекты планов и программ разрабатываются совместными усилиями представительных и исполнительно-распорядительных органов на основе предварительного изучения и анализа инфраструктуры территории муниципального образования. В
планах и программах формируются разделы о развитии муниципальной собственности, об улучшении ее содержания и наиболее эффективном использовании. В таких документах предусматривается строительство новых объектов производственного и социально-культурного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и т.д., капитальный и текущий ремонты объектов муниципальной собственности, передача в аренду, приватизация. Планы и программы утверждаются решением представительного органа. В них определяются исполнители, сроки исполнения, контролирующий орган и денежные средства для выполнения работ. Эти планы можно назвать планами социально-экономического развития либо планами стратегического развития муниципального образования.
Нормативно-правовая и законодательная база, которые регулируют вопросы, касающиеся муниципальной собственности, могут быть разделены на несколько основных блоков[19]:
- формирование муниципальной собственности;
- управление муниципальной собственностью, жилищным фондом, земельными ресурсами;
- приватизация муниципальной собственности.
Вопросы, которые касаются муниципальной собственности, регулируются Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации определяет основные экономические условия функционирования местного самоуправления, гарантируя его права. Особенность этого выражения, прежде всего, определяется в равной правовой защите и признании муниципальной собственности вместе с остальными формами собственности, а именно государственной и частной. Органы местного самоуправления вправе владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе самостоятельно управлять ею.
Положения Конституции Российской Федерации развивает Гражданский