Файл: Методические указания для студентов по специальности 23. 02. 03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБПОУ СО “Серовский политехничесткий техникум”
С.Г. Головин
ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Методические указания
для студентов по специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»
Серов
Согласовано
на заседании методического
совета Председатель МС
С. А. Ходырева
«»2020 г.
Утверждаю:
Директор ГБПОУ СО «Серовский
политехнический техникум»
Р.В.Бисеров
«»2020 г.
Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы (дипломного проекта) разработаны на основе
ФГОС СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта» утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 383 и в
соответствии с учебным планом СПО специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Серовский политехнический техникум».
Разработчик:
Головин С.Г. преподаватель дисциплин проф.цикла
Рекомендована к утверждению методическим советом техникума
Протокол №от 2020 г.
Председатель МС: Ходырева С. А.
Задачи и содержание дипломного проекта
Задачи дипломного проектирования:
-
систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и
практических навыков, полученных за период обучения;
-
привитие навыков по изучению, обобщению, использованию и
распространению передового опыта и передовых приемов и методов тру-
да;
-
развитие и закрепление навыков самостоятельной работы с учеб-
ной и справочной литературой, нормативными материалами, государст-
венными стандартами, а также навыков в выполнении технологических
расчетов и графических работ;
-
развитие способностей к исследовательской работе, выявление
факторов, влияющих на результаты работы рассматриваемого участка
производства; изыскание неиспользованных резервов производства, разра-
ботка организационно-технологических мероприятий по улучшению тех-
нико-экономических результатов деятельности участка;
-
постановка и разработка в проекте реально осуществимых на прак-
тике технических, организационных, экономических и социальных задач.
Тематика дипломных проектов разрабатывается, дополняется и
утверждается цикловой комиссией по специальности «Техническое об-
служивание и ремонт автомобильного транспорта» ежегодно. Списки тем,
предложенные цикловой комиссией, утверждаются на заседании комиссии.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта.
Он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием це-
лесообразности ее разработки.
В тематике дипломных проектов следует указать на два основных
направления:
-
первое связано с реконструкцией и совершенствованием сущест-
вующих подразделений ТО и ТР в рамках действующих АТО;
-
второе предусматривает разработку подразделений по централизо-
ванному ТО и ТР автомобилей и агрегатов на основе индустриализации
технологических процессов.
Объектом проектирования по обоим направлениям могут быть под-
разделения по диагностике, ТО и ТР подвижного автомобильного транс-
порта.
Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической
части (см. таблицу).
Содержание дипломного проекта
Объем
Пояснительная
записка, листы
формата А4
Графическая
часть, листы
формата А1
1. Введение
2 - 3
-
2. Характеристика АТО и объекта
4 - 5
-
проектирования
3. Расчетно-технологическая часть
10 - 12
1
4. Организационная часть
10 - 12
1
5. Методические рекомендации по разработке
ДП по ТО и ТР автомобиля на СТО
10 - 12
1
6. Технологическая карта
1 - 2
1
7. Охрана труда и окружающей среды
6-8
-
8. Конструкторская часть
4 - 6
1 - 2
9 .Экономическая часть
15 - 18
1
10. Выводы и заключение
1 - 2
-
11. Список литературы
1
-
12. Приложения
1
-
Итого
60 - 70
4 - 5
До процесса проектирования студент должен получить задание на
выполнение дипломного проекта. В задании содержатся основные исход-
ные данные, указываются наименования частей, разделов, подразделов
пояснительной записки.
-
ВВЕДЕНИЕ
Вступительной частью дипломного проекта является введение, в ко-
тором следует отразить основные цели и задачи автомобильного транспор-
та, перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта
автомобилей, призванной обеспечить техническую готовность подвижного
состава. Введение должно раскрывать тему дипломного проекта, т.е. сту-
дент должен привести мотивировку технологического проектирования
рассматриваемого объекта, аргументировать принятую форму развития ПТБ.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА АТО И ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В данном разделе необходимо дать общую характеристику предпри-
ятия, на котором выполняется проект, и краткую характеристику объекта
проектирования.
В общей характеристике следует отразить:
-
полное название предприятия, его назначение, производственную
площадь, перечет производственных отделений с указанием их площади и
виды выполняемых работ;
-
режим и организация работы и отдыха, число дней работы в году,
число смен, продолжительность смены, начало и конец работы каждой
смены. Общее число рабочих, их квалификация, распределение по рабо-
чим местам и сменам работы;
-
наличие оборудования, производственного инвентаря, инструмента,
приспособлений, их состояние и соответствие выполняемым работам;
-
состояние дел по технике безопасности, противопожарной защите,
производственной санитарии и гигиене, охране окружающей среды;
-
наличие и качество технологической документации (постовых, опера-
ционных карт, карт на рабочее место) и соответствие ее требованиям ЕСТД;
-
методы организации производства;
-
технологическая связь с отделами ЦУП, производственными ком-
плексами, другими участками, зонами ТО и ТР, постами диагностирования,
складами (схема технологического процесса ТО, ТР, диагностирования);
-
оперативная связь (АСУ, ЦУП, селектор, телефон и пр.);
-
учет выполненной работы и ее качества, технические и экономиче-
ские показатели работы;
-
основные недостатки в организации и технологии проведения работ.
-
РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Целью раздела является определение годового объема (трудоемко-
сти) работ и количества исполнителей на объекте проектирования. Как
правило, технологический расчет выполняется параллельно по 2 - 3 моде-
лям (маркам) подвижного состава, указанным в задании на проект.
-
Выбор исходных нормативов режима ТО и Р и их корректирование.
-
Корректирование нормативов ТО-1 и ТО-2 (пробег, в километрах):
-
Корректирование нормативов трудоемкости ТР:
t-тр = t трх К1 х К2 х К3 х К4СР х К5. (3.4)
-
Корректирование дней простоя в ТО и Р:
-
(3.5)
дни простоя в ТО и ТР: d(T0,TP) = dH(ТО,ТР) х К4СР,
-
дни простоя в КР: dKP = dHКР х К'4СР.
Исходные нормативы ТО и Р и коэффициенты корректирования при-
нимаются из таблиц 1 - 8 Приложения 1.
К4(СР) и К4(СР) предварительно рассчитываются следующим образом:
А х Кдт + А, х К4^ + .. + АЛ(„У х К
К _ 1 4(1) 2 4(2) 4( n) «4
4' А1 + А2 +... + А,, ’ (3'6)
где А1 + А2 + . + Ап - количество автомобилей, входящих в группу с оди-
наковым пробегом с начала эксплуатации;
К4(1),К4(2) . К4(n) - принимаются из «Положения о ТО и Р ...» (табл. 2.11).
-
Определение проектных величин коэффициента технической
готовности и коэффициента использования автомобилей.
-
Определение коэффициента технической готовности:
1 + Lc.c
(3.7)
' d(тотр) + d
У 1000 1% J
где La.o - среднесуточный пробег автомобиля;
dK' - дни простоя автомобиля в КР;
d(T0j') - дни простоя автомобиля в ТО и ТР;
L СКР - средневзвешенная величина пробега до КР.
СР
КР
_ L№
0,2 х А5 А
А J
(3.8)
где А5 - количество автомобилей данной марки (модели), прошедших КР;
А - общее количество автомобилей данной марки.
-
Определение коэффициента пользования подвижного состава:
(3.9)
Дрг
аи Ха Хат Х Ки ,
365
где Др.г - кол-во раб. дней в году; принимается по исходным данным;
Ки - приближенно равен 0,93 - 0,97.
-
Определение годового пробега (км) автомобиля на АТП:
(3.10)
^Lr -аих Ас х Др.г х Lc.c,
где Lcc. - среднесуточный пробег автомобиля, км;
ДР.Г - количество рабочих дней в году;
Ас - среднесписочное количество автомобилей, ед.
-
Определение годовой и сменной программы по ТО автомобиля.
-
Определение количества воздействий ЕО, ТО-1 , ТО-2 и СО (за год).
Количество воздействий ЕО
N. ' (3.11)
Количество воздействий УМР рассчитывается по формулам:
-
для грузовых автомобилей и автопоездов \\МР = (0,75 - 0,80) NEo; (3.12)
-
для легковых автомобилей и автобусов \\МР = (1,10-1,15) Neo- (3.13)
Определение количества воздействий ТО-2:
n-2- (3-14)
Определение количества воздействий ТО-1:
NTO-1 =^lT
LL - NtO-2- (3-15)
Определение количества воздействий СО:
Nco = 2Ас. (3.16)
-
Определение количества диагностирования Д-1 и Д-2:
-
для Д-1 Ыд- 1 = 1,11 X Nto- I + Nto- 2, (3.17)
-
для Д-2 Ыд-2 = 1,2x Nto-2- (3.18)
-
Сменная программа по любому из технических воздействий
N - 1^ > <3-19)
где Nr - годовая программа по соответствующему техническому воздей-
ствию (УМР, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2);
Сем - кол-во рабочих смен в сутки соответствующего подразделения
(выбирается из таблиц Приложения 1);
Д РГ - количество дней работы в году соответствующего подразделения.
-
Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР на АТП.
-
Определение трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.
Для ЕО
Тео = tEO x Км х Ыумр, (3.20)
где tEO - расчетная трудоемкость;
NyMP - количество воздействий ЕО за год;
Км - коэффициент механизации, показывающий снижение трудоем-
кости за счет механизации работ ЕО, принимается равным 1.
Для ТО-1
Тто -1 = ho -1 х Nto -1 , (3.21)
где Nto -1 - количество воздействий за год;
tTO -1 - расчетная трудоемкость.
Для ТО-2
Тто - 2 = tTO - 2 х Nto - 2, (3.22)
где Nto - 2 - количество воздействий за год;
tTO-2 - расчетная трудоемкость.
Для СО
Тео = С х tTO - 2 х Ае, (3.23)
где С - вспомогательные работы, принимается С = 0,5 для очень холод-
ного и жарко-сухого климатических районов; С = 0,3 для холодного и
жарко-сухого районов; С = 0,2 для прочих районов нашей страны.
-
(3.24)
Определение общей годовой трудоемкости:
Тто = Тео + Тто - 1 + Тто - 2 +Тсо.
-
Годовая трудоемкость по ТР подвижного состава:
У L Г
Ттр
1000 Х tTP . (3.25)
-
Общий объем работ по ТО и ТР:
Т(то и тр) = Тто + Ттр, (3.26)
TВСП = 0,3 Х ТТОиТР . (3.27)
-
Определение годовой трудоемкости по диагностике Д-1 и Д-2:
t (Д-1,Д - 2)
СД Х^ТО-1(ТО-2)
100
(3.28)
где Сд - количество процентов, выпадающих на долю диагностических
работ из общего объема работ (табл. 1,2 Приложения 2).
(3.29)
(3.30)
Для Д-1
Для Д-2
-
Определение годовой трудоемкости по зонам ТО, ТР и ремонт-
ным цехам (участкам) ТО и ТР:
г.* ,
ТОиТРпост (цех)
г _ Х Т _
ТОиТР Х 1 ТОиТР
100
(3.31)
где С(ТО и ТР) - количество процентов, выпадающих на долю постовых или
цеховых работ из общего объема по ТО и ТР (Приложения 2,3);
ТТОиТР - годовая трудоемкость данного вида ТО и ТР.
-
ремонт-
(3.32)
Определение количества основных и вспомогательных
ных рабочих на АТП и объекте проектирования:
определяется по формуле
T „
1 ТОиТР
РШТ .(ТОиТР) = (Г\ . (3.33)
1РВ
T „
1 ТОиТР
P =
1 Я (ТОиТР) ф .
ФРМ
Общее штатное (списочное) количество ремонтных рабочих на АТП
Величины ФРМ и ФРВ следует принять из Приложения 4.
-
Штатное количество исполнителей определяется по формулам:
(3.34)
Т
Р - 1 ЕО
' Ф
‘рМ.
(3.35)
Т
Р _ 1 ТО-1
ТО-1 ф
'рМ.
Р
1 ТО-2
ТТО-2
ФР.М.
(3.36)
(3.37)
(3.38)
(3.39)
Т
РД-1
1 Д-1
ФР.М.
Т
р — Д-2
Рд-2 ф ,
^Р.М.
Т
-Q ТР (пост,цех)
ТР (пост,цех)
ФРМ.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
В организационной части предполагается решение следующих задач:
-
выбор метода организации ТО и ТР на АТП;
-
выбор метода организации технологического процесса на объекте
проектирования;
-
схема технологического процесса на объекте проектирования;
-
выбор режима работы производственных подразделений;
-
расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики;
-
распределение исполнителей по специальностям и квалификации;
-
подбор технологического оборудования;
-
расчет производственной площади объекта проектирования.
-
Выбор метода организации технического
обслуживания и текущего ремонта на АТП
В данном разделе необходимо:
-
дать обоснование принятого метода организации производства ТО и
ТР на АТП;
-
описать организационные принципы метода;
-
привести схему управления производством ТО и ТР.
Одним из наиболее прогрессивных методов организации производст-
ва ТО и ремонта в настоящее время является метод, основанный на фор-
мировании производственных подразделений по технологическому при-
знаку (метод технологических комплексов) с внедрением центрального
управления производством (ЦУП). Основные организационные принципы
этого метода заключаются в следующем:
-
управление процессом ТО и ремонта подвижного состава на АТП осу-
ществляется централизованно отделом (центром) управления производством ;
-
организация ТО и ремонта на АТП основывается на технологическом
принципе формирования производственных подразделений (комплексов),
при котором каждый вид технического воздействия (ТО-1, ТО-2, ТР автомо-
билей, ремонт агрегатов) выполняется специализированным подразделением;
-
подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие
однородные виды технических воздействий, для удобства управления ими
объединяются в производственные комплексы (комплекс диагностики и
технического обслуживания, комплекс текущего ремонта, комплекс ре-
монтных участков);
-
подготовка производства - комплектование оборотного фонда,
доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест,
мойка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт, обеспечение
рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания, ТО и ре-
монт - осуществляется централизованно комплексом подготовки произ-
водства;
-
обмен информацией между отделом управления и всеми производ-
ственными подразделениями базируется на двухсторонней диспетчерской
связи, средствах автоматики.
-
Выбор метода организации технологического процесса
на объекте проектирования
Решение указанной задачи осуществляется для проектов по ТО и зо-
ны ТР. В данном разделе следует обосновать один из методов организации
технологического процесса ТО и ремонта и кратко раскрыть его сущность.
В проектах по ТО выбор метода организации технологического про-
цесса должен определяться по сменной программе соответствующего вида
ТО. В зависимости от ее величины можно принять метод универсальных
постов или метод специализированных постов.
Метод универсальных постов для организации ТО принимается для
АТП с малой сменной программой по ТО и в которых эксплуатируется
разнотипный подвижной состав.
Метод специализированных постов принимается для средних и круп-
ных АТП. По рекомендации НИИАТ техническое обслуживание целесо-
образно организовывать на специализированных постах поточным
методом, если сменная программа составляет не менее:
- для ЕО - 50, для ТО-1 - 12-15, для ТО-2 - 5-6 обслуживаний однотип-
ных автомобилей. В противном случае должен быть принят либо метод
тупиковых специализированных постов, либо метод универсальных постов.
Метод универсальных постов ТР является в настоящее время наибо-
лее распространенным для большинства АТП. Метод специализированных
постов находит все большее распространение на АТП.
-
Схема технологического процесса на объекте проектирования
В данном разделе необходимо раскрыть содержание технологическо-
го процесса ТО ТР и диагностики на объекте проектирования.
Для проектов по ТО и диагностике описание последовательности сле-
дует начинать с момента поступления автомобиля на КПП и закончить его
выходом. Для раскрытия содержания технологического процесса необхо-
димо указать виды работ (операций) и их порядок и последовательность.
Для проектов по ТР описание технологического процесса следует начи-
нать с постановки автомобиля в зону ТР и снятия агрегата и закончить по-
становкой отремонтированного агрегата на автомобиль.
Последовательность видов работ или операций технологического про-
цесса необходимо представить в виде схемы (Приложение 5).
-
Выбор режима работы производственных подразделений
Работа производственных подразделений, занятых на АТП с техниче-
ским обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна согла-
совываться с режимом работы автомобиля на линии. Время начала и окон-
чания рабочих смен устанавливается на основе принятого количества ра-
бочих смен в году. С учетом этого принимается время начала и конца ра-
бочих смен объекта проектирования и других подразделений технической
службы, с которыми существует технологическая связь.
Для наглядного представления принятых решений следует составить
совмещенный график работы автомобилей и подразделений ТО и ТР. Гра-
фик работы необходимо составить по своему заданию (Приложение 3).
-
Расчет количества постов в зонах ТО (ТР) и постов диагностики
Расчеты применяются для проектов по зонам ТО и ТР и для проектов
диагностики. Для проектов по техническому обслуживанию выполняется
расчет количества постов и линий, для проектов по зоне ТР и диагностики
- расчет количества постов.
-
Расчет количества постов в зоне ТО:
n = ',, (4.1)
R
где тп - такт поста, т.е. время простоя автомобиля при ТО на посту;
R - ритм производства.
71(2) X 60
Т" = N X Р + ", (4.2)
N 1(2) X Рп
где Т1(2) - годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1 (ТО-2) по расчетам;
N1(2) - годовая программа по ТО-1 (ТО-2) по расчетам;
Рп- среднее количество рабочих, одновременно работающих на од-
ном посту, по данным Гипроавтотранса принимается равным 2-3 чел;
tn - время перемещения автомобиля с поста на пост, принимается 1-3 мин.
Ритм производства - это доля рабочего времени зоны, приходящегося
на одно обслуживание данного вида:
(4.3)
г> ТСМ Х ССМ Х 60
К =
NCM
где ТСМ - продолжительность работы зоны ТО за одну смену (8 ч. при пя-
тидневной рабочей неделе, 7 ч. при шестидневной рабочей неделе);
ССМ - число рабочих смен в сутках;
NCM - сменная программа по техническому обслуживанию; принима-
ется по результатам расчета - формула (3.19).
-
Расчет количества линий в зоне ТО
Расчет количества линий в зоне ТО выполняется при поточном мето-
де технического обслуживания на специализированных постах:
п = ',, (4.4)
R
где тл - время между очередными перемещениями автомобиля с поста на
пост, мин:
Т Х 60
тл = + h. (4.5)
N х пто хРп
Здесь Т - годовой объем работ по зоне ТО; принимается по результатам расчета;
N - годовая программа по ТО; принимается по результатам расчета;
Рп - среднее число рабочих, одновременно работающих на одном по-
сту; принимается равным 2-3 чел.;
пТО - число постов в линии; для зон ТО-1 ТО-2 равно 3-5;
tn - время перемещения автомобиля с поста на пост; принимается 1-3 мин.
-
Расчет количества постов в зоне ТР
Общее количество постов в зоне ТР определяется суммированием ос-
новных и резервных постов:
Птр = П1 + П2,
здесь п 1 - основной пост;
п2 - резервный пост.
п1 =
T
‘ ПОСТ ТР
DP.r. Х CCM Х TCM Х Рп ХРп
(4.6)
(4.7)
где Тпосттр - годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР;
D РГ - число рабочих дней зоны ТР в году;
Сем - число рабочих смен зоны ТР;
ТСМ - продолжительность работы за одну смену (8 ч при пятидневной
рабочей неделе и 7 ч. при шестидневной рабочей неделе);
Рп - число исполнителей, принимается равным 1 - 2 чел;
цп - коэффициент использования рабочего времени поста, приблизи-
тельно 0,90.
Резервное количество постов ТР:
П2 = ni х (Kh -1), (4.8)
где КН принимается для крупного АТП равным 1,2, для мелкого - 1,5.
Расчет количества постов диагностики:
- для Д-1
ТЯ ,
П Dp.r.x Ccm х Tcm х р„ х>к ’ ('}
- для Д-2
Т Я-2 /Jinx
" Dp.r.x Ccm х Tcm х Pn х,К ’ '
где Т(д-1,д-2) - годовая трудоемкость по результатам расчета;
D р.г - число рабочих дней постов диагностики в году;
Сем - число рабочих смен постов диагностики в сутки;
ТСм - продолжительность работы за одну смену (8 ч. при пятидневной
рабочей неделе, 7 часов при шестидневной рабочей неделе);
Pn - число исполнителей, принимается равным 1-2 чел;
цп - коэффициент использования рабочего времени поста, приблизи-
тельно 0,85 - 0,90.
-
Распределение исполнителей по специальностям и квалификации
Расчет результата и принятое количество исполнителей различных
специальностей с учетом возможного совмещения профессий целесооб-
разно представить в виде таблицы 4.1.
Таблица 4.1
Распределение исполнителей в зоне ТО по специальностям
Виды работ
Распределение тру-
доемкости, %
Количество исполнителей
расчетное
принятое
1 . Для ЕО:
Уборочные
Итого
100
2 . Для ТО - 1 и ТО-2:
Диагностические
3. Для ТР
И так далее для всех специальностей
-
Подбор технологического оборудования
Технологическое оборудование следует подбирать из условия обеспе-
чения им всех технологических процессов. Оборудование, как правило, под-
бирается по табелю технологического оборудования, каталогам, прейскуран-
там и справочникам в зависимости от типажа и численности подвижного со-
става, количества работающих в наиболее многочисленной смене.
Перечень оборудования и оснастки целесообразно представить в виде
табл. 4.2.
Таблица 4.2
Технологическое оборудование (организационная оснастка)
Наименование
Модель или
ГОСТ
Количество
Размер в плане,
мм
Общая
площадь, м2
-
Расчет производственной площади объекта проектирования
-
В проектах по техническому обслуживанию, диагностике (без
потока) и зоны текущего ремонта определение производственной площа-
ди проводится по формуле
F = Kn X (fa/м X П + ЕРоб), (4.11)
где F - площадь зоны ТО или ТР, м2;
ЕРоб - суммарная площадь технологического оборудования в плане, м2;
fa/M - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2;
Кп - коэффициент расстановки оборудования (табл. 4.3);
п - количество постов в зоне ТО или ТР, принимается по расчетам.
Расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами
здания в зонах ТО и ТР, установлены СНиП. Производственные здания
выполняются с сеткой колонн, имеющих одинаковый для всего здания
шаг, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролетов с модулем 6 м, т.е.
12, 18, 24 и т.д.
-
В проектах по ремонтным цехам (участкам) определение произ-
водственной площади проводится по формуле
Fцех = Kn xfo6op, (4.12)
где Кп - коэффициент плотности, принимается из таблицы 4.3;
fo6op -площадь горизонтальной проекции оборудования и оснастки, м2.
Коэффициенты плотности расстановки оборудования
Наименование подразделения
Коэффициент плотности
Зоны ТО и ТР автомобилей
4,5 - 5
Кузнечно-рессорный, сварочный цех
4,5 - 5,5
Медницко-радиаторный, шиномонтажный,
карбюраторный участки
4,0 - 4,5
Моторный, агрегатный, вулканизационный цеха
3,5 - 4,5
Слесарно-механический, аккумуляторный,
карбюраторный, электротехнический участок,
участок ремонта приборов системы питания
3,0 - 4,0
Окончательно принимаемая площадь должна быть уточнена по раз-
мерам соответствующего цеха (участка) в «Типовых проектах организации
труда на производственных участках автотранспортных предприятий».
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
ПО ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА СТОА
-
Исходные данные
Для выполнения технологического расчета используются следующие
исходные данные:
-
тип станции (городская или дорожная);
-
среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей по маркам, км;
-
количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по
маркам;
-
количество заездов на СТОА одного автомобиля в год;
-
интенсивность движения на автомобильной дороге ( только для до-
рожных СТОА, принимается по статистическим данным для определенно-
го региона).
-
Расчет объекта проектирования
-
Обоснование мощности и типа СТОА
Для городских СТОА определяют количество автомобилей N , при-
надлежащих населению данного региона (города, района и т.п.):
(5.1)
АГ_ А
1000 ”,
где А' - численность населения региона;
n - число автомобилей на 1000 жителей региона (в Москве - 400 авт.).
После этого рассчитывают число автомобилей NCTOA, обслуживаемых
на станции в год:
N стоа = N'/K, (5.2)
где К - коэффициент, учитывающий количество владельцев автомобилей,
пользующихся услугами станции (К=0,45-0,50 для отечественных ав-
томобилей, К=0,75-0,85 для иномарок).
Указанный расчет проводится для вновь организуемых станций. При
реконструкции N принимается по данным СТОА.
Для дорожных СТОА рассчитывают число заездов на станцию в сутки:
NCym= Ng x P /100, (5.3)
где Ng - интенсивность движения на автодороге, авт./сут;
P - частота автомобилезаездов на дорожную СТОА, % от интенсив-
ности движения.
Значение Р для различных типов автомобилей:
-
легковые автомобили (4,5 % для ТО и ТР, 5,5 % для уборочно-
моечных работ);
-
грузовые и автобусы (0,4% для ТО и ТР, 0,6 % для уборочно-
моечных работ.
-
Годовой объем работ СТОА
1 2 3 4 5 6
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБПОУ СО “Серовский политехничесткий техникум”
С.Г. Головин
ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Методические указания
для студентов по специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»
Серов
Согласовано
на заседании методического
совета Председатель МС
С. А. Ходырева
«»2020 г.
Утверждаю:
Директор ГБПОУ СО «Серовский
политехнический техникум»
Р.В.Бисеров
«»2020 г.
Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы (дипломного проекта) разработаны на основе
ФГОС СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта» утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 383 и в
соответствии с учебным планом СПО специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Серовский политехнический техникум».
Разработчик:
Головин С.Г. преподаватель дисциплин проф.цикла
Рекомендована к утверждению методическим советом техникума
Протокол №от 2020 г.
Председатель МС: Ходырева С. А.
Задачи и содержание дипломного проекта
Задачи дипломного проектирования:
-
систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и
практических навыков, полученных за период обучения;
-
привитие навыков по изучению, обобщению, использованию и
распространению передового опыта и передовых приемов и методов тру-
да;
-
развитие и закрепление навыков самостоятельной работы с учеб-
ной и справочной литературой, нормативными материалами, государст-
венными стандартами, а также навыков в выполнении технологических
расчетов и графических работ;
-
развитие способностей к исследовательской работе, выявление
факторов, влияющих на результаты работы рассматриваемого участка
производства; изыскание неиспользованных резервов производства, разра-
ботка организационно-технологических мероприятий по улучшению тех-
нико-экономических результатов деятельности участка;
-
постановка и разработка в проекте реально осуществимых на прак-
тике технических, организационных, экономических и социальных задач.
Тематика дипломных проектов разрабатывается, дополняется и
утверждается цикловой комиссией по специальности «Техническое об-
служивание и ремонт автомобильного транспорта» ежегодно. Списки тем,
предложенные цикловой комиссией, утверждаются на заседании комиссии.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта.
Он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием це-
лесообразности ее разработки.
В тематике дипломных проектов следует указать на два основных
направления:
-
первое связано с реконструкцией и совершенствованием сущест-
вующих подразделений ТО и ТР в рамках действующих АТО;
-
второе предусматривает разработку подразделений по централизо-
ванному ТО и ТР автомобилей и агрегатов на основе индустриализации
технологических процессов.
Объектом проектирования по обоим направлениям могут быть под-
разделения по диагностике, ТО и ТР подвижного автомобильного транс-
порта.
Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической
части (см. таблицу).
Содержание дипломного проекта
Объем
Пояснительная
записка, листы
формата А4
Графическая
часть, листы
формата А1
1. Введение
2 - 3
-
2. Характеристика АТО и объекта
4 - 5
-
проектирования
3. Расчетно-технологическая часть
10 - 12
1
4. Организационная часть
10 - 12
1
5. Методические рекомендации по разработке
ДП по ТО и ТР автомобиля на СТО
10 - 12
1
6. Технологическая карта
1 - 2
1
7. Охрана труда и окружающей среды
6-8
-
8. Конструкторская часть
4 - 6
1 - 2
9 .Экономическая часть
15 - 18
1
10. Выводы и заключение
1 - 2
-
11. Список литературы
1
-
12. Приложения
1
-
Итого
60 - 70
4 - 5
До процесса проектирования студент должен получить задание на
выполнение дипломного проекта. В задании содержатся основные исход-
ные данные, указываются наименования частей, разделов, подразделов
пояснительной записки.
-
ВВЕДЕНИЕ
Вступительной частью дипломного проекта является введение, в ко-
тором следует отразить основные цели и задачи автомобильного транспор-
та, перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта
автомобилей, призванной обеспечить техническую готовность подвижного
состава. Введение должно раскрывать тему дипломного проекта, т.е. сту-
дент должен привести мотивировку технологического проектирования
рассматриваемого объекта, аргументировать принятую форму развития ПТБ.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА АТО И ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В данном разделе необходимо дать общую характеристику предпри-
ятия, на котором выполняется проект, и краткую характеристику объекта
проектирования.
В общей характеристике следует отразить:
-
полное название предприятия, его назначение, производственную
площадь, перечет производственных отделений с указанием их площади и
виды выполняемых работ;
-
режим и организация работы и отдыха, число дней работы в году,
число смен, продолжительность смены, начало и конец работы каждой
смены. Общее число рабочих, их квалификация, распределение по рабо-
чим местам и сменам работы;
-
наличие оборудования, производственного инвентаря, инструмента,
приспособлений, их состояние и соответствие выполняемым работам;
-
состояние дел по технике безопасности, противопожарной защите,
производственной санитарии и гигиене, охране окружающей среды;
-
наличие и качество технологической документации (постовых, опера-
ционных карт, карт на рабочее место) и соответствие ее требованиям ЕСТД;
-
методы организации производства;
-
технологическая связь с отделами ЦУП, производственными ком-
плексами, другими участками, зонами ТО и ТР, постами диагностирования,
складами (схема технологического процесса ТО, ТР, диагностирования);
-
оперативная связь (АСУ, ЦУП, селектор, телефон и пр.);
-
учет выполненной работы и ее качества, технические и экономиче-
ские показатели работы;
-
основные недостатки в организации и технологии проведения работ.
-
РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Целью раздела является определение годового объема (трудоемко-
сти) работ и количества исполнителей на объекте проектирования. Как
правило, технологический расчет выполняется параллельно по 2 - 3 моде-
лям (маркам) подвижного состава, указанным в задании на проект.
-
Выбор исходных нормативов режима ТО и Р и их корректирование.
-
Корректирование нормативов ТО-1 и ТО-2 (пробег, в километрах):
-
Корректирование нормативов трудоемкости ТР:
t-тр = t трх К1 х К2 х К3 х К4СР х К5. (3.4)
-
Корректирование дней простоя в ТО и Р:
-
(3.5)
дни простоя в ТО и ТР: d(T0,TP) = dH(ТО,ТР) х К4СР,
-
дни простоя в КР: dKP = dHКР х К'4СР.
Исходные нормативы ТО и Р и коэффициенты корректирования при-
нимаются из таблиц 1 - 8 Приложения 1.
К4(СР) и К4(СР) предварительно рассчитываются следующим образом:
А х Кдт + А, х К4^ + .. + АЛ(„У х К
К _ 1 4(1) 2 4(2) 4( n) «4
4' А1 + А2 +... + А,, ’ (3'6)
где А1 + А2 + . + Ап - количество автомобилей, входящих в группу с оди-
наковым пробегом с начала эксплуатации;
К4(1),К4(2) . К4(n) - принимаются из «Положения о ТО и Р ...» (табл. 2.11).
-
Определение проектных величин коэффициента технической
готовности и коэффициента использования автомобилей.
-
Определение коэффициента технической готовности:
1 + Lc.c
(3.7)
' d(тотр) + d
У 1000 1% J
где La.o - среднесуточный пробег автомобиля;
dK' - дни простоя автомобиля в КР;
d(T0j') - дни простоя автомобиля в ТО и ТР;
L СКР - средневзвешенная величина пробега до КР.
СР
КР
_ L№
0,2 х А5 А
А J
(3.8)
где А5 - количество автомобилей данной марки (модели), прошедших КР;
А - общее количество автомобилей данной марки.
-
Определение коэффициента пользования подвижного состава:
(3.9)
Дрг
аи Ха Хат Х Ки ,
365
где Др.г - кол-во раб. дней в году; принимается по исходным данным;
Ки - приближенно равен 0,93 - 0,97.
-
Определение годового пробега (км) автомобиля на АТП:
(3.10)
^Lr -аих Ас х Др.г х Lc.c,
где Lcc. - среднесуточный пробег автомобиля, км;
ДР.Г - количество рабочих дней в году;
Ас - среднесписочное количество автомобилей, ед.
-
Определение годовой и сменной программы по ТО автомобиля.
-
Определение количества воздействий ЕО, ТО-1 , ТО-2 и СО (за год).
Количество воздействий ЕО
N. ' (3.11)
Количество воздействий УМР рассчитывается по формулам:
-
для грузовых автомобилей и автопоездов \\МР = (0,75 - 0,80) NEo; (3.12)
-
для легковых автомобилей и автобусов \\МР = (1,10-1,15) Neo- (3.13)
Определение количества воздействий ТО-2:
n-2- (3-14)
Определение количества воздействий ТО-1:
NTO-1 =^lT
LL - NtO-2- (3-15)
Определение количества воздействий СО:
Nco = 2Ас. (3.16)
-
Определение количества диагностирования Д-1 и Д-2:
-
для Д-1 Ыд- 1 = 1,11 X Nto- I + Nto- 2, (3.17)
-
для Д-2 Ыд-2 = 1,2x Nto-2- (3.18)
-
Сменная программа по любому из технических воздействий
N - 1^ > <3-19)
где Nr - годовая программа по соответствующему техническому воздей-
ствию (УМР, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2);
Сем - кол-во рабочих смен в сутки соответствующего подразделения
(выбирается из таблиц Приложения 1);
Д РГ - количество дней работы в году соответствующего подразделения.
-
Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР на АТП.
-
Определение трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.
Для ЕО
Тео = tEO x Км х Ыумр, (3.20)
где tEO - расчетная трудоемкость;
NyMP - количество воздействий ЕО за год;
Км - коэффициент механизации, показывающий снижение трудоем-
кости за счет механизации работ ЕО, принимается равным 1.
Для ТО-1
Тто -1 = ho -1 х Nto -1 , (3.21)
где Nto -1 - количество воздействий за год;
tTO -1 - расчетная трудоемкость.
Для ТО-2
Тто - 2 = tTO - 2 х Nto - 2, (3.22)
где Nto - 2 - количество воздействий за год;
tTO-2 - расчетная трудоемкость.
Для СО
Тео = С х tTO - 2 х Ае, (3.23)
где С - вспомогательные работы, принимается С = 0,5 для очень холод-
ного и жарко-сухого климатических районов; С = 0,3 для холодного и
жарко-сухого районов; С = 0,2 для прочих районов нашей страны.
-
(3.24)
Определение общей годовой трудоемкости:
Тто = Тео + Тто - 1 + Тто - 2 +Тсо.
-
Годовая трудоемкость по ТР подвижного состава:
У L Г
Ттр
1000 Х tTP . (3.25)Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБПОУ СО “Серовский политехничесткий техникум”
С.Г. Головин
ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Методические указания
для студентов по специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»
Серов
Согласовано
на заседании методического
совета Председатель МС
С. А. Ходырева
«»2020 г.
Утверждаю:
Директор ГБПОУ СО «Серовский
политехнический техникум»
Р.В.Бисеров
«»2020 г.
Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы (дипломного проекта) разработаны на основе
ФГОС СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта» утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 383 и в
соответствии с учебным планом СПО специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Серовский политехнический техникум».
Разработчик:
Головин С.Г. преподаватель дисциплин проф.цикла
Рекомендована к утверждению методическим советом техникума
Протокол №от 2020 г.
Председатель МС: Ходырева С. А.
Задачи и содержание дипломного проекта
Задачи дипломного проектирования:
-
систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и
практических навыков, полученных за период обучения; -
привитие навыков по изучению, обобщению, использованию и
распространению передового опыта и передовых приемов и методов тру-
да; -
развитие и закрепление навыков самостоятельной работы с учеб-
ной и справочной литературой, нормативными материалами, государст-
венными стандартами, а также навыков в выполнении технологических
расчетов и графических работ; -
развитие способностей к исследовательской работе, выявление
факторов, влияющих на результаты работы рассматриваемого участка
производства; изыскание неиспользованных резервов производства, разра-
ботка организационно-технологических мероприятий по улучшению тех-
нико-экономических результатов деятельности участка; -
постановка и разработка в проекте реально осуществимых на прак-
тике технических, организационных, экономических и социальных задач.
Тематика дипломных проектов разрабатывается, дополняется и
утверждается цикловой комиссией по специальности «Техническое об-
служивание и ремонт автомобильного транспорта» ежегодно. Списки тем,
предложенные цикловой комиссией, утверждаются на заседании комиссии.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта.
Он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием це-
лесообразности ее разработки.
В тематике дипломных проектов следует указать на два основных
направления:
-
первое связано с реконструкцией и совершенствованием сущест-
вующих подразделений ТО и ТР в рамках действующих АТО; -
второе предусматривает разработку подразделений по централизо-
ванному ТО и ТР автомобилей и агрегатов на основе индустриализации
технологических процессов.
Объектом проектирования по обоим направлениям могут быть под-
разделения по диагностике, ТО и ТР подвижного автомобильного транс-
порта.
Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической
части (см. таблицу).
Содержание дипломного проекта | Объем | |
Пояснительная записка, листы формата А4 | Графическая часть, листы формата А1 | |
1. Введение | 2 - 3 | - |
2. Характеристика АТО и объекта | 4 - 5 | - |
проектирования | | |
3. Расчетно-технологическая часть | 10 - 12 | 1 |
4. Организационная часть | 10 - 12 | 1 |
5. Методические рекомендации по разработке | | |
ДП по ТО и ТР автомобиля на СТО | 10 - 12 | 1 |
6. Технологическая карта | 1 - 2 | 1 |
7. Охрана труда и окружающей среды | 6-8 | - |
8. Конструкторская часть | 4 - 6 | 1 - 2 |
9 .Экономическая часть | 15 - 18 | 1 |
10. Выводы и заключение | 1 - 2 | - |
11. Список литературы | 1 | - |
12. Приложения | 1 | - |
Итого | 60 - 70 | 4 - 5 |
До процесса проектирования студент должен получить задание на
выполнение дипломного проекта. В задании содержатся основные исход-
ные данные, указываются наименования частей, разделов, подразделов
пояснительной записки.
-
ВВЕДЕНИЕ
Вступительной частью дипломного проекта является введение, в ко-
тором следует отразить основные цели и задачи автомобильного транспор-
та, перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта
автомобилей, призванной обеспечить техническую готовность подвижного
состава. Введение должно раскрывать тему дипломного проекта, т.е. сту-
дент должен привести мотивировку технологического проектирования
рассматриваемого объекта, аргументировать принятую форму развития ПТБ.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА АТО И ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В данном разделе необходимо дать общую характеристику предпри-
ятия, на котором выполняется проект, и краткую характеристику объекта
проектирования.
В общей характеристике следует отразить:
-
полное название предприятия, его назначение, производственную
площадь, перечет производственных отделений с указанием их площади и
виды выполняемых работ; -
режим и организация работы и отдыха, число дней работы в году,
число смен, продолжительность смены, начало и конец работы каждой
смены. Общее число рабочих, их квалификация, распределение по рабо-
чим местам и сменам работы; -
наличие оборудования, производственного инвентаря, инструмента,
приспособлений, их состояние и соответствие выполняемым работам; -
состояние дел по технике безопасности, противопожарной защите,
производственной санитарии и гигиене, охране окружающей среды; -
наличие и качество технологической документации (постовых, опера-
ционных карт, карт на рабочее место) и соответствие ее требованиям ЕСТД; -
методы организации производства; -
технологическая связь с отделами ЦУП, производственными ком-
плексами, другими участками, зонами ТО и ТР, постами диагностирования,
складами (схема технологического процесса ТО, ТР, диагностирования); -
оперативная связь (АСУ, ЦУП, селектор, телефон и пр.); -
учет выполненной работы и ее качества, технические и экономиче-
ские показатели работы; -
основные недостатки в организации и технологии проведения работ.
-
РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Целью раздела является определение годового объема (трудоемко-
сти) работ и количества исполнителей на объекте проектирования. Как
правило, технологический расчет выполняется параллельно по 2 - 3 моде-
лям (маркам) подвижного состава, указанным в задании на проект.
-
Выбор исходных нормативов режима ТО и Р и их корректирование.-
Корректирование нормативов ТО-1 и ТО-2 (пробег, в километрах):
-
-
Корректирование нормативов трудоемкости ТР:
t-тр = t трх К1 х К2 х К3 х К4СР х К5. (3.4)
-
Корректирование дней простоя в ТО и Р:
-
(3.5)
дни простоя в ТО и ТР: d(T0,TP) = dH(ТО,ТР) х К4СР, -
дни простоя в КР: dKP = dHКР х К'4СР.
Исходные нормативы ТО и Р и коэффициенты корректирования при-
нимаются из таблиц 1 - 8 Приложения 1.
К4(СР) и К4(СР) предварительно рассчитываются следующим образом:
А х Кдт + А, х К4^ + .. + АЛ(„У х К
К _ 1 4(1) 2 4(2) 4( n) «4
4' А1 + А2 +... + А,, ’ (3'6)
где А1 + А2 + . + Ап - количество автомобилей, входящих в группу с оди-
наковым пробегом с начала эксплуатации;
К4(1),К4(2) . К4(n) - принимаются из «Положения о ТО и Р ...» (табл. 2.11).
-
Определение проектных величин коэффициента технической
готовности и коэффициента использования автомобилей.-
Определение коэффициента технической готовности:
-
1 + Lc.c
(3.7)
' d(тотр) + d
У 1000 1% J
где La.o - среднесуточный пробег автомобиля;
dK' - дни простоя автомобиля в КР;
d(T0j') - дни простоя автомобиля в ТО и ТР;
L СКР - средневзвешенная величина пробега до КР.
СР
КР
_ L№
0,2 х А5 А
А J
(3.8)
где А5 - количество автомобилей данной марки (модели), прошедших КР;
А - общее количество автомобилей данной марки.
-
Определение коэффициента пользования подвижного состава:
(3.9)
Дрг
аи Ха Хат Х Ки ,
365
где Др.г - кол-во раб. дней в году; принимается по исходным данным;
Ки - приближенно равен 0,93 - 0,97.
-
Определение годового пробега (км) автомобиля на АТП:
(3.10)
^Lr -аих Ас х Др.г х Lc.c,
где Lcc. - среднесуточный пробег автомобиля, км;
ДР.Г - количество рабочих дней в году;
Ас - среднесписочное количество автомобилей, ед.
-
Определение годовой и сменной программы по ТО автомобиля.-
Определение количества воздействий ЕО, ТО-1 , ТО-2 и СО (за год).
-
Количество воздействий ЕО
N. ' (3.11)
Количество воздействий УМР рассчитывается по формулам:
-
для грузовых автомобилей и автопоездов \\МР = (0,75 - 0,80) NEo; (3.12) -
для легковых автомобилей и автобусов \\МР = (1,10-1,15) Neo- (3.13)
Определение количества воздействий ТО-2:
n-2- (3-14)
Определение количества воздействий ТО-1:
NTO-1 =^lT
-
Определение количества диагностирования Д-1 и Д-2:
для Д-1 Ыд- 1 = 1,11 X Nto- I + Nto- 2, (3.17)
для Д-2 Ыд-2 = 1,2x Nto-2- (3.18)
-
Сменная программа по любому из технических воздействий
-
Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР на АТП.-
Определение трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.
-
-
(3.24)
Определение общей годовой трудоемкости:
-
Годовая трудоемкость по ТР подвижного состава:
-
Общий объем работ по ТО и ТР:
Т(то и тр) = Тто + Ттр, (3.26)
TВСП = 0,3 Х ТТОиТР . (3.27)
-
Определение годовой трудоемкости по диагностике Д-1 и Д-2:
t (Д-1,Д - 2)
СД Х^ТО-1(ТО-2)
100
(3.28)
где Сд - количество процентов, выпадающих на долю диагностических
работ из общего объема работ (табл. 1,2 Приложения 2).
(3.29)
(3.30)
Для Д-1
Для Д-2
-
Определение годовой трудоемкости по зонам ТО, ТР и ремонт-
ным цехам (участкам) ТО и ТР:
г.* ,
ТОиТРпост (цех)
г _ Х Т _
ТОиТР Х 1 ТОиТР
100
(3.31)
где С(ТО и ТР) - количество процентов, выпадающих на долю постовых или
цеховых работ из общего объема по ТО и ТР (Приложения 2,3);
ТТОиТР - годовая трудоемкость данного вида ТО и ТР.
-
ремонт-
(3.32)
Определение количества основных и вспомогательных
ных рабочих на АТП и объекте проектирования:
определяется по формуле | T „ 1 ТОиТР РШТ .(ТОиТР) = (Г\ . (3.33) 1РВ |
T „
1 ТОиТР
P =
1 Я (ТОиТР) ф .
ФРМ
Общее штатное (списочное) количество ремонтных рабочих на АТП
Величины ФРМ и ФРВ следует принять из Приложения 4.
-
Штатное количество исполнителей определяется по формулам:
(3.34)
Т
Р - 1 ЕО
' Ф
‘рМ.
(3.35)
Т
Р _ 1 ТО-1
ТО-1 ф
'рМ.
Р
1 ТО-2
ТТО-2
ФР.М.
(3.36)
(3.37)
(3.38)
(3.39)
Т
РД-1
1 Д-1
ФР.М.
Т
р — Д-2
Рд-2 ф ,
^Р.М.
Т
-Q ТР (пост,цех)
ТР (пост,цех)
ФРМ.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
В организационной части предполагается решение следующих задач:
-
выбор метода организации ТО и ТР на АТП; -
выбор метода организации технологического процесса на объекте
проектирования; -
схема технологического процесса на объекте проектирования; -
выбор режима работы производственных подразделений; -
расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики; -
распределение исполнителей по специальностям и квалификации; -
подбор технологического оборудования; -
расчет производственной площади объекта проектирования.
-
Выбор метода организации технического
обслуживания и текущего ремонта на АТП
В данном разделе необходимо:
-
дать обоснование принятого метода организации производства ТО и
ТР на АТП; -
описать организационные принципы метода; -
привести схему управления производством ТО и ТР.
Одним из наиболее прогрессивных методов организации производст-
ва ТО и ремонта в настоящее время является метод, основанный на фор-
мировании производственных подразделений по технологическому при-
знаку (метод технологических комплексов) с внедрением центрального
управления производством (ЦУП). Основные организационные принципы
этого метода заключаются в следующем:
-
управление процессом ТО и ремонта подвижного состава на АТП осу-
ществляется централизованно отделом (центром) управления производством ; -
организация ТО и ремонта на АТП основывается на технологическом
принципе формирования производственных подразделений (комплексов),
при котором каждый вид технического воздействия (ТО-1, ТО-2, ТР автомо-
билей, ремонт агрегатов) выполняется специализированным подразделением; -
подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие
однородные виды технических воздействий, для удобства управления ими
объединяются в производственные комплексы (комплекс диагностики и
технического обслуживания, комплекс текущего ремонта, комплекс ре-
монтных участков); -
подготовка производства - комплектование оборотного фонда,
доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест,
мойка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт, обеспечение
рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания, ТО и ре-
монт - осуществляется централизованно комплексом подготовки произ-
водства; -
обмен информацией между отделом управления и всеми производ-
ственными подразделениями базируется на двухсторонней диспетчерской
связи, средствах автоматики.
-
Выбор метода организации технологического процесса
на объекте проектирования
Решение указанной задачи осуществляется для проектов по ТО и зо-
ны ТР. В данном разделе следует обосновать один из методов организации
технологического процесса ТО и ремонта и кратко раскрыть его сущность.
В проектах по ТО выбор метода организации технологического про-
цесса должен определяться по сменной программе соответствующего вида
ТО. В зависимости от ее величины можно принять метод универсальных
постов или метод специализированных постов.
Метод универсальных постов для организации ТО принимается для
АТП с малой сменной программой по ТО и в которых эксплуатируется
разнотипный подвижной состав.
Метод специализированных постов принимается для средних и круп-
ных АТП. По рекомендации НИИАТ техническое обслуживание целесо-
образно организовывать на специализированных постах поточным
методом, если сменная программа составляет не менее:
- для ЕО - 50, для ТО-1 - 12-15, для ТО-2 - 5-6 обслуживаний однотип-
ных автомобилей. В противном случае должен быть принят либо метод
тупиковых специализированных постов, либо метод универсальных постов.
Метод универсальных постов ТР является в настоящее время наибо-
лее распространенным для большинства АТП. Метод специализированных
постов находит все большее распространение на АТП.
-
Схема технологического процесса на объекте проектирования
В данном разделе необходимо раскрыть содержание технологическо-
го процесса ТО ТР и диагностики на объекте проектирования.
Для проектов по ТО и диагностике описание последовательности сле-
дует начинать с момента поступления автомобиля на КПП и закончить его
выходом. Для раскрытия содержания технологического процесса необхо-
димо указать виды работ (операций) и их порядок и последовательность.
Для проектов по ТР описание технологического процесса следует начи-
нать с постановки автомобиля в зону ТР и снятия агрегата и закончить по-
становкой отремонтированного агрегата на автомобиль.
Последовательность видов работ или операций технологического про-
цесса необходимо представить в виде схемы (Приложение 5).
-
Выбор режима работы производственных подразделений
Работа производственных подразделений, занятых на АТП с техниче-
ским обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна согла-
совываться с режимом работы автомобиля на линии. Время начала и окон-
чания рабочих смен устанавливается на основе принятого количества ра-
бочих смен в году. С учетом этого принимается время начала и конца ра-
бочих смен объекта проектирования и других подразделений технической
службы, с которыми существует технологическая связь.
Для наглядного представления принятых решений следует составить
совмещенный график работы автомобилей и подразделений ТО и ТР. Гра-
фик работы необходимо составить по своему заданию (Приложение 3).
-
Расчет количества постов в зонах ТО (ТР) и постов диагностики
Расчеты применяются для проектов по зонам ТО и ТР и для проектов
диагностики. Для проектов по техническому обслуживанию выполняется
расчет количества постов и линий, для проектов по зоне ТР и диагностики
- расчет количества постов.
-
Расчет количества постов в зоне ТО:
n = ',, (4.1)
R
где тп - такт поста, т.е. время простоя автомобиля при ТО на посту;
R - ритм производства.
71(2) X 60
Т" = N X Р + ", (4.2)
N 1(2) X Рп
где Т1(2) - годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1 (ТО-2) по расчетам;
N1(2) - годовая программа по ТО-1 (ТО-2) по расчетам;
Рп- среднее количество рабочих, одновременно работающих на од-
ном посту, по данным Гипроавтотранса принимается равным 2-3 чел;
tn - время перемещения автомобиля с поста на пост, принимается 1-3 мин.
Ритм производства - это доля рабочего времени зоны, приходящегося
на одно обслуживание данного вида:
(4.3)
г> ТСМ Х ССМ Х 60
К =
NCM
где ТСМ - продолжительность работы зоны ТО за одну смену (8 ч. при пя-
тидневной рабочей неделе, 7 ч. при шестидневной рабочей неделе);
ССМ - число рабочих смен в сутках;
NCM - сменная программа по техническому обслуживанию; принима-
ется по результатам расчета - формула (3.19).
-
Расчет количества линий в зоне ТО
Расчет количества линий в зоне ТО выполняется при поточном мето-
де технического обслуживания на специализированных постах:
| п = ',, (4.4) R |
где тл - время между очередными перемещениями автомобиля с поста на
пост, мин: | Т Х 60 тл = + h. (4.5) N х пто хРп |
Здесь Т - годовой объем работ по зоне ТО; принимается по результатам расчета;
N - годовая программа по ТО; принимается по результатам расчета;
Рп - среднее число рабочих, одновременно работающих на одном по-
сту; принимается равным 2-3 чел.;
пТО - число постов в линии; для зон ТО-1 ТО-2 равно 3-5;
tn - время перемещения автомобиля с поста на пост; принимается 1-3 мин.
-
Расчет количества постов в зоне ТР
Общее количество постов в зоне ТР определяется суммированием ос-
новных и резервных постов:
Птр = П1 + П2,
здесь п 1 - основной пост;
п2 - резервный пост.
п1 =
T
‘ ПОСТ ТР
DP.r. Х CCM Х TCM Х Рп ХРп
(4.6)
(4.7)
где Тпосттр - годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР;
D РГ - число рабочих дней зоны ТР в году;
Сем - число рабочих смен зоны ТР;
ТСМ - продолжительность работы за одну смену (8 ч при пятидневной
рабочей неделе и 7 ч. при шестидневной рабочей неделе);
Рп - число исполнителей, принимается равным 1 - 2 чел;
цп - коэффициент использования рабочего времени поста, приблизи-
тельно 0,90.
Резервное количество постов ТР:
П2 = ni х (Kh -1), (4.8)
где КН принимается для крупного АТП равным 1,2, для мелкого - 1,5.
Расчет количества постов диагностики:
- для Д-1 | ТЯ , П Dp.r.x Ccm х Tcm х р„ х>к ’ ('} |
- для Д-2 | Т Я-2 /Jinx " Dp.r.x Ccm х Tcm х Pn х,К ’ ' |
где Т(д-1,д-2) - годовая трудоемкость по результатам расчета;
D р.г - число рабочих дней постов диагностики в году;
Сем - число рабочих смен постов диагностики в сутки;
ТСм - продолжительность работы за одну смену (8 ч. при пятидневной
рабочей неделе, 7 часов при шестидневной рабочей неделе);
Pn - число исполнителей, принимается равным 1-2 чел;
цп - коэффициент использования рабочего времени поста, приблизи-
тельно 0,85 - 0,90.
-
Распределение исполнителей по специальностям и квалификации
Расчет результата и принятое количество исполнителей различных
специальностей с учетом возможного совмещения профессий целесооб-
разно представить в виде таблицы 4.1.
Таблица 4.1
Распределение исполнителей в зоне ТО по специальностям
Виды работ | Распределение тру- доемкости, % | Количество исполнителей | |
расчетное | принятое | ||
1 . Для ЕО: | |||
Уборочные | | | |
Итого | 100 | | |
2 . Для ТО - 1 и ТО-2: | |||
Диагностические | | | |
3. Для ТР | |||
И так далее для всех специальностей | |||
|
-
Подбор технологического оборудования
Технологическое оборудование следует подбирать из условия обеспе-
чения им всех технологических процессов. Оборудование, как правило, под-
бирается по табелю технологического оборудования, каталогам, прейскуран-
там и справочникам в зависимости от типажа и численности подвижного со-
става, количества работающих в наиболее многочисленной смене.
Перечень оборудования и оснастки целесообразно представить в виде
табл. 4.2.
Таблица 4.2
Технологическое оборудование (организационная оснастка)
Наименование | Модель или ГОСТ | Количество | Размер в плане, мм | Общая площадь, м2 |
| | | | |
| | | | |
-
Расчет производственной площади объекта проектирования
-
В проектах по техническому обслуживанию, диагностике (без
потока) и зоны текущего ремонта определение производственной площа-
ди проводится по формуле
F = Kn X (fa/м X П + ЕРоб), (4.11)
где F - площадь зоны ТО или ТР, м2;
ЕРоб - суммарная площадь технологического оборудования в плане, м2;
fa/M - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2;
Кп - коэффициент расстановки оборудования (табл. 4.3);
п - количество постов в зоне ТО или ТР, принимается по расчетам.
Расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами
здания в зонах ТО и ТР, установлены СНиП. Производственные здания
выполняются с сеткой колонн, имеющих одинаковый для всего здания
шаг, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролетов с модулем 6 м, т.е.
12, 18, 24 и т.д.
-
В проектах по ремонтным цехам (участкам) определение произ-
водственной площади проводится по формуле
Fцех = Kn xfo6op, (4.12)
где Кп - коэффициент плотности, принимается из таблицы 4.3;
fo6op -площадь горизонтальной проекции оборудования и оснастки, м2.
Коэффициенты плотности расстановки оборудования
Наименование подразделения | Коэффициент плотности |
Зоны ТО и ТР автомобилей | 4,5 - 5 |
Кузнечно-рессорный, сварочный цех | 4,5 - 5,5 |
Медницко-радиаторный, шиномонтажный, карбюраторный участки | 4,0 - 4,5 |
Моторный, агрегатный, вулканизационный цеха | 3,5 - 4,5 |
Слесарно-механический, аккумуляторный, карбюраторный, электротехнический участок, участок ремонта приборов системы питания | 3,0 - 4,0 |
Окончательно принимаемая площадь должна быть уточнена по раз-
мерам соответствующего цеха (участка) в «Типовых проектах организации
труда на производственных участках автотранспортных предприятий».
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
ПО ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА СТОА
-
Исходные данные
Для выполнения технологического расчета используются следующие
исходные данные:
-
тип станции (городская или дорожная); -
среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей по маркам, км; -
количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по
маркам; -
количество заездов на СТОА одного автомобиля в год; -
интенсивность движения на автомобильной дороге ( только для до-
рожных СТОА, принимается по статистическим данным для определенно-
го региона).
-
Расчет объекта проектирования
-
Обоснование мощности и типа СТОА
Для городских СТОА определяют количество автомобилей N , при-
надлежащих населению данного региона (города, района и т.п.):
(5.1)
АГ_ А
1000 ”,
где А' - численность населения региона;
n - число автомобилей на 1000 жителей региона (в Москве - 400 авт.).
После этого рассчитывают число автомобилей NCTOA, обслуживаемых
на станции в год:
N стоа = N'/K, (5.2)
где К - коэффициент, учитывающий количество владельцев автомобилей,
пользующихся услугами станции (К=0,45-0,50 для отечественных ав-
томобилей, К=0,75-0,85 для иномарок).
Указанный расчет проводится для вновь организуемых станций. При
реконструкции N принимается по данным СТОА.
Для дорожных СТОА рассчитывают число заездов на станцию в сутки:
NCym= Ng x P /100, (5.3)
где Ng - интенсивность движения на автодороге, авт./сут;
P - частота автомобилезаездов на дорожную СТОА, % от интенсив-
ности движения.
Значение Р для различных типов автомобилей:
-
легковые автомобили (4,5 % для ТО и ТР, 5,5 % для уборочно-
моечных работ); -
грузовые и автобусы (0,4% для ТО и ТР, 0,6 % для уборочно-
моечных работ.
-
Годовой объем работ СТОА
1 2 3 4 5 6
А. Городские станции
Годовой объем работ по ТО и ТР
Для расчетов объема работ по ТО и ТР автомобилей используются
формулы:
тто-тр = nctoa х Lr x t-TQ-TP / 1000, чел.-ч (5.4)
где Lr - среднегодовой пробег автомобиля одной марки, обслуживаемого
рассматриваемым СТОА (таблицы 5.1, 5.2);
tTO-TP - откорректированная трудоемкость ТО и ТР (чел.-ч/1000 км);
tTO-TP = tH х КСТОА х К3, человеко-ч / 1000 км. (5.5)
Здесь tH - нормативная трудоемкость ТО и ТР (табл. 5.3);
К3 - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия
(см. Приложение 1);
КСТОА принимается по таблице 5.4.
Среднегодовой пробег и пробег с начала эксплуатации легковых
автомобилей отечественного производства (Россия), эксплуатирующихся
на территории Российской Федерации
Год эксплуатации | Среднегодовой пробег Г,, тыс. км | Возраст транспортного средства, лет | Пробег с начала эксплуатации, тыс.км |
1 | 15 | 1 | 15 |
2 | 15 | 2 | 30 |
3 | 14 | 3 | 44 |
4 | 12 | 4 | 56 |
5 | 10 | 5 | 66 |
6 | 10 | 6 | 76 |
7 | 10 | 7 | 86 |
8 | 10 | 8 | 96 |
9 | 9 | 9 | 105 |
10 | 9 | 10 | 114 |
11 | 9 | 11 | 123 |
12 | 9 | 12 | 132 |
13 | 8 | 13 | 140 |
14 | 8 | 14 | 148 |
15 | 8 | 15 | 156 |
16 | 8 | 16 | 164 |
17 | 8 | 17 | 172 |
18 | 8 | 18 | 180 |
19 | 8 | 19 | 188 |
20 | 7 | 20 | 195 |
Таблица 5.2
Среднегодовой пробег и пробег с начала эксплуатации легковых
автомобилей импортного производства, эксплуатирующихся
на территории Российской Федерации
Год эксплуата- ции | Среднегодовой про- бег Ьг, тыс. км | Возраст транспорт- ного средства, лет | Пробег с начала эксплуатации, тыс. км |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 15 | 1 | 15 |
2 | 15 | 2 | 30 |
3 | 14 | 3 | 44 |
4 | 14 | 4 | 58 |
5 | 14 | 5 | 72 |
6 | 13 | 6 | 85 |
7 | 12 | 7 | 97 |
8 | 12 | 8 | 109 |
9 | 11 | 9 | 120 |
1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 10 | 10 | 130 |
11 | 10 | 11 | 140 |
12 | 10 | 12 | 150 |
13 | 10 | 13 | 160 |
14 | 9 | 14 | 169 |
15 | 9 | 15 | 178 |
16 | 9 | 16 | 187 |
17 | 8 | 17 | 195 |
18 | 8 | 18 | 203 |
19 | 8 | 19 | 211 |
20 | 8 | 20 | 219 |
Таблица 5.3
Нормативная трудоемкость ТО и ТР отечественных автомобилей на СТОА
Тип СТОА и подвижного состава | Удельная трудоем- кость ТО и ТР*, чел.-ч/1000 км | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч | ||||
ТО и ТР | Механ. мойка и уборка | Приемка и выдача | Пред- продаж- ная под- готовка | Антикор. обра- ботка | ||
Городские СТОА: легковых авто- мобилей особо малого класса | 2,0 | - | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3 |
малого класса среднего класса | 2,3 | - | 0,20 | 0.20 | 3,5 | 3 |
| 2,7 | - | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3 |
Дорожные СТОА: легковых | - | 2,0 | 0,20 | 0,20 | - | - |
автомобилей всех классов автобусов и | - | 2,8 | 0,25 | 0,3- | - | - |
автомобилей независимо от класса и грузо- подъемности | | | | | | |