Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Система оценки модели предполагает четкое различие между возможностями и результатами. Возможности оцениваются в двух аспектах:
-
Какой метод используется для введения усовершенствований в области данного критерия; -
Как далеко распространен этот подход в организации с точки зрения ее полного потенциала.
Среднее двух рассмотрений в процентах используется при оценке каждого критерия и подкритерия для получения окончательной общей оценки организации.
-
Победители
За годы своего существования в конкурсе на соискание Европейской премии качества приняло участие несколько сотен организаций практически изо всех европейских стран, представителей самых разнообразных сфер бизнеса, а также некоммерческого сектора (учебные заведения, учреждения здравоохранения и государственных органов власти). Среди победителей последних лет компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages, TNT и многие другие признанные мировые лидеры.
4. Японская премия качества
4.1. История
Японская премия по качеству разработана на базе критериев американской премии качества М. Болдриджа с учетом особенностей японской практики менеджмента и мирового опыта. Она вручается с 1996 года организациям, достигшим высоких результатов в создании эффективных систем менеджмента, ориентированных на потребителя. Ее принципиальное отличие от премии Деминга состоит в том, что организации, участвующие в конкурсе, не нацелены на завоевание премии. Модель данной премии используется для роста самооценки организаций, стремящихся к непрерывному совершенствованию.
С 1996 года Японская премия качества вручается организациям «достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя».
С 2003 года наряду с частными компаниями в конкурсе смогли принимать участие муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повышению уровня менеджмента в некоммерческом секторе.
4.2. Модель
Структура критериев Японской премии качества:
-
Направление развития. -
Принципы. -
Ценности. -
Модель. -
Категории. -
Оценочные группы
Направление развития определяется основной целью организаций-участников – построением совершенного бизнес-процесса.
Премия нацелена на формирование системы управления, опирающейся на четыре ключевых принципа: приоритет клиента, возможности совершенствования, важность персонала, гармония с общество.
Ценности, декларируемые разработчиками Японской премии качества, определяют философскую концепцию для построения и совершенствования системы менеджмента. Основные ценности: качество, лидерство, процесс, обучение, время и скорость, партнерство, экологическая безопасность и социальная ответственность, управление на основе фактов, глобализация, справедливость, инновации.
Модель премии - образец совершенствования системы менеджмента; Она построена на взаимосвязи восьми основных категорий, универсальных для организаций любых видов и размеров. Оценка каждой дается по бальной системе. Максимальна общая оценка эталонного предприятия составляет 1000 баллов.
Деятельность компании изучают по трем направлениям:
-
Установка – индикатор будущего имиджа организации, она определяет пути развития. Руководство должно проявить качества передовиков и движителей, создавая систему управления, реагирующую на изменение запросов потребителей и способную к постоянному совершенствованию. Кроме того, руководство должно создавать организацию, которая осознает потребности окружающей среды, вносит добрый вклад в общество и послушна законам. -
Процесс обеспечивает достижение целей компании, создание имиджа. Процесс – широкий спектр действий – разработка детальных стратегий и планов, обучение персонала, разработка и создание продуктов и услуг, удовлетворяющих требования и ожидания клиентов и рынка. -
Цели и результаты позволяют понять и оценить уровень достижений и разработать планы дальнейших действий. Необходимо сочетать внутреннюю оценку с внешней оценкой и сравнить полученную внешнюю оценку с оценками других компаний.
Для оценки составляющих модели нужно ответить на ряд вопросов:
-
Клиенты и рынок. Опишите основные ценности и принципы философии вашей организации. Определите основных потребителей. Почему они являются вашими потребителями? Опишите особенности спроса и ожидания клиентов. Дайте четкое определение вашего продукта (услуги), поясните, какую ценность ваш товар представляет для потребителей. Опишите, как изменяется внешняя среда и особенности оценки товара потребителями. Перечислите основных партнеров, дайте им краткую оценку. Опишите технологии, оборудование, ноу-хау, которые использует ваша компания при создании ценностей для клиентов. -
Конкуренты. Опишите, какой тип конкуренции на вашем рынке, каково число прямых конкурентов, их характеристики. Оцените ваше позицию на рынке. Каковы прогнозы на будущее относительно ситуации в отрасли: появление новых участников, внедрение новых технологий, изменение законодательства. Опишите ключевые факторы успеха. -
Необходимые изменения. Опишите, на какие рынки и каких потребителей вы ориентируетесь в будущем, какие ценности вы закладываете в основу своей деятельности. Как вы собираетесь изменить организацию: необходимые условия, требования, направления. Обдумайте вопрос ответственности за изменения. -
Общая информация. Укажите основные показатели организации: месторасположение, число работников, объем продаж, основные показатели, оказывающие влияние на финансовое положение предприятия, территорию охвата вашего бизнеса.
Таблица 7. Категории модели ЯПК
Категория, оценочная группа | баллы |
1. Лидерство и принятие решений | 120 |
1.1. Система лидерства | 100 |
1.2. Система принятия решений и достижение взаимопонимания | 20 |
2. Социальная ответственность в управлении | 50 |
2.1. Соответствие социальным требованиям | 30 |
2.2. Вклад в общество | 20 |
3. Понимание клиентов и рынка и работа с ними | 110 |
3.1. Понимание клиентов и рынка | 50 |
3.2. Отношения с потребителем | 30 |
3.3. Определение удовлетворенности клиента | 30 |
4. Разработка и реализация стратегии | 60 |
4.1. Стратегическое планирование | 30 |
4.2. Реализация стратегии | 30 |
5. Обучение и развитие персонала | 100 |
5.1. Обучающая среда | 40 |
5.2. Образование и тренинги | 30 |
5.3. Удовлетворение работников | 30 |
6. Процесс создания ценностей | 100 |
6.1. Управление основным процессом | 40 |
6.2. Управление сопутствующими процессами | 30 |
6.3. Сотрудничество с бизнес-партнерами | 30 |
7. Информационный менеджмент | 60 |
7.1. Сбор и анализ информации | 20 |
7.2. Сравнение с конкурентами и бенчмаркинг | 20 |
7.3. Информационная система управления | 20 |
8. Результаты работы | 400 |
8.1. Результаты лидерства и социальной ответственности | 60 |
8.2. Результаты обучения и развития персонала | 60 |
8.3. Результаты процесса создания ценностей | 80 |
8.4. Финансовые результаты | 100 |
8.5. Удовлетворение потребителей и рыночная оценка | 100 |
| 1000 |
Принцип оценки организации в системе Японской премии качества – определение уровня зрелости системы управления компании.
Модель уровней зрелости основывается на шкале зрелости менеджмента, предложенной Филлипом Кросби в книге «Качество – это свобода». «Уровни зрелости» Кросби представляют оценочную схему, включающую пять стадий с соответствующим описанием индикаторов качества. Оценочные таблицы премии Малкольма Болдриджа разработаны на базе схемы Кросби, а уровни зрелости в японской премии основаны на оценочных таблицах премии Болдриджа.
Рисунок 3. Уровни зрелости менеджмента
Уровень развития менеджмента (D-AAA) определяется количеством баллов, набранных организацией в процессе оценки в соответствии с категориями модели Японской премии качества. Таблицы диагностирующие состояние менеджмента как по отдельным категориям (группа «Подход-Внедрение», затрагивающая категории 1-7, так и по организации в целом, группа «Результаты», включающая категорию 8).
Таблица 8. Оценочная таблица («Подход — Внедрение»)
Уровень | % | Оценка | |||
D | | 0 | Действия по достижению поставленных целей и совершенствованию бизнес-процесса не спланированы и не ведутся. | ||
C | - | 10 | Действия по достижению поставленных целей и совершенствованию бизнес-процесса частично определены и начинают реализовываться, но не систематически. | ||
| Реагирование на проблемы происходит после их возникновения. Формирование системы предотвращения проблем находится на начальной стадии, слаба связь с системой постоянного улучшения. | ||||
+ | 20 | Система предотвращения проблем ещё не сформировалась и не способствует совершенствованию бизнес-процесса. | |||
| Деятельность по улучшению ведется не систематически из-за многочисленных препятствий к достижению целей, существуют значительные разрывы между этапами бизнес-процесса | ||||
B | - | 30 | Действия по достижению целей организации и совершенствованию бизнес-процессов постепенно принимают систематический характер и начинают исполняться. | ||
| Система прогнозирования и предотвращения проблем начинает частично функционировать. | ||||
+ | 40 | Деятельность по совершенствованию проводится лишь по нескольким направлениям (захватывает малую часть бизнес-процесса организации) | |||
A | - | 50 | Деятельность организации соответствует поставленным целям и ведётся систематически. | ||
| Применяемый подход к усовершенствованию бизнес-процесса на основе анализа данных позволяет предотвращать дефекты на различных его этапах. Улучшения очевидны в тех областях, где ведется активная работа по совершенствованию. | ||||
+ | 60 | Деятельность по совершенствованию ведется по большинству направлений (охватывает большую часть организации). | |||
| Применяемый подход к совершенствованию постепенно становится интегрированной системой, последовательно объединяющей большинство направлений деятельности | ||||
AA | - | 70 | Система и подход к достижению организационных целей и совершенствованию бизнес-процесса полностью сформирован. | ||
| Система совершенствования на основе анализа данных и обратной связи с потребителем является системой совершенствования качества управления. В результате уменьшается количество дефектов, а цели и деятельность организации по совершенствованию охватывает практически весь персонал. | ||||
+ | 80 | Система совершенствования внедрена на большинстве этапов бизнес-процесса и применяется большинством работников. | |||
| Применяемый подход к совершенствованию постепенно преобразуется в интегрированную систему, последовательно объединяющую все направления деятельности | ||||
AAA | - | 90 | Система, отвечающая организационным целям и философии постоянного совершенствования, полностью сформирована. | ||
| Система совершенствования на основе анализа данных и обратной связи с потребителем является самообучающейся системой совершенствования качества. Последовательные действия по усовершенствованию осуществляются на всех этапах бизнес-процесса и по всем направлениям | ||||
+ | 100 | Система совершенствования внедрена на всех этапах бизнес-процесса и применяется всеми работниками. | |||
| Применяемый подход к совершенствованию представляет собой сформировавшуюся интегрированную систему, последовательно объединяющую все направления деятельности |
Таблица 9. Оценочная таблица ("Результаты")
Уровень | % | Оценка | |||
D | | 0 | Результаты достижения стратегических целей и задач и действия по их достижению не видны или уровень достигнутых результатов низок и не показывает тенденции к улучшению | ||
C | - | 10 | Некоторые цели достигаются, частично можно говорить о деятельности по решению стратегических задач. | ||
| Не ясна связь между достигнутыми результатами и текущей деятельностью. | ||||
+ | 20 | В достигнутых результатах прослеживается некоторая тенденция к улучшению. Также улучшается и деятельность по реализации стратегических задач. | |||
| Недостаточно информации для сравнения, не ясны принципы и стандарты усовершенствования | ||||
B | - | 30 | Результаты достижения поставленных целей и действия по их реализации определены. Ведётся целенаправленная деятельность по решению стратегических задач, однако не на всех этапах бизнес-процесса. | ||
| Неясны некоторые связи между поставленными целями и результатами деятельности. | ||||
+ | 40 | Прослеживается тенденция к улучшению в реализации поставленных целей и решении стратегических задач. | |||
| Некоторые высокие результаты могут быть использованы конкурентами и другими компаниями как эталонные и представляют объект для бенчмаркинга. | ||||
A | - | 50 | Результаты показывают улучшение бизнес-процесса на большинстве этапов. | ||
| Полученные результаты показывают устойчивую тенденцию к росту, уменьшается число отклонений. | ||||
+ | 60 | Многие высокие результаты могут быть использованы конкурентами и другими компаниями как эталонные и представляют объект для бенчмаркинга. | |||
AA | - | 70 | Полученные результаты по достижению поставленных целей согласовываются с действиями для их достижения. | ||
| Тенденции к улучшению и совершенствованию отражаются в достигнутых результатах и на большинстве этапов бизнес-процесса. | ||||
+ | 80 | Большинство высоких результатов могут быть использованы как эталонные и представляют объект для бенчмаркинга. | |||
AAA | - | 90 | Полученные результаты по достижению поставленных целей полностью согласовываются с действиями их достижения. | ||
| Тенденции к улучшению и совершенствованию отражаются в достигнутых результатах и на каждом из этапов бизнес-процесса. | ||||
+ | 100 | Все полученные результаты являются эталонными, достигнут уровень лидера в отрасли, показатели совершенного бизнес-процесса. |