Файл: Курс лекций по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, тормозные колодки захлопнулись, автомобиль остановился. Опишите, пожалуйста, подробно весь процесс, который произошел в тормозной системе». Знающий автомеханик с легкостью это сделает. Или такой вопрос: «Перечислите рабочие процессы на примере 4-тактного бензинового двигателя внутреннего сгорания». Ответ должен быть следующий: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. Можно использовать в тесте и вопросы практической направленности, например: «О чем может свидетельствовать характерный гул, появляющийся после отпускания педали сцепления?» Правильным будет ответ: «Скорее всего, об износе подшипников коробки передач». Во многих компаниях претенденты на должность автомеханика проходят тестирование на знание устройства автомобиля. Подобные тесты разработаны, в частности, в компаниях «Рольф» и «Автолайт». Например, один из тестов компании «Рольф» состоит из 47 вопросов, полностью охватывающих устройство автомобиля. За каждый правильный ответ кандидату начисляется определенное количество баллов – 5, 10 или 15, в зависимости от сложности вопроса. Он должен набрать не менее 280 баллов из 430 возможных. Однако тестирование не ограничивается подсчетом баллов. Менеджеры по персоналу, работающие в компании, внимательно анализируют «сырые» ответы кандидата и обсуждают с ним вопросы теста, чтобы понять, какие темы он знает лучше и не пытался ли он слепо угадывать ответы. В некоторых автосервисах на собеседовании мастер или сервис-менеджер предлагают соискателю разобрать несколько проблемных ситуаций, связанных с авторемонтом, например: «Не заводится автомобиль, ваши действия?», или: «Из-под капота идет синий дым, ваши действия?». Цель таких вопросов – оценить кругозор кандидата в профессиональной сфере, его умение искать решения в сложных и нестандартных ситуациях. И естественно, в большинстве компаний ценятся автомеханики-универсалы.

Индивидуально-психологические характеристики. Индивидуально-психологические характеристики механика не менее важны, чем профессиональные. Ведь именно они определяют потенциал будущего работника, то, как он будет развиваться профессионально, как будет относиться к работе, какие у него сложатся отношения в коллективе. Как говорится, мы нанимаем людей за квалификацию, а увольняем за поведение.

Индивидуально-психологические особенности кандидата разделяют условно на две основные группы:

1. психические процессы;

2. свойства темперамента и личности.

К числу основных психических процессов, которые важно учитывать при отборе автомехаников, можно отнести
внимание, память, мышление. Автомеханики должны уметь эффективно распределять внимание, удерживать в памяти одновременно несколько заданий, связанных с ремонтом, ничего не упуская. Механики с плохой переключаемостью и низкой устойчивостью внимания постоянно жалуются, что клиенты надоедают им вопросами, что кто-то во время работы лезет с советами, что их загружают несколькими задачами и не дают выполнить качественно одну до конца и т. п. У автомеханика должно быть развито и так называемое техническое мышление. Оно подразумевает хорошие счетные навыки, способность делать правильные логические умозаключения. Естественно, успешный автомеханик должен обладать аналитическим складом ума, уметь находить выход из нестандартных ситуаций, определять первопричину той или иной поломки. Как правило, большинство автомехаников лучше оперируют техническими терминами и понятиями «в уме», чем на словах. Поэтому при оценке их профессиональной подготовки целесообразно использовать рисунки и схемы, изображающие тот или иной механизм или устройство.

Среди свойств темперамента и личности, которыми должен обладать автомеханик, можно выделить уравновешенность, ответственность, настойчивость, доброжелательность. Уравновешенность позволит автомеханику адекватно реагировать на неудачи в работе, быть терпеливым, спокойно и аргументированно общаться с коллегами, руководством, а в случае необходимости и с клиентами. Вспыльчивые, быстро теряющие над собой контроль работники любят ругать капризных клиентов, несправедливое руководство, со скандалами уходят с предыдущего места работы, раздраженно жестикулируют и нервничают, когда рассказывают о «трудных» клиентах.

Ответственность – чрезвычайно важная черта личности практически в любой сфере человеческой деятельности. Безответственный автомеханик будет, скорее всего, опаздывать, срывать сроки, некачественно работать. Ответственные специалисты с высоким уровнем самоконтроля всегда проверяют выполненную работу, осознавая, что от их внимательности зависит подчас жизнь людей.

Настойчивость – необходима автомеханику, так как в работе от него часто требуется кропотливость, вдумчивость, умение терпеливо искать выход при неочевидности источника поломки.

Доброжелательность, лояльность – это те черты личности, которые будут способствовать успешной адаптации автомеханика в коллективе, позволят ему быстро найти общий язык с руководством, коллегами (а значит эффективно работать в команде) и клиентами. Доброжелательность связана и с неконфликтностью, которую всегда ценят в своих сотрудниках работодатели.



Ниже, приведены варианты вопросов, используемые для экспресс-оценки индивидуально-психологических характеристик автомеханика, позволяющие сделать предварительную оценку кандидата.

Мотивация (причина выбора профессии)

Во время собеседования чрезвычайно важно понять:

• чем руководствуется кандидат при выборе именно вашей компании;

• чего он ожидает от работы в вашей компании;

• чего он хотел бы достичь;

• почему он выбрал профессию автомеханика.

Мотивация, то есть то, что движет поведением человека, является чрезвычайно важным критерием, в соответствии с которым нужно подбирать человека в организацию. Правильная оценка мотивации позволяет прогнозировать дальнейшее поведение нового сотрудника – будет ли он стремиться к обучению, росту профессионализма, активному труду или будет безынициативным и «серым».

Интерес автомеханика к своей работе можно оценить по ответам на следующие вопросы:

1. Увлекаетесь ли Вы чтением специализированной литературы, журналов? Безусловно, автомеханик, искренне интересующийся своей профессией, в свободное время читает специальную литературу и автомобильные журналы.

2. Когда Вы начали пытаться ремонтировать автомобили? Автомеханики, любящие свою профессию, приобретают навыки ремонта автомобилей довольно рано, зачастую в юности.

3. Были ли у Вас перерывы в стаже, если да, то с чем это было связано?
Как правило, у хороших специалистов перерывов в стаже нет. Если они и меняют место работы, то их трудовая деятельность остается связанной с ремонтом автомобилей или другой сложной техники. (Анкетирование 200 автомехаников показало, что у 88 % опрошенных почти вся трудовая биография связана с авторемонтом и лишь 12 % занимались еще чем-то кроме ремонта автомобилей.)

Дополнительно задаются уточняющие вопросы:

• Опишите свои профессиональные достижения.

• Что Вы можете сказать о своих ближайших жизненных целях в случае, если получите желаемую работу?

• Каких знаний, с Вашей точки зрения, Вам не хватает?

• Чем бы Вы хотели заниматься через год, через пять, десять лет?

Иногда могут быть полезны провокационные вопросы, например: «Не думали ли Вы уйти из авторемонта? Не надоело ли «крутить гайки»? У нас есть вакансия менеджера по продаже автомобилей, не хотите попробовать?» Идеальный и желаемый ответ настоящего мастера своего дела, автомеханика по призванию будет состоять в том, что в другой работе он себя просто не мыслит, ремонтом занимается «со школьной скамьи» и сомневается, что в другой должности будет таким же успешным.


Возраст и образование. Требования к возрасту кандидатов в разных компаниях значительно отличаются. Крупные автомобильные компании в последнее время снижают возрастную планку для автомехаников. Если в 2003 году верхний предел составлял 40–45 лет, то в настоящее году он снизился до 35–40 лет. Это связано с тем, что в процессе работы автомеханик должен постоянно повышать свою квалификацию, поэтому необходимо, чтобы он обладал способностью к обучению. А психологические исследования показывают, что с возрастом большинство специалистов становятся менее гибкими, менее способными к освоению новых знаний.

Что касается образования, то в одни фирмы берут автомехаников со средне - специальным образованием, в других (как правило, это крупные компании – официальные дилеры) отдают предпочтение специалистам с высшим образованием и высоким уровнем интеллекта (например, компания «Автолайт») и с хорошей теоретической подготовкой («Рольф»). Это зависит от кадровой политики компании, корпоративной культуры, ее рыночной стратегии. Развивающиеся фирмы готовы нанимать специалистов со средним специальным образованием. Фирмы, отвоевавшие сегмент автомобильного рынка и прочно занявшие свои позиции, предпочитают специалистов с высшим образованием и хорошим интеллектуальным потенциалом, готовых повышать свою квалификацию. Например, в компании «Автолайт» при подборе сотрудников значительное внимание уделяется оценке интеллекта кандидата, используя для этого специальные психологические тесты. Там полагают, что автомеханик с высоким уровнем интеллекта и обучаемости при необходимости без труда освоит незнакомые операции по ремонту и восполнит пробелы в знаниях.

Итак, после проведения собеседования, руководствуясь всеми вышеприведенными критериями, необходимо обобщить результаты собеседования и сделать обоснованный вывод. Для этого предлагаем краткую методику для экспресс-оценки соответствия кандидата всем этим требованиям. Все используемые критерии являются важными для отбора автомехаников.

Конечно, требования, предъявляемые к автомеханикам в разных компаниях, отличаются. Они зависят от таких факторов, как уровень развития компании, корпоративная культура, особенности личности самого руководителя. Молодые компании часто берут опытных автомехаников, не акцентируя внимание на личностных качествах и возрасте. Крупные, стабильные фирмы, наоборот, часто нанимают молодых профессионалов с соответствующими требованиям компании индивидуально-психологическими характеристиками. Компании с прочными позициями на рынке могут позволить себе заниматься обучением сотрудников, ориентируясь на перспективу и готовя их к работе именно в своей организации. Поэтому в них обращают особое внимание на интеллектуальный потенциал и психологические особенности молодых кандидатов.


Говорят, что фирма является своеобразным продолжением личностных качеств ее руководителя, который во многом формирует ее корпоративную культуру. Поэтому подбор людей определенного типа личности в фирму может зависеть и от личных предпочтений руководителя. Например, либеральный и коммуникабельный руководитель предпочитает таких же коммуникабельных сотрудников, которые будут формировать соответствующий климат в коллективе. Руководитель-интеллектуал, ориентированный преимущественно на результат, будет во главу угла ставить профессиональные качества сотрудников и только потом обращать внимание на особенности их личности. По мнению М. И. Магура, руководителя сектора управленческого консультирования Школы кадрового менеджмента АНХ РФ самая большая трудность, с которой сталкиваются руководители при отборе кандидатов, связана с тем, что у них отсутствует четкое понимание того, как правильно решить эту задачу. Существует опасность выбора ошибочных критериев, с помощью которых нельзя установить ясные различия между «плохими» и «хорошими» кандидатами.

Вопросы для самопроверки:

Для студентов специальности 080114

          1. Структура кодекса этики бухгалтера

          2. Действия бухгалтера при наличии ошибки в налоговой отчетности.

          3. В каком случае бухгалтер может быть лишен лицензии

          4. Для студентов специальности 190701

            1. Перечислите основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

            2. От чего зависит эффективность управленческой работы

            3. К каким психологическим  качествам руководителей возрастают требования с повышением уровня управления

Для студентов специальности 190631

              1. Дайте общую характеристику профессии автомеханик

              2. Опишите индивидуально-психологические характеристики механика

              3. Обоснуйте, почему именно по ответам на вопросы, приведенные на стр. 58, можно оценить интерес автомеханика к своей работе.

              4. Проанализируйте разницу в подборе кандидата на должность механика в «крупной» и «мелкой» компании. Выводы обоснуйте.


ТЕМА 3.3 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темперамент – это совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношения к окружающей деятельности.         Само слово «