Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Кафедра Инноватики и интеллектуальной собственности
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине
«Основы обеспечения качества»
Тема: «Премии в области качества»
Студент гр. | Т. В. Сабанцева ФТ-210020 |
Преподаватель | И. Ф. Кругленко |
Екатеринбург
2022
Содержание
Введение | 3 |
1. Премия Деминга | 4 |
1.1. История | 4 |
1.2. Модель | 4 |
1.3. Победители | 8 |
2. Национальная Премия качества Малкольма Болдриджа | 9 |
2.1. История | 9 |
2.2. Модель | 9 |
2.3. Победители | 15 |
3. Европейская премия качества | 15 |
3.1. История | 15 |
3.2. Модель | 16 |
3.3. Победители | 18 |
4. Японская премия качества | 19 |
4.1. История | 19 |
4.2. Модель | 19 |
4.3. Победители | 26 |
5. Российская премия качества | 26 |
5.1. История | 26 |
5.2. Модель | 27 |
5.3. Победители | 29 |
Заключение | 31 |
Библиографический список | 32 |
Введение
Премии по качеству призваны стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они представляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия. Само участие в этом мероприятии способствует укреплению позиций предприятий на внутреннем и международном рынках.
В соответствии с общемировой практикой премии по качеству являются безденежными. Лауреаты премий получают право использовать свой титул и эмблему премии в деловой документации и в рекламных материалах с указанием года присуждения. Остальные организации, подтвердившие в ходе конкурса свои достижения в области качества, награждаются дипломами.
-
Премия Деминга-
История
-
Премия была учреждена в 1951 г. В честь вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. Она предусматривала награждение компаний за их индивидуальные достижения и за общие достижения во внедрении принципов управления качеством в масштабах всей компании. До 1984 года рассматривалась деятельность только Японских компаний, однако в 1984 году комитет по присуждению премий решил присуждать премию и зарубежным компаниям. Условия ее присуждения были объявлены в 1987 году.
-
Модель
Цель премии Деминга – способствовать развитию систем всеобщего менеджмента качества в организациях, а также применению и развитию инструментов качества или статистических методов, позволяющих совершенствовать работу.
Премия Деминга присуждается в 4 номинациях:
-
Персональная премия Деминга. В этой номинации премия присуждается отдельным людям (или группе), которые внесли выдающийся вклад в изучение и развитие всеобщего менеджмента качества или статистических методов в Японии. Сюда относится выдающийся вклад в распространение TQM. -
Премия Деминга за выдающиеся заслуги в распространении и продвижении TQM (для иностранцев). Эта номинация учреждена в 2009 году. Она присуждается отельным людям и группам лиц за распространение и продвижение TQM за пределами Японии. -
Премия Деминга. Присуждается организациям, которые применяют TQM, соответствующую своей философии управления, области (виду) бизнеса и окружению. Премию в этой номинации может получить любая организация. -
Премия Деминга (высшая ступень). Номинация присуждается организациям, которые уже победили в номинации Премия Деминга и продолжают развивать свою систему TQM. Участвовать в этой номинации организации могут не ранее чем через три года после победы в номинации Премия Деминга.
Рассмотрение заявок кандидатов и присуждение премии выполняется несколькими комитетами:
-
Комитет премии Деминга – определяет победителей среди кандидатов на основании экзаменационных отчетов, предоставляемых соответствующим комитетом. -
Комитет по персональной премии Деминга – рассматривает и выбирает кандидатов на премию Деминга в индивидуальной номинации (Персональная премия Деминга и премия Деминга за выдающиеся заслуги в распространении и продвижении TQM). -
Экзаменационный комитет премии Деминга – рассматривает и выбирает кандидатов на номинацию премии Деминга и премию Деминга высшей степени. -
Управляющий комитет премии Деминга – определяет политику и схему работы, координирует деятельность комитетов и проводит пересмотр правил.
Оценка на соответствие условиям премии Деминга среди организаций осуществляется по ряду критериев. Критерии делятся на три вида – «базовые категории», специфические действия» и «роль высшего руководства».
Базовые категории:
-
Управление политикой организации и ее развертывание. -
Разработка новых продуктов и/или инновационных процессов. -
Сохранение соответствия и улучшение. -
Системы управления (качеством, доставкой, стоимостью, безопасностью, окружающей средой и т. д.) -
Анализ информации и применение информационных технологий. -
Развитие человеческих ресурсов.
Рисунок 1. Взаимосвязь критериев базовой категории.
Каждый из критериев «базовой категории» оценивается по 4 аспектам – эффективность, логичность, непрерывность, завершенность.
Числовые оценки:
-
1 уровень – действия не выполняются; -
2 уровень – плохо; -
3 уровень – хорошо; -
4 уровень – отлично; -
5 уровень – исключительный, эталон для сравнения с другими организациями.
«Специфические действия» включают в себя следующие критерии:
-
Видение высшего руководства, бизнес стратегии и лидерство; -
Ценность для потребителя; -
Достижения организации в области улучшений; -
Создание устойчивого управления.
Критерии, связанные со специфическими действиями, оцениваются по трем аспектам – эффективность, повторяемость, инновационность.
Шкала оценивания:
-
1 балл – еще не реализован; -
2 балла – реализован, но незначительно; -
3 балла – в основном реализован; -
4 балла – реализован; -
5 баллов – реализован в полном объеме.
Итоговая оценка критериев осуществляется по такой шкале:
-
1 балл – нет действий; -
2 балла – действия выполняются не везде и не всегда; -
3 балла – действия выполняются хорошо; -
4 балла – действия выполняются отлично и составляют основу ключевых технологий; -
5 баллов – действия являются исключительными и являются эталоном для сравнения с другими организациями.
Последний, отдельно существующий критерий, это – роль руководства. По критерию оценивается понимание и энтузиазм высшего руководства в реализации системы TQM, способности высшего руководства в вопросах лидерства, видения, стратегиях, сильные стороны организации, развитие персонала, социальная ответственность. Оценка осуществляется по 100 балльной шкале.
В общем виде схема участия организации в премии Деминга выглядит следующим образом:
Организация подает заявку на участие в премии и заполняет необходимые документы. Эти документы рассматриваются комитетом и оцениваются по определенной шкале. Отчеты, набравшие наибольшее количество баллов, рассматриваются в качестве кандидатов на премию Деминга. Чтобы попасть в состав кандидатов организация должна набрать по базовым категориям не менее 70 баллов, по специфическим действиям не менее 3.5 баллов, по роли высшего руководства не менее 70 баллов. После проверки отчетов и выбора лучших из них, выполняется проверка на территории организации. После выбора лучших кандидатов происходит присуждение премии.
Для частных лиц участие в премии Деминга строится иначе. Чтобы принять участие в премии частное лицо может быть рекомендовано членами комитета премии или самостоятельно подать заявку. Если частное лицо является «самовыдвиженцем», то ему необходимо заполнить и предоставить в комитет отчет. Комитет проводит оценку и сравнение кандидатов на основании имеющихся сведений о деятельности и отчетов. Лучшему из претендентов присуждается премия для частных лиц.
-
Победители
Таблица 1. Победители премии Деминга за последние 5 лет
Лауреаты индивидуальной премии | |
2017 г. | Такеши Накадзо |
2018 г. | Кунихико Онума |
2019 г. | Ясуси Нагата |
2020 г. | Шиничи Сасаки |
2021 г. | Хироэ Цубаки |
Лауреаты заявочной премии | |
2017 г. | Ашок Лейланд Лимитед, подразделение Хосур II, Индия |
CEAT Limited, Индия (первая шинная компания в мире (за пределами Японии), получившая премию Деминга) | |
2018 г. | PT Komatsu Индонезия (Первая компания в Индонезии, получившая премию Деминга) |
Компания Sundram Fasteners Limited, Индия (компания получила премию Деминга за все свои 17 заводов, расположенных по всей Индии) | |
Jsw Steel Ltd, Индия | |
Indus Towers, Индия | |
2019 г. | Компания ELGi Equipments Ltd, Коимбатуре, (стала первым производителем промышленных воздушных компрессоров за пределами Японии, получившим эту награду) |
Премия Деминга за выдающиеся заслуги в распространении информации за рубежом | |
2019 г. | Venu Srinivasan |
-
Национальная Премия Качества Малколма Болдриджа-
История
-
Национальная премия качества М. Болдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 года. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 году по настоятельной просьбе Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества. Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Малкольма Болдриджа, который являлся Секретарем Торговли с 1981 года и вплоть до своей трагической смерти в1987 году в результате несчастного случая. Считается, что Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы.
-
Модель
Критерии Болдриджа объединяют семь оценочных категорий:
-
Лидерство; -
Стратегическое планирование; -
Ориентация на потребителя и рынок; -
Измерение, анализ и управление на основе знаний; -
Важность человеческих ресурсов; -
Оперативное управление; -
Бизнес-результаты.
Рисунок 2. Модель премии Болдриджа
Анализируя модель сверху вниз, можно выделить следующие основные элементы:
Организационный профиль – во-первых, описание организации, которое включает ее деловую среду, производственные взаимосвязи, отношения с потребителями, поставщиками и другими партнерами. Во-вторых, это вызовы, которые ставит перед собой организация