Файл: Учет амортизации основных средств (Понятие и методы начисления амортизации основных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

5

Отражен отложенный нало

говый актив (83,4руб.х20%)


09


68-2


20

Бухгалтерская
справка-расчет

Ежемесячно с июля 2017 г. по июнь 2027 г.

Отражено погашение отложенного налогового
актива (20 руб. х 12 мес. х 10 лет/ 4 г. / 12 мес.)


68-2


09



50


Бухгалтерская
справка-расчет

ООО «Виста» в декабре 2017 г. по договору поставки приобрело бывший в эксплуатации перфоратор ТЕ 15-С, не требующий монтажа, за 17700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). В этом же месяце приобретенный объект введен в эксплуатацию. Срок полезного использования перфоратор для целей бухгалтерского учета установлен ООО «Виста» равным 2 годам, исходя из предполагаемого срока его эксплуатации. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, приобретенный объект включен в третью амортизационную группу. Согласно данным, полученной от поставщика, фактический срок эксплуатации им данного перфоратора составил 5 лет. Для целей налогообложения прибыли по объектам основных средств, относящимся к третьей амортизационной группе, срок полезного использования устанавливается равным 4 годам. Покажем в таблице 2.2, каким образом отражаются данные операции в учете филиала.

Годовая норма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета составит 50% (100% / 2 г.). Ежемесячная сумма амортизационных отчислений - 625 руб. ((17700руб. - 2700 руб.) х 50% / 12 мес.).

Таблица 2.2

Отражение в учете поступления основных средств, бывших в эксплуатации

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Первичный
документ

Оприходовано полученное
от поставщика имущество
(17 700 - 2700)



08-4



60



15 000

Отгрузочные
документы
поставщика

Перечислена оплата
поставщику


60


51


17 700

Выписка банка по
расчетному счету

Приобретенное имущество
принято к учету в составе ОС

01

08-4

15 000

Акт о приеме-
передаче основных средств, Инвен

тарная карточка

Принята к вычету
уплаченная сумма НДС


68


19


2 700

Счет-фактура, Вы

писка банка по р/с

Ежемесячные бухгалтерские записи, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС до полного погашения его
стоимости либо списания с учета

Начислены амортизационные
отчисления по перфоратору

20


02


625

Бухгалтерская
справка-расчет


Ежемесячная норма амортизации для целей налогового учета рассчитывается бухгалтером согласно п.4 ст.259 НК РФ, и ежемесячные амортизационные отчисления для целей налогообложения прибыли составят 625 руб. ((17700 руб. – 2700 руб.) х (1/24 мес.) х 100%)), то есть соответствуют ежемесячным амортизационным отчислениям для целей бухгалтерского учета.

ООО «Виста» получило от некоммерческой организации по договору ссуды оборудование для выполнения работ по договору подряда, заключенному с заказчиком (Муниципальное образование г. Тула), на проведение электромонтажных работ объекта, имеющего историческое значение. Причем договором ссуды установлено, что предоставленное оборудование может быть использовано исключительно для выполнения данных работ, и должно быть возвращено по истечении 3-х месяцев с момента передачи или сразу по окончании его использования (если это событие произойдет до истечения установленного срока). В договоре ссуды стоимость предоставленного оборудования указана в сумме 140 000 руб.

Покажем, как отражается в учете строительно-монтажной организации получение во временное пользование оборудования, если рыночная стоимость (с НДС) аренды аналогичного оборудования составляет 2000 руб. в месяц. ООО «Виста» выполнил электромонтажные работы, требующие использования полученного по договору ссуды оборудования, за 3 месяца.

Полученное во временное пользование по договору ссуды оборудование учитывается на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре.

Передача имущества в безвозмездное пользование является формой дарения, так как представляет из себя безвозмездную передачу имущественных прав.

Поскольку ООО «Виста» получило безвозмездно имущественное право (право пользования имуществом в течение срока, установленного договором ссуды), то, по мнению бухгалтера филиала, оно принимается к учету по дебету счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления", в корреспонденции с кредитом счета 97 "Расходы будущих периодов". Стоимость такого имущественного права определяется исходя из рыночной стоимости аренды аналогичного оборудования на срок 3 месяца и равна 6000 руб. (2000 руб. х 3 мес.).

Как бы точно компания не планировала, всегда будут отклонения факта от плана. Очевидно, что не следует заниматься анализом даже самых незначительных отклонений. Но проблема может заключаться в том, что отклонения статей на разных уровнях иерархии могут быть разными. Например, в одной компании при анализе бюджета доходов и расходов установили предел допустимых отклонений на уровне 100 тысяч рублей в месяц.


То есть, проводя ежемесячный план-фактный контроль исполнения бюджета доходов и расходов, они анализировали только те отклонения, которые превышали 100 тысяч рублей. Анализируя исполнение бюджета доходов и расходов за один из месяцев, заметили, что фактические коммерческие расходы превышали плановые на 77 тысяч рублей. Получается, что на данном уровне отклонение находится в пределах допустимого. Но когда стали анализировать статьи коммерческих расходов, то обнаружили, что «внутри» этой статьи есть отклонения, превышающие 100 тысяч рублей. Одной из статей коммерческих расходов является реклама.

В анализируемом месяце реклама была меньше, чем планировалось, на 150 тысяч рублей, а транспортные расходы по факту превышали плановые на 110 тыс. руб. В общем, получилось так, что суммарные коммерческие расходы отклонились менее, чем на 100 тыс. руб., поэтому отклонение по рекламе не анализировалось, т.к. ранее было принято решение остановиться на более высоком уровне иерархии статей. Но после этого случая пришли к выводу, что нужно определить набор статей, отклонения по которым обязательно нужно отслеживать не зависимо от того, на каком уровне иерархии они находятся.

В компании все-таки пришли к выводу, что затраты на рекламу могут существенно влиять на финансовые результаты, поэтому данную статью нельзя оставлять без внимания. Как видно, в данном примере используется достаточно большое значение допустимых отклонений. В этой компании среднемесячный оборот составлял около 50 млн. руб. То есть допустимое отклонение в 100 тыс. руб. в месяц составляло 0.2% от оборота. В некоторых компаниях, наоборот, устанавливают слишком маленькую сумму допустимых план-фактных отклонений.Например, в одной компании с годовым оборотом около 2 млрд. $ собственники заставляли менеджеров объяснять любые отклонения, превышающие 100$ в месяц. Это значит, что любое отклонение, превышающее 10-5% от оборота, требовало объяснения. Естественно, что львиная доля этих отклонений была связана с определенной погрешностью в расчетах. Таким образом, время менеджеров и специалистов тратилось на поиски «блох», вместо того, чтобы заниматься действительно серьезными проблемами.

Сложно назвать какую-то универсальную долю допустимого план-фактного отклонения в выручке компании. Этот вопрос каждая компания должна решать индивидуально. Но в любом случае нужно помнить об одном из важнейших принципов построения любой системы управления. Речь идет о том, что затраты на поддержание системы управления должны окупаться. Конечно, далеко не всегда это можно точно оценить, но по крайней мере не нужно допускать явных перекосов в ту или в другую сторону. Это значит, что, с одной стороны, план-фактный анализ не должен быть слишком поверхностным, но, с другой стороны, от него должна быть практическая польза для компании.


Помимо полной и детальной модели бюджета доходов и расходов, неплохо иметь и упрощенную, которую можно было бы использовать еще до того, как будут консолидированы все бюджеты. После того, как будет подготовлен бюджет продаж, можно подсчитать маржу, используя при этом трансфертную цену, которую лучше заложить на уровне чуть выше переменной себестоимости. Хотя, если уровень автоматизации позволяет делать быстрые расчеты переменной производственной себестоимости, можно и не использовать трансфертные цены.

Рассчитав маржинальную прибыль, можно будет из выручки вычесть верхнее ограничение по постоянным расходам. Маркетинговые затраты на продвижение продукции уже должны быть подготовлены, т.к. проект бюджета продаж должен рассматриваться вместе с бюджетом коммерческих расходов. Поэтому из маржи можно вычесть верхнее ограничение по постоянным расходам и расходы на продвижение. Также необходимо еще вычесть налоги, которые к этому моменту тоже уже можно прикинуть.

То есть грубый бюджет доходов и расходов можно построить в тот же день, когда будет подготовлен бюджет продаж, и сразу можно будет проверить, укладывается ли компания в нижнее ограничение по прибыли. Если прибыль превышает ограничение, то можно продолжить все остальные расчеты. Если же прибыль получается ниже ограничения, то это значит, что нужно менять бюджет продаж и бюджет рекламы.

Таким образом, исправить ситуацию можно только за счет увеличения плана продаж, т.к. к этому моменту финансовая дирекция уже должна проверить и согласовать заявки подразделений на постоянные расходы, то есть подразделения должны уложиться в ограничения по затратам. Итак, при разработке финансовой модели нужно помнить о важности бюджета доходов и расходов, поскольку при консолидации сводных бюджетов по компании в целом именно этот финансовый бюджет формируется в первую очередь.

Если показатели бюджета доходов и расходов не соответствуют минимальным требованиям собственников, то дальнейшую консолидацию финансовых бюджетов нужно прекратить до тех пор, пока не будет ясности в отношении того, как можно исправить ситуацию. А для этого нужно будет опуститься на уровень операционных бюджетов, чтобы понять, за счет чего конкретно можно будет привести показатели бюджета доходов и расходов к требуемым значениям.

Доход от использования предоставленного по договору ссуды оборудования признается в бухгалтерском учете ежемесячно в сумме 2000 руб. и отражается в составе внереализационных доходов.


Поскольку оборудование, право пользования которым филиалу предоставлено безвозмездно, используется им для осуществления обычного вида деятельности, то стоимость данного имущественного права формирует себестоимость работ, выполняемых по договору подряда, путем равномерного (в течение 3-х месяцев) списания с кредита счета 97 в дебет счета 20 "Основное производство".

Поскольку в налоговом учете указанный доход признается единовременно (в месяце получения оборудования в пользование), а в бухгалтерском учете - в течение 3-х месяцев (равномерно, в периоде выполнения электромонтажных работ), то в месяце получения оборудования возникает вычитаемая временная разница и в учете отражается отложенный налоговый актив по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Ежемесячно, при признании в бухгалтерском учете дохода в виде безвозмездно полученного права пользования оборудованием, данные вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив уменьшаются, что отражается обратной бухгалтерской записью.

В связи с тем, что в бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученного имущественного права списывается в расходы и формирует бухгалтерскую прибыль (убыток), а в налоговом учете признание таких расходов не предусмотрено, то в месяце реализации организацией-подрядчиком работ, выполненных с использованием предоставленного ей по договору ссуды оборудования, в учете филиала отражается постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство. Постоянное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (на отдельном субсчете) в корреспонденции со счетом 68.

Таблица 2.3

Отражение в учете оборудования, полученного по договору ссуды

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Первичный
документ

1

2

3

4

5

Оборудование принято на
забалансовый учет по стоимости, указанной в договоре ссуды



001



140 000

Акт приемки-
передачи
оборудования

Продолжение таблицы 2.3

1

2

3

4

5

Отражена стоимость
безвозмездно полученного
имущественного права (права пользования оборудованием в течение 3-х месяцев)





97





98-2





6 000



Договор ссуды,
Бухгалтерская
справка

Отражен отложенный налоговый актив (6000 х 20%)


09


68


1 440

Бухгалтерская
справка-расчет

В течение срока действия договора ссуды (3-х месяцев)
на последнюю дату истекшего месяца

Часть стоимости имущественного права списана в расходы по
обычным видам деятельности



20



97



2 000


Бухгалтерская
справка-расчет

Часть доходов будущих периодов признана внереализационным доходом



98-2



91-1



2 000


Бухгалтерская
справка-расчет

Уменьшен отложенный налоговый актив (2000 х 20%)


68


09


400

Бухгалтерская
справка-расчет

По окончании 3-х месяцев с момента получения оборудования

Оборудование возвращено
некоммерческой организации и списано с забалансового учета



001



140 000

Акт приемки-
передачи
оборудования

В месяце реализации выполненных электромонтажных работ

Отражена себестоимость
выполненных работ


90-2


20


6 000

Бухгалтерская
справка-расчет

Отражено постоянное налоговое обязательство (6000 х 20%)


99


68


1 200

Бухгалтерская
справка-расчет