Файл: Учет амортизации основных средств (Понятие и методы начисления амортизации основных средств).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и методы начисления амортизации основных средств
1.1 Понятие и сущность износа и амортизации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ООО «Виста»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Виста»
2.2. Учет поступления и амортизации основных средств
2.3.Отражение в учете изменения стоимости основных средств
ГЛАВА 3. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ООО «Виста»
3.1.Начальный этап аудита основных средств
3.2. План и программа аудита основных средств
Таким образом, были рассмотрены примеры из учетной практики ООО «Виста», отражающие не только различные способы поступление основных средств на данное предприятие, но и ввода их в эксплуатацию, монтажа, учет начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете предприятия.
2.3.Отражение в учете изменения стоимости основных средств
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» допускает изменение стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, только в случаях: достройки; дооборудования; реконструкции; модернизации; частичной ликвидации; переоценки.
ООО «Виста» имеет на балансе жилой дом. Первоначальная стоимость четырех квартир, расположенных на первом этаже, в бухгалтерском и налоговом учете составляет 5000000 руб. Сумма начисленного износа составляет 975000 руб. Квартиры переводятся в нежилое помещение. Хозяйственным способом филиал в феврале - марте 2017 г. производит реконструкцию квартир, в результате которой создает производственное помещение. Приемка работ по реконструкции оформлена в марте 2017 г.
На 1 апреля 2017 г. оставшийся срок полезного использования помещения в бухгалтерском и в налоговом учете - 320 месяцев, остаточная стоимость по данным налогового учета - 4000000 рублей. Расходы ООО «Виста» по реконструкции, включающие стоимость использованных материалов, амортизацию использовавшихся основных средств, заработную плату работникам с начислениями на нее, составили 250000 руб. НДС, предъявленный поставщиками указанных материалов, составил 18 000 рублей.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". При хозяйственном способе производства работ на счете 08 отражаются фактически произведенные затраты. В данном случае к фактическим затратам предприятия по строительству помещения, включаемым в его первоначальную стоимость, относятся стоимость использованных для проведения реконструкции материалов (без учета НДС), амортизация использовавшихся основных средств, заработная плата осуществлявшим реконструкцию работникам с начислениями.
Поскольку в результате реконструкции изменилось назначение объекта основных средств и с месяца, следующего за месяцем приемки законченных работ по реконструкции (с апреля 2017 г.), его стоимость будет погашаться путем начисления амортизации, то, бухгалтер ООО «Виста» считает, что сумма начисленного износа, отраженная на забалансовом счете 010, должна быть списана. Исходя из вышесказанного с апреля 2017 г. в бухгалтерском учете производится начисление амортизации производственного помещения, причем ежемесячная сумма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из новой первоначальной стоимости и оставшегося срока полезного использования. При этом сумма амортизации, составляющая 2344 руб. ((500 000 руб. + 250 000 руб.) / 320 мес.), отражается по кредиту счета 02 и дебету счета учета затрат.
Таблица 2.4
Отражение в учете реконструкции основного средства
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Первичный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стоимость работ, |
08 |
02, |
250 000 |
Бухгалтерская |
На дату приемки работ по реконструкции - в марте 2017 г. |
||||
Первоначальная стоимость мость работ по реконструкции |
|
|
|
Акт о приеме- |
Списана с забалансового |
|
|
Бухгалтерская |
|
Бухгалтерские записи в апреле 2017 г. |
Продолжение таблицы 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Начислен НДС на стоимость |
|
|
|
|
Принят к вычету НДС, предъяв ленный поставщиком материалов |
|
|
|
Счет-фактура, |
Ежемесячно с апреля 2017 г. до погашения стоимости помещения |
||||
Начислена амортизация |
26 |
|
|
Бухгалтерская |
Бухгалтерские записи в мае 2017 г. |
||||
Принят к вычету НДС, исчислен ный со стоимости строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления |
|
|
|
|
ООО «Виста» начисляет НДС на стоимость строительно-монтажных работ, в месяце, следующем за месяцем приемки законченных работ по реконструкции (в апреле 2017 г.).
Поскольку в данном случае реконструкция продолжалась менее 12 месяцев, то реконструируемое помещение не исключалось из состава амортизируемого имущества. Так как предприятие не принимало решения об увеличении срока полезного использования реконструированного основного средства, то ежемесячная сумма амортизации будет исчисляться исходя из остаточной стоимости помещения, увеличенной на сумму произведенных затрат по реконструкции и оставшегося срока полезного использования, и составит 13281 руб. ((4000000 руб. + 250 000 руб.) / 320 мес.).
Таким образом, суммы ежемесячной амортизации, начисляемой в бухгалтерском и в налоговом учете после проведения реконструкции, не совпадают (в бухгалтерском учете - 16407 руб., а в налоговом - 13281 руб.). Следовательно, в учете отражается образование постоянных разниц, приводящих к возникновению постоянных налоговых обязательств.
Далее покажем порядок отражения в учете дооборудования транспортных средств. Приемку работ по дооборудованию и модернизации транспортных средств оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме N ОС-3. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости транспортного средства в результате дооборудования или модернизации. Акт сдается в бухгалтерию для того, чтобы произвести записи в инвентарной карточке транспортного средства формы NОС-6 об изменении первоначальной стоимости объекта. В бухгалтерском учете делают проводки:
Дт 08 Кт 23
- списаны затраты на дооборудование транспортного средства;
Дт 01 Кт 08
- увеличена первоначальная стоимость транспортного средства.
Если дооборудование (модернизацию) осуществила сторонняя организация, то акт по форме N ОС-3 составляется в двух экземплярах. В бухгалтерском учете предприятия делают следующие записи:
Дт 08 Кт 60
- отражена стоимость работ (без НДС) по дооборудованию (модернизации) транспортного средства, выполненная сторонней организацией;
Дт 01 Кт 08
- увеличена первоначальная стоимость транспортного средства.
ООО «Виста» имеет на передвижной вагон-склад, первоначальной стоимостью 120 000 руб. В связи с производственной необходимостью зимой 2017 года на передвижной вагон-склад было установлено специальное оборудование. Работы по установке специального оборудования выполнило предприятие ООО «Эксиом». Стоимость работ (включая стоимость оборудования) составила 48 000 руб., в том числе НДС 7 322 руб. Источником финансирования произведенных затрат является начисленная амортизация текущего года. Бухгалтер сделал в учете записи:
Дт 08 Кт 60
- 40 678 руб. - отражена стоимость работ, выполненных ООО «Эксиом» по установлению специального оборудования на передвижной вагон-склад;
Дт 19-1 Кт 60
- 7 322 руб. - отражен НДС, предъявленный предприятием ООО «Эксиом»;
Дт 01 Кт 08
- 40 678 руб. - увеличена первоначальная стоимость вагона-склада;
Дт 60 Кт 51
- 48 000 руб. - оплачен счет ООО "«Эксиом»;
Дт 68 Кт 19-1
- 7 322 руб. - налоговый вычет НДС по оплаченным работам, включенным в стоимость основного средства.
Бухгалтер ООО «Виста» принял решение не увеличивать в налоговом учете первоначальную стоимость модернизированного компьютера на стоимость комплектующих, полученных при разборке первого компьютера, которые были использованы при модернизации.
В целях налогообложения прибыли амортизация по модернизированному компьютеру начисляется исходя из оставшегося срока его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ), то есть также исходя из 2,5 года.
Следовательно, у ООО «Виста» часть суммы амортизации, ежемесячно начисляемой в бухгалтерском учете по модернизированному компьютеру в размере 350 руб. ((6000 руб. + 4500 руб.) / 2,5 года / 12 мес.), будет признаваться постоянной разницей, приводящей к возникновению постоянного налогового обязательства в сумме 84 руб. (350 руб. х 24%), которое отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Таблица 2.5
Учет ликвидации и модернизации основных средств
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Первичный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бухгалтерские записи по ликвидации первого компьютера |
||||
Отражена первоначальная |
|
|
|
Акт о списании |
Списана сумма амортизации |
|
|
|
Акт о списании |
Оприходованы устройства, |
10 |
91-1 |
10 500 |
Акт о списании |
Списана остаточная стоимость |
|
|
|
Акт о списании |
Бухгалтерские записи по модернизации второго компьютера |
||||
Отражена стоимость устройств, установленных на второй компьютер при его модернизации |
|
|
|
|
Увеличена первоначальная |
|
|
|
|
С месяца, следующего за месяцем проведения модернизации |
||||
Начислена амортизация по |
|
|
|
Бухгалтерская |
Отражено постоянное налоговое обязательство (10500/2,5/12х 20%) |
|
|
|
Бухгалтерская |
Исходя из изложенного в разделе материала, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет основных средств и их амортизации на данном предприятии ведется в соответствие с действующим законодательством.
ГЛАВА 3. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ООО «Виста»
3.1.Начальный этап аудита основных средств
При планировании аудита основных средств прежде всего составляется рабочая программа. В ней содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и т.д.
Таблица 3.1
Оценка надежности системы бухгалтерского учета
№ п/п |
Фактор |
Оценка фактора |
||
высокая |
средняя |
низкая |
||
1 |
Формы бухгалтерского учета |
Частично не соответствует |
||
2 |
Автоматизация учета |
Частичная |
||
3 |
Организация бухгалтерской службы, распределение обязанностей |
Средняя |
||
4 |
Квалификация и опыт работы главного бухгалтера |
Средние |
||
5 |
Организация документооборота |
Высокая |
||
6 |
Соответствие учетной политики требованиям ПБУ |
Соответствует |
||
7 |
Порядок документирования хозяйственных операций: -кассовые документы -банковские -авансовые отчеты -счета-фактуры -накладные |
Содержат отдельные отклонения |
||
8 |
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств: -основных средств -материалов -товаров -незавершенного производства -задолженностей |
Соответствует установленным нормативным требованиям |
||
9 |
Ведение регистров бухгалтерского учета: -Главная книга -журналы-ордера -книга продаж -книга покупок |
Соответствует установленным нормативным требованиям |
||
10 |
Порядок отражения операций в регистрах учета: -учет основных средств -учет НМА -учет МПЗ -учет доходов -учет расходов |
Содержат отдельные отклонения |
||
11 |
Порядок составления бухгалтерской отчетности |
Соответствует установленным нормативным требованиям |
||
Итого оценок: |
5 |
6 |
0 |
|
Итоговая оценка надежности системы бухгалтерского учета |
Средняя |